16+
Лайт-версия сайта

Педагогические приключения

Литература / Мемуары, публицистика / Педагогические приключения
Просмотр работы:
30 января ’2011   18:15
Просмотров: 25769

Педагогические приключения
Из дневника учителя информатики

Школа 3

3-я школа Дубны - не школа, а гимназия. Я там работаю учителем информатики.

Школа расположена на левом, промышленном берегу Волги, на самой границе города и деревни, на пересечении улиц Центральной и Березняка. Школа большая: даже в нынешние малолюдные времена в ней три десятых и три одиннадцатых класса.

Юлия Куртовна

Директриса Юлия Куртовна - главная достопримечательность 3-й школы. Издали, с трибуны августовских учительских конференций, она известна и интересна мне давно – дельностью и внятностью суждений, энергией, артистичностью. Александр Павлович, мой предшественник и некоторым образом ученик, ушёл на повышение, а мне в начале 2000 года досталась его епархия.

Куртовна – строгая начальница, и за разные мои упущения мне регулярно от неё достаётся. Терплю и стараюсь если и наступать на грабли, то на разные. Есть от неё и конкретная польза: Куртовна виртуозно владеет искусством добывания денег – на замену почившего винчестера, на новую электропроводку, на многое - хотя и далеко не всё! – другое.


Енот

"Енот" - это клуб юных техников. Он находится на правом, институтском берегу Волги, в историческом центре города, рядом с парадным административным корпусом знаменитого Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ) и менее известной мэрией (в девичестве - горкомом КПСС). "Еноту" 35 лет.

В "Еноте" я веду кружок программистов.


Юрий Иванович

Юрий Иванович – директор "Енота", доктор физических наук. Его кабинет - у входа слева.


Татьяна Ивановна

Татьяна Ивановна - жена Юрия Ивановича. Она выпускает детскую газету "Живая шляпа". Её офис - у входа справа.


Богатый день

Богатый был день. Мои рабочие места - на двух разных берегах Волги, а переводные педсоветы - в один день. И потянулись ко мне с правого берега ходоки - у кого ещё не тройка. Антону оставалось сделать полработы, но за ним увязался Олег, настроенный игриво - потому игриво, что шансов быть переведённым в 11-й класс у него уже не было. У меня - последние уроки по расписанию и последние левобережные двоечники, Антон доделывает своё, а Олег скучает: то задаст какой-нибудь умный вопрос, то влезет без спросу в компьютер. Закончили одновременно: Антон сдал последний блок зачёта, а у Олега на экране само собой возникло краткое ругательство, и я послал его туда, куда он сам пожелал.

Анна появилась к концу дня; конспект написала аккуратно, зачёт сдала уверенно. Я удивился и спросил, почему она не сделала это раньше. Оказалось - дама работает, а наши расписания не сходятся.

До педсовета был юбилей коллеги, и Юлии Куртовне, директрисе, приходится на руководимых покрикивать. Есть такой давний и повсеместный педсоветский обычай: вслух, сквозь шумы, отчитываться: столько-то было-прибыло-убыло-стало. Почему это происходит в устной форме, я не понимаю и уже, наверное, не пойму. Приглашенные двоечники в коридоре переминаются с ноги на ногу. Доходит очередь и до них. Двоечники молчат, учительницы формулируют за них клятвы, двоечники неохотно соглашаются с формулировками. Тема мата в устах младенцев не присутствует, а главенствует: наукоград - наукоградом, но берег - рабоче-крестьянский. Самый неисправимый двоечник обсуждается заочно. На моих уроках он за год был трижды и совершил три подвига: украл шарики от мышек, без спросу влез в компьютер (жестоко это преследую, потому что сдуру компьютер легко сделать неработоспособным), украл дискету с работами своих же собратьев. Перспективы неисправимого, как ни странно, самые радужные: в какой-нибудь школе города обязательно не хватит ученика до нормы, и наш клиент после нашей косметической предпродажной подготовки окажется желанной находкой.

28 мая 2001 года

Почти свободный день

Почти свободный день. Почти выходной. Пауза между уроками и экзаменами. На всём автобусном пути - люди в оранжевых кацавейках с мётлами: с часу на час должен появиться президент Путин, и Дубна прихорашивается, моет шею к большому декольте. В кабинете я да Александра. Александра пишет конспект, чтобы заработать пятерку за год.

День начался с неудачи: проходить медосмотр, а книгу с медицинскими приключениями всей моей жизни куда-то засунули, а высунуть не могут. Но - Россия! - строгость правил окупается необязательностью их исполнения: приняли и так. Измерили давление, послушали. Пока годен к дальнейшим приключениям.
29 мая 2001 года

Азат Владимирович

Азат Владимирович - географ, классный "мам" седьмого "а" и родитель десятиклассника Марата. У Марата был период исканий, когда за несделанные работы я ставил ему обратимые карандашные единицы. Азат Владимирович адекватно реагировал на эти единицы; Марату всё это надоело, и вышла у нас за десятый класс пятёрка. Сегодня Азат Владимирович привёл ко мне за руку Сергея, одноклассника Марата, у которого ноль работ из пятнадцати. Получив скидки в связи с болезнями и военной игрой "Орлёнок", Сергей сделал две работы из тринадцати; теперь у него 1,616 балла - уже двойка, и мы добрались до компьютерных работ.

Оборонно-рабоче-крестьянский левый берег, пошатываясь, только ещё пытается встать в полроста после аварии государственной машины; мы здесь хоть и гимназия, но гимназия для небогатых. Каждому учителю, а не только мне, надо иметь под руками компьютер для повседневных дел. Азату Владимировичу навигация в Интернете просто необходима, как, впрочем, и всем моим коллегам. Как мореплавание - человечеству. Но нужны другие отношения: общества к своему будущему, властей к своим подвластным, наших зарплат к не нашим ценам.

Мне повезло: худой ли, бедный ли, полулегальный ли - но доступ в Интернет из дому у меня пока есть. Дамоклов меч грядущей повременной оплаты телефона и изменения статуса моих благодетелей висит надо мной и слегка раскачивается - но пока я извлекаю из Сети (доступные, к сожалению, только в течение недели) номера "Известий" и книги, которые не купить хотя бы потому, что некуда ставить. Последнее время путешествуем по Интернету с Алексеем - сыном. Лёшка интересуется историей, прочитал больше моего, а физический характер труда и возраст способствуют свежести мозгов. От Лёшки и узнаю последние тайны третьего рейха. А если путешествую один, то начинаю с "Кирилла и Мефодия" (к одноименным славянским просветителям отношусь, кстати, сдержанно: зря они свою кириллицу-мефодицу изобрели, у чехов-поляков специфических звуков не меньше наших, а обошлись латиницей и - Европа!). У Кирилла-Мефодия беру их легкомысленные новости - обычные и компьютерные. А их компьютерные обзоры и компьютерная энциклопедия - информация для размышлений о том, чему учить нашу буйную молодёжь.
29 мая 2001 года

Сайтостроение

Что нам стоит сайт построить?
Если Интернет - как у меня пока - бесплатный, - 0 рублей 0 копеек.
Зайти на narod.ru, оттуда - в мастерскую. Там попросят заполнить анкету и - поехали. Пока я понаделал несколько чисто текстовых страничек.
2 марта 2002 года

Сайтостроение: эпизод 2

Попытка редактировать файл, созданный по шаблону, через управление файлами. Увы, изменения не запомнились.
4 марта 2002 года

Подарок губернатора

В 7.25 к остановке "Котельная" причаливает автобус "Подарок губернатора". В "Подарке" сидячих мест мало и почти все они заняты молодыми людьми. Заведение, куда едет молодёжь, считается лицеем; его питомцев, дабы отличить их от однокашников Пушкина, будем называть Тоже Лицеистами.

Не помню случая, чтобы Тоже Лицеист встал и уступил место стоящей рядом бабульке. На корме "Подарка", где пять мест, он рассядется так, положив рядом сумку и широко - яйценосец! - расставив ноги, чтобы занять пространство вчетвером.

На Дмитровском шоссе "Подарок" наполняется рыбаком, сошедшим с электрички. Рыбак обут непромокаемо, одет непродуваемо и вооружён зловещими железяками для сверления и долбления льда. С виду рыбак добродушен и невозмутим, но не дай ему бог зазеваться, поздно нажать кнопку и проехать свою остановку - тогда весь левый берег великой русской реки оглашается адресованной водителю неудержимой бранью, в которой народное обозначение нехорошей женщины - самое безобидное слово.
6 марта 2002 года

Ваничка

Симпатичный. Разговорчивый. Бесконвойный – по Шукшину. Про таких на моей исторической родине говорят: там, где побывал, выросли золотые вербы.

Учить Ванечку мне ещё год с четвертью. И весь этот год с четвертью - вытаскивать из всевозможных происшествий, которые возникают вокруг него сами по себе.

Драка ногами - типичное, ежедневное происшествие. Ваничка не начинает первым. Ваничка первым начинает приставать к соседу. Повод - любой. Сосед терпит-терпит, а потом пускает в ход нижние конечности. Ваничка с удовольствием даёт сдачи. Утомившись, он даже пустой стул между собой и соседом поставит - чтоб сосед не дрался.
А ещё Ваничка - правдолюбитель и правдоискатель. Повод - любой. "А почему у меня не такая клавиатура, как у соседа?" "А почему у соседа Пентиум, а у меня - 286-я машина?" В последнем случае я, каюсь, сорвался: "Придурок, у тебя тоже Пентиум!"

Медленно, со срывами, притираемся друг к другу. Какая-никакая, между тройкой и четвёркой, пошла учёба. Всё чаще пользуемся - и вполне успешно - Ваничкиной головой для целей программирования и всё реже - или мне кажется? - раздаются истошные Ваничкины крики о помощи.
8 апреля 2002 года


Особенные

Десятый "вэ" собирали в прошлом году как Шалтая-Болтая – всей педагогической конницей, всей педагогической ратью. Своих особенных, при различных обстоятельствах, по разным причинам и в разной степени от учёбы отпавших, до чиновничьей нормы не хватало, и были предприняты усилия и пущены в ход всевозможные связи, включая родственные, чтобы заполучить особенных в квадрате – чужих особенных.

Набралось двадцать два плюс-минус икс; икс потому, что часть народу, как Александры Матросовы, в списках числится, а в строй не встаёт. Неделю не встаёт, месяц, полгода, год. На последний урок такой клиент приходит ко мне за оценками по двум предметам – информатике и программированию. Говорю: не аттестован. Возмущается: но я же болел! Объясняю: скидка на болезнь сделана, но если выполнено 0 работ, то и 75% от 0 равны 0. Удивляется тому, что для прохождения курса компьютерного дела недостаточно посещения одного последнего урока. Идёт искать правду и возвращается с двумя мамами – родной и классной. Пытается, опираясь на эту группу поддержки, отстоять право быть аттестованным просто так. Родная мама – спасибо! – молчит, а с классной – с трудом – клиент то уезжает, то занят - договариваемся о дне и времени сверхсрочного ускоренного прохождения курса. Группа поддержки уходит, а мы с клиентом остаёмся и намечаем программу-минимум: что сделать на тройку, а что перенести на следующий год. До клиента постепенно, кажется, доходит ситуация, и, уходя, он говорит "спасибо".

Порадовали особенные дамы. Одна за свой единственный учебный день, пробыв в кабинете от рассвета до заката, получила тройку; другая же свою тройку заработала заранее, а в разгар зачётной сессии родила нам девочку! Вопреки демографической ситуации! И полна желанием придти 1 сентября в наш одиннадцатый "вэ" класс. Как раз была получка, и мы сдали по десятке на зубок
31 мая 2002 года

Сайтостроение: эпизод 3

Освоил очевидную, казалось бы, вещь: вставку в страницу сайта заранее заготовленного текста. И упростил сайт до единственной длинной страницы, одной бесконечной песни кочевника: еду по бескрайней степи, вижу куст – пою о кусте, вижу суслика – пою о суслике.
31 мая 2002 года

Формы

"Я полюбил Вас за Ваши формы" - честно признался молодой человек девушке Галке, моей однокурснице по мехмату. Галка отказала. А потом жалела.

Работаете вы, допустим, в советской жизни в сфере науки, где свои формы – семинары, симпозиумы, публикации, диссертации. И вдруг – чисто случайно - не стает ни советской жизни, ни советской науки; вы случайно оказываетесь перед зданием с женственно округлыми формами и надписью "Добро пожаловать!" ; чисто случайно здание оказывается школой, а школе чисто случайно требуется учитель информатики, потому что прежняя учительница уехала отдыхать на юга, а там чисто случайно взяла да и вышла замуж за горца. И вы чисто случайно – а куда деваться? - оказываетесь школьным учителем.

А в школе свои формы! Заполнение журнала. Тематическое и поурочное планирование. И прочая, и прочая. А ваша повседневная действительность ортогональна (в школе говорят: перпендикулярна) этим формам. Как заполнять журнал, которого нет, потому что он один, а групп в классе две, и параллельно с вами идет урок физкультуры или английского, и журнал там? Планировать урок – что планировать ураган или землетрясение: в классе "а" уже работаем на компьютерах, а в классе "вэ" ещё учимся сидеть спиной к спинке стула, носить тетради и ручки, не приставать к ближнему, не выражаться. А борьба за лидерство с Колобком, который из академии ушёл, из гимназии ушёл, из семинарии, будь такая, тоже ушёл бы – в какой форме её выразить?

Александр Алексеевич до своего ухода на повышение вёл предмет "эстетика форм". Свою эстетику он воплотил в форме панно на стене кабинета информатики: в небе парят слонопотамы, а придурок в белом врачебном халате задаёт риторический вопрос: "Коля любит информатику?"

А аттестации и аккредитации, которые обрушиваются на школу с регулярностью тропического муссона? Буйство форм! Одна дама, чья должность между молотом (вышестоящим начальством) и наковальней (нижестоящим учительством), просто и бесхитростно сформулировала школьный закон номер ноль: форма должна быть такой, чтобы проверяющий, который ничего не понимает в информатике, физике и этике с эстетикой, не смог придраться.

Вопрос "А зачем такой проверяющий?" принято считать риторическим, то есть не предполагающим ответа.
2 июня 2002 года


Реклама

Вездесущая, назойливая, бессовестная реклама может стать источником сюжетов задач по информатике.

Дед Арсений, крепко пивший, стал по состоянию здоровья народным целителем и теперь лечит всех желающих от всех болезней…

Фирма "Прозана" торгует прокладками, закладками и накладками…

Матушка Марфа – ясновидящая: она видит невидимое. Матушка Мария – яснослышащая: она слышит неслышимое. Матушки принимают клиентов, присматриваются и прислушиваются к ним и за вознаграждение предсказывают судьбу…

Дилер Дилетантов зарабатывает деньги на биржевых торгах, продюсер Продувайский продувает часть этих денег в карты, а промоутер Промокашкин - проматывает на собачьих бегах…

Три города, Головинск, Рукинск и Ногинск, решили начать новую жизнь: в Головинске придумывают высокотехнологичную вещь, в Рукинске ее делают, а в Ногинске – рекламируют и продают. Придумали три вещи: котомойку, мухобойку и козодойку…

2 июня 2002 года

Любовь Алексеевна

Любовь Алексеевна получила замечательное компьютерно-оптико-механическое образование в северной столице и была распределена в Дубну в таинственный "Атолл". С окончанием советской власти "Атолл" погрузился в пучину, но – по закону Ломоносова – из тьмы лесов и топи блат в это же время вознеслась особенная гуманитарно-эстетическая 11-я гимназия, и Любовь Алексеевна, ещё оставаясь начальником сектора в "Атолле", стала учить гимназистов информатике. Пару лет спустя "Атолл" скрылся в пучине, а Любовь Алексеевна перешла в школу насовсем.

Любовь Алексеевна учит и программированию, и офисной деятельности, а я – почти исключительно программированию, что неправильно. Поэтому я присматриваюсь к тому, что делает Любовь Алексеевна и как она это делает – благо Любовь Алексеевна, всеобщая любимица, доброжелательна и коммуникабельна.

Любовь Алексеевна – классная мама восьмого "а" – только что вернулась из похода. С подвижной частью класса она побывала на одном из островов местного водохранилища, по торжественным дням именуемого Московским морем. Дама, любопытства ради, попробовала управлять катером "Турпан" (это вид утки) – и справилась; я уверен: поставь даму управлять государством – тоже справится.

На острове оказались две цветущие поляны: ландышевая и земляничная. Два рыбака устроились надолго. Две Маши из восьмого "а" как залезли на дерево, так и не слезали с него, громкими криками то ли приветствуя, то ли пугая проплывавших мимо.

Вокруг острова было мелководье, и народ открыл купальный сезон. Накупавшись, нагулявшись парами, наигравшись в волей- и пионербол, народ проголодался, и Любовь Алексеевна скомандовала:
- А ну-ка доставайте ваши одноразовые супы!
Столь образно изъясняется на Руси ещё только один человек – Виктор Степанович Черномырдин.
3 июня 2002 года








Голосование:

Суммарный балл: 40
Проголосовало пользователей: 4

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 30 января ’2011   18:30
...+!!!!!!! а у меня и сейчас практически периодически нет интернета... с интересом прочел.
16

Оставлен: 30 января ’2011   18:44
Спасибо за любопытство и терпение!
А с Интернетом у нас стало очень хорошо: есть несколько фирм-конкурентов, предлагающих услуги; есть технология, не требующая ничего кроме наличия домашнего телефона; цена божеская.


Оставлен: 31 января ’2011   01:01
Любопытные записки из дневника...Но мне,как читателю хотелось бы понять,какую идею Вы хотели выразить в этой работе? Ведь не просто так Вы поделились своими воспоминаниями....? 

Оставлен: 31 января ’2011   07:13
Спасибо! Затрудняюсь ответить однозначно, какая будет судьба этих мемуаров: то ли эскиз к бОльшеиу полотну, то ли просто моментальная фотография моего окружения.


Оставлен: 31 января ’2011   04:32
ПОНРАВИЛОСЬ!!!!!!!!!!!!!!


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Косметическая маска для домушника

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Не привыкайте никогда к любви

https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/films/other/2597421.html?author

Автор Эдуард Асадов
Читает Ольга Ахметова

377

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft