16+
Лайт-версия сайта

Добро и зло, как субстанциональные сущности бытия. Правленый вариант

Литература / Мемуары, публицистика / Добро и зло, как субстанциональные сущности бытия. Правленый вариант
Просмотр работы:
31 августа ’2023   00:15
Просмотров: 2209

Парадоксы истории развития человечества.

Вместо эпиграфа:

«Мир – это гармония добра и зла. Уничтожь зло и рухнет добро».
Философ Плотин.

…Внезапно задумался о том, что сегодняшние передовые технологии происходят из военной среды. Иначе говоря - созданы как орудия уничтожения, как оружие войны, как орудия смерти!
Потом, анализируя этот тезис пришел к выводу, что передовые технологии приходят в мир, потому что жизнь человеческая защищает себя от преждевременной, насильственной смерти.
Если вглядеться, то любая гонка вооружений сопряжена прежде всего с желанием остаться в живых, когда так или иначе будет развязана война…
И такой порядок вещей начинался в человеческом сообществе в глубокой древности. Первый топор, и первый меч, и первое копье среди первобытных людей, в основном бывших собирателями, вначале появились как орудия убийства животных и самого человека, а потом были приспособлены для хозяйственных нужд.
В древности, человеческое стадо или уже племя, которое изобрело лук со стрелами, как оружие действующее на расстоянии, наверняка долгое время господствовало в своих землях и завоевывало земли других племён.
Ну а потом, изобретение пороха поначалу помогало изобретателям взрывать стены домов и крепостей - уже воины Чингисхана использовали пороховые «бомбы» при осаде городов, пользуясь китайскими открытиями и технологиями…

С изобретением ружья, стали не только убивать людей, но и охотиться с ним, что тоже делало добывание пищи намного легче и добычливей. Ну и потом, постепенно, началась гонка вооружений и та страна, которая изобретала новое оружие, побеждала в войнах и поднималась в политическом смысле, диктуя соседям свою волю в экономике и в культуре.
Изобретение атомной бомбы, помогло США стать супердержавой, а Советскому Союзу отстоять звание победителя во Второй мировой войне, а ракетные технологии доставки супербомб, помогли Союзу, уже в качестве второй супердержавы, противостоять агрессии Америки и НАТО!

…Сегодня среди развитых стран идет легальное научно-техническое соревнование в области создания военной техники. И уже косвенно, эти научные и технические открытия со временем, перекочёвывают в мирную жизнь.
Вот несколько примеров:

…Мирный атом стал продолжением атомной бомбы!
…Ракетная отрасль создавалась для доставки на территорию противника боезарядов, в том числе и атомных, и уже потом, ракеты стали использовать для аэрокосмических исследований!
Компьютеры и мобильная связь, тоже перекочевали из военной области и сегодня, представить жизнь без этих «гаджетов» очень трудно, хотя прогресс такого рода неизвестно к чему может привести!
И таких примеров десятки, сотни, тысячи…

Более того, размышляя над этой проблемой я пришел к выводу, что именно война стала тем «стимулом», который и подтолкнул человечество к возникновению человеческих сообществ, а потом и общества: в начале это было человеческое стадо, потом племена, а потом и нации-государства. Ведь жить обществом, разделяя ответственность перед общиной, и главное безопасней и даже умирать за общество, за племя, за Родину было почётно, а куль героев, в качестве национального мифа, служил основой самоидентификации и базой для национальной культуры!
В определённом смысле, войны между народами были своеобразной проверкой сплочённости и организованности общества той или иной страны, а последствия победы или поражения приводили к обновлению социальной структуры. Невольно вспоминается жестокий афоризм Гегеля: «Война напоминает порыв ветра проносящемся над загнивающим озером!»


И как это не парадоксально звучит, все это происходило в целях защиты жизни во время разного уровня и масштаба столкновений – военных и экономических. Если одно человеческое стадо начинало в военном смысле доминировать над другим, тогда и экономические выгоды от такого доминирования получали лучше организованные и лучше вооруженные общности! Вспомните империю Чингисхана, когда никому не известные монголы – небольшая народность из глубин Центральной Азии, - завоевали пол мира, используя жесткую систему организации не только войска, но и населения вообще.
Несмотря на жестокость и беспощадность войск Чингисхана, созданная им империя стала территорией, на которой прекратились местные войны, бандитизм и грабежи караванов на всех торговых путях, находящихся на территории этой империи. А на Руси, прекратились междоусобные войны князей, что в дальнейшем способствовало объединению русских княжеств!
В этом «объединительном» феномене и в самой фигуре Чингисхана – объединителя, можно усмотреть зависимость древнего международного социума от силы оружия и умения воевать, то есть зависимость персонифицированного зла.
На мой взгляд, такой парадокс, стал важным фактом социальной истории человечества…
Иначе говоря: «Не было бы счастья, да несчастье помогло!»
Нечто подобное и парадоксальное происходит и сегодня, когда при очевидном доминировании и даже диктатуре Америки и НАТО, заточенных на войну, во всем мире происходят техническая и социальные революции в стремлении к созданию многополярного мира!

Но и в человеческой культуре, действуют те же закономерности. Фрейд, в свое время правильно заметил, что развитие человеческой культуры – это процесс обусловленный «репрессиями» как природного, так и социального свойства!
Иначе говоря, человек эволюционировал и человечество развивалось прежде всего из-за столкновения добра и зла, в форме войн и непрекращающейся противостояния полярно противоположных этических и эстетических понятий.
Тот жеГегель, в свое время определил основной закон диалектики, то есть эволюции человеческой жизни, говоря по сути то же, что Плотин сказал до него около полутора тысяч лет.
У Гегеля, основополагающим законом социальной жизни человечества, было столкновение интересов - Тезиса и Антитезиса, и это противостояние рождало Синтез и бытие, в результате борьбы противоположностей, переходило на новый этап развития!
Кажется, что немецкий философ имел ввиду прежде всего выработку жизненной энергии движения в будущее, при столкновении противоположностей, происходящих от вечного противостояния и столкновениях добра и зла…

А как же афоризм Святого Августина, который говорил. «Зло – это недостаток добра. Делай больше добрых дел и в мире станет меньше зла», - можете вы спросить?
Но тогда, возникает вопрос: - Каким образом в мире возникает зло, в его человеческом понимании?
Отвечая на этот коварный вопрос, можно прийти к выводу, что в каждом человеке, помимо человеческого начала, существует ещё начало природное, инстинктивное, то есть то самое зло, против которого борется человек социальный. И душа человека, или его сознание, является полем битвы человека духовного с человеком природным, альтруизма с эгоизмом, с инстинктивным началом доставшемся нам от наших далеких предков – животных…
Или, говоря языком христианских богословов, наша душа вмещает в себя добро и зло, грех и добродетель и от борьбы этих начал и рождается энергия движения в будущее и развитие человечества в сторону обожения!

…Эта теория борьбы противоположностей, в разных видах и формах встречается во всех религиях мира.

Примеры:

В буддизме – цель жизни - освобождение и изживание кармы, то есть плотского начала в человеке.
В исламе, одна из основных идей - понимание относительности любого зла, без которого добро не существует. Отсюда и кажущаяся агрессивность мусульманства.
Но и в христианстве, существует доктрина в которой утверждается, что только преодолевшие в себе грех, могут перейти в другую плоскость измерения – в рай, где царит вечное добро и порождённое им счастье. Об этом, сам Иисус из Назарета, подчёркивая надмирность рая, как символа вечного счастья, говорил: «Царствие моё не от мира сего!»
С другой стороны, в христианстве существует утверждение, что большинство нераскаявшихся грешников попадают в ад – сферу вселенского зла и мучений для творящих зло в мире!
Иначе говоря и христианство строилось на теории борьбы добра и зла в человеке, тем самым признавалось существовании в человеке двух сущностей, с противоположными моральными знаками!

…В определённом смысле, такие человеческие понятия как рождение и смерть, являются синонимами добра и зла, их понятийными ипостасями. Рассматривая проблему смерти всего живого соотносящегося с рождением, мы можем предположить, что исходя из человеческой морали, зло-смерть в этом случае побеждает добро-жизнь.
Но так думать и говорить, можно только исходя из человеческого понимания процесса существования.
В биологическом и даже геологическом смысле, ситуация, когда смерть побеждающая жизнь - есть только промежуточный процесс вселенского бытия и развития. Объективно говоря, смерть можно понимать как регулятор и даже стимул проявления жизни, направленный к вневременному продлению общего в природе, через смерть частного!
И потому, смерть понимаемая как зло является теневой стороной жизни и одной из сторон бесконечного конфликта, составляющего основу всего живого и даже неживого, потому что рождается и умирает не только живое, но и неживое в форме рождения и смерти звёзд, планетных систем и галактик!
Именно о теневой стороне человеческой природы, упоминает и Карл Юнг, говоря о коллективном бессознательном, которое вырабатывалось долгие тысячелетия жизни в человеческом «стаде» и впоследствии, зафиксированного на уровне «умственного», интеллектуального ДНК…
И в этом бессознательном, тоже зафиксировано наличие двух противоположных свойств человека и человеческого общества…

…Вот такие тезисы, я хочу предложить для обсуждения читателям моей статьи, которые, естественно находятся в стадии обдумывания-становления и вполне могут представлять из себя только беспорядочный полет моих интеллектуальных фантазий, но и не менее беспорядочные попытки все привести к одному, изначальному знаменателю…

В качестве короткого добавления – отрывок из романа «Владыка Серафим»:



Беседа о смерти.


«…Только смерть, когда мы приближаемся, чтобы рассмотреть ее вблизи, является истинной целью нашего существования. В последние несколько лет я вступил в такие близкие отношения с этим лучшим другом человечества, что теперь смерть не только не является для меня чем-то страшным , а, наоборот, очень утешительным! Я благодарю моего Бога за то, что он любезно предоставил мне возможность изучения в результате чего понял, что Смерть - это ключ, который отпирает дверь в наше истинное счастье…» Вольфганг Моцарт

«…В трапезной церкви проходила очередная беседа Владыки. Когда народ заполнял трапезную превратившуюся в зрительный зал, Владыка выходил из своей маленькой квартирки, вход в которую был через трапезную и поклонившись притихшей аудитории, проходил к столу и садился лицом к присутствующим.
И начиналась беседа...
- Сегодня, я хочу побеседовать о смерти человеческой и об отношении к ней каждого из нас – начал Владыка. Я помню из учебника логики, силлогизм, доказывающий смертность каждого, любого из нас. Там было написано приблизительно так: «Кай человек... Все люди смертны. Значит Кай тоже умрёт...».
Тогда мне было лет двадцать, понимая умом, что я тоже как все люди смертен, душой я не верил, что тоже умру. Более того, я даже не верил в то, что я когда-нибудь стану старым. Смерти я не боялся ещё и потому, что не хотел жить долго - вокруг было так много смертей - это было во время большой войны, и даже в достижение возраста хотя бы шестидесяти лет, верилось с трудом. Да может быть и не очень хотелось жить долго.
Теперь, я думаю, что это было проявление обычного юношеского максимализма...
И вот сегодня, как то странно сознавать, что мне уже далеко за семьдесят, а жизнь начинает нравиться всё больше и больше...

Владыка весело рассмеялся и слушатели тоже заулыбались, видя добродушное веселье этого открытого и оптимистически настроенного человека. Этим чувством юмора, Владыка Серафим привлекал самых мрачных своих прихожан.
В отличии от многих и многих православных иерархов, он любил смеяться и часто подшучивал сам над собой. И эта его простота подкупала, заставляя многих прихожан пересмотреть свои взгляды на православие, как на веру с грустными корнями...

А Владыка продолжил: - Конечно я видел стариков вокруг, и даже много стариков, но поверить, что когда-то и у меня выпадут волосы, а в оставшихся появится седина, что лицо моё станет морщинистым как печёное яблоко, я не мог...
Владыка этим замечанием ещё раз вызвал улыбку на лицах прихожан.
- И вот прошли годы и вдруг, я начинаю осознавать, понимать, правда очень медленно, что я становлюсь всё ближе к смерти и уже начинаю верить в то, что я стал старым человеком…
И тут, мне вспоминается латинская поговорка: «Никто не стар настолько, чтобы не верить, что он проживёт ещё хотя бы один год».
Вот и я сегодня, утешаю себя тем, что умру не завтра и потому, ещё остаётся много времени чтобы радоваться жизни, думать, разговаривать с людьми, вспоминать свою прошлую молодую и часто бестолковую, а иногда и грешную жизнь.
И вот тут приходят в голову разные сожаления об упущенных возможностях не только саморазвития, но прежде всего о потерянных напрасно годах, за которые можно было помочь многим людям почувствовать себя более счастливыми и более нужными для других...
Конечно, смерть многих пугает, но тут надо вспомнить о смерти и страданиях Иисуса Христа на кресте и о его добровольной жертве, за ради спасения людей от их грехов и прошлых и будущих.
Для нас открывается, как мне кажется, смысл нашего существования как верующих людей. Раз уж Господь пожертвовал своей бесценной жизнью, за ради нас грешников, то нам, пытающихся верить и жить по Его Новому Завету, нужно последовать Его примеру и взять на себя тяготы не только своей жизни, но и тяготы, хотя бы для начала самых близких людей, которые нас окружают. И тогда, это наполнит нашу жизнь смыслом и даже смерть в этом случае, не будет нас пугать, потому что мы будем сознавать, что не даром прожили свои жизни...
Мне часто задают вопросы, почему мы должны страдать и ограничивать себя, когда вокруг видим много людей, которые хотят и имеют много денег и живя в роскоши, думают только о себе или о «своих». Ведь сегодня, это основной пропагандистский «тренд» в светских, а иногда даже и в церковных СМИ.
- Я недавно прочитал материал в газете, где священник, чуть ли не с гордостью говорит о российской империи, что раньше церковный клир был привилегированным сословием и ездил в каретах. Этим, он оправдывает то, что нынешние батюшки на «Лексусах» да на «Мерседесах» разъезжают, да ещё и в сопровождении «денщика» - водителя, то есть личного дьякона. Думаю, что обычному христианину, такое отношение к священству кажется диким...
Владыка сделал паузу, отпил несколько глотков воды и поставив стакан на стол, продолжил:
- Тут то, мы и должны вспомнить о том, что мы верующие, мы христиане и должны и можем жить не только для себя и близких, но и для тех, кто для нас являются дальними.
Иисус Христос Говорил: «Возлюби ближнего, как себя самого»
И говоря это, Он имел ввиду не только нашу родню и друзей, но именно тех людей, которые нас окружают в жизни вообще. И конечно, прежде всего тех, кто вместе с нами верует и поклоняется спасителю человечества - Иисусу Христу, возлюбившего всех человеков так, что жизнь свою отдал на их благо...»

В качестве послесловия:

«Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе…» Джон Донн

2018-2023 год. Лондон. Владимир Кабаков

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Мои потницы, откройтесь! Читайте...

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft