16+
Лайт-версия сайта

На пепелище прошлого

Литература / Мемуары, публицистика / На пепелище прошлого
Просмотр работы:
05 мая ’2014   20:11
Просмотров: 19670

Очерк


Что я помню из раннего детства? Утопающие в майском белом цветении фруктовые сады в родной станице отца – Грушевской... Когда идёшь среди вспаханных и засеянных колхозных полей просёлочной дорогой, которая тянется вдоль густых зелёных лесопосадок, кажется – равнине не будет конца. Кругом, куда ни глянь, до самого горизонта – всё степь да степь… Вот правда, справа, – аккуратно опаханный тракторами, одинокий древний курган. Отец рассказывал: в старину, когда уходили казаки в ратный поход на турок, шапками насыпали вблизи станицы высокий курган – столько много войска шло против «басурман». Когда возвращались – снова насыпали курган, рядом. И был второй – намного меньше первого. Знать мало казаков с войны вернулось. Со временем курган осыпался, сравнялся с землёй, и совсем его не видно стало. Что и возвышалось в степи – так остатки первого кургана. Такова легенда. Не знаю, правда, или нет. Отец рассказывал…
Мы часто приезжали с ним на его родину, в станицу. Чтобы не ждать рейсового автобуса, который ходил из Нововчеркасска очень редко и, как правило, – набитый битком, шли в Грушевку пешком от Красного Колоса. Полями. И когда добирались, наконец, до старого станичного кладбища, приткнувшегося на высокой горе, – внизу величественно открывалась широкая панорама поймы реки Тузлов и всей бескрайней заречной долины. Под горой, до самой речной излучины, – утопающие в белой фате садов грушевские станичные дворы. Среди садов – знакомый силуэт разрушенной церкви Иоанна Богослова.
История храма примечательна. Он благополучно пережил и революцию, и Великую Отечественную. Потом, после смерти Сталина, видимо, начался новый виток борьбы с религией, и в 1957 году церковь официально закрыли. Вначале в ней был клуб, после колхоз имени Ленина стал использовать её под зернохранилище. Помню, мы, мальчишки, в детстве залезали в храм через разбитые окна, находили внутри противогазы времён Великой Отечественной войны.
Родина отца, а значит – и моя, где прошло моё босоногое детство. Старая казачья станица…
Тогда официально не говорили станица, в ходу в советских чиновных кругах было: деревня, село. В школе архаичное слово казаки произносили только с привязкой к какому-нибудь веку. XVII – восстание Степана Разина, XVIII – Емельяна Пугачёва. XIX век неизменно ассоциировался с атаманом Платовым, с Бородино…
Но в жизни было совсем не так. В Грушевской – слово казак не переводилось сроду. И станицу свою мои земляки никогда не называли селом или деревней – только станицей! И не в пику официальной демагогии, а потому что привыкли, потому что так оно и было на самом деле. И казаками были по праву рождения и наследства, ведя свой казачий род от славных героических предков, как бы не мудрствовали лукаво власти, как бы не расказачивали и не расстаничивали…
Привольно раскинулись грушевские богатые угодья вокруг станицы, протянувшейся на семь с лишним километров вдоль небольшой речки Тузлов, или Тузловки, как ласково называли свою реку местные жители. В необычном месте поселились издавна казаки – под крутой горой в узкой долине, по которой с востока на запад протекает неглубокая, заросшая камышом и чаканом речка. Потому и разрасталась станица только в длину – в ширь некуда было: мешали высокая круча слева и Тузловка по правую руку. Есть места, где только один двор и стоит, – так близко подходит речка к меловой горе, из которой станичники исстари добывали ракушечник. Нужный в хозяйстве камень шёл на укладку оград и различных дворовых построек, отчасти – на продажу.
Да и без того не бедно жили мои земляки. Даже во времена советской власти, при Хрущёве, столы ломились от всевозможных домашних, крестьянских яств. Парное молоко из-под собственной коровы – каждый день. Творог, сметана, масло, – всё своё, не покупное. Даже хлеб, помню, моя родная тётка Дуся пекла сама: белый, пышный, мягкий как вата. А мёд с собственной пасеки, а огромные, созревшие под щедрым донским солнцем кавуны, что значит по-городскому – арбузы… А дыни-репанки с бахчи, которые тоже имелись чуть ли не у каждого грушевского колхозника: сладкие, как мёд – куда до них нынешним африканским бананам! А яблоки белый налив, которыми летом, усыпаны были все станичные дворы, так много и щедро они родили. Их ленились подбирать с земли, всё, что с земли – шло на прокорм свиньям. А тянуться за яблоком на ветке – лень. Да и не дотягивались мы, пацаны, до высоких веток. Идёшь по саду, яблочка захотел, тряхнул дерево – и обрушится на землю целый град крупных перезрелых плодов. Одно выберешь покрупнее, поплюёшь, оботрёшь о рукав рубашки и – пошёл, насвистывая, грызя рассыпчатую, белую сладкую мякоть, что так и тает во рту. А остальное, что под деревом – домашней живности.
Поистине, не жизнь – земной рай был в те благодатные, Богом избранные времена на казачьей земле. Правда, не забывались и обиды, нанесённые Москвой в революцию и Гражданскую. Да и в хрушёвское время не раз обижали власти казаков. И довольно круто. Станичники внешне оставались покорными, внутри же всё бурлило и рвалось наружу. Однажды, в очередной приезд, слышал от тётки Дуси, рассказывавшей вполголоса брату (моему отцу):
– Слыхал, Егор, новость?
– А что случилось, сестра?
– Надысь на майские четыре выходных подряд выпало: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В воскресенье – Пасха. Нет бы дать народу отгулять свои законные, праздник отметить по человечески, так куда там… Хрущёв один выходной отобрал и объявил рабочим днём, и как раз – воскресенье! Ну, в Новочеркасске на НЭВЗэ ночью плакат вывесили: «Спасибо партии родной за такую ласку, что отобрала выходной и обосрала Пасху!»
Вот характерное отношение местных жителей к Советской власти. И мне надолго после запомнился тёткин рассказ. Я стал расспрашивать отца, как жили раньше грушевские казаки.
– Хорошо жили, сынок, – говорил он, подвыпив. – Хозяевами были на своей земле, не подёнщиками. Едет, допустим, казак по дороге на повозке. Дорога вузкая-вузкая, вдвох никак не разминёшься. Казак правит пустой, по хозяйственным нуждам, а встречь ему кацап на гружёной телеге. Просит казака: сверни, мол, станишник, в сторону, у грязь, ты ж всё одно порожняком, а я с мяшками. Казак выхватывает плеть из-под себя и как зашумит: ах ты такой, рассякой, москаль, лапотник воронежский! На нашей казачьей земле живёшь, хам, и я же тебе дорогу уступай! А знаешь ли ты, что землю эту мои предки, донские казаки, кровью своей густо полили, не щадя себя, на смерть с турками и татарами бились. А ну, – геть зараз с дороги, не то плетью запорю! Кацап с дороги в грязюку и свернёт. А куды денешься? Наша власть была, казачья.
– И куда подевалась? – спрашивал я у отца.
– Коммунисты, подлюки, забрали, – угрюмо отвечал отец, наливал очередной, полный до краёв стакан красного. Жадно выпивал и неожиданно заканчивал: – Вот получу аванс, поеду у Грушевку, напьюся до чёртиков, откопаю в саду отцову шашку и пойду рубать коммунистов, как Гришка Мелехов!
Это был единственный литературный герой, которого признавал отец…
Хорошо по вечерам в Грушевке. До сих пор помню зазывное мычание сытых коров, возвращающихся с дневного выпаса. Пастухи – настоящие казаки на конях – гонят большое стадо по главной улице, которая тянется через всю станицу. В переулки, где – хозяйские дворы, коровы сворачивают сами. Каждая неизменно идёт к своему – никогда не спутает. Собаки во дворах на цепи обгавкивают крупных, с внушительными рогами, добродушных животных. Но лают чисто для порядка, чтобы показать перед хозяевами холуйское усердие. Лохматые охранники тоже знают своих бурёнок и всерьёз бросаются только на чужих. Куры кудахчут, суетливо склёвывая с земли рассыпанный хозяйкой корм, гуси и утки шумно хлопают крыльями, гогочут и крякают, плескаются в мутной луже у корыта. Цыплята под ногами попискивают. Жёлтые пушистые комочки утят жмутся к сердитым крикливым «мамкам».
Идёшь босиком по пыльному, не подметённому двору (детвора всё лето бегала по станице босиком) – под ногами крестообразные следы куриных лапок, комочки навоза. Чуть дальше, у коровника – большие коровьи лепёшки. В городе бы скривились при одном упоминании об этом неприглядном, специфически пахнущем веществе, а в станице и оно шло в дело. Помню, как месили в большом корыте ногами мои старшие двоюродные сёстры коровий навоз, перемешанный с глиной и соломой. Потом из этого месива тётя Дуся лепила аккуратные кирпичи – кизяки. Их складывали ровными высокими пирамидами для просушки, и зимой топили печку.
Незабываем запах кизячного дыма из труб по утру, который сейчас уже не почувствуешь, да и самих кизяков никто в Грушевке давно не лепит. Был я недавно в родной станице – впечатление грустное, как будто на кладбище побывал… Всё изменилось до неузнаваемости. Там где пылили раньше с ребятами на больших взрослых велосипедах, – теперь городской асфальт. Проносятся иностранные автомобили. А ведь как хорошо было раньше промчатся по этим местам на велике. Тогда это был самый популярный и распространённый вид транспорта. Мотоциклы с колясками имели не многие. А уж о машинах и говорить нечего. Тот, кто покупал собственный автомобиль, хотя бы старый «Запорожец», «горбатый» по уличному, – считался богачом! На велосипедах ездили и взрослые и детвора. Мальчишки помладше, как правило не дотягивались короткими ногами до педалей и гоняли стоя, просунув ногу под раму. Смешно и грустно было на это смотреть. Скажешь сейчас – никто не поверит. Заелись современные люди, привыкли к дорогим и крутым, навороченным иностранным машинам. На обладателей старых отечественных «Жигулей» смотрят как на нищих. На мотоциклах ездят только лихие байкеры, да молодые городские «самоубийцы». А велосипедистов в городе уже почти не увидишь, если и есть – либо спортсмены, либо школяры-малолетки.
Изменились времена, изменились нравы. Забыли люди о прежней жизни, как бы вычеркнув её напрочь из памяти. А мне почему-то грустно проходить по родимым, некогда дорогим сердцу местам. Вот был недавно у бабушкиного дома в Ростове, на проспекте Шолохова перед мостом в аэропорт, бывшей улице Октябрьской. Бабушка давно умерла, продали родственники старый, ещё довоенной постройки дом, в котором, к слову сказать, я и родился. Огромные трёхэтажные хоромы отгрохали новые хозяева на месте бабушкиного скромного жилища. Можно сказать: шик, блеск, красота! А мне почему-то грустно. Смотрел я на всё это показное великолепие как на… пепелище… Да и чем оно было для меня на самом деле, если ничего не осталось от старого, привычного, родного… И горько стало до слёз, до спазм в горле. Захотелось поскорее уйти, чтобы не смотреть, не травить понапрасну душу.
Так же и в станице Грушевской… Был недавно проездом. Походил по знакомым с детства местам, но не узнал. Нет больше тёткиного дома – продали после её смерти сын и две дочки, мои двоюродные брат и сёстры. Посмотрел на двор, в котором прошло моё детство, и – чёрная тоска напала. Бежать захотелось поскорее отсюда, как и в Ростове, когда был на месте бывшей бабушкиной хатёнки…
В Грушевке прошёл по переулку до угла, свернул на знакомую улицу, в самом конце которой, угловым, возвышался раньше родовой курень моего отца, в котором он родился, куда приезжал всегда, гостил у племянника, выпивал, рыбалил и ловил раков в Тузловке (двор – почти на самом берегу, только спустишься с небольшой возвышенности)… Но и этого места не узнал, и ничего ровным счётом не воскресил из полузабытых детских воспоминаний. Всё не то, всё не так, всё чуждо и враждебно, как будто захватили Родину иноземцы! И захотелось бежать из родимых мест. Бежать, как после пожара или наводнения, которые смели всё, что было дорого сердцу, не оставив камня на камне.
И удивительно, – это же чувство испытываю, глядя с высоты своих детских романтических впечатлений на всю современную страну, так называемую Россию. Внешне – всё блестит американской рекламной роскошью и навороченным «евроремонтом» городских улиц, особенно в царственной, державной Москве, а внутри, в душе – жуткая пустота от всего этого показного великолепия, внешней блестящей мишуры. Как будто купили нас заморские хитрые дельцы, как раньше, конкистадоры – папуасов – за стеклянные, раскрашенные бусы, и прочие красочные безделушки. Посмотришь – снаружи всё блестит и сияет вроде восстановленного после четырёх жестоких штурмов Грозного, – а как вдумаешься и вникнешь в потаённую суть происходящего, всё – как после Батыева нашествия кажется!
Идёт пир показного великолепия в современной России… Но это – пир во время чумы. И не вперёд идёт пресловутый «пароход современности», а тонет, как непотопляемый с виду «Титаник»… капитализма.
Больше ничего не хочется говорить о Родине, потому что её нет. И ничего уже не возродится, а если и возродится, то совсем в другом качестве. Но об этом пусть напишут наши дети или внуки, потому что – им жить. И, может быть, радоваться новой непонятной действительности. А мне доживать, погружаясь в сладостный туман воспоминаний о прошлом моей любимой, изуродованной недругами Родины.

6 сентября 2013 г.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

БЕРЁЗОВАЯ РУСЬ.Конкурс Буду рада поддержке!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft