16+
Лайт-версия сайта

Записки Буквами. Дзуйхицу О Фильмах В Трёх Частях.

Литература / Разное / Записки Буквами. Дзуйхицу О Фильмах В Трёх Частях.
Просмотр работы:
17 марта ’2013   19:14
Просмотров: 21338
Добавлено в закладки: 1

Текст раз - о самых любимых фильмах


Причиной возникновения этого текста стала моя патологическая неспособность делать видеообзоры, нашедшая однажды утешение в сильных руках моего обильного желания поделиться своим мнением по поводу некоторых культурных явлений, вызвавших у меня яркие эмоции, от какового желания так часто страдают уши моих собеседников. В то же время не о каждом фильме я мог бы написать на кинопоиск - кое-где лучше ограничиться двумя словами, что бы не плодить спойлеры, а кое-где наоборот, так и тянет восхититься какими-то элементами сюжета. Поэтому в положенный срок появился на свет этот текст, являющийся по сути тематическим дзуйхицу, хотя, честно скажу, встать в один ряд с истинными авторами классических произведений этого странного стиля я даже не надеюсь.
Возможно кто-то из прочитавших этот текст заинтересуется какой-либо освещённой мной картиной, я постараюсь приложить к этому определенные усилия.
Ну и с места - в карьер. Моим любимым фильмом, и лучшим фильмом на свете я считаю ДЕВЯТЬ ЖИЗНЕЙ ТОМАСА КАТЦА. Я даже не уверен что это фильм, не случайно в начальных титрах сообщают что фильм появился ниоткуда. Правдоподобно. Описывать его словами невероятно трудно, и даже вредно, но я всё же рискну. По Лондону идёт человечек, умеющий меняться местами с другими людьми. Он смотрит на человека, и человек становится им, а он - этим человеком. Его зовут Нет, и он убрал в канализацию Астральное Дитя, которое Олицетворяет Всё Сущее. По мере его движения из окружающего мира испаряется всякая логика, люди и предметы начинают вести себя кто во что горазд, окна ждут его, видимо, как спасителя, входы в подземное метро пропадают, а среди гостей телешоу, посвящённого последним событиям, присутствует эксгумированный по такому поводу еврей. Ещё есть слепой констебль-экстрасенс, который не знает почему всё в мире пошло кувырком, но пытается в разобраться. Чудовищный спойлер, но он таки разберётся, и прозреет, но только для того что бы увидеть конец всей этой истории, и сцена, где он прозревает каждый раз, хотя я видел этот фильм уже с сотню раз, выдавливает из меня скупую струю мужских слёз. Всё это оформлено потрясающе - чёрно-белый на девяносто девять процентов фильм компенсирует свою чёрно-белость потрясающим реквизитом, харизматичными действующими лицами, приёмами, характерными для кинематографа 50-ых, но невероятно уместных здесь. Фильм воистину уникальный, ему нельзя отказать хотя бы в этом, хотя справиться с этим беспощадным потоком магии и характерного английского юмора, конечно, способен не каждый - и это не поза "я умный, а все - быдло", просто фильм действительно не для всех. Что бы его оценить по достоинству нужен определёный градус вшитого безумия. Он нём, как о Библии, Гамлете и музыки Пинк Флойд, можно говорить часами и днями, но всё, что действительно нужно, есть в самом этом фильме. Остаётся сказать, что из прочих работ Режиссера Хопкинса я посмотрел Саймона Волхва, и тоже остался, в целом, доволен, но то - фильм, а ДЕВЯТЬ ЖИЗНЕЙ ТОМАСА КАТЦА - это магия и явление Господнее в образе фильма, почти как заказывал Чапаев.
Так что перейу-ка я дальше - к эпохальному блокбастеру "Хранители". Это, без сомнений, лучший синтез продаваемого кино и умного кино. Экранизация одной из крутейших историй всех времён, уникального комикса, получившего в своё время серьёзную литературную премию, получилась правильной, злой, невероятно красивой, а финал в фильме даже лучше чем в комиксе - собранный на коленке мутант из оригинальной истории вызывает лично у меня приступ смеха. Конечно, перенести двенадцать глав оригинала на экран без потери смысла невозможно, но умница Зак, сделал всё, что вообще возможно. Жаль, что в итоге зрителю не объяснили толком что же такое Доктор Манхеттен (в комиксе его отношения со временем освещены куда как лучше, и именно в этой истории багов с темой времени нет - любое движение Манхеттена, любое его слово точно так же предопределенно, как и всё в мире. Просто ему ещё предопределенно знать об этом. Если угодно, он - человек ярко вспоминающий перед смертью свою жизнь, это наиболее удачная аналогия. И мы все такие, по сути), зато распугали половину зрителей его обнажённой натурой (чую, претензий было бы меньше, будь на его месте женский персонаж, хотя, признаем, фигура-то что надо у человека!Ну, на то он и полубог), не доводят до логического финала историю с негром, исследовавшим Роршаха, и даже не уточняют откуда у него такая маска, так что рекомендуется изучать и фильм и комикс, потому что концовка в фильме, опять же, выглядит умнее.
Ну а визуальный ряд - даже по меркам Голливуда безукоризненный. Как часто говорят, любой кадр можно скриншотить и вешать на стену в качестве картины. В общем, единственный минус фильма - весьма паршиво поставленные бои, особенно те, которые против толпы. Даже удивительно, как Зак мог поставить такую дрянь. Впрочем, это минус на мой взгляд - а я в отношении боевой хореографии человек придирчивый.
На этом я перейду к дальнейшему. Почётное третье место я отдаю советской ленте "ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ СВИФТ". Пожалуй, лучшее, что создал Советский кинематограф, даже на фоне таких шедевров как "Сталкер","Кин-дза-дза" и "Доживём До Понедельника"(О котором, по хорошему надо говорить отдельно: настолько удивителен этот фильм, в котором и сюжета-то нет, а есть один только кайф, и вообще весь он пахнет хокку и танка, и есть в нём что-то глубоко сакрально восточное). Для режиссера Захарова "ДОМ" стал апофеозом, в котором смешались все мотивы его фильмов - Волшебник из Обыкновенного чуда, он же Мюнхаузен, он же впоследствии Дракон, театральные декорации, да и просто - все излюбленные темы и лейтмотивы достигли своей кульминации в этом фильме. Характерная переигрывательная манера постановки, умноженная на психоделические песенки, намотанная на достойный сценарий, создаёт уникальную глыбу Советской Психоделии, тотальную притчу обо всём на свете. Описывать этот фильм точно так же не имеет смысла - а посмотреть хотя бы раз необходимо, хотя бы ради характерных для команды, создавшей этот фильм, шуточек в каждой второй фразе, ради тотальной афористичности, так же присущей и всем остальным работам троицы Захаров-Гладков-Горин. Даже не хочется придираться к местам, где явно нужны какие-то визуальные эффекты (невероятная топорность, с которой этот вопрос решается в фильме всё равно не портит впечатления), и вообще к чему-либо. ДОМ, это, безусловно, шедевр, которому ещё предстоит занять своё место в вечности. Увы, среди фильмов маэстро Захарова Свифт пользуется куда как меньшей популярностью, по сравнению с то же талантливыми, но всё же не гениальными работами типа "Обыкновенное Чудо" и "Формула Любви", уступая даже не мене сложному и заморочено-депрессивному по сути своей Мюнхгаузену. Поскольку в этих фильмах, особенно в формуле, мы имеем дело с комедией, пусть даже и притчей, а Свифт - это настоящая притча, просто, так получается, иногда смешная. А иногда, как, например, в конце первой серии, вообще выбивающая из-под ног всякую почву.
Это была первая тройка фильмов, и они расставлены именно по местам с первого по третье, дальнейшие е картины как бы совокупно занимают четвёртое и пятое места, все разом. У меня нет желания их искусственно сортировать, поэтому я привожу список просто в таком порядке, в каком получается.
Сказки Юга режиссера Ричарда Келли примечательны всем, начиная от концепции и история появления. Первая часть фильма вышла в виде графического романа, а на экране мы видим его продолжение. Ричард Келли это такой человек, который снял прекрасный Дони Дарко и мэйнстримовую, но тоже впечатляющую Посылку. Несколько похожий приёмами на Линча (Впрочем чувствуется что эпигонства здесь не больше чем у Тёплой Трассы по отношению к Гражданской Обороне, или, скажем, у Масодова по отношению к Сорокину) режиссер полностью и безоговорочно провалился с этим фильмом в прокате, и долго потом собирал косточки. И зря - картина изумительная. Технически она представляет из себя иллюстрацию к песням Адаптации - лютая рефлексия на социальные и политические темы, в которой смысл всего послания несколько меркнет по важности перед локально данным моментом. Что происходит в фильме разобраться тяжело и необязательно: идиотское допущение о том, что при перемещении во времени человек обрастает своей копией, и любое их взаимодействие чревато всеобщим Томасом Катцем, непонятные учёный, зачем-то пытающийся окольными путями приблизить конец света, убедив выжившую копию покончить с собой, дабы на небе встретились две одинаковые души, всё это здорово, и не важно что почвы под ногами нет. Фильм именно о отсутствии всякой почвы под ногами. В этом фильме порноактриссы-пророки ведут ток-шоу о социальных язвах, неомарксисты терроризируют озверевшее правительство, создающее "Мыслительные резервуары" для слежения за всеми-всеми, плохие, идиотские сценарии связанных с республиканцами пороактёров в точности предсказывают будущее, а рассказчик то и дело принимает участие в процессе. Многие проблемы носят слишком американский характер, что бы ПРОЧУВСТВОВАТЬ их, что роднит фильм с Луковыми Новостями, Гриффинами и Южным Парком. При этом фильм полно религиозных аллюзий, от очевидных, до таких, какие я разобрал далеко не с первого раза. Кашу в огонь добавляют два перевода, расходящиеся полчаса в противоположные стороны - один студийный, другой одноголосый, и, кажется, сделанный на ходу на слух. Как бы то ни было в конце истории происходит закономерный катарсис, и я каждый раз замираю, сначала заслышав музыку, под которую происходит финальный танец, а потом став свидетелем диалога одного из персонажей с самим собой. После просмотра остаётся только один вопрос: что же это было? Зачем танцевал Тимберлейк? Сон это нигера или реальность? Ответов, как всегда в жизни, нет и быть не может.
Раз уж я заговорил о фильмах, напоминающих Линча - Порнография(Триллер) режиссера Кетриджа. Гей-версия Маллхолонд-Драйва, если угодно. Вообще, судя по всему на западе есть небольшая тусовка, исправно выдающая гей-арт уровня Харитонова и Весёлкина, хотя другой фильм ребят с теми же актёрами - "Розетка" обманул мои ожидания. А "Порнография" - превзошёл. Три истории, объединенных одним лейтмотивом и одной идеей (она явно есть, но я всё не разберусь какова она), описывать которые тяжело, но я вновь (единственное на данный момент упоминание фильма в рунете - моя рецензия) в двух словах пройдусь по ним. История о завязавшем актёре, которому поступил последний заказ - просто интервью перед камерой, и много-много денег. Актёру надо содержать бойфренда, у актёра курсы фотографии и небольшая парноя, он и соглашается. То, во что вылилась первая история находят у себя сожительствующие ребята из второй истории, и один из них, писатель, пытается выяснить что же за актёр такой был, и что с ним сейчас. Кто убил Лору Палмел, кто убил Кадзи, а теперь ещё и кто убил Марка Антония. И всё это видит во сне третий герой, пытающийся снять порно с хорошим сюжетом. Истории переплетаются в дикий, необузданный клубок смыслов и символов, и смотреть на всё это чрезвычайно приятно. Фильм снят довольно дёшево, но со вкусом. Откровенных сцен не больше, чем в мейнстримовов "Филипе Моррисе" или милом и почти семейном "Мужском Стриптизе", так что фильм можно рекомендовать всем, чья гомофобия не переходит разумные границы. По настроению фильм ближе всего к Клину Любви - жёсткая притча, сдобренная зарядом психоделии и философии.
В завершение темы гомосексуализма - "Тело Будет Преданно Земле, А Старший Мичман Будет Петь". Вообще перестроечное кино и кино 90ых - это отдельная тема. За жалкие гроши снимались такие фильмы, что пальчики можно не то что облизать, но и скушать. "Псы", "Умирать Легко", "Люми", "Посредник", "Хагги-Трагер","Прикосновение", "Упырь", лютая постановка боёв из "Фаната" и "По Прозвищу Зверь", когда актёры заучивали множество движений, а монтажёр не рубил видеоряд в монтажное крошево - кинематограф 90ых подарил ценителю тонны прекрасных фильмов. Список можно и продолжить - "Трактористы 2", "Одиссея 89", конечно, "Игла", "Асса", "Лох-победитель воды", "Я Хотела Увидеть Ангелов", "Бакенбарды", "Оно(!!)", а можно и ещё продолжать - "Зеркало Для Героя", "Арлекино", хотя, безусловно, больше было балагана и чернухи. Я выделяю именно "Тело", но любой из этих фильмов достоин всестороннего анализа. Я не знаю как так получается, но сюжетно приведённые образцы зачастую лучше лучших образцов современного русского мейнстрима. Кстати, фильмы вроде "Фанат" и "Зверь" уже проанализированы и выданы в виде "Всё То, О Чём Мы Так Долго Мечтали", каковой фильм закрыл тему боевика 90ых навсегда, хотя и не достиг качества оригиналов.
"Тело" же тем и прекрасно, что его трудно описать. Описание сюжета ничего не даст - сюжетные линии впечатляют, но дело даже не в них. И не в визуальной (!) (Потому что в списке упомянуты же "псы") части. Хорошая работа оператора, дивная постановка и дикие диалоги по отдельности всё равно не дают представления о взрывоопасном коктейле, которым является этот неторопливый фильм. Лучше даже не начинать, а сразу сказать что концовка у фильма спорная - превращение происходящего в балаган, хоть и смотрится органично, вряд ли является лучшим выходом из сюжетных ворот, в которые сценаристы загнали персонажей. Возможно, при боле традиционной концовке о фильме знало бы больше людей.
Но там, где кончается "Тело" начинается "Скотт Пилигрим Против Всех" - фильм, который был бы идеальной экранизацией Бориса Виана, имей Виан к нему хоть какое-то отношение. Трогательная история любви, тем более серьёзная, что рассказана совершенно без претензий на серьёзность (Эффект Тарантино - смыслы появляются в мессидже сами собой, помимо воли рассказчика) полна презрения к реальности. Поверженные враги героя рассыпаются на монетки, а смерть героя - это всего лишь повод использовать вторую жизньку. Конечно, там, где француз понимал, что реальность все равно неизбежна (Проза Виана, как и фильм Асса - это история столкновения мира, каким он должен быть, с миром, как он есть, из которого сужденной выйти живым именно миру, как он есть), и наблюдал гибель Хлои, здесь мы видим удалое торжество молодости, но и это неплохо. Фильм, изначально, похоже, претендующий на звание пустышки вдруг превращается в притчу о доступных и понятных вещах, а мрачноватый психоделический колорит некоторых сцен подчеркивать иллюзию серьёзности, возникающую напрямую в зрителе. Если вдуматься, "Королевская Битва2" должна выглядеть именно так, ведь этот фильм и есть концентрированное наступление инфантильности на условности реализма... Искусство как оно есть - зеркало, не желающее отражать ущербную реальность, и гнущееся так, что бы картинка получилась именно такой, какой она должна быть, но, увы, едва ли когда-либо будет.
Похожий эффект наблюдается в фильме, убивающем слешер как явление - "Хижина В Лесу". В двухтысячных зритель наелся тупых подростков, убиваемых маньяками в масках, и посмеялся от души над "Убойными Каникулами". Создатели ужасов преподнесли зрителю два новых приёма: реализм с одной стороны - "Пила", убедительно державшая знамя на протяжении шести фильмов, и уронившая его только в седьмом (справедливости ради, уже со второй картины "Пила" стала не столько ужастиком, сколько сериалом, в котором важной деталью является дешифровка событий прошлых серий), породила реалистическое осмысление классического сюжета - "Коллекционер", и нечто совсем уже уникальное - "Замученного". С другой стороны - "Монстро" и "Паранармальные Явления", использую наследие "Ведьмы Из Блэр" предложили зрителю новый формат псевдореализма. Даже франшиза "Восставший Из Ада" попыталась нащупать новый путь в четвёртой части, а потом выдала пятую и шестую, больше похожие на "Сайлент-Хилл" и Линча, чем на предшественниц.
Но прежде чем совсем забивать на ушедшие на дно моды сюжеты, их следовало переосмыслить, и "Хижина В Лесу" стала этим переосмыслением. Тотально постмодернистская комедия наконец-то объяснила почему раз за разом подростки куда-то едут, и ведут себя именно так, что бы их можно было убивать, почему существует такой архетип и кому он нужен. Пересказывать сюжет преступно - первую его часть вы все знаете, а вторая сплошь состоит из принципиальных спойлеров. В любом случае, фильм достойный и является для слешера тем же, чем Хранители для супергеройской тематики, Мадока Магика для тематики волшебниц-подростков, а Евангелион - для огромных роботов, то есть катарсивом и исчерпанием темы.
Говоря о реализме нельзя не упомянуть один из самых удивительных, для меня, фильмов - "Погребённый Заживо". Мне жаль людей, пошедших на этот фильм в кино, но сам я смотрел его дома и остался доволен. Изумительно, но смотреть два часа на одну декорацию и одного актёра вовсе не скучно, более того - я раз за разом не замечаю, как проходит это время. История водителя, ставшего заложником Иракских Террористов, полна деталей и гениальных эпизодов, вроде того, в котором его увольняют с работы, дабы не возиться, или звонка героя родителям. Даже хеппи-энд не в силах испортить такое кино, однако, мораль у него разочаровывающая, и парящая над темой военных конфликтов. Как знающий не говорит, так и помочь тебе захотят только те, кто помочь не смогут.
Не понаслышке знают о чём-то похожем герои фильма "Дитя Человеческое". Безжалостная картина, рассказывающая о последней на земле беременной женщине, вернее, о человеке, которому поручено доставить её к чёрту на рога, без всяких гарантий на то, что в этом есть смысл (во всём остальном, однако, смысла нет достоверно). Фильм потрясающе поставлен, изобилует длинными, сложными для постановки сценами, снятыми одним пролётом камеры, и, что главное для искусства, нюансами. Человечество обреченно, оно просто перестало размножаться, и принялось истреблять себя в парадоксальной попытке избежать истребления - на протяжении всего фильма мы мельком видим конфликт между правительством, пытающимся железной рукой удерживать некое подобие порядка, эмигрантами, пытающимися найти нечто похожее на место под солнцем, и всевозможными сопротивлениями, пытающимися добиться какого-то подобия справедливости. Эти три силы в принципе не способны на мирное сосуществование, и ни одна из них не является "плохой" - всем просто хочется пожить перед смертью, но не у всех будет такая возможность. В центре всего этого конгломерата слабый лучик надежды - последняя беременная женщина, и иллюзия смысла жизни для главного героя, который, при этом, так и остаётся трусом и неудачником. Но трус, вставший на путь война - пусть смерти, способен если не пройти, то обойти множество гор.
Кроненберг в конечном счёте проще. Из его классического периода:"Видеодром", "Муха", "Экзистенция", "Голый Завтрак", "Автокатастрофа" я выбираю "Видеодром", хотя в главном эти картины едины. Номинально различные по сюжету и тематике картины объединяет фирменный грим, характерный стиль, выражающий общее настроение. Фильмы Кроненберга в первую очередь для тех, кто знает, что такое умирающий раковый родственник, уже не похожий на человека, это гимны недоверия по отношению к плоти. Главное в его фильмах - это именно болезненные, живущие по своим законам куски и ошмётки мяса, образующие человеческие тела. Кроненберг готов спустить на тормозах мотивацию, но он завороженно смотрит на врастающие в руку пистолеты, и в этом он весь. Видеодром, впрочем, обладает ещё одним важным свойством. По сюжету мы имеем дело с неким видеосигналом, вызывающим в потребителе подчинение. Принявший сигнал человек видит странное, и готов выполнить любой приказ. Он и выполняет, непонятным остаётся только степень галлюциноза: особенно это видно на примере смерти помощника героя, который... взорвался. И непонятно что же было за пределами галлюциноза - ходил ли куда герой вообще, или лежал и бродил? Убивал людей или нет? Вообще видеодром это причина помрачнения рассудка, или порождение бреда? Ответа мы не узнаем: весь фильм мы видим мир глазами героя, а ему остаётся только жить в той реальности, которую ему предлагает мозг, интерпретирующий сигналы на свой лад, как завещал Чёрный Барон. Да и не интересует это Кроненберга - всё же его дело - мясо. Ах, если бы он снимал первых восставших из ада, так славно задуманных, и так условно реализованных. Но и сделанного достаточно.
Нечто похожее на Кронеберговские феерии происходит в фильме "Тецуе-железный человек". Почти безбюджетный фильм, снятый чуть ли не на умывальник, предлагает нам свой вариант слияния человека и электроники, и делает это очень кусаче и пугающе. Случайная царапина приводит к тому, что из-под кожи начинает лезть металл, и этот процесс не остановить, происходит необратимое превращение плоти и психики в нечто новое, прекрасное. Надо сказать, при всей отчётливо различимой кустарщине, фильм снят куда профессиональное "Зелёного Слоника", "Пяти Бутылок Водки" и "Головы" (Поймите меня правильно, я не особенно протестую против происходящего на экране, я просто не могу понять зачем это так скверно снимать, это портит эффект!), и смотрится в целом, что называется, стильно. Позже будет создана вторая часть, но, как это часто бывает, она не достойна серьёзного обсуждения.
Если у Кроненберга и Цукамото рассматривают метаморфозы тела и духа как нечто равноправное, и не вполне понятно, на чём ставится акцент, то в картине "Как Преуспеть В Рекламе" психоделический ход с превращениями тела является явной метафорой расщепления и перерождения личности. Человек, уставший от рекламного бизнеса однажды обнаруживает, что соскочивший на шее прыщик вполне успешно превращается в голову, претендующую на владычество над его телом и жизнью, по праву большей приспособленности к миру. Поскольку голову видит только он сам, вопроса о достоверности происходящего не возникает. Впрочем, остальные персонажи слышат голову, но она предусмотрительно говорит только тогда, когда рот главного героя скрыт от чужих глаз. Всё это сделано в виде комедии, полной чернейшего юмора, не разу не выходящей за буйки приличий.Конечно, сейчас откровения, которые преподносит нам фильм, выглядят наивными, однако ключевым в фильме является именно перерождение героя. Там, где в "Живым Или Мёртвым" и "Тело Будет Преданно" сходили с ума что бы избежать реальность, победить её в себе, в "Как Преуспеть В Рекламе" сходят с ума, что бы приспособиться к миру, потому что другого способа играть по предлагаемым правилам не предвидится. В ряду прочих картин, со схожей темой: идиотскими и наивными "Они Среди Нас", слишком уж сумбурный и непродуманной "Москва 2017"(На секундочку, "Забрендованный"), и совсем уж аляповатыми "99 франков" с "Как Преуспеть В Рекламе" по накалу метафизического ужаса способна соперничать, и, зачастую, побеждать, только "Generation П", о которой разговор будет в специально отведённом для этого месте.
"Как Стать Серийным Убийцей" использует целый ряд выразительных средств, что бы развеять миф о "Бойцовском Клубе", "Прирождённых Убийцах" и прочих героях ултранасилия, вплоть до "Изо", хе-хе. И эти картины вроде как снимались не как гимн бунту, но замученный жизнью зритель всё-таки был очарован предлагаемыми фильмами путями обретения свободы, что и было предсказано в финале "Прериождённых Убийц". "Как Стать Серийным Убийцей" не даёт обмануться. Вся философия персонажа, которой он оправдывает свои поступки, достаточно быстро показывает своё истинное лицо - это просто оправдание человека, которому нравится убивать. Фильм снят в псевдореалистичной манере - тут вам и лектор, дающий пояснения к видеоряду, и, несколько стилизованное под реалити-шоу повествование, и прямые уроки. К слову нечто подобное позже будет происходить в "Луковых Новостях", где обилие выразительных средств так же играет отдельную, особую роль. Как обычно, говорятся правильные вещи, трудно оспорить что каждый из нас мечтает порезать и утопить хотя бы однозначно плохих людей, выходящих за пределы всякой этики. Но для персонажа, однажды не нашедшего достойной жертвы, как для гопника, хватает в крайнем случае и надуманного повода. Робин Гуд быстро превращается в Чикатилло, вернее, оказывается, что он всегда таким и был, просто до поры до времени ему попадались жертвы, не вызывающие сочувствия. Комедиант, это вы?
В "Догвилле" используется похожая провокация, позже небезуспешно повторённая в "Изображая Жертву". К моменту, когда начинает литься кровь, зритель уже всей душой согласен с тем, что кровь должна литься. К этому выводу нас подводят очень неспешно, очень постепенно. Если начать смотреть фильм с середины, то возникнет мысль "что за бред?", но при последовательном изучении артефакта происходящее кажется не выходящим за пределы бытового ада. В конечном счёте похожие истории происходят каждый день повсюду, только в реальности обычно некому заступить за обиженных. Это становится ещё одной причиной, по которой зритель не принял бы в финале истории иного исхода - совершенно очевидно, что жители Догвилля в любом случае не сделают далеко идущих выводов. Апокалипсис Нау.
Советская фантастика шла странными путями, и порой порождала фильмы, поражающие всякое воображение. "Таинственная Стена" стала одним из таких, признаемся, редких фильмов. Попытки людей разобраться в природе возникновения энергетического купола над небольшим участком, выливаются в трипы по волнам памяти, из которых не складывается особенно внятной картины. Если исходить из ключевой для фильма концепции что Стена дело рук внеземных цивилизаций, хотя номинально это не подтверждено, то эта цивилизация имеет не больше общего с людьми, чем муравьи, или дожди, и контакта между ними не предвидится. Прекрасно, что мы так ничего и не узнаём - интрига закручена таким образом, что любой ответ был бы разочаровывающим, - редкий случай когда всем создателям картины хватает чувства меры во всём. Уникальный артефакт советской и мировой фантастики, незаслуженно забытый зрителем.
Экранизация романа "Завтрак Для Чемпионов" вызывает восхищение уже на уровне замысла, как вызывает и опасения - всё-таки роман не из тех, которые легко поддаются экранизации. Если учесть уже имеющийся прецедент с созданием фильма "Бойня Номер Пять", то становится совсем неуютно - несмотря на соблюдение всех ключевых идей и сюжетов романа "Бойня" была выстрелом вхолостую. "Завтрак Для Чемпионов" же неожиданно оказался взрывом, несмотря на существенные упущения. В романе важное место занимали картинки автора и объяснения очевидных вещей: как в книгах про иные миры объясняются бытовые для их обитателей приметы. Но и того, что попало в фильм достаточно для того, что бы считать его важным прецедентом в истории кино, учитывая что экранизировать Воннегута по сути всё равно что экранизировать, скажем, Платонова или Виана, или хотя бы Селина. Сюжеты ещё кое-как перенести на экран можно, но дух, выражаемый в языке, вероятнее всего будет безнадёжно утерян. В "Завтраке" сделано всё возможное, что бы сохранить оный. В любом случае, во вселенной, где существуют такие явления, как экранизация "Марсиане, Убирайтесь Домой" Брауна, "Завтрак" выглядит шедевром. Вопрос только в том, ценен ли фильм сам по себе? Оставим это на усмотрения читателя. Лично я же впервые смотрел фильм, когда ещё только-только купил первую книгу Воннегута, и он меня вполне себе поразил.

Текст ещё раз, или два - несколько слов о фильме "Конвой" и рефлексия на эту тему.

Хотелось бы отметить фильм "Конвой" - то же российского производства - единственный фильм, в котором, при всей чернушности, и явном ориентире на перестроечное кино, нет ни одного нереалистичного эпизода. Лютейшее бытовушное безумие, в которое создатели погружают зрителя, не может закончиться спасением, если не хеппи-эндового формата, то хотя уходом в безумие, как в "Живым Или Мёртвым" Микке, или вышеупомянутом "Тело Будет Преданно Земле" - это сансара, детка, выхода нет. Звучит, конечно, невнятно, но это ведь действительно непростая задача - снять фильм, в котором будет море чернухи, но оное ни разу не перельётся через край. Персонажи путешествуют по аду, как он есть, (именно этот фильм навёл меня на мысль о том, что такое ад), и высказывают мысли вроде "этот город надо уничтожить", но понятно что городу ничего не будет - более того, и персонажи выйдут из сюжета относительно невредимыми, потому что смерть в такой ситуации неизбежно стала бы проявлением героизма, или чем-то драматичным, а фильм для этого слишком реалистичен и безжалостен. Если можно так сказать - фильм реалистично психоделичен. В качестве саундтрека использовать ДК и Красное Дерево.
И вот эта тирада про ад, пришедшая мне в голову из-за конвоя.
Чем плох ад?
Во-первых тем, что в аду не так уж плохо.
Во-вторых тем, что к тому, что всё-таки плохо можно принюхаться и привыкнуть.
В-третьих - тем что и в аду есть маленькие радости - ты против ада? Ты что, ведь ад это навсегда, ты что, против вечной жизни?
Вот как-то так.



Текст ещё раз, но теперь получается три - по паре слов о нашем.

В этом разделе я буквально в двух словах пройдусь по моим любимым российским фильмам 2000ых-2010ых. Речь пойдёт о мейнстримовом кино - то есть о развлекательных фильмах, шедших в кинотеатрах. Фактически, сюда не особенно влезает картина "Generation П", но я подумал "хей, псукай она всё равно возглавляет этот список!" - и так и получилось. Конечно, есть масса более удачных картин, но, кажется, никто и не спорит с тем что умные фильмы наши делают хорошо - во всяком случае ровно с такой же регулярностью, с которой действительно достойные фильмы, будь то мелодрамы или арт-хаус, выходят за бугром. А вот с мейнстримом дела обстоят гаже.По сему каждая удача на этом поле радует меня вдвойне.
И порадовали меня:
- Поколение П - потому что, безусловно, среди фильмов, шедших в киотеатрах - лучший фильм последних лет. Если пошариться по интернету и найти все не вошедшие в театральную версию сцены, будет и вовсе славно.
- ПираМММида - потому что Мамонтов. Не знаю уж, кому, кроме меня мог понравиться киношный образ - человек-функция, говорящий каждому собеседнику ровно то, что в данной ситуации рационально, и рационально кричащий "я ещё нарожаю!". По этому я не рассматриваю фильм как пиар Мавроди и МММ, а считаю его самостоятельным произведением искусства со смазанным финалом.
- Жесть - Потому что жесть, безусловно. Чем-то атмосферой напоминает перестроечных "Псов", а ещё потому что с персонажем Резбегаева, который должен был играть в сюжете вполне предсказуемую роль, случилось именно то, что случилось, а не то, что должно произойти в фильме.
- На Игре - потому что прекрасно. Потому что под слоем унылого монтажа, и эпилептической камеры, неспособной более секунды снимать с одного ракурса, и, порой, ублюдских сюжетных ходов, отчётливо видны интересные персонажи, потому что драки очень хорошо поставлены, с учётом эволюции персонажа, и смотрятся, несмотря на усилия оператора, а ещё за отрезвляющие финалы обеих частей.
- Непобедимый - потому что в кой-то веке наши сняли действительно мощные экш-сцены.
- Антикиллер Д.К. - Потому что здорово. Потому что первая часть была своего рода шедевром (упрощение книги даже пошло на пользу, а киношный Амбал как злодей немногим уступает Джокеру - он некруче (такое слово - "некруче") всего процентов на 50%, а это всё равно круто при сравнении с Джокером) и первым действительно крутым Русским блокбастером, с полуанимешными персонажами и психоделическими пейзажами, а вторая была унылой, и не было гарантий что третья станет хорошей, а она стала. Потому что драка в сортире, и потому что последние секунды (как и в случае с На Игре) я игнорирую, как вторую Королевскую Битву.
- Ключ Саламандры - потому что ну да, фильм явно придуман только ради последних двадцати минут. Потому что первые минут десять вообще смотреть невозможно. Но чем дальше в лес, тем веселее! Потому что последние двадцать минут чертовски сильны, на сцене завершения романтической линии у меня на глазах каждый раз выступают слёзы, а в самом-самом конце я каждый раз готов аплодировать корейцу. Не хватает только цитат из "Сокрытого В Листве".
- Соловей-Разбойник - потому что это Соловей Разбойник. Потому что тут есть элементы Даун-Хаоса, и потому что самые привлекательные костюмы героев со времён "Экспресса Миллионеров" - вроде и ничего особенного, но персонажей с таким видом можно выпускать в виде игрушек, и это прекрасно.
- Горячие Новости - потому что оригинал, да, гораздо круче начинается, и первая сцена (7минут одним планом!), конечно, да... Но в остальном наша версия современнее и умнее (без всякого там "потому что наши!", а просто по объективным причинам - фильм снят позже и картинка свежее, и сюжет чрезвычайно органично обновлён - всё, что в оригинале выглядит натянуто и странно (серьёзно?Они просто снимают всё снаружи и пишут в газетах?) теперь стало кусаться), и это прекрасно.
- Тёмный Мир - потому что начиная с двадцатой минуты начинается нечто неописуемое и невозможное, смешанное из всего, до чего дотянулись создатели фильма, и испортить эту симфонию не получается даже актёрской игрой главной героини, более того - ненавистное мне монтажное крошево смотрится с боевых сценах оправданно и уместно. А ещё потому что финал(я имею в виду не всю ту шляпу, которая происходит после идиотского возвращения в прошлое, а то, что говорит Ведьма героине по поводу того какая именно она Королева Ведьм - представляете такое в Матрице?)
- Реальная Сказка - потому что несмотря на аляповатую наивность перед нами самая брутальная детская сказка, с какими-то Твин Пиксовскими интонациями (интонациями, подчёркиваю, не более). Даже удивительно что в конце не произошло, скажем так, анонсированного события - смотрелось бы уместно и актуально.

Остаётся добавить, что в наших безделушках какая-то тенденция делвать странные финалы. Зачем в На Игре сцена с выходом из тюрьмы, почему не закончить мрачно и страшно - на сцене вывода ОМОНОМ? (У того же Санаева есть прелестный фильм "Последний Уик-Энд" с похожей проблемой)? Зачем возвращение в прошлое в "Тёмном Мире"? Да и Антикиллеру Д.К. пошёл бы открытый финал.
В любом случае я всего лишь хочу сказать что не так всё плохо у нас с развлекательным кинематографом, как принято говорить. Теперь вот есть ещё и "Метро". А ведь есть и "Изображая Жертву", "Домовой", "Русалка", "Нирвана", "Закрытые Пространства", "Я", "Я Тоже Хочу" и чёртова тучу прекрасных и неплохих картин, если чуть-чуть шире посмотреть на вещи. А "Человек У Окна", "Новая Земля", однозначный шедевр "жить" (которой про двух чуваков в лесу, и их преследователей) и немало других кайфов? Правда, почему-то эти фильмы, в основном, выходят без лишнего шума, тихонечко так, а "Обитаемый Остров" и "Путь" были незаслуженно распиарены. Так что вот, видимо, правило: чем громче пиарится российское кино, тем больше вероятности что оно хрень, а вот фильмы, выходящие потихонечку вполне могут чем-то порадовать. (Пользуясь этим правилом не стоит впадать в крайности, конечно. И среди приведённых мной фильмов есть такие, о котороых загодя шумели СМИ, и уж тем более у многих создателей дешёвки и стрёма не хватает денег на рекламу, и всё-таки что-то такое безусловно есть.)







Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 07 мая ’2013   09:16
Ничего себе! Пробежалась и в закладки! Я в жизни столько фильмов не видела! а мне уже 47 будет...

Оставлен: 08 мая ’2013   11:34
Это только те, по которым мне есть что вербально сформулировать  :) Надесь написанне мной небезинтерестно.

Оставлен: 08 мая ’2013   11:44
Более чем)))


Оставлен: 29 июля ’2013   13:59
Очень интересные размышления - разборка фильмов. Неординарно.Спасибо.
Исходя из этого хотелось бы узнать тоже на счёт "Доггвиля", "Шпиона" и "Визит дамы"
Ждю...

Оставлен: 29 июля ’2013   17:00
Ну, просто не все мнения удаётся растянуть для кинопоиска  :) А жаль. Про фильмы ответил в личку  :) В блоге есть расширенная версия зебестоф, а на кинопоиске - 100любимых  :)



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Девочка не бойся! Посвящение герою. Я Вас любил.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Приглашаю на премьеру блюза "Шприцы и пустота" https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/jazz/2590435.html


Присоединяйтесь 





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft