Куба - любовь моя,
Остров зари багровой.
Песня летит над планетой звеня -
Куба - любовь моя!
(Музыка: А.Пахмутова Слова: С. Гребенников и Н.Добронравов)
Просматривая свои старые дневники, я обнаружил записи о поездке на Кубу в 1980г., стал их читать и вспоминать об этой маленькой свободной стране, которая выдержала вторжение гиганта – соседа США и пережила предательство далёкого друга- CCCР, напевавшего ей когда-то: “Куба - любовь моя!”
Тогда СССР превратил Кубу в непотопляемый авианосец у берегов США, взял её на полное материальное довольствие, снабжая всем от продовольствия до оружия, включая ракеты. Советские специалисты приехали на Кубу помогать строить социализм, создать сильную армию и отразить агрессию американских империалистов в заливе Свиней.
Кубинцы радовались такому социализму и думали, что так будет навсегда.
Но коварный сосед-гигант победил далёкого друга Кубы в холодной войне и занялся другими странами по всему миру, кажется, забыв о маленькой Кубе, на которую давно наложил экономические санкции.
Вскоре СССР развалился, а в России бывшие коммунисты бросились во всём подражать своему недавнему идеологическому врагу, приняв бандитский капитализм и копируя буквально всё от культуры и до политического устройства. Так что и им стало не до Кубы.
Но Куба – жива, как оплот социализма в Америке пока жив её несгибаемый лидер Фидель Кастро Рус.
Слышишь чеканный шаг -
Это идут барбудо;
Небо над ними как огненный стяг
Слышишь чеканный шаг!
Когда я прилетел на Кубу в 1980г., то обратил внимание, что по дороге из аэропорта имени Хосе Марти все улицы Гаваны были почти безлюдны. Мои коллеги объяснили, что началась грандиозная манифестация кубинцев у Посольства США против блокады Кубы. Как потом показали по ТВ, люди шли целый день под палящим солнцем, несли транспоранты с изображением Ф. Кастро с рюкзаком и кричали: ''Вива Куба! Вива Фидель!”
А сам Фидель с трибуны в течении нескольких часов клеймил позором американцев и пламенно призывал кубинцев к победе социализма.
Мужество знает цель!
Стала легендой Куба,
Вновь говорит вдохновенно Фидель -
Мужество знает цель!
Эти люди ( а их прошло несколько миллионов!) верили своему лидеру Фиделю и поддержали его аскетический социализм с карточками на основные продукты питания и предметы первой необходимости. Они поверили в его социализм с равными правами и возможностями, с бесплатным всеобщим образованием и здравохранением, с всеобщей воинской повинностью и готовы были защищать свою страну от любых врагов.
Позднее я видел ежедневно очереди в Посольство США, в которых стояли другие кубинцы за визами на въезд в США. Этим людям не нравилась жизнь на Кубе, этот дефицит всего.
Родственники в США звали их в страну изобилия, благополучия и свободы, и они терпеливо выстаивали часами, чтобы потом влиться в кубинское сообщество на Флориде и часто влачить жалкое существование без работы и помощи родственников.
Фидель не закрывал границы, а разрешал уезжать всем, кто хотел, если они не критиковали, а тем более, не сопротивлялись его власти.
С активными диссидентами он не церемонился, отправляя их в тюрьму или в трудовые лагеря – а другим неактивным оставалось только одно, если не нравится на Кубе- молча стоять в очереди за визой и валить оттуда.
Правда, недавно он распорядился погрузить на 130 кораблей, которые пригнали американские правозащитники и радетели свободы, всех кубинских уголовников, душевнобольных и ненормальных вместе с тысячами диссидентов. Принимай Америка эти отбросы кубинского социализма -пусть на Кубе станет чище и спокойней!
По статистике с 1959г. Кубу покинуло примерно 10% от 11 млн. населения страны.
По долгу службы мне пришлось встречаться со многими кубинцами-патриотами Кубы. Архитектор Каведо был типичным испанцем-кубинцем, уверенным и грамотным специалистом, отстаивающим свои взгляды. Негр Пепе работал зам.начальника отдела министерства. Переводчик испанец Педро долгое время жил и учился в Москве.
Они показали мне некоторые достопримечательности острова Куба. Из общения с ними я понял, чем живёт народ Кубы и как они гордятся тем, что строят социализм в отдельно взятой стране латинской Америки.
Родина или смерть! -
Это бесстрашных клятва.
Солнцу свободы над Кубой гореть!
Родина или смерть!
Куба, как старинная крепость Дель Моро, расположенная у входа в Гаванскую гавань. Её пушки покрылись толстым слоем ржавчины, но на самом её верхнем уровне расположен современный маяк, указывающий путь кораблям.
Как старая Гавана с испанской архитектурой на площади, где первый почтовый ящик сделан в виде гипсовой маски мужчины – (письмо опускалось ему в рот).
Как реликты прошлого, старые американские мастодонты-бегемоты Бьюики и Шевроле 50-х годов, дымящие по дорогам вместе с нашими ГАЗами и Жигулями.
Была поездка в Варадеро – в 130 км от Гаваны. Вилла Дьюпона реставрируется. Стриженные газоны с пальмами. Песчанная коса из белого мелкого песка уходит в море на 150 м. Мелководье и белый песок дают непередаваемое сочетание красок от нежно лазурного до темно изумрудного. Вода тёплая. Множество варанчиков , бегающих с поднятыми хвостами-дугами. Норки белых крабов.
Одинокая баракуда (морская щука) замерла недалеко от берега в ожидании добычи.
Солнце палит! Туристов – немного. Вилла для советских космонавтов - пуста. Международный пионерский лагерь расположился на самом острие косы. Двухместные влосипеды – тандемы видны повсюду под пальмами на уютных улочках.
Ещё одна достопримечательность Гаваны – Тропикана – небольшой тропический сад с оригинальной цветной подсветкой пальм, кустарников и фонтанов. Гармония цвета и буйной растительности создаёт какое-то ощущение сказочности и торжественности и готовит к представлению кубинского кабаре-варьете. Большой зал был на ремонте, а основная труппа кабаре – в отпуске. В небольшом Звёздном зале гремела кубинская музыка и варьете было в разгаре. Стройные мулатки в красочных костюмах темпераметно отплясывали на сцене и на подмостях и подъёмниках, словно райские птицы на деревьях.
Музей Хемингуэя в пригороде Сан-Пауло я посетил с особым интересом и волнением.
Вилла Хемингуэя расположена на склоне холма в тропическом саду с дорожками, фонтанчиками и большой площадкой с бассейном. На самом верху - скромный одноэтажный дом, хорошо провериваемый. В дом-музей не пускают и посетители осматривают содержимое комнат через открытые окна. Тут же под окном – его обувь 45 –46 размера. Обстанавка внутри довольно скромная. По стенам – головы убитых животных- антилоп и косуль с длинными красивыми рогами. Это всё трофей Мэри – жены Хемингуэя.
В его же кабенете – голова огромного дуйвола.На столе – патроны, ножи и другие охотничьи предметы.
В гостинной на сенах - картины-афиши на тему испанских тореодоров (тореро).
Большое количество книг во всех комнатах, включая туалет, что было поводом для насмешек со стороны некоторых людей, как выразился гид.
Хемингуэй часто и надолго запирался в туалете и ... работал.
В его большом рабочем кабинете на тахте - шкура саблезубого тигра и большой стол, за котором он работал редко, также как и почти не спал в большой спальне с двумя большими кроватями, предпочитая маленькую угловую комнату с одной кроватью.
В столовой был огромный круглый стол, за которым обедали до 60 человек.
И в тоже время у него часто возникала жажда полного одиночества и он надолго куда-нибудь уединялся. Он был очень противоречив и странен, как многие талантливые люди.
Его связывала хорошая дружба с двумя бывшими жёнами и тремя сыновьями. В одном из своих романов “ Там вдали за деревьями” он описал взаимоотношения старца с молодой итальянской княгиней, которая была почти разорена.
В этом угадывается его последняя любовь к Катарине Вучич, которая была у него в Гаване, и по её настоянию была построена башня, с которой открывался чудесный вид на окрестные холмы.
В верхней комнате небольшой телескоп для обзора окрестностей.
Творчество Хемингуэя до сих пор вызывает много споров, также как и его самоубийство, которое по официальной версии - лишь несчастный случай.
Известно также, что Хемингуэй любил делать и пить разные коктели, а также собирал разные безделушки - их много во всех комнатах музея.
На прощание мои друзья- кубинцы расщедрились и пригласили в ресторан “1830”.
Сначала угостили известными коктелями Тайкири (тонко молотый лёд с белым ромом), кстати, любимый Хемингуэя, а также Мохито (былый ром со льдом и травкой типа мяты).
Потом последовал испанский суп из чеснока с кусочком плавленного сыра ( вкусно и никакого запаха чеснока!), далее мясо с картофелем и вином. На дессерт- необычное пирожное.
Весь вечер звучала приятная музыка: сначала виртуозно играл пианист, а потом к нашему столику подошёл небольшой оркестр и исполнил несколько испанских песен, лирических и напевных.
Второй раз я был на Кубе в 1987 году. По-прежнему, всё основное распределялось по карточкам, но Фидель просил кубинцев есть ещё меньше мяса и пить меньше молока и уменьшил рацион даже для дитей.
Подавая пример кубинцам, Фидель бросил курить кубинкие сигары и увеличил их экспорт в другие страны. Мне показалось, что кубинцы стали только здоровее, веселее и сильнее духом.
Больше я не видел дряхлым стариков и старух, дымящих огромными сигарами и задыхающихся от громкого кашля.
В СССР началась перестройка – последняя попытка номенклатуры сохранить власть в стране.
На Кубе это почувствовали сразу так, как совсем иссяк приток продовольствия и товаров из СССР. Кубинцы говорили мне, что они сохранят социализм (пусть даже карточный!) для всего мира на будущие времена.
Сейчас, когда капитализм находится в глубоком кризисе и люди ищут ему альтернативу, опыт Кубы может пригодиться для создания новой модели общества.