16+
Лайт-версия сайта

Кривичи. Кто они?

Просмотр работы:
18 января ’2011   20:36
Просмотров: 30796

I

В нашей истории еще очень много загадок, уходящих в далекое прошлое. Правда, многие считают, что не стоит туда и заглядывать. Их аргументы весомы: что из тех диких времен можно извлечь полезного и нужного для будущего? и, какая разница кто, куда и откуда пришел на наши земли тысячелетия назад.
Оно понятно, живем мы в России и нужная история должна начинаться с создания нашей славянской государственности. Может потому все исторические справки о древних этносах или объединениях племен проживавших на нашей земле обычно начинаются с этого времени. Например, кривичи. Вот выдержки из БСЭ:
„Кривичи, восточнославянское племенное объединение 6-10 вв., занимавшее обширные области в верхнем течении Днепра, Волги и Западной Двины, а также южную часть бассейна Чудского озера.< … > Главные центры – гг. Смоленск, Полоцк, Изборск и, возможно, Псков. В состав К. входили многочисленные балтийские этнические группы. < … > По летописи, К. до включения их в состав Киевского государства (во 2-й половине 9 в.) имели свое княжение“.
Если посмотреть, чуть раньше, то вот вам Брокгауз и Ефрон:
„Кривичи – многочисленное славянское племя, занимавшее верховья Волги, Днепра и Зап. Двины, южную часть Озерной области и часть бассейна Немана. К К. причисляют и ильменских славян. К. были, вероятно, первым славянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на СВ. Ограниченные в своем распространении на СЗ и З, где они встретили устойчивые литовские и финские племена, К. распространились к СВ и поглотили живших там финнов. На западе К. вместе с дреговичами составили основу племени белорусского. Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию, К. принимали участие в торговле с Грецией; Константин Порфирородный говорит о том, что К. делают лодки, на которых руссы ходят в Царьград. Участвовали в походах Олега и Игоря на греков, как племя, подчиненное киевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк. На основании археологических данных можно думать, что К. вели торговлю и с Востоком. Уже в эпоху образования русского государства у К. существуют политические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск“.
Из справочных данных наиболее интересным мне показались: „имели свое княжение“, „политические центры“ и „многочисленные балтийские этнические группы“.
В действительности история кривичей началась на несколько веков раньше этих официальных упоминаний. В III веке в районе Балтийского моря было отмечено устойчивое похолодание, вызвавшее перемены в устоявшейся жизни славянских, германских и балтских племен населявших территории Польши и Прибалтики. Многие из них ушли в поисках более благоприятных мест обитания: сербы и ругии на Балканы, готы на территорию северного Причерноморья, вандалы на юг Франции и Испании. Оставшиеся племена влачили жалкое существование, сопровождавшееся голодом, болезнями и грабежами иноплеменников. Как часто случается в такие периоды, произошла переоценка богов, допустивших такое положение. Пантеоны кельтских и скандинавских богов конца I тысячелетия до н. э. пошатнулись. Люди стали вспоминать древние обряды и применять их к своим новым богам. По сохранившимся преданиям о кривичах можно четко проследить весь этот процесс.
Два князя (рейкса) братья-близнецы Видевут и Брутено были изгнаны из прусских земель. Обосновались они в замке Нойтто на песчаной косе отделявшей Гданьскую бухту от залива в устье Вислы. Здесь братья со своими сторонниками выработали новую систему государственности, основанную на власти князя-жреца стоящего на вершине жреческой пирамиды. Простые люди должны были ему подчиняться и выполнять все указания. Но для этого все они должны быть чем-то связаны, например, страхом, а еще лучше клятвой. Самая страшная клятва в глубокой древности – поклянутся своей кровью. Вот и было выбрано имя-звание главного жреца – Криве. Известно, что праславянское kry означало кровь (в родительном падеже krъve), как и литовское krau;jas и древне-прусское krawian, да и латинское сruоr – это „загустевающая, текущая из раны кровь“.
Подобное построение власти уже существовало в III тысячелетии до н.э. у воинственного племени криве, пришедшего в Индию с первыми ариями. Средь других арийских племен они выделялись воинской дисциплиной и жестокостью, принося своему богу многочисленные человеческие жертвы – пленных врагов. Потому и название племени было связано с этим обычаем, ведь криве (древне индийское – kravi;s);, означало „сырое мясо“.
Князем-жрецом пруссов стал Брутено, но, скорее всего, правили оба брата. К такому выводу можно придти по нескольким известным фактам. Например, официальным именем верховного жреца было Криве-Кривайтис (ait – принятое обозначение младшего). Среди трех избранных для почитания богов также были два брата Потримс и Потолс, а позже и самих братьев стали обожествлять и ставить столбы с их изображением.
Первые сторонники учения, составившие высшую касту жрецов, принесли клятву кровью, понесли новое учение в массы. Им удалось убедить ульмаругиев проживавших в северо-восточных частях Польши в том, что все нагрянувшие на них беды из-за скверного почитания богов и недостаточных жертв. Убеждение это было не всегда добровольным, часто активных противников новых порядков самих приносили в жертву.
Главным богом утвержденной триады был Перкунас – гневный бог-громовержец, испепеляющий всех неугодных (от санскритского peru – зола). Второй по значению Потримс – бог рек, родников, благополучия, урожая, военной удачи, – символизировал жизненные ценности. Потоллс (Пикколс) был богом преисподней, ночных призраков, беды, гнева и ужаса. Есть описание этой триады установленной в Ромове внутри тысячелетнего дуба (более 12-ти метров в обхвате). У ног деревянной статуи Перкунаса был постоянно горящий небольшой костер. Огонь Перуна должен был быть вечным и потому в случае угасания костра, смотрителя убивали. Потримсу приносили в дар колосья, воск и ладан и лишь во время войны могли приноситься жертвы – младенцы залитые воском. Потоллсу приносили в жертву овец, козлов и их кровью поливали корни дуба.
Еще одним элементом новой религии был ореол таинственности. Здесь интересна версия историка Снисаренко, который предполагает, что жрецов высшей касты называли чуть иначе – гриве. Ведь грива это шея, которая и соединяла бога (голову) с телом (народом). Так вот гриве жили в священных рощах и показывались народу лишь несколько раз в году. Происходило это так. Гриве отдавал свой кривой посох рабыне-прислужнице и отправлял ее с вестью в ближайшее поселение. Дальше посох отправлялся по управляемой местности и в конце концов возвращался к его владельцу. Это означало: – все оповещены. В некоторых районах Германии такой способ передачи вестей с каким-либо предметом просуществовал до XIX века.
В назначенное время гриве выходил на встречу с представителями селений, и сообщал свою волю, давал указания и советы. У священного дуба разводился костер, приносились жертвы, а гриве пророчествовал. После этого происходило посвящение кандидатов в средние и нижние жреческие касты с использованием жертвенной крови. Такие посвящения были всегда церемониальны и торжественны. Возможно, кандидаты добавляли в жертвенную чашу свою кровь, после чего их ею окропляли, мазали лицо, а остатки крови выпивали. Так становились посвященными и кровными братьями Криве.
Как и во всех религиях у кривичей (так теперь называли себя сторонники учения) приношение человеческих жертв постепенно сошло на нет. В качестве жертвенного животного был выбран козел. После принесения его в жертву, кающимся грешникам отпускались грехи.
Большую роль на начальном этапе сыграло принесение себя в жертву одним из гриве. Этот сан, чаще всего передавался по наследству, и только если гриве не имел детей, его место занимал кто-то из более низкой касты. Бывало, доходило до того, что претендент должен был защитить свои права в честном единоборстве, что являлось предтечей рыцарских турниров. По сохранившемуся преданию, один престарелый гриве не дожидаясь смерти, провел такие выборы, потом прочитал проповедь, взял все грехи народа на себя и повелел его сжечь на глазах собравшихся. Имя гриве не сохранилось. Но, не стоит исключать, что это событие было выдумано и использовано в качестве пиара высшей касты жрецов.
Жреческое построение государственности было перенято у кривичей на западе – в Померании и на острове Рюген. Там существовал культ Световида (Свентовита). В его имени также звучат ведийские корни: светлый, ведающий, храбрый (вспомним наших витязей). Но наибольшее распространение культа Криве было отмечено на территории России, чему способствовал один немаловажный фактор. Примерно за два столетия до описываемых событий в центральные области России проследовали племена галлиндов, или как их потом называли летописцы – голядь. Археологи определили их появление по керамике появившейся в I-III веках на территориях Тверской, Московской и Смоленской областей. В работе известного историка Седова В.В., голядь у нас представлена археологическими культурами – тушемлинско-банцеровской, колочинской и мощинской.
В VI-VII веках центр кривичей сместился в местечко под названием Ромове, находившееся в районе Вильнюса. К этому времени амбициозные жрецы посчитали себя соперниками Рима и назвали это культовое место в противовес одному из главных христианских центров. Основателей учения Видевута и Брутено они также сравнивали с Ромулом и Ремом.
К VIII веку распространение культа приостановилось. Кроме голяди его приняли разрозненные поселения невров (венедов) в северной Белоруссии. Мерянские племена финно-угров, были далеки от прусских богов и по культуре, и по способу ведения хозяйства. Славянские племена бежавшие за Карпаты от орд аваров пришли со своими богами. Балты жившие севернее Литвы – курши, земгалы, селоны, латгалы, тоже не хотели изменить своему главному богу Курко от имени которого Латвия и называлась – Курляндией. Но все же, территория заселенная братьями по крови была на тот момент очень обширна.
Интересная ситуация возникла с ильменскими славянами несколько веков до этого проживших на территории Словаки и поклонявшихся тому же Перуну. На какое-то время связь между их первыми поселениями в Изборске и Словенске была не очень крепкой и западная часть славян переняла новые обряды.
На первоначальном этапе образования Киевской Руси вера и обряды не имели столь существенного значения. Кривичи на равных правах участвовали в торговле с Хазарией, в военных походах Олега и Игоря на Византию, внесли большой вклад в колонизацию Верхнего Поволжья и бассейна Оки. Однако с принятием христианства наступило религиозное противостояние псковичей и новгородцев. Вспомните выражение: у нас – правда, а у вас кривда, – так завершали свои доводы новгородцы, при спорах с псковичами. Случались и кулачные столкновения.
Острые на язык новгородцы умело использовали имя главного жреца Криве. По историческим свидетельствам кроме упомянутого искривленного посоха высшей касты жрецов, символом главного криве была изогнутая палица. Так в русском языке появилось слово кривой, несущее негативный смысл. Например, появились выражения „ходить кривыми дорожками“, „кривить душой“. Даже одноглазого человека стали называть кривым, хотя у славян к убогим людям всегда было принято сострадание.
Католичество и Православие имели разный подход к миссионерской деятельности. Риму хотелось все завершить быстро, потому крестоносцы в Европе и конкистадоры в Америке и вводили христианство огнем и мечом. В Византии же помнили, что сами христиане победили во многом благодаря ареалу мученичества за веру. Известен лишь один случай официальной казни языческих проповедников упоминаемой в летописи: „В лето 6735 (1227) сожьгоша волхвов 4 - творяхут их потворы деюще. А то бог весть! И сожгоша их на Ярославле дворе“. В основном ограничивались разрушением святилищ и капищ. Наиболее активно велась борьба с помощью насмешек и издевательств, применительно к проповедникам лживой веры. Например, низшая каста жрецов у кривичей именовалась лигушены, и сначала христиане их называли – лжецами. Но позже, для большего унижения их стали сравнивать с известными нам земноводными. Хотя этимология и привязывает слово лягушка к глаголу лягать – свойством животных защищаться задними ногами, но к лягушкам это действие можно применить с определенной натяжкой. А вот главная героиня сказки „Царевна лягушка“ обладает волшебством, которое всегда приписывалось языческим жрецам и волхвам.

II

В Ипатьевском списке кривичи упомянуты в последний раз в 1128 году, а полоцкие князья названы кривическими в 1162. В иностранных же источниках это слово употреблялось до конца XVIII века. Возможно, это связано с дальнейшими историческими событиями.
По преданиям последний племенной князь кривичей Рогволод вместе с сыновьями был убит в 980 новгородским князем Владимиром Святославичем. На тот момент белорусские и литовские земли являлись предметом спора между польским королем Болеславом Храбрым и Владимиром, впоследствии Красным Солнышком. Но если славяне на тот момент были язычниками и не покушались на чужую веру, то поляки шли на восток с крестом. Кривичи не желали новую веру и сопротивление западным миссионерам было жестоким. В Кведлинбургских анналах под 1009 годом сообщается о трагической гибели архиепископа Бонифация от рук язычников в землях йотвингов (ятвягов). После походов князя Ярослава в 1040 и 1044 литовские земли почти на полтора столетия попали в зависимость от русского государства, и литовцы выплачивали дань полоцким князьям.
В 1183-1184 гг., выйдя из-под контроля полоцких князей, литовцы совершили свой первый военный поход в русские земли. Дойдя до Пскова, они нанесли новгородцам значительный урон. Ходили они и в Ливонию. Почти полвека набеги литовцев на псковские земли были постоянными.
В первой половине XIII века в состав Литовского княжества созданного Миндовгом вошли Гродно, Новгородок, Слоним и Волковыск, принадлежавшие к так называемой Черной Руси. В 1251 году Миндовг принимает католичество и становится королем Литвы. Но, главный криве, воспротивился и стал призывать к народному неповиновению. В 1261 году Миндовг отрекается от христианства. Он заключает против Тевтонского Ордена военный союз с Александром Невским. Вскоре в Псков приходит литовский князь Девмонт и приводит туда 300 знатных семей. Через год, после крещения он становится псковским князем принесшим славу Пскову в его борьбе с Тевтонским и Ливонским Орденом. Символический меч Девмонта и сейчас висит у входа в Псковский кремль.
Полоцкое княжество вошло в состав литовских владений в конце XIII века, и управлял им уже Витень – выходец из ковенской жмуди. После кончины Витеня в 1316 году к власти пришел его сын Гедемин. Он и становится собирателем русских земель. Сближению Литвы и Руси способствовал славянин Давид – главный советник Гедемина, известный воевода, владевший гродненскими землями. Еще в 1314 году он разбил тевтонских рыцарей под Новгородком, а в 1318 году возглавил литовско-русский отряд вторгшийся в Пруссию. В 1322-1323 гг. Давид помог псковичам в их борьбе с Ливнским Орденом и прошел со своим отрядом до Ревеля. В 1324 году Давид Гродненский вовремя подоспел к осажденному немцами Пскову и разбил рыцарские отряды. Через год он был подло убит предателем.
На протяжении нескольких тысячелетий на Востоке и на Западе существовала общепринятая норма дани – десятая часть дохода. Слабым всегда приходилось платить, а взамен они получали защиту и покровительство. Но покровитель – покровителю рознь. К примеру, Гедемин никогда не вмешивался во внутренние дела присоединенных княжеств, оставляя там и правление, и уклад жизни. Потому князья минские, туровские и пинские, предпочли Гедимина, отказавшись платить дань Орде.
Будучи великим князем Литвы и Жмуди, Гедимин к тому времени носил титул и великого князя русского, ведь русские земли, по площади и населению уже вдвое превосходили литовские. К тому же Гедемин имел двух православных жен Ольгу и Еву и отдавал предпочтение всему русскому. Дружина великого князя состояла в значительной части из русских воинов. Своего сына Ольгерда он женил на Марье Ярославне – единственной дочери витебского князя и в 1320 году тот унаследовал Витебский удел. Другого сына, Любарта, на дочери последнего волынского князя Льва Юрьевича, после смерти которого (1325 г.) Волынь досталась Любарту. Дочь свою Айгусту он выдал за сына московского князя Ивана Калиты Симеона Ивановича.
Расширение Великого княжества Литовского на данном этапе можно отнести и к стечению обстоятельств. Но не стоит сбрасывать со счетов и то, что Гедемин, а позже Ольгерд были очень искусными дипломатами. Не разрушая древних святилищ, они не препятствовали строительству католических и православных храмов. В их правилах было не разрушать города и не жечь селения.
Гедемин всю жизнь оставался язычником, и главным советником у него был криве Лиздейко (основатель рода Радзивиллов). Именно с его расшифровки вещего сна Гедемина и был основан Вильнюс. Он оказался рядом с главным языческим святилищем Ромове, а старый город литовской столицы до сих пор называется Кривой город. Когда Гедемин в 1341 году погиб в схватке с тевтонскими рыцарями, сыновья отвезли его тело в Вильну. Здесь в Кривой долине его сожгли на огромном костре по древне-литовскому обычаю: в парадной одежде и вооружении, вместе с любимым конем и слугой, с частью неприятельской добычи и тремя пленными немцами.
В 1345 году распри между наследниками Гедемина были завершены, и вся власть перешла к Ольгерду. Воевать с Псковом и Новгородом он не собирался, надеясь, что присоединение их к Литве произойдет дипломатическим путем. Действительно пролитовские партии в этих городах долгое время были очень мощными и долгое время противостояли московским. Москвичи уничтожили своих политических противников лишь через 100 лет, вместе с их последней сторонницей Марфой Борецкой (Марфа Посадница).
Через десять лет к Руси литовской были присоединены Брянск, Чернигов, Новгород-Северский. Вскоре под защиту Ольгерда встает Смоленск в чем, возможно, последний раз играет свою роль „братство по крови“.
Все это привело к выяснению отношений с тремя татарскими князьями, управлявшими Подольской землей. В 1362 г. Ольгерд разбил их на берегах реки Синие Воды, и те бежали в Крым. Это была первая значимая победа русского оружия над татарами, так как основу войска составляли русские полки. В руках Ольгерда оказалась вся Южная Русь. Киев сдался без особой борьбы. Ольгерд сместил княжившего там подручника орды, князя Федора, и отдал его в управление своему сыну Владимиру.
Вскоре входит в протекторат Литвы и Тверь, имея свои интересы в спорах с Москвой. Еще в 1350 году Ольгерд женился вторым браком на тверской княжне Ульяне Михайловне и тесть настойчиво просил зятя помочь в его спорах с Москвой. Три раза их войска подходили и даже осаждали Москву (1368, 1370 и 1372 гг.), но взять им ее не удалось. Ольгерд по-прежнему дорожил людьми и избегал безрассудных штурмов. К тому же, будучи умным политиком, он понимал, что в случае победы над Москвой он остался бы один на один с Ордой.
Ольгерд умер в 1377 году, будучи к тому времени православным. После него осталось семь наследников, и между ними начались распри. Престол занял сын от второго брака Ягайло, а старший Андрюс (Андрей) ушел за поддержкой в Москву. Среди его подручных был Гланда-Камбила Дивонович, получивший после крещения имя Иван, а прозвище Кобыла (видимо от сходства этого слова с Камбилой). С него и начался боярский род, продолжение которого мы знаем как династию Романовых. В 1387 году Литва принимает католичество. Это событие стало концом Руси литовской. Сразу же отделяется Тверское княжество, затем Смоленское.

III

Что же у нас осталось после кривичей? Думаю очень много, ведь это была последняя не запрещенная языческая религия на территории России. При этом многое из того, о чем мы сами не подозреваем.
Прямые упоминания самоназвания кривичей в топонимике остались лишь в забытых закутках или у ближних соседей. Например, в Гродненской области до сих пор существует древнее село Крево. Это один из бывших религиозных и административных центров кривичей неоднократно упоминаемый в исторических документах. Там же есть и село Кривичи. С таким же названием имеются села в Псковской, Новгородской и Ленинградской областях. Топонимы Кривец раньше также произносились Кривич. А еще там есть Кривск, Гривино, Гривы. Но чем ближе к Москве, тем таких названий все меньше. Видимо там все „крамольные“ топонимы уже давно переименованы. А вот балтские названия рек оставленные племенем голядь, можно найти в большом количестве. Только на территории Москвы их более десяти: Алчанка, Бубна, Голяденка, Ичка, Рачка, Сетунь, Филька, Химка, Чечера, Яуза и др.
К наследству от кривичей можно отнести большинство топонимов имеющих в основе корень „дуб“. Их на территории проживания кривичей огромное количество: Дубово, Дубравы, Поддубки, Стародубово, Дубна. Это и не удивительно – дуб считался основным священным деревом. К примеру, в Псковской области таких названий около 30, почти в 3 раза больше упоминании всех остальных деревьев (береза, липа, вяз). Но если взять фразеологию, связанную с этим деревом, то в русском языке есть множество выражений и негативного содержания, видимо созданные в период борьбы с кривичами-язычниками: „дуб – дубом“, „дубина стоеросовая“, „дать дуба“ и т.д. Правда, последнее выражение в древности имело иное значение – отдать свою душу священному дубу.
Весьма занимательна статистика топонимов с упоминанием другого атрибута религии кривичей – козлом отпущения. В той же Псковской области имеется шесть населенных пунктов Козлово, деревни Козлы и Козловичи, всего около 15 названий. И всего лишь пять упоминаний быков и туров. Если не знать историю борьбы с язычеством, то можно сделать скоропалительный вывод – козел на Руси был самым почитаемым животным. А ведь раньше таких топонимов было значительно больше, ведь в России не раз проводилась чистка неблагозвучных названий. Это происходило и в царское время, и в советское, их переименовывали в Первомайские, Краснознаменные, Советские и т.д.
Выражение „козел отпущения“ и сегодня одно из самых известных и употребляемых в России. И хотя все справочники и словари относят это выражение к иудейской религии, вряд ли оно пришло прямиком оттуда. Что интересно это единственное упоминание животного с оттенком сострадания, в целом же само слово козел стало нарицательным. Чаще всего оно характеризует неотесанного, наглого и хапужного человека: „Запустить козла в огород“. Но на этом все не заканчивается. Вот более серьезный фразеологизм: „ Дьявольские козни “. Связь бесов, чертей и самого дьявола, с образом ни в чем не повинного козла проглядывается слишком явно – рога, копыта, борода. Даже козлиная бородка – звучит намного унизительней, чем бычий лоб, петушиная походка и даже баранья голова.
Еще более значимым наследством являются наши приметы, суеверия и вера в предсказанную судьбу. Древние жрецы кривичей умело использовали свои способности в предсказании погоды, затмений солнца и луны, ведь у них имелся древний календарь. Археологи обнаружили несколько предметов из курганов кривичей, где были резы, насечки и знаки соответствующие календарным срокам. Так они прививали веру людей в чудеса. Все наши гадания пришли из язычества, ведь в канонизированных религиях не разрешено предсказывать будущее, во всяком случае, простым смертным. В древности же это было сплошь и рядом. У кривичей предсказатели часто использовали явления окружающей природы: силу ветра и движение туч, звездное небо, движение водных струй и водную пену. По поведению животных и птиц предсказывали будущий урожай лекутоны (летатели) и жверутеи (зверники). Существовали и бытовые предсказатели: думоны – по огню или дыму костра, жваконы – по колебанию пламени свечи, потрошники – по внутренностям животных. Личную судьбу предсказывали по льющемуся в воду свинцу или воску.
Самыми интересными, на мой взгляд, были жеребьевщики. Они бросали кости, дубовые дощечки, камушки. Причем их раскрашивали в два цвета, обычно черный и белый и наносили рунические знаки. По тому, как, и какой стороной располагались брошенные предметы давалось предсказание. Самые главные жеребьевщики назывались вайдулотами, и в их имени явно просматривается всем нам знакомое лото. Свойство наших людей полагаться на случай, тяга к розыгрышам лотерей, вера в гадания по картам – все это было впитано нашими предками еще в языческие времена.
В заключение, хочу привести одно свое предположение относительно псковичей. В период постоянных набегов на южную псковщину в конце XII- начале XIII веков, сопровождаемые уничтожением сел, сельские жители не стремились строить добротные и крепкие дома – чего строить когда снова сожгут. После того как набеги прекратились, эта привычка осталась. Дома косились и разваливались, а литовцы не шли. Тогда и придумали псковичи подпирать дома и скреплять их скобами. Скобы были ходовым товаром и делали их в большом количестве и высокого качества. Вот и стали их на Руси называть скобарями, до сих пор это прозвище на слуху.
В истории кривичей еще много белых пятен. Возможно, это небольшое исследование подтолкнет кого-то к поискам наших корней и новым находкам.








Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 18 января ’2011   22:21
ИНТЕРЕСНАЯ ВЕРСИЯ.

Оставлен: 18 января ’2011   22:30
Думаю это не версия.
Спасибо.

Оставлен: 08 февраля ’2011   00:39
Меня учили, что название "кривичи" - от имени литовского бога Кривейте (одно из славянских племён, вобравших в себя много летто-литовских). ГГ


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

НИ О ЧЁМ НЕ ЖАЛЕЮ и Мне с тобой расставаться ...

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft