16+
Лайт-версия сайта

Духовные ландшафты Земли, opus 4

Литература / Критика, философия / Духовные ландшафты Земли, opus 4
Просмотр работы:
04 сентября ’2010   13:42
Просмотров: 26530

Ода сказочнику Проппу (парафраз).

(Владимир Яковлевич Пропп. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки. /Коммент. Е.М.Мелетинского, А.В.Рафаевой. М.: Лабиринт,1998. 512 с.)

1.
Как это не забавно, но Пропп – мифолог. Он не занимался ни фольклором, ни исследованием обряда инициации. Поставленная им перед собой задача: понять генезис и эволюцию мифа. На основании его размышлений можно построить последовательность:
1). Наблюдение за миром, понимание действий животных как магических ( здесь мне вспоминается “кошачья магия”: в случившуюся как-то длительную голодовку моя кошка, привыкшая к кормлению после выгула, начала целеустремленно и настойчиво проситься на улицу и сразу же возвращаться домой – и делала это много раз подряд).
2). Инстинктивное воздействие на мир (как это делала кошка).
3). Закрепление, оформление этого воздействия как обряда.
4). Словесное осмысление: возникает обряд – миф (первобытный матриархальный коллектив охотников).
5). После неолитической революции (земледелие, скотоводство) обряд – миф теряет смысл, происходит профанирование и инверсирование мифа – это сказка; но надо помнить, что она прекрасно сохранила элементы прамифа – обряда в отличие от более поздних литературных произведений мифографов и жрецов.

Цель этого первейшего обряда – мифа: посвятить человека в демиурги – научить его магически и осознанно воздействовать и изменять миф. Основной метод: введение посвящаемого в состояние смерти, в которой он уподобляется высшим силам. Здесь тайна: как человечество додумалось до посвящения – обряда – мифа? Отцы – марксисты учили нас: человек существо не животное, а социальное; происхождение структурообразующих социальную материю языка и общества загадочно. Как раз загадки происхождения социальной организации и языка нет. И организовывать свое стадо, и передавать сигналы, и еще многому – многому другому мы научились у животных, довели эти умения до совершенства и абсурда. Вот и Пропп пишет: методика посвящения - отождествление первобытного охотника с тотемным предком -–животным. Все наши социальные корни в мире природы, но инициации в ней нет. Как, каким образом она возникла?

Итак, изначальный сакральный смысл сказки – путешествие в мир смерти (“Тридесятое царство”). Баба-Яга – охранительница этого мира. Чтобы пройти границу Ванька-дурак должен угоститься у нее: поесть пищу мертвых – уподобиться им. Здесь у Проппа интересное наблюдение: мертвые не видят и боятся живых так же, как живые не видят и боятся мертвых. Яга – мертвая, она только по запаху ощущает Ивана (“русским духом пахнет”). У двух миров нет пространственной разобщенности, они просто не воспринимают друг друга. Пройдя у Яги испытание (“умерев”) Иван получает волшебного помощника (силу демиурга), который и переносит его в Тридесятое царство. Бой со Змеем-Горыничем Пропп считает позднейшим образованием, связанным с возникновением государства. На самом деле Ваня – это и есть Змей в Тридесятом царстве со всей своей силой и могуществом. Унося с собой эту силу, Иван подвергается преследованию до границы двух миров – огненной реки. Вернувшись в мир живых герой остается не узнанным. Это понятно: побывав у мертвецов он полностью дезориентирован и десоциализирован. Но сила Змея (волшебные помощники – на самом деле личные качества и умения посвященного в демиурги) помогает ему активно включиться в социальную материю (трансфигурация: Ванька-дурак превращается в прекрасного царевича).

Пусть это невнятный, но зато краткий пересказ пропповской расшифровки смысла сказки. Сам он слишком многословен, но в итоге все равно остается много вопросов. Зачем человек путешествует к мертвым? Как он получает их силу? Кто это придумал?

2.
Но прежде всего Пропп – гениальный создатель структурного метода изучения мифического мышления. “Морфологию сказки” он издал в 1928 г. (когда Леви-Стросс, возможно, еще под стол пешком ходил).

Отталкивается Пропп от четырех аксиом:
1). Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются.
2). Число функций, известных волшебной сказке – ограничено.
3). Последовательность функций всегда одинакова.
4). Все волшебные сказки однотипны по своему строению.
Под функцией наш сказочник понимает: поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действия. При этом каждому персонажу свойственны только определенные функции (см. таблицу). Персонажей же в сказке всего семь:
- антагонист (вредитель) – это злой волшебник, змей, кощей, разбойник и т.д.;
- даритель – добрый волшебник, Яга, мертвец и т.д.;
- помощник – волшебное животное (конек-горбунок и т.д.), предмет (скатерть-самобранкаи т.д.), какой-либо сверхумелец (скороход и т.д.);
- с остальными персонажами, думаю, все понятно. В сказке любой персонаж обязан выполнить свою функцию, без всяких мотивировок, объяснений смысла и других психологических выкрутасов. Это очень важное замечание. Многое становится понятным в мифологии. Так, например, шумерский миф об Инанне и Думузи не дает объяснения: зачем богиня любви и ненависти Инанна отправляется в поход на богиню смерти Эрешкигаль и умирает? Это всего лишь функция (обязательный поступок) посвящение смертью богини, а через нее и всех других девушек.
Сказка умалчивает о своем сверхмотиве – обязательного приобщения к смерти. Все персонажи жестко этим мотивированы (даритель обязан наградить героя, если последний прошел испытание и т.д.).
Реализация функций может быть очень разнообразна, Пропп дробит каждую функцию на множество видов. В созданной мною таблице я называю их таксонами. Жесткой связи между ними нет. В сказке таксоны могут выстраиваться в совершенно разнообразных последовательностях. Пропп указывает, что ряд таксонов не могут иметь логических связей друг с другом. Таких алогичных связей около 20-30%. Но я думаю, что и они имеют смысл. В итоге создается впечатление поля, содержащего все созданные и не созданные волшебные сказки.

Пропп выявил еще один феномен, который объяснить не может: если рассмотреть классическую сказку, содержащую все 32 функции, то она имеет как минимум 2 хода. Правда, существуют и одноходовые сказки, но они не будут включать все функции. На самом деле ходов в сказке может быть бесконечное количество (см. “Тысяча и одну ночь”), они могут прерываться и переплетаться. Но сказка всегда жестко придерживается последовательности ходов: они следуют один за другим, но никогда одновременно.

Структура волшебной сказки гениальна и проста. Не буду давать примеры анализов ( Пропп закодировал в виде таксонов все волшебные сказки из сборника Афанасьева), а попробую сделать – собрать свою сказку, каждый эпизод в которой – таксон семантического поля метасказки.

3.
Итак,
i а3 Д2 Г2 Z R5 д7 Г7 Z9 Б3 П3neg\contr Л8 К3 Пр4 Сn7\1 Пр6pos X ЛI У С*   :
i В некотором царстве, провинциальном городишке жил-поживал студент Паша. Все у него у него было: отец с матерью, комната с аквариумом.
а3 Но он скучал и томился.
_ Однажды взял и ушел. Едет на автобусе, приехал в лес. Идет по тропинке, видит по среди леса стоит дом.
Д2 Обходит вокруг: дверей много, да входа нет. Тогда начал Паша во всю глотку орать: “А ну где здесь передний (парадный) вход!” Окошко открывается, за ним бабка сидит: “Кого это черти принесли? Не пущу!”
Г2 “Свой я, вот и студенческий билет есть.”
Z (здесь: награждение волшебным даром вообще) “А куда ты поцдешь-то? По лестницам нельзя, там старый голодный Таракан ползает – он тебя съест. Но раз ты студент – помогу. Видишь: дверь и кнопочку. Скажи: по-бабкину веленью, по-моему хотенью, лифт, откройся. И кнопочку нажми. Дверь откроется и отвезет тебя на любой этаж.”
R5 Сел Паша в лифт и поехал. Ехал – ехал, приехал. Выходит. Темно вокруг, ничего не видно. Споткнулся и упал. Рядом кто-то лежит.
д7 Это пьяный в жопу бородатый усатый Тараканище в валенках.
Г7 Взвалил его Паша на себя и отволок в 364 комнату, положил на койку.
Z9 Очухался старый Таракан: “Ты кто?” “Паша”. “Спасибо за помощь, я тебе тоже как-нибудь пригожусь”, - и захрапел.
Б3 Паша обернулся и оказался в 364 комнате. Там Заяц и Соболь в дурака играют: “А ну садись играть”. “На что играть будем?” - Паша спрашивает. “Есть здесь волшебная комната без номера. Кто туда входит – никогда не выходит. Проигравший туда и отправится”.
П3neg\contr Вот Паша и проиграл. Взяли его Заяц и Соболь под ручки и отвели к страшным дверям, да еще под зад пнули.
Л8 Комната так себе: мебели мало, к потолку кровать подвешена и лежит на ней ослепительная студентка – мертвая. поцеловал ее Паша, она и ожила.
К3 Да как царапнет его по щеке. Хочет Паша еще целоваться и прочее, но она говорит: “Не сейчас, Пашуня, убегать надо!”
Пр4 Вылезли они в окошко, там длинный коридор. Бегут по нему и упираются в открытую комнату. В ней кровать двухспальная укрытая белоснежным бельем, на столе явства и выпивка стоят, магнитофон играет. Загорелся Паша, тянет девушку к кровати.
Сп7\1 “Что ты, Паша, нельзя, это же Заяц и Соболь засаду устроили. побежали обратно”. Снова бегут, к лифту подбегают. Жмет студентка на кнопку, жмет – никакого результата. Паша говорит: “По-бабкину веленью, по-моему хотенью, лифт, откройся!” Вот и приехали на первый этаж.
Пр6pos На выходе, на диванчике посиживают Заяц с Соболем, Пашу дожидаются. Тюкнули его по голове и студентку увели.
X Шел через вахту протрезвевший Таракан. Взял Пашу к себе, напоил мертвой и живой водой, в чувство привел, расспросил, все узнал.
ЛI Тогда Таракан взял и построил Зайца и Соболя. Студентку себе забрал: “Будешь со мной жить”. Обернулись они в комнату Таракана, там Паша сидит.
У Узнала она его по царапине, обрадовалась.
С* Здесь и свадьбу сыграли.
__ Поехал Паша домой с тараканиным благословением и подарочком для отца с матерью.

Приложение.
МЕТАСКАЗКА: пропповский опыт семантического поля (функциональная структура волшебной сказки).

(Формат данного сайта не позволяет мне разместить здесь таблицу. Если эта таблица Вас интересует, Вы сможете ее взять на файлообменнике: http://narod.ru/disk/24469479000/opus4_2.rtf.html ).






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 05 сентября ’2010   18:45
Здравствуйте, Петр
Ваш разбор сказок напомнил мне опусы Алексея Чадаева
"...всё-таки очень плохо понимаю про женщин.

То есть понятно, что женские технологии непрямого управления суть технологии более высокого уровня, чем прямые мужские. Когда человек делает то, что ты от него хочешь, будучи уверенным, что он хочет этого сам... это всегда сильнее, чем прямой приказ. Хотя, как и всякие более высокие технологии, они гораздо более сложны в использовании и далеко не всегда дают надёжный результат.

Понятно также, что цивилизация по мере развития становится всё более «женской». Если раньше царь именем Божьим правил, а тебе попросту приказывал на этом основании, то теперь начальство пытается тебя убедить, что ты должен его слушаться потому, что сам его выбрал
(Сказка о мертвой царевне
http://novchronic.ru/2441.htm

Оставлен: 05 сентября ’2010   23:05
Здравствуйте, turist!
Читая Ваши отзывы, вижу, что Вы не совсем понимаете назначение данных опусов  :) Поленился я предисловие помещать. В этих этюдах и парафразах ничего (почти) авторского. Они - разминка для ума, наблюдение за духовными пейзажами, созданными человечеством, просто развлечение.

Пропп - основатель структурализма в мифологии, исследовал не женскую логику, а мифическое сознание. То, что данное сознание доминирует сегодня - вне сомнения. То, что оно подобно женской логике - Вам виднее.

Я же просто играю в бисер  :)
С уважением, Петр.



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Если б я умела рисовать Пора поэтов Горожане

Присоединяйтесь 




Наш рупор





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft