16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 424Зрителей: 66 511
Авторов: 56 913

On-line9 229Зрителей: 1793
Авторов: 7436

Загружено работ – 2 122 964
Социальная сеть для творческих людей
  

Интернет-междусобойчик, графомания и русская литература

Литература / Мемуары, публицистика / Интернет-междусобойчик, графомания и русская литература
Просмотр работы:
10 августа ’2023   00:09
Просмотров: 2489

Перепечатываю недавнюю статью с дополнениями и исправлениями.


"- Как вы оцениваете современное состояние литературы с точки зрения председателя букеровского жюри? - спросили писателя Александра Кабакова:

«- На первой же пресс-конференции в этом качестве я сказал, что никаких интервью как председатель жюри давать не буду. Как частное лицо могу сказать, что ситуация с литературой не то чтобы грустная, а, скорее, безнадежная. То, что мы с вами привыкли считать литературой, закончилось. Мы просто этого пока не поняли. Прежняя литература кончилась в связи с появлением так называемой сетевой литературы. Этой конкуренции ей не выдержать. Это то же самое, как если бы все желающие могли принять участие в Олимпийских играх. Они не то что не установили бы рекорда, но просто не смогли бы пробежать, потому что дорожка была бы забита людьми. Мне кажется, что прежнее занятие литературой кончается. В этом нет ничего пессимистического. Значит, время пришло ей умереть..."
Александр Кабаков. "Интернет убил литературу".

...Для многих авторов, как в поэзии так и в прозе, интернет - это ловушка, некое подобие интеллектуального наркотика и печатаясь в интернете, они с тревогой открывают статистику на том или ином сайте, а потом ищут комментарии - отзвук их литературных страданий, но вместо, находят саркастический смех или ругань, часто матерную - появилась такая фракция читателей, которые специализируются на уничтожительной "критике".
Но сами эти авторы читают в интернете мало - времени нет, потому что суета тщеславия гонит всё дальше и дальше и в таком "творчестве", они становятся своеобразными наркоманами, когда с биением сердца открывают свою страничку и видят, что за прошлые сутки их вирши, рассказы-повести-романы - драму жизни а-ля Достоевский - прочитали или просмотрели "около" двух человек.

И несмотря на это, они пишут и надеются, что рано или поздно их творчество оценят по достоинству и их имя станет известно среди читающей публики.
Кто-то из критиков с сарказмом сказал, что сегодня писателей больше, чем читателей и потому, писательский уровень падает, а вместе с этим падает интеллектуальный уровень читателей - на мой взгляд это ещё мягко сказано - уровень непрофессионализма, тем паче уровень графомании вырос неимоверно, а отсюда упал и уровень интеллекта читателей, которые требуют книги писателей, чей уровень фантазии и чувств не превышает средний уровень интернет-публики. И получается процесс - спираль, по которой культурный уровень потребителя интернет литературы, съезжает вниз до "уровня плинтуса"!

Интернет - библиотеки, особенно в странах развивающихся, со временем будут всё больше вытеснять книжные библиотеки, хотя количество книг издаваемых в мире, увеличивается с каждым днём. Не знаю, как в России, но в Англии, художественную литературу по-прежнему читают в виде бумажных книг, а книжные магазины с каждым годом увеличивают прибыль.
Это обусловлено не только привычкой - неким снобизмом, но и удобством чтения - можно устроившись поудобнее на диване наслаждаться чтением, в то время как компьютер и "экранные книги" приходится включать - выключать, искать то место, где закончил в прошлый раз. Одним словом, печатная продукция ещё долго будет конкурировать с электронной.
Нечто подобное можно увидеть в Лондоне в магазинах музыкальных дисков - здесь продают не только диски, но и пластинки, которые пользуются всё большим успехом, - эта волна "ретро" достигает и книжные магазины!

Что касается писательства в интернет, тут самая большая проблема - это качество написанного - десятки, сотни тысяч авторов помещают на "страницах" литературных сайтов миллионы рассказов, повестей, романов, я уже не говорю о поэзии, где количество произведений достигает десятков миллионов. И в этой мешанине графомании и "непризнанности", очень трудно найти, докопаться до подлинных талантов, которые тонут в невообразимом количестве посредственностей и реальных графоманов.

И снова вопрос к Александру Кабакову:

"- Но, может, речь лишь о гибели былой литературной иерархии со всеми ее критиками, генералами и целой совписовской армией?
- Конечно, и это тоже. Но я убежден, что никакое дело не может существовать без иерархии. В том числе и литература. Литература - это некая структура, некое профессиональное занятие. Этой структуре и этому профессиональному занятию иерархия необходима, иначе все рассыпается. Человек сел, написал некий текст. Нажатием кнопки он делает его доступным сотням тысяч людей. Это как бы книга, изданная немереным тиражом. Как отличить хорошее от плохого, как им конкурировать друг с другом?.."
Александр Кабаков "Интернет убил литературу"

...Литературная критика пока боится влезать в интернет, в этот котёл самолюбий, то есть в сообщество авторов требующих признаний, а при таком количестве макулатуры, трудно отличить графомана - одиночку, от тех, тоже графоманов, которых часто по родству - знакомству рекомендуют разного рода редакторы и даже интернет критики.
Ну и главное - любители и соискатели признания, читают в основном только себя и с трепетом, каждый день смотрят статистику в надежде на прорыв-подъем на следующую стадию известности и возможности напечататься.

"- Я не против Интернета. Я сам очень сильно "подсел", как теперь говорят, на Интернет. И именно поэтому я вижу, как им съедается будущее. Ты туда встраиваешься, потому что некуда деваться. Есть много профессий, которые, по сути, являются распространением информации - художественной, образной, но информации. Вы говорите, что возникнут указатели в этом море информации? Так ведь и сами по себе эти указатели - непрофессиональны..." (Там же)
Забавно, что при отсутствии в нынешней российской печатной книжной продукции, более или менее известных юмористов - писателей и поэтов, в интернете такие авторы пользуются большим успехом. Вот среди них, иногда встречаются авторы, число читателей которых переваливает за миллион и больше!

Но есть ещё одна проблема и эта проблема называется «междусобойчик активистов», того или иного сайта и их политические взгляды, а ещё плюс субъективная редакция и получается - оттого какого «цвета» - красного или белого редакторы, зависит какого цвета материалы на данном сайте приветствуются, а какие нет!
Но ведь есть ещё рейтинги активности, которые чисто по-русски, превращается в сюжет из басни Крылова:

«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку!»

То есть если вы похвалили десять авторов, то в ответ эти десять похвалят вас - такова уж психология доброго русского человека.
И ведь на больших литературных сайтах, есть ещё разного рода механизмы продвижения популярных авторов и часто это авторы популярны только у «активистов» сайта. Иначе говоря «непотизм» разного рода, процветает на всех уровнях литературного интернете в России, и очевидно, что разного рода лауреатами больших литературных сайтов, становятся отнюдь не самые интересные и талантливые авторы.

Здесь хотелось бы сослаться ещё на один казус - на отсутствие интереса даже больших издательств к развитию русской литературы, потому что печатать распиаренного Куэлью много выгоднее, чем печатать талантливого российского автора, даже если авторы принесут издателю в последствии в три раза больше денег, чем Куэлья! Вот это непонимание издателями своей выгоды и неспособность отличить талант от посредственности, доводит меня до нервного смеха! Иначе говоря, российские издательства, мало того, что обирают писателей выплачивая ему смехотворные гонорары, так они в силу отсутствия деловой хватки, не видят очевидных выгод от продвижения российских авторов, превращаясь в литературных провинциалов!
Но о издательствах и издателях в другой статье.

И здесь, мы приходим к тому же выводу, к которому пришёл, ныне покойный Александр Кабаков- уничтожая профессиональную критику, мы, тем самым убиваем профессиональную литературу и понижаем уровень интеллекта и профессионализма читателя. И этот замкнутый круг будет существовать, пока большие литературные сайты не возьмут в свои штаты, критиков-профессионалов, то есть людей, которые разбор литературы по принципу «плохая – хорошая» сделали своей профессией!

Делая выводы, хочу заметить - темы и качество интернет литературы, не позволяют надеяться, что вкусы читателей из интернета могут достигнуть когда-нибудь читательского уровня любителей бумажной книги!

Сошлюсь снова на Александра Кабакова:
"...я считаю, что исчезновение критики точно так же приведет к исчезновению литературы, как и Интернет. Это часть иерархии, часть структуры. Не может ничего быть без этого..."

...Если сравнивать, то можно сослаться на кино, где подлинно художественные произведения всё больше подменяются "развлекаловом" и криминальными боевиками - здесь есть большая опасность состоящая в том, что после привыканию к фильмам экшен, у человека вырабатывается некая зависимость от картинок физического действия, и уже ничего серьезного, психологически достоверного и драматического душа уже не приемлет!
Я знаю несколько молодых читателей интересующихся литературой, которые с трудом могут дочитать до конца романы Достоевского, Толстого или Фолкнера, но перечитывают всего Гришема, и даже старушку Агату Кристи.

Этот процесс дегуманизации культуры, постепенного исчезновения, отсутствия интеллектуальной сложности и чувствительности, происходит в том числе с участием интернета и социальных сетей!
Поверхностные суждения и мнения, стали необходимым условием возникновения популярности в интернет сообществе, и такие мальчики с оловянными глазами как Дудь, Шнуров или Слепаков, становятся выразителями отношения к миру миллионов "несовершеннолетних идиотов", которыми полным полна коробочка интернета!


Могут спросить, так что же нам делать?
Думаю, что литературный поток в интернете, над разделить на две части - профессионалов и любителей, и с помощью литературной гильдии критиков, наладить процесс отбора и рекомендаций для дальнейшего продвижения работ и авторов в печать, то есть в профессиональные издательства.
При каждом большом литературном сайте, я бы завёл профессионального литературного критика на приличной зарплате, который, работая на большое издательство, отыскивал бы среди гор литературного мусора алмазы таланта. Ведь это такое интеллектуальное удовольствие - отыскивать новых талантливых писателей и поэтов, а потом помогать их продвижению к вершинам литературного мастерства!
Дело это не быстрое, однако со временем всё наладится и вся писательская братия будет довольна - и любители и профессионалы!


2020 – 2023 год. Лондон. Владимир Кабаков.


Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте "Русский Альбион": http://www.russian-albion.com/ru/vladimir-kabakov/ или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com/ru/jurnal








Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
Варвара и Академия магии

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft