Прошлый мой рассказ из жизни на пяти литсайтах России о начале моих новых Христианских странствиях, несколько неудачных, увы, в обсуждении его с моими друзьями, писателями и поэтами Серегой и Марией закончились так:
Сергей Лебедев, Винница
16.08.2018 12:34:
- Агела-хранителя тебе, Юра, в странствия!
Да поможет Господь тебе во всех благих начинаниях!...
И
Мария Левина, Красноярск
16.08.2018 08:39:
- ... Отчего-то мне кажется, что не надо Вам ограничиваться перепиской только с нами.
Пусть и другие имеют возможность прочесть. Может быть, кому-то отчаявшемуся Ваши рассказы помогут поверить в людей хороших.
Так что, с нетерпением жду Ваших репортажей. А если доведётся к тому же ещё и свидеться, так это будет чудом, хотя, если честно, почему-то страшновато.
Путешествуйте, странствуйте, и, пожалуйста, берегите себя.
И пусть Бог хранит Вас и Ваших близких.
***
Поэтому, этот мой новый рассказ из жизни о событиях моего странничества на Спас этого, 2018, даю в виде двух своих писем моим друзьям в их рецензии на начало моих странствий, где они это говорили.
Которые пишу им со смартфона, едя на электричке из Изюма Харьковщины в Харьков.
В виде шутки, в ходе рассказа перехожу иногда к речи от имени Чехова в свете того, повторю, что у меня, на удивление, буквально все 1 к 1 с Антоном Чеховым совпадает.
Почему, как мой Читатель уже знает, иногда пишу я юмористические рассказы и фантазии от имени воскресшего Чехова
С этим рассказом из жизни на одно этих совпадений стало еще больше.
Нравится мне рассказывать эти рассказы из жизни друзьям, понимающим меня, в виде писем им, в эпистолярном жанре, так сказать.
Наши беседы после этого рассказа на "Прозе ру" могут родить и ПОСЛЕСЛОВИЕ к этому рассказу из жизни.
КОНЕЦ ПРЕДИСЛОВИЯ
***
Дежавю по-Чеховски на Спас
или
Спас в Святогорской Лавре
рассказ из жизни
Юрий Адамович
19.08.2018 16:29:
- Здравствуйте, милая Мария и дружище Серега.
С праздником Спаса Вас обоих!
К сожалению, почти все простые Христиане думают, что в этот праздник священники в Храмах яблоки освящают, и их можно есть после Спаса.
А, на самом деле, этот праздник великий Христианский соответствует чуть ли не самому главному моменту земной жизни Иисуса Христа.
Когда на горе в присутствии трех учеников произошло Преображение Иисуса, Он превратился в Лучезарную Личность с белоснежными одеждами, явились из Вечного Мира Бога пророки Илья и Моисей, и беседовали с Ним.
А Сам Бог, Творец, Господь Неба и земли, Отец наш Небесный, после этого голосом с неба из облака определил статус Иисуса как Божьего Сына, Христа, и Прямого Слова Бога к людям:
"Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое Благовеление, Его слушайте".
Что абсолютно одинаково описано во всех трех синоптических Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, поэтому даже земной суд должен признать это Правдой.
Да, еду я сейчас в Харьков на электричке из Святогорской Лавры Донеччины.
Один день съездил я в паломничество на Донеччину, пожил сутки примерно в гостинице там для паломников.
Будете оба смеяться, но когда ехал на электричке туда, решил я в нете узнать побольше об этом Православном монастыре на Донеччине.
Оказался он очень древним, более полу тысяч лет, и уважаемым в Православии нашем.
Почему в 27 лет туда, как и я на одни сутки, ездил в паломничество 6 мая 1887 года угадайте с одного раза КТО?!
Ну, понятно, что Антон Павлович Чехов, написав об этой однодневной поездке рассказ из жизни "Перекати-поле".
Прочел его я как раз при подъезде к Святогорску на электричке.
Рассказик так себе получился у Чехова, не из его самых известных, поэтому мало кто его знает, не читал его и я раньше.
Сам был в шоке, что и в этом у меня с Чеховом все повторилось, как и во всем, практически, остальном.
Хоть бери сейчас и пиши новый рассказ из жизни, типа:
"Дежавю по-Чеховски на Спас".
Да, рассказ тот Чехова "Перекати-поле" о событиях начала мая 1887 года опубликован в журнале "Новое время" на Спас того 1887 года.
Пишу
Дежавю по-Чеховски на Спас
рассказ из жизни
Да, как и 131 год тому назад, когда я Чеховым ездил в однодневное паломничество на Святые горы Донеччины, и в эту поездку погода было солнечной и теплой.
Как и тогда, и сейчас Святогорский монастырь дает кров и пропитание всем паломникам, приезжающим в него на паломничество даром на три дня.
Чехову тогда повезло, и дали ему в гостиничном корпусе номер на двоих, почему и рассказал он о соседе по номеру, еврее-Иудее, крестившегося в Православную веру Христову.
Мне не очень повезло, поселили меня в комнату восьмиместную с бомжами, увы, преимущественно, да и говорить с ними сейчас времени особо не было.
И это при том, что тогда, на праздник Николая Чудотворца, наехало туда паломников более 10 тысяч, катастрофически для них мест в гостинничных корпусах монастыря не хватало.
А сейчас, на праздник Спаса, всех паломников тут я, уже Мельником, насчитал не более тысячи на ужине в Трапезной для паломников.
Да, заметно чище тут стало за прошедшие 131 год.
Тогда, помню, Чеховым было неимоверное количество у монастыря лошадей, волов, повозок, бричек и т.п.
Многие, у кого денег на них не было, шли в паломничество пешком и из моей Харьковщины, и из уездного тогда Белгорода, губернских Курска, Орла, Воронежа и других мест Руси.
Потому что ж/д до Святогорска в 1887 году не было совсем.
Распадлючился народ сейчас.
Вот я, сел на Леваде в Харькове вчера, 18 августа 2018 года, на электричку на Изюм в 10-52, и уже на вечерней Церковной службе присутствовал, в качестве паломника, поселенного в восьмиместный номер паломнической гостинницы.
Изюм - это еще Харьковщина, в Изюме пересел я уже на Донецкую ж/д и поехал до Святогорска, который встретил меня баннером на ж/д: "Индустриальный Донбасс приветствует вас".
Там уже ждал меня и других пассажиров электрички маршрутный автобус до Лавры.
Да, часов шесть, меньше доллара денег на проезд, и так мало паломников на Спас в Святогорской Лавре собралось, что даже в моей, 301-й комнате два свободных лежака-топчана оказалось.
А в коридоре гостинницы такие лежаки все пустыми были.
Ну, друзья мои, если интересно, то подробнее расскажу я Вам обоим об этом "дежавю по-Чеховски на Спас".
А пока ставлю точку, подъезжая на электричке к своему Харькову родному.
Сутки здесь не был, а уже успел соскучиться за родным Харьковом моим.
Нет, не зря пророк Руси Григорий Сковорода не любил надолго покидать Харьковщину, считая Ее Духовной Столицей всей Руси.
И за природу райскую, где в сухих гаях и рощах птички поют как в Раю.
И потому что Харьковчане, в основной своей массе - народ добрый, искренний, гостеприимный.
Ну, со времен Сковороды за два века и Харьковчане многие, к сожалению, испаганились.
Но не все, слава Богу.
Ладно, пора из электрички выходить, дома уже допишу.
***
Юрий Адамович
19.08.2018 17:34:
- Хотя, друзья, ошибся я с электричкой этой, еще выходить из нее рано, на этой ветке раньше не ездил, еще больше часа ехать.
Поэтому, хотя бы коротко расскажу вчерашний и сегодняшний день моего паломничества этого, по следам Чехова.
Приехав вчера вечером, примерно в пять вечера туда, как сказал, был определен я в восьмиместный номер, преимущественно людей бомжовской наружности.
Один только интеллигентный паломник оказался в моей комнате, как и я- Харьковчанин, тоже, как я, с Холодный горы Харькова.
На мое недоумение утром сегодня, 19 августа, почему наши соседи по комнате не поднимаются на звонок дежурного и не отправляются на Церковную службу, как тут от паломников требуется делать, а продолжают спать, Земляк сегодня утром сказал мне, что типа, я не вижу, что ли, что это - обычные бомжи, которым переночевать негде.
Да, вчера я честно выстоял вечернюю Службу здесь очень долгую аж до начала десятого вечера, после чего все паломники организованной толпой пошли в трапезную для паломников кушать, помолившись все вместе Богу перед едой.
Кормят здесь очень даже не плохо- первое, второе, третье, причем первого можно себе не одну тарелку самому налить ополоником с кастрюли на каждом столе.
Да и кампота с трехлитровой банки на каждом столе тоже можешь пить сколько хочешь.
Я аж четыре чашки выпил с удовольствием.
Ну, про ночь среди бомжей преимущественно особо описывать не буду, проснулся в два часа ночи от сильного храпа вокруг, и немного несвежего воздуха от соседей по топчанам, но уже выспался, пошел в коридоре полежать на топчанах пустых на более свежем воздухе.
А вот, умывшись, на утреннюю службу я не пошел, вспомнив что я на следующий день после сна Чеховым тут делал 131 года тому назад, то есть вспомнив его рассказ из жизни об этом "Перекати поле""
Ну, чем Чехов после сна здесь занимался тогда, можно у него в рассказе и прочесть:
"Когда я проснулся, моего (соседа по номеру) уже не было в номере.
Было солнечно, и за окном шумел народ.
Выйдя, я узнал, что обедня уже кончилась, и крестный ход давно уже отправился в скит.
Народ толпами бродил по берегу и, чувствуя себя праздным, не знал, чем занять себя; есть и пить было нельзя, так как в скиту еще не кончилась поздняя обедня; монастырские лавки, где богомольцы так любят толкаться и прицениваться, были еще заперты.
Многие, несмотря на утомление, от скуки брели в скит.
Тропинка от монастыря до скита, куда я отправился, змеей вилась по высокому крутому берегу то вверх, то вниз, огибая дубы и сосны.
Внизу блестел Донец и отражал в себе солнце, вверху белел меловой скалистый берег и ярко зеленела на нем молодая зелень дубов и сосен, которые, нависая друг над другом, как-то ухитряются расти почти на отвесной скале и не падать. По тропинке гуськом тянулись богомольцы.
Всего больше было хохлов из соседних уездов, но было много и дальних, пришедших пешком из Курской и Орловской губерний; в пестрой веренице попадались и мариупольские греки-хуторяне, сильные, степенные и ласковые люди, далеко не похожие на тех своих хилых и вырождающихся единоплеменников, которые наполняют наши южные приморские города; были тут и донцы с красными лампасами, и тавричане, выселенцы из Таврической губернии.
Было здесь много богомольцев и неопределенного типа, вроде моего Александра Иваныча: что они за люди и откуда, нельзя было понять ни по лицам, ни по одежде, ни по речам.
Тропинка оканчивалась у маленького плота, от которого, прорезывая гору, шло влево к скиту неширокое шоссе. У плота стояли две большие, тяжелые лодки, угрюмого вида, вроде тех новозеландских пирог, которые можно видеть в книгах Жюля Верна. Одна лодка, с коврами на скамьях, предназначалась для духовенства и певчих, другая, без ковров — для публики.
Когда крестный ход плыл обратно в монастырь, я находился в числе избранных, сумевших протискаться во вторую.
Избранных набралось так много, что лодка еле двигалась, и всю дорогу приходилось стоять, не шевелиться и спасать свою шляпу от ломки. Путь казался прекрасным. Оба берега — один высокий, крутой, белый с нависшими соснами и дубами, с народом, спешившим обратно по тропинке, и другой — отлогий, с зелеными лугами и дубовой рощей, — залитые светом, имели такой счастливый и восторженный вид, как будто только им одним было обязано майское утро своею прелестью. Отражение солнца в быстро текущем Донце дрожало, расползалось во все стороны, и его длинные лучи играли на ризах духовенства, на хоругвях, в брызгах, бросаемых веслами. Пение пасхального канона, колокольный звон, удары весел по воде, крик птиц — всё это мешалось в воздухе в нечто гармоническое и нежное. Лодка с духовенством и хоругвями плыла впереди. На ее корме неподвижно, как статуя, стоял черный послушник...
Источник: http://chehov.niv.ru/chehov/text/perekati-pole.htm
***
Да, теперь Мельником.
Услышал я там при монастыре вечером, что сегодня, на Спас, 19 августа, будет крестный ход.
Выйдя утром из гостиницы для паломников, уточнил я у местного, до скита всех святых на вершине самой горы крестный ход будет, как Чехов описывал в своём здесь паломничестве?
Местный сказал, что до Скита на самый верх горы крестного хода сегодня не будет, тяжело туда ходить, сейчас почти не ходят, просто вокруг монастыря походят монахи с молитвами.
Ну, тогда я утром пошёл не на утреннюю службу, а в крестный ход до Скита всех Святых, добрался до него, но он закрытый оказался, дошел до верхних Храмов, посмотрев все вокруг сверху.
Прекрасная природа не поменялась, поэтому не буду повторяться, что 131 год тому назад Чеховым сказал.
Да, спустившись вниз, как подумал я, что еще это одну ночь придется ночевать среди бомжей храпящих сильно и не очень хорошо пахнущих, решил сделать, как 131 год тому назад сделал Чеховым- ограничиться одной ночевкой при Святогорском монастыре.
Конец дежавю по-Чеховски на Спас 2018 года
С неизменным душевным теплом и любовью к Вам, мои друзья, и пожеланием всех благ от Бога.