Недавно, размышляя над броуновским движением, которое состоит в беспорядочном движении микроскопических видимых, взвешенных в жидкости или газе частиц твердого вещества, вызываемом тепловым движением частиц жидкости или газа, я подумал: а ведь движения и поступки людей на протяжении их жизненного пути во многом также хаотичны. Люди совершают те или иные поступки, вплоть до выбора будущей профессии или своей "второй половины", во многом случайно. Чрезвычайно мало людей, которые на протяжении всей своей жизни придерживаются одного и того же направления, целеустремленны. Да и они это направление получили тоже благодаря случайным обстоятельствам. Как писал еще Паскаль: "Сколько разных натур в каждой человеческой натуре! Сколько разных призваний! А человек выбирает себе занятие наобум, просто потому, что это занятие кто-то похвалил".
Если принять постулат, что движение – это развитие вообще, то и Броуновское движение, тоже развитие, безотносительно к его направлению и результату. Развитие понимается как возникновение качественно нового. Может, поэтому нам необходимо хаотично двигаться, чтобы в конце концов понять, что ты развиваешься. Сергей, мне очень нравится, когда Вы отождествляете законы физики с человеческими проблемами.
Мне кажется, в этом отождествлении лежат какие-то общие механизмы и законы, которые еще только предстоит отгадать. Является ли хаотичное движение развитием? Ведь в результате такого движения человек может придти к тому, откуда ушел. С другой стороны хаотичное движение можно рассматривать как метод проб и ошибок. Человек в ходе своего жизненного пути опробывает множество вариантов, многие из которых оказываются ошибочными. Недаром говорят, что лучше учиться на ошибках чужих, чем на своих. Умный человек следит за хаотичными поступками других и делает выводы, как ему следует поступить, а как - нет.
Я, наверное дура, так как учусь только на своих ошибках. Что касается Вашей мысли, что "Является ли хаотичное движение развитием? Ведь в результате такого движения человек может придти к тому, откуда ушел", то думаю, что придя в то место, откуда ушел, человек приходит в другом состоянии и уже с другим опытом. А, может, даже возвращается в то место, которое ему нужно?!
Конечно, мы в том числе учимся и нас своих ошибках. Просто надо стремиться извлекать опыт из жизненного пути других людей. Именно в этом одна из функций художественной литературы. Как писал Лотман, человек, читающий художественную литературу, проживает несколько жизней.
Вы правильно пишите, что человек, возвращающийся на то же место, откуда он ушел, - уже другой, не тот, каким он был прежде. Доказательсво чему - притча о блудном сыне.
Когда слушаешь или читаешь Лотмана, такое впечатление, что задушевно беседуешь со старым другом. Как жаль, что он ушел из жизни и больше уже ничего не добавит к своим замечательным творениям.
А человек выбирает себе занятие наобум, просто потому, что это занятие кто-то похвалил" - Паскаль. Профессию выбирают наобум. А к призванию стремятся всю жизнь.
Вы пишете - движения и поступки людей на протяжении их жизненного пути во многом также хаотичны. Это утопия. Если отбросить высокопарные слова, то человек постоянно занят мыслью как бы достать пропитание и набить ненасытное брюхо. И если он не будет к этому стремится, то он умрет с голоду.
Как достать пропитание и набить ненасытное брюхо - эта черта характерна и для животных. Поэтому, что касается животных инстинктов, можно сказать, что стремления человека целенаправленны. Но нас в первую очередь интересует поведение человека, характерное именно для него.