16+
Лайт-версия сайта

Россия вчера, сегодня, завтра

Литература / Мемуары, публицистика / Россия вчера, сегодня, завтра
Просмотр работы:
04 января ’2014   21:05
Просмотров: 21347

Недавно мне на глаза попались два отзыва о России, ее прошлом настоящем и будущем, один Александра Христофоровича Бенкендорфа, другой Дмитрия Сергеевича Мережковского. Авторы этих строк жили в разные эпохи, придерживались разных взглядов на Россию, ее месте в исторической картине мира. Тем не менее, интересно сравнить их.

Александр Христофорович Бенкендорф (1783-1844) был начальником учрежденного в 1826 г. императором Николаем I главного органа политического сыска под названием "Третье отделение Собственной Его императорского Величества канцелярии". Личный друг Николая I, он являлся по совместительству и главой Отдельного корпуса жандармов.

В начале 30-х годов ХIХ века А.Х.Бенкендорф в беседе с М.Ф.Орловым произнес следующие слова: "Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение; вот <...> точка зрения, с которой русская история должна быть рассматриваема и писана". Эти слова обычно цитируются как классическая формула официозного патриотизма или официозного же "исторического оптимизма", которые исключают какой бы то ни было серьезный анализ истинного положения дел в стране и потому объективно вредят ее интересам. Важен контекст этих слов. Как отмечал Григорий Ревзин в статье "Остановка по требованию" (Коммерсант.ру, 25.01.2013, http://www.kommersant.ru/doc/2106141), Александр Христофорович написал их тогда же, когда идеолог николаевского правления граф Сергей Семенович Уваров выдвинул формулу "Самодержавие, православие, народность". Это был поворот Николая I в сторону, противоположную екатерининской формуле "Россия - страна европейская". И надо понимать, что в этот момент у Бенкендорфа были некоторые основания для такого видения ситуации. Россия победила Наполеона и была супердержавой на европейском континенте, ситуация в самой Европе после наполеоновских войн была не слишком завидной. Мысль о превосходстве России над западными соседями была естественной и доказанной в прямом военном столкновении. Бенкендорф мечтает о всеобщем союзе монархов, в котором первенствующая роль принадлежала бы России и ее государю. И эта задача кажется ему соответствующей всей русской истории (http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/benkendorf.php). После польского восстания 1830 года III отделению приходилось надзирать за деятельностью польских организаций и, как ему казалось, ждать отзвуков этого восстания в собственно русских губерниях. С упорством и нетерпимостью узкого во взглядах и неумного человека, Бенкендорф старался во всех самостоятельных стремлениях отдельных лиц и всего русского общества найти и уничтожить зародыши ужасного будущего, и это несмотря на его слова о будущем России, приведенным выше.

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941) - русский писатель, поэт, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Яркий представитель Серебряного века, он вошёл в историю как один из основателей русского символизма, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа, один из пионеров религиозно-философского подхода к анализу литературы, выдающийся эссеист и литературный критик.
В речи, произнесенной на французском языке на банкете, устроенном 25 ноября 1913 года всероссийским Литературным обществом в честь прибывшего в Петербург бельгийского поэта Эмиля Верхарна, Д.С.Мережковский сказал: "Чтобы жить, мы, русские, должны надеяться. Вот почему Россия - страна великой бесконечной надежды. Наше прошлое печально; может быть, еще печальнее наше настоящее. Но у нас есть будущее" (прим. А.Н.Николюкина).

Если оптимистичная оценка Бенкендорфом прошлого и настоящего России вполне понятна (победа над Наполеоном), то также понятна и пессимистичная оценка Мережковским прошлого России (поражение в Крымской войне 1853-1856 гг., поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг., русская революция 1905-1907 гг.). В 1913 году Россия была одной из самых быстро развивающихся стран мира. Французский экономический обозреватель Э. Тэри писал в книге "Россия в 1914 году. Экономический обзор: "Экономическое и финансовое положение России в настоящий момент превосходно... от правительства зависит сделать его еще лучше". Представители российской власти, иностранные корреспонденты и послы других государств считали, что для полного расцвета нашей стране не хватало лишь нескольких десятилетий мира. К сожалению, история не дала России мирной жизни, а потому 1913 год так и остался вершиной, преодолеть которую стремились в эпоху СССР (http://www.istpravda.ru/digest/1502/). В сфере культуры правительство прилагало большие усилия к преодолению тяжелого недуга российского общества - низкого уровня грамотности: расходы по министерству народного просвещения возросли с 1900 года почти в 5 раз, составив в 1913 году 14,6% бюджетных расходов. Так что оценка Мережковским настоящего России ("может быть, еще печальнее наше настоящее") не адекватна. По-видимому, она объяснялась его антимонархическими настроениями. Что же касается его исторического оптимизма ("у нас есть будущее"), Мережковский надеялся на смену политического строя России и видел будущую Россию без самодержавия.

Россия и русские люди "нового религиозного сознания" должны были, по его замыслу, стать искрой, которая вызовет взрыв, коренное изменение в мировой культуре и цивилизации (http://perfilov.narod.ru/ser_poetry/merez/philosofy.htm). Одна из исследовательниц творчества Мережковского Б. Розенталь писала, что у Мережковского "Россия вмещает Европу, а не Европа - Россию. Они не являются по-настоящему равноценными. Для Мережковского Европа - это Марта, она олицетворяет работу мира, но Россия для него - Мария, душа мира. Душа важнее тела. Россия вберет в себя Европу через любовь" (B.G.Rosental. Dmitri Sergeevich Merezhkovsky and the Silver Age. - P. 189-190). Именно от России, согласно Мережковскому, следовало ждать - или всемирного спасения, или всемирной катастрофы. "Да будет один царь на земле и на небе - Иисус Христос" - это вся Россия когда-нибудь скажет - и сделает. Господь не покинет России. Только бы с Ним, только бы с Ним - и такая будет революция, какой мир не видал!" - писал Мережковский. Высшая миссия России, по его мнению, - "правда Христа". Революционные потрясения России (как отмечает О. Волкогонова) укрепили веру Мережковского во всемирное предназначение его родины. Россия, по мнению писателя, должна была начать "спасение" других народов, всего человечества. "Мы потеряли всё, кроме нашей всемирности" (http://perfilov.narod.ru/ser_poetry/merez/philosofy.htm), - писал он в дневнике.

Большое значение для понимания позиции Мережковского в отношении прошлого, настоящего и будущего России имеет его работа "Грядущий хам". Предостерегая общество от "недооценки мощных сил, препятствующих религиозному и социальному освобождению", писатель считал, что интеллигенции, воплощающей "живой дух России", противостоят силы "духовного рабства и хамства, питаемые стихией мещанства, безличности, серединности и пошлости" (http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MEREZHKOVSKI_DMITRI_SERGEEVICH.html). При этом "хамство" в его терминологии было не социальной характеристикой, но синонимом бездуховности (материализма, позитивизма, мещанства, атеизма и т. д.) (http://perfilov.narod.ru/ser_poetry/merez/philosofy.htm). Если религиозного обновления не произойдет, весь мир, и Россию в том числе, ждет "Грядущий хам", - утверждал писатель. "...Одного бойтесь - рабства худшего из всех возможных рабств - мещанства и худшего из всех мещанств - хамства, ибо воцарившийся раб и есть хам, а воцарившийся хам и есть черт, - уже не старый, фантастический, а новый, реальный черт, действительно страшный, страшнее, чем его малюют, - грядущий Князь мира сего, Грядущий Хам". По Мережковскому "хамство" в России имеет три "лица": прошлое, настоящее и будущее. В прошлом лицо хамства - это лицо церкви, воздающей кесарю Божье, это "православная казенщина", служащая казёнщине самодержавной. Настоящее лицо хамства связывалось Мережковским с российским самодержавием, с огромной бюрократической машиной государства. Но самое страшное лицо хамства - будущее, это "лицо хамства, идущего снизу - хулиганства, босячества, чёрной сотни" (http://perfilov.narod.ru/ser_poetry/merez/philosofy.htm).

С высоты нашего времени, оценивая слова Бенкендорфа и Мережсковского о прошлом, настоящем и будущем России, можно сказать, что на эту оценку влияли как реалии исторического момента, так и личные пристрастия этих деятелей культуры и государства. Если Бенкендорф безоговорочно поддерживал самодержавие, то Мережковский его активно отрицал. В одном они сходятся - в том, что у России есть будущее, причем каждый из них видел в будущем свою Россию.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft