16+
Лайт-версия сайта

КРИТИКА ФИЛОСОФИИ СВОБОДЫ

Литература / Критика, философия / КРИТИКА ФИЛОСОФИИ СВОБОДЫ
Просмотр работы:
16 августа ’2010   10:09
Просмотров: 27330

КРИТИКА ФИЛОСОФИИ СВОБОДЫ
(по книге Л.И.Филлипова «Философская антропология" Ж-П Сартра)

Альфа и омега сартровской философской антропологии: индивидуальное сознание с изначальным превалированием аффективности. Это единственная, по Сартру, настоящая, не покидающая человека до конца дней его, - ценность. Всё остальное суета и призрачность.

«В эмоции именно тело, направляемое сознанием, изменяет свои отношения с миром, чтобы мир изменил свои качества» (Сартр). Само же сознание, несмотря на то, что очевидно, именно трудный мир вызывает эмоцию и является источником эмоционального поведения: «Источник эмоции – это спонтанно переживаемая деградация сознания перед лицом мира».

Тело является главной «составляющей» ситуационного пребывания индивида в мире. Тождественность тела самому себе привносит момент фактичности в человеческую ситуацию, определяющей ту или иную материю эмоционального поведения»…

Главный вывод из психологии эмоций, с тчк.зр. проблемы соотношения всеобщего и единичного, взятой в её антропологическом измерении, состоит в утверждении всеобщности конечного. В отличие от традиционно-идеалистического понимания абсолютного как надличного, в психологии эмоций чувственно-конечное оказывается способом прорыва к абсолютному. «Эмоция не есть банальный эпизод нашей повседневной жизни, оно есть интуиция абсолютного»…

«Расколотость» сознания на субъект и объект рассматривается Сартром как гносеологический пережиток всей прежней философии, который необходимо преодолеть. В противовес классическому рационализму Сартр утверждает: «самосознание не есть пара… оно есть непосредственное и некогнитивное отношение себя к себе»…

Метафизическое выражение и феноменологическое отношение повседневной деятельности служит для Сартра источником выхода к всеобщей характеристики человеческой деятельности: неантизация фактически совпадает со свободой.

«Нужно чтобы отрицание было свободным придумыванием, нужно, чтобы оно вырывало нас из стен позитивности, в которые мы замурованы»…

«Ничто» - онтологический эквивалент свободы, а свобода, по Сартру, – это «человеческое бытие, выводящее за скобки своё прошлое, выделяющее своё собственное «ничто»: «Всякий психический процесс неантизации включает в себя разрыв между психическим непосредственным, прошлым и настоящим. Именно этот разрыв и есть ничто»

Трактовка сознания как прозрачности, очевидного присутствия перед самим собой, должна была по мысли Сартра, освободить сознание от подчинения иррациональным проявлениям психического от аффектов, фрейдистского бессознательного и т.п., а ещё шире – освободить сознание от детерминирующих механизмов.

Так были созданы предпосылки антропологии, базирующейся на противоположности «ничто» сознания и внешнего бытия, противоположности, из которой дедуцируется целый комплекс антимоний…

Личность определяется мерой неантизации всего внеположного, культура трактуется как «антифизис», или систематическое отрицание природного материала, мораль вырождается в тотальный нигилизм, эстетика толкуется как ирреализация универсума. (Вот откуда «растут ноги» у движения хиппи 60-70-х г.г. и бунтах студенческой молодёжи в 1968 г. в Париже, призывающих «заниматься любовью» на баррикадах под рок-н-ролл на рояле, установленный там же).

Если воспринимающее сознание полагает свой объект как существующий, то воображающее сознание полагает свой объект четырьмя возможными способами:
1.Как несуществующий;
2.Как отсутствующий;
3.Как отсутствующий в другом месте;
4.Воображающее сознание может так же просто «нейтрализоваться» или воздержаться от полагания существования объекта.

…Для того, чтобы акт воображения имел место, восприятие должно быть уничтожено… «Воображаемый мир…полностью изолирован, я не могу войти в него не ирреализуя себя».

Поскольку природа объекта, о котором имеет сознание, радикально отлична от самого сознания, то и время в котором протекает образ, ирреально, в отличие от реальной длительности потока сознания. Длительность образного пребывания лишена временных определений, время образа не имеет частей, оно ирреально.

«Воображающее сознание – это акт, который образуется сразу посредством воли или предволевой спонтанности» («бежать» в воображаемый мир, чтобы «стать космонавтом внутреннего» даже с помощью наркотиков» не возбраняется для тех же хиппи).

Мир воображения, населённый образами, – это мир «без последствий». Образы предлагают нам ускользнуть от всякого принуждения мира, они, кажется, представляют собой как бы отрицание условий бытия в мире, как бы «антимир».

Акт воображения выступает как «конституирующий, изолирующий, неантизирующий». Воображение включает в себя как сущностное условие, неантизирующую деятельность.

Деятельность свободного сознания для Сартра – это прежде всего деятельность неантизации. К этому выводу он приходит и в рамках проблемы воображения. «…полагать мир как мир или неантизировать его – это одно и то же».
Воображающее сознание рассматривается Сартром, как пребывающее в мире, в ситуации.

Мир отрицается не произвольно, в основе отрицания лежит вытекающая из ситуации мотивация. «Именно «ситуация в мире», постигнутая как конкретная индивидуальная реальность сознания, есть мотивация для конституирования такого-то ирреального объекта, и природа этого ирреального объекта ограничивается этой мотивацией».

Конкретная ситуация, т.е. «фактичность» сознания, является источником мотивации для конституирования ирреального. «Воображение не есть эмпирическая способность, прибавленная к сознанию; это всё сознание в той мере, в какой оно осуществляет свою свободу; всякая конкретная реальная ситуация сознания в мире обременена воображением в той мере, в какой оно всегда представляется как превосходящая реальность».

Воображение, как неантизация, не может быть источником нового знания. Оно утрачивает свою гносеологическую функцию, которую играло в философских системах прошлого. Воображение, согласно Сартру, может служить лишь способом эмоционального освоения действительности, быть источником образотворчества, как созидания предметов искусства.

«Ничто» - онтологический эквивалент свободы, а свобода по Сартру – это «человеческое бытие», выводящее за скобки своё прошлое, выделяющее своё собственное «ничто». «Всякий психический процесс неантизации включает в себя разрыв между психическим непосредственным, прошлым и настоящим. Именно этот разрыв и есть «ничто»»…

Психическое объявляется Сартром магической иррациональностью. Психическое как внешнее очаровывает сознание, навязывает ему непосредственное поведение.

Так же как сартровский индивид обречен на свободу, он обречен и на пребывание в области психического. Чтобы освободить «чистое» сознание от власти последнего Сартром нерефлектированное бытие уравнивается в правах с очищающей рефлексией.

Магия психической иррациональности «полностью исчезает, если «для-себя-бытие» пребывает в плане нерефлектированного сознания или если нечистая рефлексия очищает себя»…

Звеном связующим сознание и мир, является для Сартра восприятие, постигающее внешнее как целостность, в которую вписывается смысл. Смысл придается как ситуации, так и внешним предметам; он выбирается сознанием.

Происходит систематическая субъективация внешней реальности. Внешняя реальность как вместилище смыслов – это мир очеловеченной природы…
«Сознание выбирает себя в качестве желания… Желание – это переживаемый проект, который не предполагает никакого предварительного размышления»…

«Свобода не имеет сущности. Она не подчинена никакой логической необходимости… Я навсегда осужден существовать за пределами моей сущности, мотивов и побудительных причин моего акта. Я приговорён к свободе… Свобода появляется как не поддающаяся анализу тотальность, мотивы, побудительные причины и цели, точно так же как способ постижения мотивов, побудительных причин и целей унитарно организованы в рамках этой свободы и должны пониматься, отправляясь от неё». Таким образом, понимаемая свобода целиком подпадает под тип деятельности сознания, который психологи…называют аутистическим сознанием… Суть аутистического мышления состоит в замкнутости на субъективность, если аффект превалирует над логикой.

Отождествление свободы с иррациональными всплесками негативных эмоций подтверждается тем, что… «бытие-для-себя» существует как страсть…

Человек живёт в определённой ситуации, составляющей объективную рамку, внутри которой протекает его деятельность. Ситуация – это фактичность условий человеческого существования… Элементами ситуации, по Сартру, служат тело, место, прошлое, позиция в мире и отношения с «другими».

Философская антропология Сартра – результат анализа наличного бытия посредством разбора психологических состояний, определяемой той или иной ситуацией. Редуцирование ситуации, как психологического состояния до своей изначальности – вот всё то, позитивное, что может предложить Сартр.

Братство, любовь, взаимопомощь меж людьми, ставятся под сомнение, а точнее, совсем отвергаются в силу метафизического изъяна – однобокой индивидуализации всеобщей воли к жизни.

Или – или. Или ты средство (и, значит вещь, объект, не-свобода, не-жизнь) для других Или они для тебя являются тем же. Не ново.

Совсем как у дяди Фомы Гордеева: или других дави, или в грязи лежи. Чтобы подсластить пилюлю для тех, кто ползает в грязи – Сартр предлагает ползать гордо (взять на себя ответственность за свою объективность; изменить отношение сознания к миру, оставив последний, таким как он есть – трудным миром и т.д.).

В философской антропологии Сартра проводится мысль о бесперспективности, безнадёжности, бесполезности всякого изменения человеческого бытия в силу того, что человек обречён на космическое одиночество. Это, мол, удел человеческого существования, предопределённый фатальным положением вещей в мире.

Такой вывод из философской антропологии Сартра предопределён её исходным пунктом: пустое, нететическое сознание, которое наполняется по мере конфликтов с внеположенной реальностью.

Восприятие – связующее звено между реальностью и сознанием. Ощущение отбрасывается как «мечта психопатов» (если я уродился слепым, значит я не человек).

Чувство привязанности к матери, самоотождествление с ней, как исходный пункт, почему-то не принимается в расчёт Сартром. Он исходит из своей взрослой наличности и проецирует её в прошлое. Естественно и возвращается к тому же «от чего плясал». К оправданию того, в чём пребывал до своих умозаключений.

Замена хайдеггеровского «страха», как сущности человека, на «свободу от» не решает проблему отчужденности: мир и я находятся в антагонизме.

Сартром, это противопоставление внутреннего - внешнему, присущее, наверное, всем экзистенциалистам, абсолютизируется.

Если уж я уродился уродом – так пусть будет так! Я скажу жизни «да» и, «на дне отчаяния» я плюну судьбе в лицо. Позиция «героического пессимиста». А точнее, «героического пессимиста», который живёт для того, чтобы отрицать внеположный мир и отрицать для того, чтобы жить. Это дано каждому от рождения и никуда от этого не денешься. Удел.

Все внеположные ценности – продукт отрицания человеческой самости. «Объективизация самости», как сказал бы Бердяев. Может быть это и реализм, но реализм гнусный, нагоняющий тоску и искушающий, как одного из персонажей Достоевского, уподобиться богу – свободу, как сущность человека, обратить против самой себе и, таким образом, слиться во всеединым сущим, т.е. попросту покончить с собой. Так для забавы. От опьянения собственным могуществом отрицания.

Выбор точкой отсчёта своей философии «первичного экстаза»… «нулевого цикла сознания», абсолютизация последнего предопределяет нигилизм по отношению к ценностям, (придерживаясь которых человек «неантизируется» от животных), и которые, по Сартру, «овеществляют» «человеческую сущность» («свободу от»), в силу того, что эти ценности общезначимые, стадные.

На вопрос: как стать (быть) человеком, философия Сартра отвечает – будь животным (ибо «первичный экстаз», увы, присущ и зверям). Молодёжное движение «контркультуры», исповедующее по сути ту же философию Сартра, «левого марксиста» Г.Маркузе, отрицающее все традиционные человеческие ценности выродилось в маргиналов-бродяг, живущих в притонах, на помойках «свальным грехом» в перманентном наркотическом угаре.

Как тут не вспомнить, что «практика есть критерий истины» и "нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся".








Голосование:

Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 27 августа ’2010   07:06
Спасибо Вам Владимир! Прекрасно, сильно пишите! Очень понравилось! С уважением и дружбой!

Оставлен: 27 августа ’2010   16:54
Спасибо, тёзка, за комментарии к моим "опусам". Эта работа написана ещё в советское "несвободное" время. Тут, как-то прозвучало по ТВ, что "свобода лучше несвободы" и я подумал: смотря какая. Вот и разместил свои размышления двадцатилетней давности, слегка подкорректировав их под сегодняшний момент.


Оставлен: 18 мая ’2012   13:45
согласен и разделяю,особенно если присовокупить ко всему этому и по
сути всю окружающую нас реальность,где свобода,правда и сама истина
могут в аналоге трактоваться вообще как угодно.

Оставлен: 18 мая ’2012   23:10
Спасибо за оценку и благожелательный отзыв к моим скромным размышлениям об увлечениях моей молодости - философии Сартра.

Оставлен: 28 марта ’2017   08:42
Очень интересная работа,Володя! Прочла на одном дыхании.

Оставлен: 28 марта ’2017   11:10
Спасибо, Света, за отзыв, оценку, внимание.



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

237
ПРИНЦ. муз. А.Бухман Ждём вас, друзья!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft