16+
Лайт-версия сайта

Возникновение мысли

Литература / Критика, философия / Возникновение мысли
Просмотр работы:
01 февраля ’2015   20:28
Просмотров: 18026

Пробовал ли кто-нибудь понять, каковы наилучшие условия для возникновения мысли, или, как говорил Мамардашвили, для того, чтобы помыслить? Тот же Мамардашвили утверждал, что помыслить - чрезвычайно трудно. Это говорит о том, что ему были знакомы ситуации, когда страдаешь о кажущегося бесплодия. Паскаль считал, что "по воле случая приходят нам в голову мысли, по воле случая они улетучиваются; никакое искусство не поможет их удержать или приманить". Тем не менее попробуем разобраться, когда же к нам приходят мысли, а когда их не стоит ждать.

Когда едешь в метро или в троллейбусе на работу - ты находишься в одних условиях, вокруг тебя сутолока, много отвлекающих моментов, которые не дают тебе сосредоточиться. На работе ты окружен людьми, которые к тебе постоянно пристают. Дома или хозяйственные дела или Интернет, который засасывает тебя всего. Предоставлен себе ты, пожалуй, на даче, где нет Интернета, и никто тебя не отвлекает.

Во время похода ты тоже окружен людьми. Но вот, наступила дневка. Основная масса ушла в прогулку по окрестностям. Кроме тебя в лагере еще двое, но один спит, а другой загорает (а может и одновременно тоже спит). Ты сидишь на берегу Ладожского озера. Мелкие волны мерно плещутся около берега. Пред тобой внутренний залив, за ним поросший лесом скалистый остров. Между островом и материком видны два пролива, за которыми теряется в голубой бесконечности Ладога. Формально это озеро, но когда не видишь его берегов, то кажется, что это море.

Шуман писал, что для творчества нужны одиночество и счастье. Одиночество есть, есть и счастье, вызванное изумительными картинами природы. Возможно ли, чтобы в этих условиях к тебе не пришла бы мысль, чтобы рука не потянулась бы к перу, чтобы зафиксировать и выразить все то, что тебя окружает, все то, что в тебе.
* * *
Гоголь в "Мертвых душах" пишет о значении необъятных русских просторов в зарождении мысли: "Русь! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца?"

Там же Гоголь пишет о значении дороги в зарождении замыслов: "Боже! как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!.."

Во 2-м томе "Мертвых душ" Гоголь высказался о значении уединения для возникновения мыслей. Правда, он вложил это в уста Чичикова, но иногда и Чичиков говорит нечто дельное: "Об уединеньи выразился весьма счастливо, именно, что оно питает великие мысли в человеке".
* * *
О наилучших условиях для возникновения мысли интересно мнение самих мыслителей. Вот что пишет Ницше в книге "Странник и его тень": "Как может кто-нибудь сделаться мыслителем, если он не проводит и трети дня без страстей, людей и книг". Со значением книг для возникновения мысли можно согласиться: мысли, высказанные в книге, рождают ответные мысли. Что касается страстей и людей - здесь уже интересней. На первый взгляд, эта мысль противоречит вышеприведенному высказыванию Шумана. Но на самом деле тут противоречия нет. Шуман имел ввиду значение одиночества для самого процесса творчества. Об этом же писал Державин, когда, чтобы написать задуманное в стихотворение, покинул свой дом и уехал в путешествие. Ницше же говорит о возникновении мысли, идеи, на которые могут натолкнуть другие люди, а также о значении страстей, без которых эти мысли возникнуть не могут. Кстати, в одиночестве страсти не возникают. Поэтому может быть общество без страстей, но страсти без общества возникнуть не могут. И лишь потом, в одиночестве, мыслитель успокаивается и начинает творить. Как писал Пушкин: "И пальцы просятся к перу, перо к бумаге...".
* * *
В.В.Розанов в своей книге "Уединенное", составленной из размышлений, отрывков, как он сам пишет: "восклицаний, вздохов, полумыслей, получувств", - постоянно отмечает, при каких условиях возникла та или иная мысль. Большинство его высказываний появилось за нумизматикой. Очевидно, занятия нумизматикой оставляли ум свободным. В "Опавших листьях" он писал: "Отчего нумизматика пробуждает столько мыслей? Своей бездумностью. И "думки" летят как птицы, когда глаз рассматривает и вообще около монет "копаешься". Душа тогда свободна, высвобождается... Вот отчего я люблю нумизматику. И отдаю ей поэтичнейшие ночные часы". Так и представляешь Розанова за перебором монет, в то время как его мысль начинает свое путешествие по времени и пространству. Существует много занятий, оставляющих ум свободным. Хотя бы чистка картошки... Мы часто заняты такими делами. Но надо быть Розановым, что бы при этом возникли мысли, и такие оригинальные и необычные, какие приведены в "Уединенном", "Опавших листьях".

Проблема возникновения мысли постоянно волновала Розанова. Но иногда он ее решает в шутливом ключе. В тех же "Опавших листьях он пишет: "Больше всего приходит мыслей в конке. Конку трясет, меня трясет, мозг трясется, и из мозга вытрясаются мысли".






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 01 февраля ’2015   21:45
"Я мыслю, значит я существую" (Р. Декарт)

Оставлен: 01 февраля ’2015   22:10
Да, возможно поэтому нам необходимо постоянно осознавать, что мы мыслим, чтобы доказать себе и другим, что мы существуем.


Оставлен: 03 февраля ’2015   14:59
Сергей, как я Вам благодарна за эти МЫСЛИ! Буду думать над ними и, может, начну и мыслить))))))))))))))

Оставлен: 07 февраля ’2015   22:39
Уважаемый, как же вы однако высоко летаете! Спуститесь же, - в земле и на земле рождается мысль, от нужды, от борьбы с внешним миром, от возникших противоречий, разрывающих нашу жизнь и сулящих нам смерть.

Голодный, ищет еды, возбуждая работу мозга и практические шаги, и тем самым приобретает опыт в нахождении пищи, который оседает в голове, как знание.
Всё движется, и знание в том числе, не статическая вещь, а активная штука, - то есть постоянная и не дремлющая сама мысль, которая при новой крайней нужде обязывает человека на те или иные поступки, или враждует с другим противоположным знанием (=мыслями), находящимся в одной с ней голове, и взаимодействия с которыми (то есть мысля сообща), порождают свой продукт, - соглашение (новую мысль, или идею).

Там где нет проблем для низших существ, там их мысль дремлет, или вечно находится в праздной болтовне как у недоразвитого ещё человека, порождающей ныне миллиарды пустых теорий, ничего не меняющих в его быте,чего он страшно боится (всё и так прекрасно).

Действительную мысль будит лишь одно, - жареный петух, суровая материальная необходимость! Неужели же не слыхивали?

Оставлен: 13 февраля ’2015   21:49
Мысль мысли рознь. Есть мысли, которые выходят из-под пера Мамардашвили, Ницше, Розанова. Именно о таких мыслях я говорю, и именно таких мыслей я выясняю условия возникновения. Конечно, можно спуститься на землю, где существует масса других мыслей, возникающих под влиянием голода, холода и т.д. Если Вас интересуют такого рода мысли, то ради бога, занимайтесь ими, выясняйте причины их возникновения и т.д. Не буду Вам в этом мешать.


Оставлен: 14 февраля ’2015   02:03
Уважаемый, Вы (не люблю эти нежности "Вы", в науке! Тут важен разговор по-существу, а не эмоции) обиделись? Я помешал вашим исследовательским занятиям? Да бросьте вы сказки-то рассказывать про каких-то там Мамардашвили, Ницше и т.д.

Любая мысль, если это только не пустая болтовня, она всегда относится к науке вообще, то есть к накопленному человеческому опыту или по-другому, к знанию в той или иной деятельности (безразлично, поэзия то или математика).
А сама в целом наука, естественно распадается по роду деятельности человека, или по-своим предметам, с которым имеет дело этот человек.
Естественно, что у каждого вида науки, свой язык, то есть свои понятия, соответствующие своему предмету, и свои отношения между этими понятиями то есть логика, обусловленная свойствами того же предмета.

Ну а вы-то, определили свой предмет науки? В вашем предметном поле и Пушкин, и Шуман, и Гоголь, Ницше, Мамардашвили и Розанов, и Державин, и Паскаль!!! Да если бы я тут нос не сунул, или бы вам подыграл, то вы бы всё человечество сюда привнесли. Да вы и с самого начала повели разговор просто об условиях возникновения мысли! А народ должен видимо был понять в этом море людей и родов их деятельности, то, - что вы имели тут в виду? Да и теперь-то, после вашего "уточнения", никто не в состоянии понять, - о какой мысли вы тут толкуете.

Как будь-то Пушкин, Гоголь, да и вся литература мировая, - не занимается голодом и холодом, как образно так и буквально говоря. Как будь-то Ницше, размышлял и писал свои работы без всякой необходимости, исходящей от противоречий и задач его времени, то есть бытия.

Вас именно мало интересует всякое исследование человеческих мыслей и соотношения их со своей эпохой, как причиной их появления. Вы говорите о какой-то мысли, лишённой связи с реальной жизнью, как будь-то мысль не призвана изменять эту жизнь, из которой она и исходит.

Ваш ответ мне, - это попытка уйти от всякой науки, и в этом его смысл. А в своих аргументах, этот ответ, - пустая болтовня. Я не ругаюсь, а доказываю своё видение данного дела.

И эти ваши мысли, заключённые в вашем ответе, не зависят ни от уединения в тишине майской ночи и ни от пенья соловья, но зависят от того, - что я написал, и от ваших потребностей и ваших знаний. То есть они тоже вызваны жизненными проблемами, конечно ничтожными, по сравнению с войной на Украине.

Да, я не против того, - что вы написали свою работу "Возникновение мысли", скорее наоборот! Ну пусть работа наивная, и почти никуда не годна. Должен же человек мыслить, - пусть сначала и глупость получится. Как говорится, - если мы ничего не пытаемся выразить, то и думать не научимся.

Однако я категорически против того, что вы заведомо говорите неправду в диалоге со мной, и тем самым сознательно искажаете истину. Вот от такого-то и зарождаются серьёзные проблемы и войны.

Оставлен: 24 марта ’2015   18:52
Насколько я припоминаю, Конфуций говорил приблизительно тоже самое. В закрытую комнату не проникает свет, поскольку она есть что-то, но стоит проделать дырочку, создать пустоту, как тут же возникает лучик. Он, как и Вы пришел к выводу о необходимости "безмыслия".

Оставлен: 29 марта ’2015   14:12
Спасибо за интересные дополнения! Однако я говорю о том, что человеку тяжело безмыслие, что он ищет состояния, которые способствуют возникновения мысли.


Оставлен: 06 июня ’2016   17:16
Пожалуй, в одиночестве возникают самые сильные страсти, поскольку их адресатом становится судьба или Сам Бог. Поэтому благословим одиночество Ницше, Антония Великого и других пустынников веры, разума и чувства, ведь страсть - это всего-навсего потенция, и от её силы зависит, послать ли нас к любимой женщине, в малину уголовников, на войну или к Богу.
А насчёт просторов России - Чаадаев сказал, что в России от мысли до мысли тысячи вёрст. Мысли рождаются в общественной суете, производятся в уединении. Без общества нет мыслей. Нет даже нижнего модуса мысли как анекдота. Только натренировав мысль в общественных коллизиях, мы можем дать ей силы взойти на Олимп и дальше - в эмпиреи духа.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Заходите в гости!

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft