16+
Лайт-версия сайта

Миф

Просмотр работы:
13 марта ’2010   16:46
Просмотров: 26679

Аватар - феномен современной мифологии (фргменты)

...считаю, что основной целью Кэмерона было создать не просто фантастическую киноленту,
но настоящий современный миф.
Слишком много намёков, символов, точно согласованных элементов мифа
вплетено в этот фильм.
Так что я попробую в вкратце изложить своё мнение по поводу именно этого смыслового
пласта "Аватара".

Сам выход "Аватара" на экраны произвел в современной кинокультуре
эффект разорвавшейся бомбы, кинопоказ состоялся почти два месяца назад,
а споры о фильме всё не утихают.
Уже без лишней помпы можно говорить, что этот фильм стал настоящим
культурологическим и социальным феноменом,
его посмотрели сотни миллионов зрителей, а многие сходили на него по нескольку раз,
споры о нём захлестнули Интернет, на форумах до сих пор пишут ветки
на несколько десятков страниц, причём все отмечают невероятную многоплановость вопросов,
которые этот фильм затронул.
при этом в спорах и Интернет-баталиях народ поднимал литературу по биологии,
теории эволюции, авиации, военной тактике и ТТХ боевых машин, истории, психологии,
философии, социологии и многим другим отраслям науки!
Ничего подобного до этого мир не видел.
Думаю, что большинство согласится, что "Аватар" подтолкнул на размышления
нее только кинокритиков и оказался гораздо более сложным произведением,
чем просто "красивая картинка".
Вот и мы собрались и решили поговорить об "Аватаре" в философском ключе.

Не секрет, что в наше время само понятие "Миф" было низведено до синонима выдумки,
чего-то несуществующего, утопического, нереального.
На самом же деле мифология стояла у истоков любой цивилизации,
являлась основой её духовной традиции
и даже из нашего насквозь прагматичного мира мифология не спешит исчезать.
Поскольку человечество всегда нуждалось, и будет нуждаться в том,
что миф может ему дать.
В том, что принято именовать "вечными ценностями".
В этом плане Миф мы понимаем как глубокое, проработанное сказание,
возвращающее нас к истокам к сакральному времени, когда всё произошло впервые.
Мифы действительно существуют и в наши дни, причём на обоих уровнях восприятия,
но об этом чуть ниже.
Мифология всегда была основным способом передачи и формирования системы ценностей
у молодого поколения, именно сказка/миф помогали закрепить в подсознании
умение выбирать между добром и злом, понимать эти категории,
уметь дать собственную оценку происходящему.
Мифы воспитывали сильного и осознано живущего человека.

Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы,
модели для всякого важного действия, совершаемого человеком,
миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку
обрести смысл в жизни.
Ритуал, как священнодействие, восстанавливает божественный порядок,
приводит к правильному пониманию, подсказывает правильный выбор.

Мифы уже во времена античной цивилизации перестали быть
просто достоянием той или иной страны, народа, перешли в литературную плоскость
благодаря своей универсальности, языку архетипов.
...Эпоха ренессанса возродила античные мифы Греции и Рима,
вернула понимание их ценности для западной цивилизации
и эти мифы вдохновляли людей на протяжении нескольких сотен лет,
но во времена гуманизма акцент в искусстве стал смещаться в сторону человека
и его социальных проблем.
...Исчерпав запас истории и классики, человеческая мысль обратилась в будущее
научной фантастики и нового мифа.
Необходимо выделить разницу между НФ, Мифом и Сказкой.

По мнению Станислава Лемма основная функция Научной Фантастики –
футурологическая, возможность увидеть мир будущего со всеми возможными достижениями
и проблемами, корни которых кроются в настоящем.
Персонажи этих сюжетов решают этим проблемы исходя из своих личностных характеристик.

Сказка же является более условной формой повествования,
ярко выраженной моральной стороной и закономерной победой Добра над Злом.

В свою очередь Миф – произведение гораздо более сложное, комплексное,
модели поведения героев в нём очень образны и показательны,
их деяния связывают с феноменами на небесной сфере, психологическими процессами и тп.
И какие бы события не происходили в мифе, все заканчивается вмешательством
сверхъестественных сил, выравнивающих соотношения добра и зла.
Именно этот момент выделяет "Аватар" из ряда просто НФ,
Эйва как сверхъестественная сила, находящаяся вне понимания землян
и в какой то мере даже НаВи в конце концов вмешивается в конфликт,
приводя систему в баланс.

Почему же мы считаем, что Аватар – феномен мифологии?
Многие спрашивали меня, а что если я вот не понимаю этих символов,
не вижу того, о чём ты говоришь, в упор, что мне делать?
Я отвечу, что это не означает, что их нет.
Это похоже на то, что если бы вы не знали, что внутри ореха
есть вкусная сердцевина, вам бы просто посоветовали его попробовать.
Проглотили бы и всё.
Но сегодня мы будем колоть орехи)))

Ведь действительно, нет ничего проще, чем разобрать фильм на составляющие:
-Красивая планета Пандора
-Её жители, фауна и разумное население с их псевдо-индейской/африканской культурой
-Пришельцы земляне с красивой техникой, учёные и военные, колонизаторы
-война на истребление...
-Любовь ГлавГероя
-Финальная эпическая битва, прямо смесь Звёздных войн и Властелина колец
-Победа

Интересны ли сами по себе эти составляющие?
Не то чтобы уж очень, банальны, однообразны, обычны скучны,
ну ладно, красивое зрелище, на разок.
Интересующиеся каждый составляющий ингредиент могут разобрать по камушкам,
найти в нём послания, идеи.
Но все вместе эти моменты обращаются к нам на другом языке, языке символов.
На языке мифологии, и сегодня хотелось бы поговорить именно о ней

Мы все стремимся увидеть глубокую философию, нетривиальный сюжет,
сногсшибательный дизайн, игру актёров; что-то сверх-оригинальное.
И тут применима поговорка "За деревьями не видно леса".
В этом разборе по косточкам мы не находим того, что лежит на поверхности,
целостные образы, целые пласты аллегорий и символических аналогий.

Возвращаясь к мифологии в наше время, мы можем утверждать,
что феномен формирования мифов происходит и в наши дни.
В 50-х – 60-х годах на островах тихоокеанского бассейна и в странах
Африки развились карго-культы, доходящие в глазах современного человека до абсурда...

Если наше продвинутое общество способно породить такие примитивные мифы-профанации,
то конечно же существуют и более глубокие проявления современной мифологии,
продуманные знающими людьми, начитанными и остроумными, жрецами нового времени.
Мифы, как мы уже говорили, происходят "в начале времён",
но наша просвещённая цивилизация уже не способна
одухотворять себя только мифическим прошлым...
Поэтому то и рождается средневековый миф про Артура, миф нового времени,
миф в новой форме. А дальше развивается фантастика.
"Сакральное время" переносится в будущее, но ...существуют и фантастические мифы.

Если к сказкам нового века мы можем отнести романы о Гарри Потере
и "Хроники Нарнии" Клайва Льюиса, то к современным мифологическим циклам
вполне можно отнести эпопею "Властелин колец",
первую "Матрицу" и вот с недавних пор "Аватар".

"Аватар" явился новой формой, сосудом для вечных ценностей Любви,
Гармонии, Служения, Героизма в которых так нуждается наша цивилизация.
Несмотря на все заимствования, ...именно "Аватар" достучался до сердец
сотен миллионов зрителей по всему земному шару.

В своей основе миф "Аватара" это миф о Солнечном Герое.
Этот тип мифов наиболее универсален
и до нас дошло множество его примеров, как то мифы о Геракле, Одиссее,
Гильгамеше, религиозные мифы об Осирисе, Адонисе, Иисусе Христе.
Структура таких мифов метафорически отображает вечную цикличность
и наиболее доступное её проявление – движение Солнца по небосводу
на протяжении годового цикла.
Это миф о Смерти и Перерождении, становлении, испытаниях,
жертве и воскрешении.

Джейк прилетает на эту планету Пандора, уже пройдя определённый жизненный путь,
он уже получил опыт, устоялся и пришёл к тупику, он не знает другой жизни,
нежели война, другого пути, нежели путь солдата, к тому же он инвалид,
и если не сломлен, то подавлен и равнодушен.
В этом плане предыдущая жизнь Джейка нам не интересна,
она практически не влияет на повествование.
На Пандоре ему предлагают новую жизнь.
Новый способ взглянуть на мир, новые глаза, новые ощущения.

В этом плане очень символично название порта,
через который Джейк прибывает на планету: Хелс гейт (Врата ада),
а капсулы операторов аватаров в английском варианте именуют "coffins" гробы.
Джейк символически подходит к концу своей предыдущей жизни, умирает,
смерть его метафорически показана кремированием картонного гроба с телом брата.
И Джейк рождается для нас заново.
Вспомните это совершенно детское поведение после пробуждения в новом теле –
хаос, неуправляемый восторг, новые незабываемые ощущения.
Смерть и перерождение в новом качестве.
Сон – "майя", аналогия иллюзии реальности в жизни человека.
В момент сна реальность и её иллюзия в теле аватара – меняются местами.
Сон и бодрствование в мифологии и религии – очень распространённый символ,
Сон и Смерть (Морфей и Танат) в античной мифологии - братья близнецы.
В Христианстве бодрствование – символ духа, сон – материя.
.........
Интересно, что одна из последних нитей,
связывающих Джейка с его прошлой жизнью, рвётся, когда убегая
от разъярённого зверя он теряет связь с цивилизацией и окунается в мир джунглей.
Зверя этого называют Танатором – ещё одно подчёркивание смерти и перерождения.

Название планеты – ПАНДОРА отнюдь не случайно.
Пандора в переводе с греческого "Всем одарённая",
а также первое существо, созданное богами, изначально богатое, первая женщина.
То есть первозданная планета. Ей был подарен сосуд всех бед.
И когда она из любопытства открыла его, все беды разлетелись по свету,
а на дне осталась только надежда.
Джейк Салли прибывает из мира, в котором все беды уже давно
выпущены наружу и укоринились в сознании людей.
И Пандора дарит ему новую Надежду и одаривает его всеми благами.

Из холода Зимы рождается Весна

Происходит рождение героя.
И ему, словно взрослеющему мальчишке последовательно показывают
пласты реальности – наука и служение корпорации – тот же путь солдата,
только в новом мундире, а потом служение народу, новый взгляд на мир НаВи,
как будто новые глаза, новое ощущение реальности.
Побывав в теле Аватара Джейк уже не мог вернуться к прежней жизни,
"нормальной человеческой" схеме мышления.

Джейк вступает на путь становления героя,
который так же един для всех героических мифов.

Джейк осваивается с новым телом, учится понимать природу, животных, НаВи,
проходит испытания силы, и приносит массу полезной информации землянам.
Это "Летний период" расцвета, буйства и радости.
Герой проходит испытание эгоизмом – за доклад, о структуре поселения
ему вручают билет на землю и обещание пор прибытии вылечить ноги.
Но он делает выбор в пользу новой жизни, и, поборов личные привязки,
отправится на защиту того, что он считает своим.
...Начинается Осень, с каждым днём Солнце теряет свою силу, постепенно умирает.
Именно в этот момент происходит окончательны выбор Джейка,
его новая идентификация. Он уже не человек, он НаВи.
..............
Приняв себя частью общества, которое живёт в глубочайшей гармонии
с обожествляемой Природой, Высшим Разумом, Джейк осознаёт себя
частью "Народа Божьего".
Это сакральный момент перехода в новую духовную семью...обретение Грааля –
нового смысла существования, новый уровень сознания, служение другим – высшее счастье.
Этот переход Джейк делает, отбросив все старые корни,
со спущенным якорем корабль не может плыть дальше.
....Атака человеческой флотилии уничтожает Дерево Племени,
в огне рушится старая жизнь НаВи, в их отчаянных и бесплодных попытках
дать отпор боевым вертолётам проявляется понимание, что старыми методами
не добиться новой победы. И всё же эта утрата болезненна, но не фатальна.
Во время полёта на Икране, когда Нейтири ведёт Джейка к первому Дереву Душ,
нам показывают циклопические остатки такого же огромного дерева,
вывороченные корни, изогнувшиеся щепы.
И в самом сердце этого мертвого дерева проросло Дерево Душ – символ новой жизни,
Вечности души на фоне бренного тела. Это символ необходимой жертвы,
которую приносят, чтобы дальше идти по пути.
Отмирание всего того, что привязывает и ограничивает нас.
Дом может сгореть, но его жильцы останутся в живых.
Это понимание бренности всего мирского, физического, и вместе с тем
неизбежной цикличности Жизни.
Принеся в жертву свой старый мир, свой дом, НаВи обрели силы жить дальше,
объединиться и дать отпор захватчикам.
А Джейк обрёл силу сражаться за судьбы других существ, уверенность в своей правоте.
Стоя на пепелище и понимая, что к этой трагедии привели его страх
и неуверенность в себе,
Джейк решает обуздать свой страх и вновь заслужить утраченное доверие племени.
Страх Джейка представлен в довольно обычной для нашей культуры метафоре – это Дракон.
Символ страстей и грехов, поработивших нашу душу...
....И единственное, что способно обуздать Дракона это рыцарь,
который символизирует Силу Воли.
Именно осознав свои страхи и совершив над собой волевое усилие,
мы способны оседлать нашего Дракона и заставить служить нашим интересам,
открыв ворота Царства Небесного для своей души.

Оседлав Торука, Джейк поистине перерождается и предстаёт перед племенем
совершенно новым человеком.

Это период Зимнего Солнцестояния, когда в самую длинную и холодную ночь
рождается Надежда, и Солнце постепенно начинает отвоёвывать свои позиции.
Это рождение истинного Героя.
Он полон силы, и сила эта уже не разрушает, но наоборот, способна сплотить народ
и повести за собой. И эта сила неизбежно приводит Джейка к победе,
а его позитивные качества помогают ему заручиться поддержкой друзей
в финальной битве.
Пройдя весь путь Героя, Джейк выполняет свою миссию,
очищается и получает выбор уйти из этого мира.
Но его выбор это выбор окончательной смерти человеческого тела
и новой жизни НаВи. Выбор Бодхисатвы – остаться и служить другим.
Это новая Весна, новый виток Жизни!

Кроме основной мифологической схемы Солнечного Героя
"Аватар" полон ярчайших символов и аллегорий,
которые так же нуждаются в освещении.
..........
Одним из центральных символов мира является Дерево –
один из наиболее распространённых символов связи поколений, миров, традиции.
Этот символ известен с древнейших времён, у всех народов Древо символизирует
идеальную мировую модель.
В "Аватаре" оно представлено в двух ипостасях, циклопическое Древо Жизни -
Дерево племени как основа существования НаВи, фактически их среда обитания,
Тело их мира и Древо Познания – сокровенный, эзотерический вариант, Душа.
Через Древо проявляется в этом мире Эйва – божественный принцип единства .
Дерево мировое проявляет принцип Вертикали, поднимает нас
над горизонтальным пространством рутинности бытия и является символом
со скрытыми характеристиками. У этого огромного дерева
внутренняя структура напоминает обвивающие друг друга спирали,
давая конкретный намёк на ДНК.
Таким образом, это Дерево воплощает принцип единства Микрокосма и Макрокосма,
дополнительно увязывает судьбу каждого НаВи и всей Пандоры.

В то же время Древо Душ символизирует первопричину и сотворяющее начало,
её семена проникают повсюду, символизируя божественную волю,
которой не позволено перечить,
Недаром Семечко проявив себя, как Бог из Машины, останавливает стрелу Нейтири,
готовую оборвать жизнь Джейка. И Утверждение, что семена это души предков
подчёркивает, что все мы способны творить жизнь, воплощать в этом мире
наши стремления и идеалы.

Древо Жизни, яркий тропический лес Пандоры так же отчётливо ассоциируется с Раем,
который человек цивилизованный потерял. Он стремится вернуться в Рай,
в сокровенный внутренний Храм, в Начало Времён, но несёт с собой всю свою грязь,
Человек Земной не способен вступить в Рай Пандоры...
...общество НаВи невозможно назвать языческим, так как религиозная система НаВи
не политеистическая, а обожествлённая Природа представлена одним божеством,
причём невероятно конкретным и в то же время всеобъемлющим,
скорее это пантеизм высшего порядка.
Многих исследователей удивляло то, что имея Божество – Создателя – Эйву,
НаВи не знают других богов, что характерно для примитивных цивилизаций.
Но мировоззрение НаВи невозможно измерять земными мерками.
Кэмерону удалось не совершить главной ошибки автора, придумывающего инопланетян –
чаще всего "инопланетяне" НФ мало чем отличаются от людей, так как обладают
человеческой психологией – психологией Автора.
НаВи же уникальны тем, что ощущают мир по другому, обладая дополнительным
органом чувства – чудо-косичкой, соединяющей их с Божеством напрямую.
...Эйва – не спящий бог-Демиург. Если искать сравнение с античными теориями,
то Эйва – аналог платоновского Единого....
....Платоновское учение об Идеале так же находит своё воплощение
в Кэмероновском видении Лучшего Мира – Пандоры.
Для НаВи важна суть человека, а не его форма, цвет, размер, возраст.
Важна Идея, которую существо воплощает.
На протяжении всего фильма Джейк учится воплощать ту идею,
которой он следует подсознательно, несёт в потенциале,
идею Героя, Защитника,Спасителя. В
первые вселившись в Аватара, Джейк начинает выход из Пещеры Платона,
в то время как остальные, в частности полковник Куоритч, продолжают пребывать
в пещере иллюзий и не способны воспринимать весть Джейка о том,
что существует и другой способ жизни.

И наконец о главном символе – об Аватаре.
В переводе с Санскрита этот термин означает "нисхождение" или в более общем ключе
"воплощение" высшего существа в низшем, относительно духовной эволюции.
Воплощение Бога в Человеке...

Кэмерон не стал мудрить и сделал своего аватара синим,
подобно индуистским аватарам Вишну.
Голубой, синий цвет ассоциируется с божеством во всех мифологиях:
с Амоном-Ра, богом восходящего солнца в Древнем Египте; в Греции - с Юпитером,
отцом богов и людей, Юноной, воплощением женского плодородия и расцвета;
в Индии - с Вишну, поборником справедливости...
В Китае он символизирует Дао, священный Путь, непостижимый принцип всего сущего.
Юпитерианский голубой цвет, холодный цвет пустоты, является цветом Истины для египтян;
Вечной Истины, бессмертия, верности, целомудрия, лояльности и правосудия
в христианской традиции.
Идентифицируемый с воздухом, ветром, он символизирует духовность,
созерцание, пассивность и благоприятствует медитации, отдыху.
В психологии и в сновидениях голубой - это цвет терпимости,
он воплощает уравновешенность, самоконтроль, стремление быть великодушным,
доброту, обдуманность поведения и потребность в умиротворении.
Светло-голубой отражает непостижимое, чудесное, отвлеченное.

( Найдено в интернете
автор sir_ektor.livejournal.com
2010-03-09







Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

«Клином летят журавли», голосуйте!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Склонен к побегу


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft