16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  122 570Зрителей: 65 704
Авторов: 56 866

On-line10 407Зрителей: 2020
Авторов: 8387

Загружено работ – 2 113 075
Социальная сеть для творческих людей
  

Чернуха и катарсис. Проблемы российского кино

Литература / Мемуары, публицистика / Чернуха и катарсис. Проблемы российского кино
Просмотр работы:
02 июня ’2024   15:36
Просмотров: 729

­­По поводу Шекспира, катарсиса и российской чернухи в кино!

«Искусство – это эстетизация порока!»

Чернухи в российском кинематографе – явный перебор, но как сказал один из комментаторов, делать фильмы о хорошем или о добре намного труднее, потому что хорошего – увы, не только в российской жизни не так много и в основном, это хорошее из частной жизни. Ну, любовь там, повышения по работе или даже литературная премия - опять же хорошая премия за чернуху в кино!

Мы, жившие в Советском Союзе, с ностальгией вспоминаем телесериалы «Место встречи изменить нельзя» или знаменитые «Семнадцать мгновений весны». В этих фильмах были подлые предатели и убийцы, но были и герои, защищавшие добро и справедливость - тогда умели это делать, хотя бытовой чернухи было тоже достаточно.
Но сегодня, писать об идеальном герое, или снимать об этом феномене действительно трудно в неидеальной обстановке.
Если честно, то я это на себе испытал - написал новеллу-притчу, где героями были противостоявшие друг другу Иисус Христос и Сатана. Дал почитать библиотекарю нашей церкви и на вопрос:
- Ну как? – получил ответ.
- У вас Сатана намного колоритнее Иисуса Христа…
Вынужден был с этим согласиться – в большинстве случаев зло всегда смотрится более выпукло, эмоционально и даже – привлекательно!

Посмотрел недавно два хороших фильма: «Дурак» и «Майор» - конечно тоже чернуха полная, но кинематографично, тонко и впечатляюще.
Вспомнился Шекспир - «Леди Макбет» в театре "Глобус", в Лондоне. Там кровь лилась рекой и тонкая девушка трясла обрубком руки, с которой через повязку кровь капала на сцену.
Но несмотря на злодейства невиданные, зрители получили катарсис, то есть внутреннее очищение – этот термин, введён в оборот ещё, если не ошибаюсь, Аристотелем.
Вот справка из «Википедии, о понятии «катарсис», чтобы от себя ничего не переврать:

1. «…Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата, облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
2. Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.
3. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
4. В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии, символической драме) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя...»
Из Википедии

… Вышеперечисленные фильмы производят сильное впечатление ещё и потому, что узнаёшь ещё совсем недавнюю картинку жизни в России.
Я помню, как приехав в 2003 году в Россию после пятилетнего отсутствия, был потрясён сравнением благообразной Англии и неухоженностью России, в частности весенне-зимнего Питера.
Но потом, вспомнив начало девяностых подумал, что всё познаётся в сравнении. Тогда страна выглядела заметно страшнее - так словно только что вышла из проигранной опустошительной войны.
Нечто подобное я увидел и в «Дураке», как в прочем и в жутковатом «Майоре».

В «Дураке» главный герой, бригадир сантехников, вдруг обнаруживает трещину в девятиэтажке – общежитии, где в жутких условиях девяностых годов, живут около восьмисот человек и реалистично показана нищета, убожество и жестокость бытовой жизни тех времен.
Наш герой – студент-заочник второго курса строительного института, как специалист понимает чем грозит зданию эта трещина, и вот уже вечером этого дня, он начинает бегать по начальству, в попытке предупредить катастрофу.
А начальство отмечает юбилей мэра городка - пятидесятилетней, симпатичной и жёсткой женщины. Полупьяное начальство начинает совещание прямо на празднике, испугавшись последствий развала дома.
Выясняется, что герой-сантехник прав, здание вот-вот рухнет и будут жертвы. Женщина мэр, понимая, что деньги на ремонт здания украдены и что все в её окружении воруют, как впрочем и она сама, под давлением друга-инвестора принимает решение убить двух своих подчинённых – начальника ЖКХ и главу пожарных – чтобы свалить всю ответственность на них.
Убивают их под мостом на берегу полузамёрзшей реки, доверенные лица из местной милиции по приказу начальника УВД!
Пытаются убить и студента, но совестливый водопроводчик избегает смерти по доброте милиционеров-палачей и пытается бежать из городка с женой и сыном.
По пути, видит, что вместо обещанного выселения из аварийного дома, там все спят не ведая беды. Он врывается в дом и всех гонит на улицу, спасая жителей от возможной смерти под обломками рухнувшего дома.
Когда растерянная, возмущённая толпа узнает, почему её выгнали на мороз, то по наущению местного алкаша, избивают героя и убивают его!
Вот вкратце содержание Фильма «Дурак». Фильм сильный ещё и потому, что говорит о расслоении жителей городка на бедных-почти нищих и богачей, в том числе и чиновников городской власти!

Тема равнодушия русских людей и нежелание вступать в борьбу за свои права, показана вполне реалистично, а великовозрастные алкаши и малолетние наркоманы дополняют жуткую картину разложения жителей нищенствующего общежития, в страшноватые девяностые!
У меня этот фильм вызвал сильную реакцию, я даже забыл на время, что живу в центре Лондона, в вполне благополучном и безопасном районе. Наверное поэтому, запомню этот фильм и чувства вызванные им в душе надолго!

Сильное и мрачное чувство производит просмотр фильма о «ментах», под названием «Майор»
Сюжет этого кинофильма вкратце таков: в райотделе милиции пытаются замять дело об убийстве ребёнка на пешеходном переходе машиной, в которой сидел за рулём майор милиции, у которого жена рожает в больнице и он гонит по городу превышая скорость.
Действие фильма развивается согласно русской пословице: «Коготок увяз и птичке конец»!
Кстати, есть одноимённая страшная, малоизвестная нынешней публике пьеса о злодеях-мещанах в дореволюционной России, которая принадлежит перу Льва Толстого.
Там, тоже из небольшого бытового столкновения характеров вырастает настоящее «шекспировское» злодейство. Не буду пересказывать, - лучше самим прочитать в собрании сочинений Льва Николаевича Толстого.

Но в милицейском «участке» уже заваривается страшная история, когда следователь приказывает убить свидетеля-потерпевшую, мать сбитого машиной майора ребёнка, а потом, начинается охота на самого майора, который Мучаясь укорами совести, всё-так
ирешил признать свою вину!
Однако дело по «отмазке своих» в этой истории зашло уже далеко - в итоге, на майора открывается охота и его тоже убивают!
После просмотра этих фильмов мне показалось, что чиновники и милиционеры-полицейские, посмотрев эти фильмы задумаются над показанной, с очевидным перебором негатива, ситуацией и ужаснутся в душе!
В этом и заключена главная цель и задача подлинного искусства, а
после таких фильмов, рано или поздно настанет время, когда российские кинематографисты смогут делать кино с положительными героями и с добром, побеждающим зло!
Ещё я подумал, что многие россияне смотрят на художественное кино, как на документалистику и боятся, что геополитические враги России, особенно сегодня, будут использовать эту чернуху для запугивания Россией западного обывателя.

Недавно посмотрел американский фильм «И справедливость для всех», с Аль Пачино в главной роли адвоката. То, что там показывают о судебной системе Америки, можно сравнить с сюжетом «Майора». Но почему-то все зрители и критики, отмечали кинематографические достоинства этого фильма, не обращая внимания на то, как и что о стране Америке подумают за границей.
Раз Америка не боится показывать фильмы, где негатив показан с перебором, почему Россия и россияне должны этого опасаться.
Важно, чтобы люди в России, посмотрев эти критические, иногда с перебором фильмы увидели, что так жить нельзя и старались искоренять зло равнодушия, взяточничества и преступности в российском обществе!
А подлинная свобода творчества и свобода слова для всех, помогут в этой борьбе с роковыми недостатками в нашей стране!!!

Январь 2015 года. Лондон. Владимир Кабаков

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта



Наш рупор






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft