16+
Лайт-версия сайта

Между светящейся сферой и погребом

Литература / Мемуары, публицистика / Между светящейся сферой и погребом
Просмотр работы:
21 июня ’2024   09:24
Просмотров: 133

Светящуюся сферу можно искать в разных пространствах. Создатель очень хотел заниматься разными видами деятельности, расширять свои интересы. Из-за этого стало возникать противоречие, как у Микалоюса Чюрлёниса. Художники считали его композитором, а композиторы – художником. У создателя получилась примерно такая же смешная ситуация. Там, где он хотел раскрыться как литературный человек, его стали считать певцом, развлекающим компанию. Если бы создатель знал, стал бы скрывать, что он умеет петь. В другом месте он хотел стать бардом. Там его считали поэтом, копающимся в бумажках. Когда он хотел стать художником, его считали литератором. Когда он хотел присоединиться к науке, его считали неформальным свободным автором. Когда он пытался узнать что-то о театре, которого нет в городе, это был разговор глухого с глухим. Такое впечатление, что создатель везде путает двери.
Часть ижевского искусства создавалась в 1990-е гг., во время становления новой эпохи. В это время авторы могли оказаться в неоднозначной ситуации. В какой-то момент они задумывались о том, что их деятельность нужна только им. Кроме каждого отдельно взятого автора, ничего никому не надо. Отчасти это было связано с поиском профессионального пространства. Когда человек ищет концертные площадки там, где творчество не является насущной темой, можно процитировать: «Люди остались те же, только квартирный вопрос их испортил». Авторы девяностых понимали, что в их комфортной работе заинтересованы только они. Но тогда можно сказать, что авторы девяностых – счастливые и свободные создатели. Они могут самостоятельно создавать деятельность, в которой заинтересованы только они. И зависеть только от себя. Много времени уходило на то, чтобы выяснить, где и что происходит в городском творчестве. Возможно, писатели и актёры не сразу выбирали своё место. Но сначала они сравнивали плюсы и минусы, а потом выбирали. Старались вырабатывать вкус. Рядом с творцами оказывались те, кто их поддерживал хотя бы по мере возможностей. Это создавало новые творческие союзы.
Если у авторов есть литература, музыка и театр и есть что сказать об этом, они будут заниматься творчеством и, возможно, в разных пространствах Ижевска. Со временем авторы девяностых заметили, что у них есть свой почерк и свои ожидания в искусстве. Нужно понять, каким они хотели бы видеть творческое пространство и искать его в зависимости от своих представлений. Сначала определить собственные желания, потом подбирать пространство под них. Авторы стали понимать, почему до сих пор неправильно искали пространство для творчества. У ижевских творцов всегда было что-то не так с поиском пространства. И это ещё если назвать литературу, музыку и театр. Хотя в провинциальном городе литературно-музыкально-театральных пространств не так много, авторы могли бы создать «намоленное место». Город, испытывающий недостаток в творчестве, рождал ищущих авторов. Ищущие авторы создавали деятельность из одного вдохновения и возвращали творчество городу. И, возможно, теперь современные дебютанты будут учитывать предыдущий опыт. Вдруг авторы 2010-20-х гг. с одного раза найдут сценическое пространство, если составят общую картину того, чего они ожидают? И напишут одну фразу: «Мы играем на такой-то площадке». Никогда не могли найти своё место для занятий, а тут вдруг найдут.
В 2011 г. в библиотеке им. Л. Н. Толстого состоялся театральный вечер из двух частей. Первая часть – читка монологов Даниила Клеопова и вокал Марии Курихиной (Ханыковой) под общим названием «Наблюдение светящейся сферы». Всё это происходит под музыку старинного инструмента било – лепестковой колокольни, сооружения, увешанного металлическими пластинами. И под звуки африканского барабана джембе, вносящего экзотический колорит в славянскую напевность. Вторая часть – спектакль по повести Даниила Клеопова «Дарья из погреба» в исполнении участниц театра-студии «МИФ» под руководством Татьяны Лещёвой. Сразу можно заметить особенность вечера в том, что он соединил в себе несколько видов искусства: художественное слово, музыку, стихи, прозу, драматургию. Всё это переплеталось с фольклорными мотивами и ностальгией по исконно русским традициям. Библиотека им. Л. Н. Толстого – настоящая старинная усадьба, хранящая приметы прошлого. Вокальное исполнение воспроизводило старинные русские песни в их первоначальном воплощении. Загадочный сюжет «Дарьи из погреба» строился на обращении к русской истории. Имя Дарья здесь напоминает о печально известной Дарье Салтыковой. Но, возможно, повесть не столько о ней, сколько о чём-то ином. Ещё одна сложная задача театрального действа – найти светящуюся сферу, источник света, который может быть для каждого своим. И можно определить другую задачу: достижение равновесия между светящейся сферой и тёмным погребом без окон.
Реальный образ Дарьи Салтыковой вряд ли вдохновил бы многих авторов на поиски света. Но автор повести «Дарья из погреба» по-новому рассмотрел события, связанные с реально существовавшей аристократкой. В его видении Дарья предстаёт не столько как историческое лицо, сколько как героиня сюжета. Читатель видит её в то время, когда она находится в заключении. Место обитания Дарьи названо погребом. Монологи, написанные от лица Дарьи, отражают её тяжёлое состояние и невозможность найти в погребе что-нибудь, что стало бы её просветлением хотя бы в мыслях. Поскольку у Дарьи больше нет ни огромного мира, ни чего-либо главного, направляющего её поиски, ей остаётся придумать это самой. И это не единственная линия повести. Другой сюжет, разворачивающийся параллельно – конфликт помещицы Ольги с её крепостными. Здесь не идёт речи о том, что Ольга проявляет чрезмерную жестокость. Скорее, она относится пренебрежительно к тем, кто не относится к высшему сословию. Снова происходит переосмысление традиционного сюжета. На чьей стороне должно быть сочувствие зрителей – помещицы или крепостных? Если предложить версию, что от помещицы можно ожидать большей опасности, всегда ли происходит именно так? Можно ли найти компромисс между обеими сторонами? Опять возвращаемся к вопросу о том, можно ли найти равновесие между светом и тьмой.
У каждого вида искусства есть свой автор, творец, создатель. Творческий вечер в библиотеке состоялся благодаря усилиям всех, кто создаёт своё искусство. Писатель Даниил Клеопов, певица и музыкант Мария Курихина, режиссёр Татьяна Лещёва, театральная студия «МИФ» и даже женские образы в спектакле – авторы своей деятельности. Литература, музыка и актёрское мастерство соединились в гармоничное сочетание. Все, кто создавал каждый своё творчество, собрались в едином образе создателя. Возможно, когда создатель отдаёт себя кому-то, он делает это в полной мере. Поэтому его светящаяся сфера может ослепить. Или он вообще не вступает ни в какой диалог. Если создатель предлагает себя только наполовину или на какое-то процентное соотношение, это уже не он. Можно ли сказать, что сфера создателя светится чрезмерно ярко? Наверное, он считал, что излучает столько света, на сколько имеет право. Театральный спектакль получает воплощение на сцене благодаря режиссёру, переводящему язык текста на язык зрелища. Спектакль рождается как создание реально существующего автора. Но, чем больше складывается творческое действо, тем менее чёткой становится личность не только режиссёра, но и остальных участников спектакля, вечера, программы. Тогда создатель выступает как квинтэссенция многих составляющих: людей, характеров, видов и направлений искусства. В традиционном фольклорном творчестве создателем считается народ, то есть, большая группа людей, объединённых общей культурой и местом обитания. В спектакле, которому посвящён отзыв, функцию создателя выполняет небольшая группа людей, носящих реальные имена.
Творческое видение Даниила Клеопова могло столкнуться с тем, когда автор не радуется ничему, что он делает. Он загоняет себя работой, которая никогда не прекращается. Проходит каждые следующие курсы, чтобы узнать, что он ещё чего-то не сделал. Это похоже на чувство голода, которое невозможно утолить. Автор всё время ждёт, чтобы его похвалили за то, что он делает. Этого практически нет. Он не знает, как выйти из этого замкнутого круга. Такое впечатление, что если бы автор сделал самое гениальное открытие, ему высказывали бы презрение. Все профессиональные успехи – это не для профессии. Это для того, чтобы мы получили одобрение, которого нет. Автор моноспектаклей не помнит, когда он считал, что он просто что-то сделал и счастлив. Он ничего не делает для себя. Постоянно ждёт одобрения уже неизвестно от кого, у него сто раз сменилось окружение. Автор в небесную канцелярию уже скоро должен написать, что он там сдал экзамен и отчётный концерт. Мария Курихина (Ханыкова) – самобытный музыкант с собственным голосом. Наверное, когда музыкант оказывается в коллективе, который считает постоянным, предлагает слишком много такого, что он считает хорошим и полезным. Если автор точно представляет себе, что он хотел бы увидеть, он мог бы сделать отдельный проект. Хотя бы для себя одного. Дело не в том, что он создал бы свою компанию. Он нашёл бы пространство и занятие на одного творца. Или даже не на одного. Татьяна Лещёва – режиссёр, мечтающий о раскрытии своей души больше, чем о понимании широкой публики. У режиссёра возникают мысли про камерный театр, подобный театру-студии «МИФ». И о библиотеке им. Л. Н. Толстого. Режиссёр оставался бы в уютном камерном зале, работал бы с каким-то одним спектаклем в маленькой группе, и ему бы этого хватило. Творческий союз и коллективный создатель случились потому, что каждый из авторов хотел высказаться лично о своих сокровенных мыслях.
Мы слышали разговоры о том, что надо быть самодостаточным, обращать внимание на свою индивидуальность, а не на чужие примеры. Особенно странно это звучало, когда мы находились в положении ученика. Но сейчас можно попробовать по-другому воспринимать слова о том, что надо смотреть только на себя. Наступает момент, когда есть много набранного опыта. И когда теряется связь с тем, что составляло наши детские впечатления. Мы с грустью понимаем, что, если бы мы даже очень хотели сейчас кому-то подражать, мы уже не мыслим такими категориями. У нас сложилось слишком точное представление о том, что и как делать, откуда брать информацию. Мы уже просто не вернёмся в такое незамутнённое состояние, когда мы не знали некоторых понятий.
Может возникнуть ещё одна банальная проблема. Когда создатель попадает в разные места по разным поводам, его везде видят по разу в месяц. Как и то, что он делает. И он везде работает с чем-то разным. А когда он приходит часто в одно и то же пространство и выкладывает там всё, что знает, это сложно выдержать. С человеком, талантливым во всём, трудно находиться рядом, потому что его свет может ослепить.
По-видимому, это тупиковая ситуация, от которой всегда страдают все. В то время как создатель отдаёт слишком много привязанности или слишком много творчества в разных проявлениях, его свет становится ослепительно ярким. Он остался виноватым, потому что делал всё и сразу. Он может совсем ничего не делать. И не терять энергию ради тех, кто не может поблагодарить за потраченные усилия. Если он излучает слишком яркий свет, он может вообще не создавать там светящуюся сферу. Наверное, скоро выйдет цикл статей о том, как создатель оказывается в разных местах по разным поводам и занимается там разным творчеством в разных компаниях. Больше он никогда не пойдёт в такие места, которые он считал подходящими для того, чтобы раскрыться полностью. Мы слышали комплименты от многих людей. Кроме тех, кого мы любили. Мы оказывались в разных пространствах и становились там нужными. Кроме тех, которые были нужны нам.
Судя по сюжету спектакля «Дарья из погреба», у помещицы есть по крайней мере два направления, куда двигаться дальше. Она может оказаться в большом социуме и искать светящуюся сферу среди многих людей. Возможно, она услышит похвалу. Возможно, случится конкурентная борьба. Всё это может быть. Но может случиться и так, что она останется одна в погребе и не будет вступать в диалог с людьми. И будет точно так же продолжать создавать светящуюся сферу из разных материалов и от разных впечатлений, пусть даже не новых. Сейчас она думает, что же выбрать. Сложность в том, что у помещицы есть два выбора. Если бы у неё была возможность создавать светящуюся сферу только в том случае, когда она жила бы в социуме, могло бы случиться так, что она схватилась бы за этот шанс. Но трагедия в том, что у неё есть и вторая возможность создать комфортное пространство. Было бы легче, если бы помещице просто ничего не оставалось, кроме как пойти туда, где она не может быть сама собой. У неё хотя бы появилось оправдание, что больше не было другого выбора. Но у неё он есть.
Спектакль выглядит по-своему, иначе, чем книжный текст. Ожидается, что кому-то предстоит играть центральную роль помещицы, сомнения которой направляют действие. В спектакле не обозначена актриса, играющая главную роль. Сюжет о дворянской жизни рассказывают четыре юные исполнительницы. Это придаёт другое звучание рассказу о метаниях высокомерной женщины. И это обратный пример, как один целостный образ может разделиться на несколько голосов. Вызывают нежное и романтичное впечатление костюмы актрис. Автор костюмов – Марина Гриценко. Платья, стилизованные под древнерусский образец, похожи на белые облака, окружающие фигуру. Это даёт надежду на возможность отправиться из погреба в полёт за источником света. Декорации спектакля собраны из светлого колорита и фактуры скользящей ткани, сплетённых ковров и дерева. Лепестковая колокольня уже сама по себе превращается в декорацию. Металл приобретает сходство с лепестками, с частью природного мира. Важна не столько форма предметов, сколько их весовое соотношение и возможность к ним прикоснуться. Комната с драпировками одновременно похожа на усадьбу и крестьянскую избу.
Скорее всего, создатель никогда не хотел строить «своё» поместье. Его театр – это когда он читает любимые книги и находит отклик в сердце того, кто вдохновил его на чтение. Иногда можно попасть в пространство, где нет светящейся сферы. Там можно встретить кого-нибудь, кто не разбирается в искусстве, не умеет выбирать книги и не умеет их читать. Допустим, он туда сходил, ему не понравилось. Но это не значит, что он будет создавать «своё» поместье. Это значит только, что такое пространство, не связанное с искусством, ему не понравилось. После этого создатель может пойти в уже существующее пространство и искать светящуюся сферу там, где она нужна. Например, в театр-студию «МИФ» или в библиотеку им. Л. Н. Толстого. Может быть и так, что он закроется в погребе и никуда не пойдёт. А может быть так, что везде, где он ищет светящуюся сферу и где она нужна – это и есть его поместье. Он сам и есть поместье. Поэтому ему не надо ничего строить.
Создатель искал литературу, историю, песни, музыку, декоративно-прикладное искусство, театр. Он загрузил себя информацией, но теперь никогда не чувствует себя одиноким. Постепенно собрал свой «МИФ», даже если он находится в пределах погреба. Можно ли сказать, что светящаяся сфера создателя горела слишком ярко в пространстве, которое он считал своим истоком? Возможно, если в том плане, что он приносил туда абсолютно всё, что составляло его интересы и попытки что-то сделать. Иногда говорят, что энергия и талант кого-либо бьёт через край, и столько ярких впечатлений сложно выносить. Тогда можно считать, что он принёс туда столько, сколько хватило бы на много веков. Он просто выполнил программу экстерном. Если бы это разделить на столетия, его информация воспринималась бы в нормальной мере.
Создатель понял, что он никогда не мечтал стать руководителем и разбирать искусство по правилам. Мечтал о том, чтобы найти собеседников, с которыми будет комфортно и которым можно рассказать всё, что ложится на душу. И неважно, где это будет происходить. Заниматься искусством можно хоть в погребе.
В целом весь показ напоминает гадание, уединение в деревенском доме с желанием узнать судьбу. Во время гадания часто наделяются магическими свойствами разные небольшие предметы: гребень, тарелка, свеча, лента. Они создают больше событий, чем масштабный интерьер. Гадание на зеркале основано на том, что в одном или двух зеркалах нужно увидеть того, о ком думает гадающая. Постановки по произведениям Даниила Клеопова напоминают чародейство, где кто-то должен появиться в зеркале и выйти оттуда в земной мир. Если свет создателя пылает слишком ярко, его светящаяся сфера может не занимать там абсолютно никакого места. Но можно думать, что создатель был достоин восхищения и благодарности.






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Мне надоело

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft