«Наша молодежь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами». (Сократ; 400 лет до н.э.)
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже недалек». (Свиток папируса; около 4000 лет)
Как видим, это явление – конфликт поколений, сопровождает человечество тысячелетия и поэтому можно утверждать, что у него имеются природные корни. Почему между не только разными людьми, а между даже кровно близкими возникает непонимание и взаимное отторжение?
Дело в том, что ребенок для родителей дорог и любим, так как он – воплощение их желаний. А родители для ребенка с момента рождения являются такой же данностью, как Солнце, воздух или, скажем, мебель в детской. Поэтому, в отличие от природной любви родителей к детям, в них она отсутствует и ее надо строить, что называется, с пеленок.
Позже к этой разнице добавляется еще одна. Новое поколение по природе является строителем следующей ступени развития и, естественно, отвергает многие ценности предыдущего поколения. Образно выражаясь, дети воспринимают родителей не просто как «мебель», а как «старую мебель», годную разве только на выброс.
Это явление особенно обострилось в последние 80 -100 лет, так как современный уровень развития позволяет одновременно жить 3-4 поколениям.Как же воспитать в детях уважение и любовь к старшим поколениям?
Первое, что приходит на ум – ограничить восприятие родительской любви, как некоей абсолютной данности от природы. Не случайно существует древнее библейское выражение: «Жалеющий розги ненавидит своего сына».
Иначе говоря, природную родительскую любовь обязательно надо уравновесить требовательностью и строгостью. Но возникает другой вопрос: требовательностью и строгостью в какой форме и, главное, в чем, в каком направлении?
Начнем с формы
Можно путем принуждения заставить ребенка уважать старших. Но это на самом деле будет не уважение к старшим, а страх перед ними.
Можно действовать путем уговоров и увещеваний. Но опыт свидетельствует, что таким образом можно добиться лишь кратковременного результата.
Психологи и педагоги давно подметили природное детское стремление подражать действиям взрослых. Поэтому представляется, что единственной действенной формой воздействия на ребенка является личный пример.
А теперь подумаем: пример в каком направлении мы, старшие, можем показать нашим детям? В каком мире мы предлагаем им жить?
Реалии жизни заставляют нас обучать их жить в мире конкуренции и вражды. И по-человечески понятно инстинктивное неприятие детьми такой жизни. И это еще одна причина взаимного отторжения.
Получается, что необходимо менять взаимоотношения в обществе, меняться нам самим.
Проще говоря – если хотим изменить отношения в частной ячейке общества (между поколениями в семье), необходимо прежде менять их в обществе в целом. И когда молодые увидят, что общество уважает и ценит их, всегда стремящихся к взаимной заботе и поддержке родителей, они, естественно, также станут их уважать и любить, и им подражать.
Конфликт поколений является следствием их разобщенности. Если все совместно живущие поколения являлись бы партнерами по достижению одной общей цели, это, конечно же, способствовало бы появлению уважительно-партнерских отношений в обществе в целом и в семье в частности.
Для всех независимо от возраста общество является единственной средой существования. Хотелось бы, чтобы это было общество, в котором господствуют не конкурентно-враждебные, а взаимно — дружелюбные и заботливые отношения. Построение такого общества сегодня является уже не некоей фантастической мечтой, а настоятельной потребностью в виду нарастающего общественно-экономического и экологического кризиса.
Поэтому забота о таком обществе может быть той самой единой общей целью всех поколений. Старшие вносили бы в этот процесс свой жизненный опыт, а младшие – юношескую энергию и стремление к развитию. И тогда юность бы знала, а старость могла.
И, наконец, еще одна мысль
Сегодня никто в системно-организованном порядке не обучается самой важной профессии в мире – быть родителем. В результате общество получает от семьи «бракованных», по-дилетантски воспитанных граждан со всеми вытекающими из этого последствиями.