16+
Лайт-версия сайта

Рефлексия

Литература / Разное / Рефлексия
Просмотр работы:
25 февраля ’2011   12:21
Просмотров: 25601

Рефлексия как механизм формирования критического мышления

А.В. Хуторской выделяет такие этапы организации рефлексии в обучении:
1. Остановка предметной (дорефлексивной) деятельности.
Эта деятельность должна быть завершена или прекращена.

2. Восстановление последовательности выполненных действий.

3. Изучение составленной последовательности действий с точки зрения её эффективности,
продуктивности, соответствия поставленным задачам.

4. Выявление и формирование результатов рефлексии.
Таких результатов может быть выявлено несколько видов:
- предметная продукция деятельности - идеи, предложения, закономерности,
ответы на вопросы;
- способы, которые исследовались или создавались (изобретались) в ходе деятельности;
- гипотезы по отношению к будущей деятельности.

5. Проверка гипотез на практике в последующей предметной деятельности.

(А.В. Хуторской, 2001)

Важным фактором, влияющим на эффективность рефлексии, является многообразие её форм,
соответствующих возрастным и иным особенностям участников образовательного процесса.
Формы образовательной рефлексии различны - устное обсуждение,
письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений
(самочувствия, уровня познания личной активности, самореализации).
Рефлексивные студенческие записи - бесценный материал для анализа и корректировки педагогом
образовательного процесса.

Чтобы студенты понимали серьезность рефлексивной работы,
необходимо делать обзор их мнений,
отмечать тех, у кого глубина самосознания повышается.

Образовательная деятельность представляет собой движение чередующихся деятельностей -
предметной и рефлексивной.
Важен психологический подход к организации рефлексии студентов.
Задача педагога создать такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном занятии
или своей деятельности. Эффективной оказывается рефлексия чувств,
то есть вербальное и невербальное описание чувств и ощущений,
протекающих в той или иной образовательной ситуации.

Зачастую словами трудно адекватно передать чувства,
поэтому применяются невербальные способы чувственной рефлексии (рисунки, ассоциации).
В этом случае не переводятся чувства в слова, а выражаются чувства различными видами
эмоционального языка.
При взаимодействии со студентами педагог может использовать, в зависимости от обстоятельств,
одни из видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую (успел - не успел); сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая сенсорная и интеллектуальная рефлексии могут быть как индивидуальными
так и групповыми, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально
и без огласки результатов.
Таким образом, рефлексия может выступать формой теоретической деятельности,
способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности
(интеллектуальная рефлексия);
отражать внутреннее состояние человека (сенсорная рефлексия);
быть средством самопознания.

Введение процедуры рефлексии в образовательный процесс студентов позволяет им научиться
осознанно планировать свою деятельность, понимать цели деятельности однокурсников,
педагогов;
отслеживать выполнение поставленных целей и корректировать дальнейшую деятельность;
анализировать успехи и трудности в достижении цели другими студентами;
применять способы вербальной и невербальной рефлексии;
осуществлять "взгляд со стороны";
формировать профессиональное педагогическое умение - обучать детей начальной школы
использовать различные варианты методики её проведения.

Рефлексия - необходимое условие того, чтобы студент и педагог видели схему организации
образовательной деятельности, конструировали её в соответствии со своими целями и программами,
осознавали возникающую проблематику и другие результаты.

Исследование показало, что рефлексия является средством самопознания студента
в профессиональном самовоспитании и способом формирования творческой личности.
Под творческой личностью понимается индивид, который:
а) имеет установку на осуществление творческой деятельности,
готовность к творческой деятельности и
б) умеет ее осуществлять, то есть владеет средствами и способами ее осуществления
и имеет опыт их использования в процессе собственной творческой деятельности.

Для того чтобы индивид стал творческой личностью, у него должно быть сформировано
определенное мировоззрение, характерологические особенности, ценностные ориентации,
в которых творчество стоит на высоком месте в иерархии ценностей,
он должен быть обучен средствам и способам осуществления творческой деятельности
и иметь опыт их успешного применения в своей жизненной практике.

Для того чтобы сформировать личность, обладающую способностью и умением осуществлять
творческую деятельность, необходимо в первую очередь понимать,
в чем сущность творческой деятельности.
Деятельность индивида является творческой в том случае, когда она не осуществляется
по заданному образцу, не является чисто репродуктивным повторением этого образца,
а есть результат рефлексии (под рефлексией понимается обращение индивида
к своему внутреннему миру, к своему опыту – мышления, деятельности, переживаний и т.д. –
ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал, чувствовал и т.п.,
и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует).

Рефлектирующий человек (в отличие от чувствующего, делающего, думающего и т.д.)
перестает ощущать, познавать чувственный мир, перестает действовать в нем,
он "смотрит" на это свое ощущение, познание, действие в этом чувственном мире
(онтологическая рефлексия), он "смотрит" на себя-ощущающего, себя-познающего,
себя-действующего (гносеологическая рефлексия 1 уровня), на себя-рефлексирующего
(гносеологическая рефлексия 2 уровня), на основания, средства и способы
этой своей деятельности (методологическая рефлексия 1 уровня),

на основания, средства и способы этой своей рефлексии (методологическая рефлексия 2 уровня)
над принципиально другим типом или видом деятельности, имеющимся в опыте индивида.

Иными словами, деятельность индивида будет нетворческой, репродуктивной,
если он использует в данной, конкретной ситуации, "переносит" в данную, конкретную ситуацию
способ, норму, алгоритм деятельности, реализуемые в ситуациях данного типа;

и деятельность будет творческой, если она является результатом рефлексии над опытом
осуществления принципиально иных видов деятельности, нежели та деятельность,
которую осуществляет в данный момент индивид.

При этом творческая составляющая данной деятельности будет тем значительнее,
чем "несовместимее" эти виды деятельности, чем "дальше" друг от друга находятся
совмещаемые "точки", "области" опыта во внутреннем мире индивида
(или в коллективном общественном опыте данной эпохи –
в последнем случае результат этого творческого акта будет не только личностно,
но и социально значимым).
(.....)






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 25 февраля ’2011   13:59
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!!!!!!!

Оставлен: 25 февраля ’2011   14:36
Спасибо, Сергей Рада Вам 



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

"Пламя-шторм", прошу вашей поддержки!

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft