Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
08 августа ’2016
17:39
Просмотров:
15454
Одно стихотворение Тютчева любят буквально все: и Достоевский, и Толстой, и Соловьев, и Флоренский, и Розанов, и Блок, и Бердяев, и Вяч. Иванов, и Рерих. Вот оно.
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
13 августа 1855. Рославль.
Это стихотворение сполна обладает качеством, которое по слову Н.К. Рериха отличает произведения истинного искусства: убедительностью. Мы восхищены им, радостно соглашаемся с поэтом: так оно и есть! Но как это, спросят нас, ведь нет же никаких данных о пребывании Христа в России? Конечно, можно было бы отвечая им говорить об "иносказании", о " русском человеке, носящем в сердце Лик Спасителя". Но это неинтересно и ненужно. Скажем вот как.
Как известно, поэты никогда не "сочиняют", не "придумывают", они работают по принципу: "что вижу, то пою", наблюдая образы действительности явленные их внутреннему взору. Тютчев, как видно из многих его стихотворений, обладал даром ясновидения. Вот и в этом стихотворении он отобразил то, что увидел своим духовным зрением: Христа, Царя Небесного в средней полосе России. Есть одно объяснение этому, с которым согласятся все культурные люди.
Перед внутренним взором поэта, посетившего родные края, явился Образ Преподобного Сергия, который, как мы знаем, исходил, благословляя, намагничивая ее своей духовной энергией, почти всю тогдашнюю русскую землю. Причем, как мы знаем из Его жития, написанного Епифанием, Он ходил всегда пешком, так уже в преклонном возрасте Он ходил в Нижний. И "в рабском виде", - тоже есть скрытая цитата из этого жития, где сказано: "како без лености братиям, яко купленный раб, служаще". Рясы себе Он шил из сукна, от которого все отказывались, "риза нова никогда не взыде на тело его". Мы помним как "некий поселянин" из-за этого отказался признать в Нем прославленного игумена. Тютчев, возможно и не читал этого жития, и, конечно же, не думал его цитировать в своем стихотворении. Но так само вышло. Гений его "процитировал".
Глаголемый земледелец, "акы невежа сый и не смотряй внутрьнима очима, но внешнима", увидел только, что в игумене "все худостно, все нищетно, все сиротинско". Тютчев же сразу прозрел истинное величие явившегося ему Образа Того, Кто воскресил отрока как Христос. Кто как Рама вступил в единоборство с воплощением зла и победил. Кто как Кришна благословил народ на битву, решившую судьбу его. Кто как Будда не имел земного Учителя. Кто как Архангел Михаил явился Воеводою светлых сил. Кто знал Природу Божественного Начала как Ориген. Кто причащался Огню Небесному как Великий Зороастр. Кто "извел источник вод" как Моисей. Кто знал Премудрость Строительницу как Соломон. Кто как Акбар был собирателем и объединителем земель. Кто являлся людям и помогал им после своей смерти как Аполлоний Тианский. Кому являлась Пречистая. С Кем сослужил Пламенный Ангел. Кто дружил с медведем. Чье тело светилось порою так, что Он мог ночью читать без лучины.
Е.П. Блаватская пишет1, что в древности святых такого ранга называли царями-посвященными. Признаки, подобные перечисленным считались определенным знаком, что на этом святом покоится незримая рука изначального Божественного Учителя, если это не Сам Великий Владыка.
Вот Тютчев, увидев внутренним взором Преподобного, и признал в Нем Царя Небесного.
Е. Н. Трубецкой писал: "В известном народном пересказе беседа Христа с самарянкой передается буквально так: "Она Ему говорит: как же я Тебе дам напиться, когда Ты - еврей; а Он ей в ответ: врешь, говорит, я чистый русский!" Рассказ этот всегда неизменно вызывает снисходительную улыбку по адресу темного, безграмотного простого народа. Между тем он выражает собою самую сущность той национально-мессианской психологии, которая, быть может, в еще большей степени увлекала людей высокообразованных и культурных."2
"Русский Христос" это живая реальность нашей культуры, один из столпов русского мировоззрения. Мы все знаем это.
...Разве обознался Тютчев?
1.Е.П. Блаватская. Тайная Доктрина. т. 3., "Эксмо Пресс", стр.336.
2.Н.А.Бердяев: pro et contra. СПБ 1994, стр.239.
1 Е.П. Блаватская. "Тайная Доктрина." Т. 3. "Эксмо-Пресс." М., 2000, с. 336.
2 Н.А. Бердяев: pro et contra. СПБ., 1994, с. 239.
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи