16+
Лайт-версия сайта

Об истоке энтропии и ее особенностях в бытии?

Литература / Мемуары, публицистика / Об истоке энтропии и ее особенностях в бытии?
Просмотр работы:
14 июля ’2024   00:05
Просмотров: 874

Аннотация

До сих пор исток энтропии как необратимого рассеяния и меры неупорядоченности или неопределенности системы не выявлен, тогда как энтропия несет в себе не только отрицательный заряд, а является одним из факторов, обеспечивающих живое, а для человека она представляет собой основу для проявления таких столпов осознанного взаимодействия людей как добро и зло.

Ключевые энтропия, информация, живое, ошибки, сознание, время, добро, зло.

Термин «энтропия» (обращение или превращение в переводе с греческого) сам по себе несет в основном двойственный смысл: необратимое рассеяние энергии, вещества или информации, и мера неупорядоченности или неопределенности системы [см., напр., 1].
Энтропия, несмотря на ее ассоциацию с хаосом или беспорядком, может нести в себе и позитивность того или иного рода, например, солнечное излучение, появляющееся в результате возрастания энтропии этого светила, преобразуется на Земле в энергию химических связей в биосфере, неся в себе в итоге жизнь.
Отметим также, что закон неубывающей энтропии относится только к изолированным (замкнутым) системам. Поэтому все физические процессы, как и ход текущего времени в них необратимы.
Поэтому обратимся к связи живого и энтропии, выявив по ходу дела тот исток, вследствие которого энтропия как часть информационного потока проявляется в бытии.
Отметим сначала, что всякий живой организм обладает одной способностью, которая отсутствует у всего неживого.
Живые организмы, единственные из всего, что есть в бытии, обладают субъектностью, то есть сознательно, но на разных уровнях владеют информацией, если, конечно, понимать под информацией сведения о состоянии объектов, окружающих организм, которые он распознает имеющимися у него средствами.
Информация, как таковая, отсутствует для всех неживых объектов (вещи), поскольку в их распоряжении нет средств для распознавания, точнее, формирования окружающего, а именно – нет ни органов чувств, ни центров, обрабатывающих поступающие через рецепторы данные таким образом, чтобы вокруг образовывалась изменяющаяся среда, в которой можно жить, размножаться, поддерживать существование собственного рода, развиваться и вместе с тем конкурировать с остальными живыми существами за право занимать различные ниши жизни, сначала не осознавая это, а потом и совершенно сознательно в лице человека.
Другими словами, без способности воспринимать и производить информацию невозможно ничего проявить, если даже это что-то и имеется в скрытом состоянии.
Поэтому, чтобы проявилась «конструкция», в которой можно жить, требуются организмы, способные извлекать и производить информацию, преобразующуюся в материал, составляющий внутреннюю и внешнюю сферы для существования этих организмов, и длительность, в рамках которой можно действовать, передавая эстафету последующим живым организмам, которые в результате случайных изменений в геноме (программам, записанным на белковых молекулах) смогут лучше приспособиться к изменяющемуся окружению.
Так как кроме живого (активного) и неживого (пассивного) нет ничего, - причем они не производят друг друга, сосуществуя, в нашем понимании, всегда, - то длительность, в которой можно существовать, развиваясь, живому приходится формировать самому благодаря своим возможностям воспринимать и перерабатывать информацию, выделяя из вневременной бесконечности те сведения, которые оно способно распознавать в соответствии со своими формообразующими способностями в виде копий фрагментов объектов, которые потенциально, но слитно, содержатся во вневременной бесконечности, в которой скрыто всё, что было, есть и всё, что будет [см., напр. 2].
Эти копии, поступающие в живое существо как импульсы (пакеты информации), содержат закодированные сведения о материальных объектах, которые живое существо благодаря присутствию совокупности органов чувств, обрабатывающих информацию центров и формообразующих способностей, оказалось способным идентифицировать. Эти последовательные сигналы-импульсы подобно телевизионной картинке сливаются в живом существе в зрелище непрестанно меняющегося окружающего, поскольку пауза между поступающими друг за другом импульсами не учитывается в сознании живого существа за счет определенной длительности обработки каждой порции информации и возникающей тем самым задержки, делающей для сознания непрерывным (порог восприятия) дискретный процесс поступления информации.
Именно так каждое живое существо формирует собственное окружение в виде движущихся в текущем времени и пространстве объектов собственного бытия, а в своей совокупности живые существа формируют общую среду для своего дискретного, но стабильного в течение жизни существования в виде вселенных со всеми их атрибутами.
Поскольку выделение из вневременной бесконечности, в которой сознание и вещи слиты воедино и не способны проявиться без их разделения с последующим соединением, обеспечивает уже квази-временная сверхвысокочастотная голографическая проекция вневременной бесконечности, постольку появляется текущее время в форме бытия, в котором единая вневременная бесконечность обретает способность «дробиться» на бесконечное число конечных упорядоченных образований – информационных копий собственного скрытого содержания.
Таким образом, все объекты наличного бытия – от вселенной до человека - являются, в отличие от мироздания, конечными в своем существовании. Все они формируются через временную сверхвысокочастотную голографическую проекцию вневременной бесконечности.
Бытие, представляющееся нам таким надежным, вещным, необозримым, сообразным определенным законам, содержащее макро- и микромир, элементарные частицы и излучения, галактики и живые существа, в своем основании имеет не более чем информацию, точнее, - сверхвысокочастотные голографические образования, несущие информацию. Они интегрально равны нулю каждую позицию обновления вследствие проявления каждого волнообразного образования совместно с таким же образованием в противофазе. Такого рода баланс голографической проекции вневременной бесконечности соответствует самой вневременной бесконечности, которая есть ничто, становясь всем наличным только через собственную проекцию в этом квази-времени. Тем не менее, до взаимного уничтожения обоих импульсных волнообразных образований, находящихся в противофазе, каждая и них способна проявиться на какое-то время, конвертируясь в его рамках в бытие посредством живых существ.
В этом дискретном процессе не может быть начала и конца потому, что дуальная система мироздания устойчива в своем функционировании и проявлении, что исключает небытие вследствие взаимодействия бесконечного и конечного.
Эта система не только не имеет движителя, но и формально является ничем, составляя в любой позиции интегрально ноль. Поэтому ей не на что разваливаться, незачем начинаться и кончаться.
С другой стороны, система мироздания разделиться на независимую вневременную бесконечность и отдельную голографическую проекцию не способна – она составляет единое целое, в котором формообразующее активное подпитывается теряющим свою форму в конечных образованиях пассивным.
Тем самым это дуальное (двойственное) мироздание, состоящее из вневременной бесконечности и временной его проекции в виде сверхвысокочастотной голограммы, оказывается способным выражать себя через бесконечное множество конечных объектов бытия посредством взаимодействия активного (сознание) и пассивного (вещи) как в текущем календарном (общем) времени, так и в собственном времени каждого из активных (живых) существ, то есть существ, обладающих сознанием, которые в этом временном бытии конечных объектов не могут стать бесконечными, не исчезнув из времени, но это исчезновение происходит с ними, точнее, с их сознанием после его разъединения с телом, то есть в момент смерти живого существа [см., напр., 3].
В ходе этого процесса, чисто статистически сверхвысокочастотные колебания, преобразующиеся в объекты бытия через живые существа, не могут быть идеальными, давая те или иные сбои или накладываясь иногда друг на друга, несмотря на то что голографическая проекция вневременной бесконечности в целом устойчивое и гармоничное образование. В связи с этим, поступающая информация не может не искажаться в той или иной степени.
В результате, все объекты бытия как индивидуально, так и при их взаимодействии не могут не испытывать отклонения от заданного функционирования в той или иной мере подобно тому, как это происходит в радиоприемнике, в котором чистота звука от принимаемой радиостанции никогда не достигает 100 процентов.
В частности, срок существования каждого объекта бытия в определенной форме с конкретным содержанием, в том числе и активного (живого) ограничен наличием неизбежных сбоев в его сверхвысокочастотной голографической основе, что можно истолковывать как возрастание энтропии в данном объекте, ограничивающем его пребывание в определенной форме в бытии,
Иначе говоря, порядок в бытии, подчиненный определенным законам, не может выполняться однозначно, теряясь моментами тут или там, создавая тот или иной вид хаоса, который может возрастать и уменьшаться в зависимости от возможности коррекции ситуации, которая осуществляется живыми существами непосредственно или с их помощью осознанно или нет.
Кроме того, беспорядок создается самими живыми существами, не всегда переводящими собственное окружение в более упорядоченные или сложные формы, например, производя отходы от своей деятельности, тем более что и сами живые существа, в сущности, питаются продуктами распада собственного светила. Тем менее, постепенное упорядочивание всего, касающегося активности живого, особенно активности человеческих сообществ, свидетельствует о локальном уменьшении энтропии в результате деятельности живых существ, в отличие от роста энтропии при отсутствии этой деятельности в изолированных системах.
Таким образом, довольно четко очерченное бытие со всеми его планетами, галактиками и микромиром, функционирующими по определенным законам, не обходится без нарушения порядка, что, правда, не способно изменить правила «игры» в целом, но проявляется на всех уровнях, в частности.
Наукой подобное явление квалифицируется как энтропия [си., напр., 1], но исток этого явления до сих пор ею не определен.
Поэтому ученые не нашли ничего лучшего, как обратиться к случайности, которая в данном случае отношения к делу не имеет, поскольку является определенным проявлением еще непознанных закономерностей, а не признаком хаоса.
Тем не менее, эти отклонения от порядка были названы флуктуациями и представлены в качестве закона неубывающей энтропии для замкнутых (изолированных) систем.
Однако этот закон не действует в случае отсутствия изоляции систем, в которых, кроме энтропии действует и негаэнтропия.
В частности, локально энтропия уменьшается и возрастает довольно наглядно и существенно вследствие функционирования живых существ, устраивающих для себя наиболее выгодное упорядоченное окружение, но создающих отходы в процессе этого созидания, что, в целом, кроме созидания, безусловно влечет за собой нарушение предшествующего порядка.
Как бы то ни было, развитие, которое инициируется живыми существами, отличается именно тем, что новый порядок становится более сложным, а сами живые существа меняются в соответствии с ним в сторону приобретения больших степеней свободы, получая тем самым более приятные и разнообразные ощущения, а не просто выживание.
Наиболее успешно это удается человеческим сообществам, которые действуют, в отличие от прочих живых существ, осознанно, то есть вполне целенаправленно, устраняя, по их мнению, беспорядок или не устраивающих их порядок так, чтобы получить, в отличие от того, что было, большую пользу для себя, а также больший простор для реализации своих интересов и намерений.
Однако, вследствие отсутствия возможности бесконечного упорядочивания собственного окружения и самих себя в сторону совершенствования, человек в своих сообществах всегда достигает, так называемой, точки сингулярности, в которой его биологическая природа оказывается неспособной адекватно воспринимать и преобразовывать всё возрастающие потоки поступающей информации в своем сознании, в частности, из-за ограниченных возможностей собственного мозга.
Результатом этого процесса проявления негаинформации является череда ошибочных решений, которые хаотизируют его окружение, то есть кардинально увеличивают энтропию, вследствие чего система, созданная человеческими сообществами, разрушается, предоставляя уцелевшим людям начать свое развитие заново, если остальное природное окружение позволяет это сделать.
Таким образом, вспышка роста энтропия, проявляющаяся в регулярной хаотизации человеческих сообществ в форме цивилизации, несет в себе позитивное значение, которое проявляется в том, что развитие человеческих сообществ не уходит в дурную бесконечность, а идет строго циклически, позволяя сознанию в форме живого дискретно проходить цивилизационную стадию собственного развития, наиболее благоприятную для того же развития и изменения.
В качестве значимого и пока еще спорного примера проявления энтропии в ходе развития человеческих сообществ можно привести проблему соотнесения добра и зла, которая до сих пор является камнем преткновения для всех гуманитарных наук.
Любой человек, теряясь в беспорядке, естественно, не может не относиться к нему как к злу, подразумевая под злом именно невозможность жить так, как хочется, а устроенный им локальный порядок, в котором ему, по крайней мере, уютно и безопасно, он представляет добром, подразумевая под ним, по меньшей степени, сносное существование.
То есть каждый человек желает устранить вредоносный беспорядок или бесполезный порядок для себя, стремясь к той или иной выгоде в обновленном им порядке, полагая его добром, а беспорядок злом, тем самым невольно уменьшая энтропию локально.
При этом, локальное добро одного человека может вредить другому или другим, которые представляют эту ситуацию несправедливой для себя, если этот человек устраивается комфортнее, чем они за счет них, или даже благодаря только своим индивидуальным усилиям, вызывая зависть и, следовательно, недоброжелательство, соответственно увеличивая энтропию локально.
В целом же, в подобных коллизиях побеждает более совершенный порядок, обеспечивая тем самым поступательное движение сообществ в рамках уменьшающейся энтропии, что указывает на то, что именно в ходе борьбы «добра» и «зла», то есть осознанных столкновений на этой почве, происходит максимально ускоренное развитие человеческих сообществ.
Таким образом, добро, зло и справедливость, которые соответственно определяется одной из сторон в свою пользу, являются непременными факторами, влекущими к столкновениям и даже борьбе, неизбежно провоцируя развитие человеческих сообществ, особенно ускоряя его в рамках цивилизации, в которой господствуют собственнические отношения, усугубляющие эту борьбу «зла» и «добра», понимаемых каждым по-своему.
На самом же деле, изменение энтропии не происходит само по себе, а вызывается соображениями и действиями живых существ. В частности, она уменьшается с ростом порядка, заключающегося, например, в росте благосостояния в одном месте для одного человека, и вместе с тем возрастает с нарушением порядка, которое состоит, например, в ограблении соседа в случае спорной ситуации, и не меняется при застое. То же происходит и для человеческих сообществ, часто завершающееся войнами.
Вследствие этих факторов создается максимально возможное ускорение (уплотнение) собственного времени цивилизации, и основным фактором, инициирующим это дополнительное ускорение, является осознание человеком своих действий по сравнению с тем, что происходит в медлительной живой природе, где целеполагание и творчество отсутствуют, поскольку в ней господствуют инстинкты и рефлексы.
В результате этого, человек, в отличие от животных, осознающих происходящее с ними только на уровне ощущений без создания тех или иных целевых проектов, расценивает тот беспорядок, который создается для него соперниками или врагами как зло для себя, тогда как то же самое, создаваемое им для противников или даже соседей, он полагает добром для себя, так как подобные действия могут принести ему определенные преимущества, что он прекрасно понимает.
Другими словами, изменение энтропии, проявляющейся впоследствии этих осознанных действий, создает такое напряжение в сообществах, достигших уровня цивилизации, которое способствует непрестанной осознанной борьбе в них и между ними, а значит, и ускоренному развитию цивилизации в целом.
Таким образом, проявление изменения энтропии зависит от стремлений и действий живых существ как локально, так и в целом для бытия, которое без них есть не что иное как небытие, а для человека это изменение, в частности, может выражаться в направленности его мыслей и чувств на определенный объект для себя, в результате которой создается напряжение, сопряженное с расходом энергии, которая тратится необратимо, что приводит к возрастанию энтропии в этом человеке, ощущаемому им по упадку сил, что особенно характерно для творческих персон.
Как бы то ни было, подобная направленность мыслей и чувств провоцирует человека на вполне осознанные действия, которые могут признаваться им самим и его соратниками как добро, а его противниками как зло.
Надо всё же отметить в итоге, что никакого мирового зла, например, иррациональной свободы с его источником в виде Ничто нет и быть не может, поскольку есть только процесс развития сознания в сопротивляющемся мире (бытии), и одной из этих сил сопротивления с ее негативными и позитивными особенностями, отмеченными выше, является энтропия, что отражается в человеческих сообществах - и только в них - в виде добра и зла, так как люди осознают свои действия, производя как осознанное созидание, так и разрушение, ускоряя тем самым процесс развития собственного самосознания.
Таким образом, антагонизм нашего мира необходим для развития сознания как необходимы свет и тьма, иначе непонятно было бы, что такое свет и что такое тьма. Сознание должно погружаться в борьбу в рамках возникающих противоречий, то затемняясь, то высветляясь.
Людям это непонятно и потому они представляют одно злом, а другое добром. По сути же, это процесс разрушения и созидания, фиксируемый в изменении энтропии, который протекает через сознание, обогащая его.
Животное начало в человеке не знает ни хорошего, ни плохого, не признавая ни добра, ни зла в силу своей инстинктивной природы. Оно просто участвует в борьбе за существование, за выживание, и когда это начало в человеке пересиливает, то он может безжалостно уничтожать конкурентов ради себя, продолжения своего рода, ради существования своего сообщества. Это, кстати, массово происходит каждый день и в нашем демократическом, точнее, капиталистическом обществе.
Подобные низшие намерения, страсти, поступки обусловлены животным началом человека и их нельзя относить к произволу и нельзя квалифицировать как сознательное, целеустремленное зло, изначально заложенное в его сознании.
С другой стороны, осознанные поступки человека, приводящие часто его самого и его окружение к успешным или катастрофическим результатам, имеют основание в благих, как ему представляется, намерениях, направленных на более прогрессивное переустройство общества.
Эти намерения в благоприятных точках исторического развития цивилизации могли завершаться достаточно успешно, например, объединением разрозненных мелких немецких государств Бисмарком в единое мощное государство – Германию.
Старания же большевиков совершить мировую революцию на благо всех народов мира привели Россию к нынешнему второстепенному положению в мире.
В первом случае, локальная энтропия существенно уменьшилась в результате своевременных действий Бисмарка, основанных на реальном положении дел и достаточной просвещенности немецкого народа в целом, не препятствующем повышению порядка в месте их проживания.
Во втором случае, утопические помыслы большевиков не могли не завершиться крахом, в немалой степени задевшим Россию, увеличив локально уровень энтропии в ней вследствие ее значительного территориального сокращения и неопределенности, владеющим населением и властной элитой к нынешнему времени.
Действительно, в предельном варианте властный субъект может пожелать насильно облагодетельствовать весь мир, ради принесения ему как бы настоящего счастья и процветания, что свойственно многим революционерам. Они ради этого готовы, как однажды выразился Мао-Цзе-Дун, погубить большую часть населения мира.
Но не только революционеры и радикалы лелеют столь фатальные для народов замысли, которые им самим кажутся благом. Подобные идеи посещают умы и значительной части наднациональных властных элит, руководствующиеся, правда, не принесением блага для народов, а удержанием блага для себя кардинальным сокращением населения планеты любыми имеющимся средствами, улучшив тем самым экологическую обстановку, а также решив проблему трудоустройства населения в связи с внедрением искусственного интеллекта, практически, везде.
Подобные идеи напоминают соображения Раскольникова, отмеченные Ф. М. Достоевским: его герой противопоставляет себя всему остальному, как он считает, несовершенному, мешающему, ненужному, в качестве более совершенного человеке, который только и достоин жить и творить. Тут тоже нет злого намерения, а есть заблуждение.
Наиболее распространенным злом в мире считается причинение вреда одними людьми другим людям, тогда как это или, как было указано выше, борьба за существование, либо результат противоречивых отношений между ними, выражающихся в возникающих обидах, ревности, мстительности, недоверия, а также это может быть результатом ошибок поведения, наслаивающихся друг на друга. То есть зло и добро не закладываются в основу мира, человека, не приходят из бездны или от Бога, а являются лишь представлениями людей, проистекающими из их собственных отношений, естественной природы и неразвитости сознания. На самом деле, все это результат стремлений человека в антагонистическом мире, как ему кажется, к лучшему или для него, или даже для многих, или даже для всех.
Даже для узкого ума человека то, что ему представляется добром и злом, в течение жизни меняется местами. Это, например, произошло с Раскольниковым, что великолепно отразил Ф. М. Достоевский.
Для человеконенавистников весь мир – зло. Для революционеров капитализм – зло. Для буржуазии капитализм - высшая форма существования общества, самое доброе добро из всех видов добра.
Этот процесс то созидания, то разрушения в определенной мере контролируется единым сознанием голографической проекции вневременной бесконечности, но основание его, отчасти, составляет энтропия, которая в свою очередь базируется на сбоях или наложении сверхвысокочастотных колебаний друг на друга в голографической проекция вневременной бесконечности, причем эти колебания в итоге преобразуются в объекты бытия через живые существа. Однако единое сознание голографической проекции использует этот негативный фактор в позитивном ключе в бытии, провоцируя им собственное развитие в живых существах, на пике которого находится человек.
Если до появления человека весь органический мир был построен всего лишь на пожирании друг друга, что помогало ему, по крайней мере, временами удерживать уровень энтропии на прежней планке, а по мере его изменения в сторону усложнения постепенно уровень энтропии уменьшался, то появление в итоге человека, в котором животное сознание было дополнено самосознанием, в значительной степени облагородило человеческие сообщества, отказавшиеся в конце концов от каннибализма и дошедшие до значительного уровня технологического и культурного развития, что безусловно, является прогрессом, привнесенным именно самосознанием, поскольку до его появления осознание реальности живыми существами могло быть только на уровне ощущений.
Однако на все это можно было бы возразить тем, что в людях часто проявляется как бы ничем не мотивированная злоба. На самом деле тут имеется несколько отношений.
Первое заключается в том, человек в жизни может быть «загнан в угол» подобно крысе с угрозой его жизни, жизни близких людей или чего-то самого дорогого для него, и выхода из этой ситуации нет.
Тут он как бы теряет разум, и его агрессия носит чисто животный характер защиты в попытке выхода из проигрышного положения. Вступают в действие рефлексы и инстинкты. А о зле, как таковом, говорить не приходится, поскольку человек тут превращается в защищающееся животное, да и часто выглядит как злобное животное. Тем не менее, некоторые ученые называют это состояние проявлением вселенского зла, которого на самом деле, не было, нет, и не будет.
Второе отношение заключается в сознательном стремлении человека уничтожить все вокруг по мере сил и возможностей. Подобное бывает в сильном гневе или раздражении и проходит с восстановлением нормального состояния. Так что здесь выражается не зло, а выплескивается недовольство человека тем, что он никак не способен сделать то, что хочет, вследствие собственного неумения или в силу того, что обстоятельства категорически этому препятствуют.
Однако это временное состояние гнева на мир может перейти в постоянное, если человек решил, что мир ему ничего не дает, а только отбирает, что ему некуда и незачем идти. Такое проявляется при низком уровне самосознания, когда оно может оказаться неспособным выдержать давлении окружающей среды и собственных представлений и фантазий.
Высокий уровень самосознания в этом случае зовет к борьбе, пусть бесполезной и бессмысленной, ведущей к гибели, но борьбе. Это есть проявление крайней степени неудовлетворенности самосознания.
А слабодушные начинают отыгрываться на более слабых, оправдывая себя тем, что те хуже, а живут, а они пропадают почем зря. К вселенском злу такое поведение не имеет никакого отношения, поскольку простая перемена обстоятельств в пользу слабодушного делает из злобного мизантропа, вредящего всем, добродушное существо, которое даже может поделиться с вами полученными благами, правда, только для того чтобы остальные их оценили.
Кроме того, за зло иногда принимается фактически слом психики человека, который может произойти по разным причинам, но не сразу осознается его окружением, что, например, произошло в Древнем Риме с императором Калигулой. В этом случае бессмысленно говорить о зле по отношению к больному человеку.
Резюмируя, можно отметить, что гораздо легче вместо поиска истинных причин человеческих поступков, которые заключаются, как правило, в человеческих отношениях, ссылаться, якобы, на присущую человеку изначально злобность. Человек просто-напросто не в состоянии стать идеально разумным, преодолеть свои чувства зависти, ненависти, эгоизма, к которым еще и примешивается слабость сознания и вытекающее из него стремление к простым решениям, которые, как правило, приводят к таким неожиданным результатам, что кроме как действием злобной воли их назвать кажется невозможным.
Человека из животного делает самосознание, но и оно в жизни смешивается с животными страстями, что, с одной стороны, вызывает представления о злобной натуре человека, а, с другой стороны, - о его доброте и разумности. Как результат, появление мифа о добре и зле, об изначальной невинности и о грехопадении.
Поэтому, приходится признать, что наш антагонистичный мир существует в качестве полигона для процесса развития сознания через целый ряд жизней, целый ряд цивилизаций на информационной основе, которая не может быть идеальной, что и показывает такое явление, как энтропия.

Библиография

1. Деменюк С. П. Просто энтропия. Цикл изданий «Фракталы и хаос.» - СПб. «Страта». 2019.
2. Низовцев Ю.М. О непреходящем сосуществовании сознания и неживой материи. Журнал «Топос». РФ. 21.12.2023.
3. Низовцев Ю.М. Всё и ничто. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.litres.ru.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft