-- : --
Зарегистрировано — 123 381Зрителей: 66 471
Авторов: 56 910
On-line — 22 370Зрителей: 4428
Авторов: 17942
Загружено работ — 2 122 331
«Неизвестный Гений»
«Балаганчик» в поисках пространства
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
13 февраля ’2024 11:17
Просмотров: 1592
Тем, кто отметил выпуск из университета, иногда хотелось бы вернуться в студенческие годы. Размышления об ученичестве и студенческих постановках превращаются в ностальгические воспоминания. И театрализованные студенческие постановки того времени могли стать обращением к ушедшей эпохе. Так бывает, когда учащиеся филологического факультета изучают поэзию Серебряного века. В конце курса группа создаёт постановку, ставшую вечером поэзии Серебряного века. Искусство на сломе эпохи – это бескрайний мир. Сложно выбрать те или иные произведения, чтобы уместить их в один вечер. Часто постановка по творчеству конца XIX – начала XX вв. становится композицией из какого-то количества стихотворений разных авторов. Также вечер поэзии мог бы стать полноценным спектаклем, если вспомнить драматические произведения Серебряного века. И вечер поэзии 4 курса филологического факультета Удмуртского университета в 2011 г. стал «Балаганчиком», комедией дель арте, и приобрёл сходство с театром марионеток.
Само название «Балаганчик» предполагает особенное пространство, где разворачиваются удивительные события, отличные от мира людей. В пьесе Блока это «обыкновенная театральная комната с тремя стенами, окном и дверью». Что нужно, чтобы университетская аудитория стала театральной комнатой? Правильно, нужно выбрать основную идею спектакля и украсить её сочетаниями разных элементов культуры прекрасной эпохи. При этом студенческая постановка изображала не одно артистическое пространство, а два. «Балаганчик», дом, построенный из вымысла, соединился с литературным кафе «Бродячая собака». Сама по себе сложная задача – соединить фантастическое пространство с реально существовавшим заведением. Здесь и начинается встреча авторов Серебряного века с их персонажами. Возможно, логическое объяснение смешению и смещению пространств – реальные посетители приходят в кафе «Бродячая собака» и актёры разыгрывают в нём драму «Балаганчик» в декорациях. Но это не единственный вариант развития событий. Проникновение двух миров друг в друга может быть более сложным.
Театральное действо происходило под перчаткой, свисающей с люстры. Главными персонажами пьесы неизменно оставались Пьеро, Арлекин и Коломбина, без которых балаганная культура не существует. Хрупкий кукольный мир вступал в диалог со стихотворением «Мы» Владимира Маяковского, посвящённым необратимому натиску перемен. Те, кто читал пьесу Александра Блока «Балаганчик», знают особенность сюжетной линии Коломбины. Коломбина Блока – не энергичная комедийная героиня, а нежная и светлая невеста, похожая на видение грезящего поэта. В пьесе звучит обвинение Коломбине по поводу того, что она оказывается «картонной невестой», а не Прекрасной Дамой. Само обвинение возлюбленной в том, что она оказалась бездушной и неестественной куклой, уже является классическим литературным выражением. Но кукольность Коломбины Блока – не грубая раскрашенность аляповатой маски. Скорее это хрупкость, лёгкость, невозможность существовать в человеческом мире и отстаивать свою позицию в нём. Это уязвимая мечта Серебряного века, находящаяся на пути к тому, чтобы стать частью исторического, но уже не реального времени. Возможно, тема кукол «Балаганчика» – повод задуматься о том, что культурную ситуацию прекрасной эпохи легко отменить и оставить в прошлом. Но гораздо труднее снова собрать её воедино из старых записей, сохранившихся мелких предметов, рассыпающихся хрупких материалов. О постановочности и бутафорском воплощении напоминает коса исполнительницы роли Коломбины. Коса выполнена так, что её искусственность заметна сразу, но это воспринимается как деталь театрального мира, создающегося из разных подручных средств. Если вспомнить действие пьесы, коса как символ невесты имеет в нём большое значение.
Украшением вечера стал танец балерины на зеркале. Это напоминает ещё один кукольный мир. Балерина возле зеркального озера танцует в сказке Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Пространством для существования кукол тоже становится игрушечный картонный замок. С одной стороны, персонажи из мира детства выглядят хрупкими и уязвимыми. С другой – у них появляется собственная возможность существования, имеющая свои правила, другие, чем в мире людей. Сейчас появляется немного печальная мысль, но наполненная светлой печалью. Для того, чтобы случилась театральная постановка, важно создать пространство. Все мы хотели бы заниматься творчеством в красивом и уютном месте. Но из чего создаётся пространство? Иногда из реальных материалов. Иногда из картона, бумаги и блёсток. Такое место, как дом, комната, сцена и концертная площадка вообще может быть фантастическим, вряд ли существующим в действительности. Но главная составляющая театральной комнаты и спектакля – это вдохновение от искусства, ожидание чуда и гармоничный союз собравшихся. Вспоминается цитата из песни Булата Окуджавы: «Можно театр позолотой покрыть, можно коврами весь пол устелить. Но вдохновение для представления разве возможно за деньги купить?»
Само название «Балаганчик» предполагает особенное пространство, где разворачиваются удивительные события, отличные от мира людей. В пьесе Блока это «обыкновенная театральная комната с тремя стенами, окном и дверью». Что нужно, чтобы университетская аудитория стала театральной комнатой? Правильно, нужно выбрать основную идею спектакля и украсить её сочетаниями разных элементов культуры прекрасной эпохи. При этом студенческая постановка изображала не одно артистическое пространство, а два. «Балаганчик», дом, построенный из вымысла, соединился с литературным кафе «Бродячая собака». Сама по себе сложная задача – соединить фантастическое пространство с реально существовавшим заведением. Здесь и начинается встреча авторов Серебряного века с их персонажами. Возможно, логическое объяснение смешению и смещению пространств – реальные посетители приходят в кафе «Бродячая собака» и актёры разыгрывают в нём драму «Балаганчик» в декорациях. Но это не единственный вариант развития событий. Проникновение двух миров друг в друга может быть более сложным.
Театральное действо происходило под перчаткой, свисающей с люстры. Главными персонажами пьесы неизменно оставались Пьеро, Арлекин и Коломбина, без которых балаганная культура не существует. Хрупкий кукольный мир вступал в диалог со стихотворением «Мы» Владимира Маяковского, посвящённым необратимому натиску перемен. Те, кто читал пьесу Александра Блока «Балаганчик», знают особенность сюжетной линии Коломбины. Коломбина Блока – не энергичная комедийная героиня, а нежная и светлая невеста, похожая на видение грезящего поэта. В пьесе звучит обвинение Коломбине по поводу того, что она оказывается «картонной невестой», а не Прекрасной Дамой. Само обвинение возлюбленной в том, что она оказалась бездушной и неестественной куклой, уже является классическим литературным выражением. Но кукольность Коломбины Блока – не грубая раскрашенность аляповатой маски. Скорее это хрупкость, лёгкость, невозможность существовать в человеческом мире и отстаивать свою позицию в нём. Это уязвимая мечта Серебряного века, находящаяся на пути к тому, чтобы стать частью исторического, но уже не реального времени. Возможно, тема кукол «Балаганчика» – повод задуматься о том, что культурную ситуацию прекрасной эпохи легко отменить и оставить в прошлом. Но гораздо труднее снова собрать её воедино из старых записей, сохранившихся мелких предметов, рассыпающихся хрупких материалов. О постановочности и бутафорском воплощении напоминает коса исполнительницы роли Коломбины. Коса выполнена так, что её искусственность заметна сразу, но это воспринимается как деталь театрального мира, создающегося из разных подручных средств. Если вспомнить действие пьесы, коса как символ невесты имеет в нём большое значение.
Украшением вечера стал танец балерины на зеркале. Это напоминает ещё один кукольный мир. Балерина возле зеркального озера танцует в сказке Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Пространством для существования кукол тоже становится игрушечный картонный замок. С одной стороны, персонажи из мира детства выглядят хрупкими и уязвимыми. С другой – у них появляется собственная возможность существования, имеющая свои правила, другие, чем в мире людей. Сейчас появляется немного печальная мысль, но наполненная светлой печалью. Для того, чтобы случилась театральная постановка, важно создать пространство. Все мы хотели бы заниматься творчеством в красивом и уютном месте. Но из чего создаётся пространство? Иногда из реальных материалов. Иногда из картона, бумаги и блёсток. Такое место, как дом, комната, сцена и концертная площадка вообще может быть фантастическим, вряд ли существующим в действительности. Но главная составляющая театральной комнаты и спектакля – это вдохновение от искусства, ожидание чуда и гармоничный союз собравшихся. Вспоминается цитата из песни Булата Окуджавы: «Можно театр позолотой покрыть, можно коврами весь пол устелить. Но вдохновение для представления разве возможно за деньги купить?»
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 16 февраля ’2024 01:17
Булата Окуджавы: «Можно театр позолотой покрыть, можно коврами весь пол устелить. Но вдохновение для представления разве возможно за деньги купить?»
|
Vzolotoy_71
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор