-- : --
Зарегистрировано — 124 145Зрителей: 67 186
Авторов: 56 959
On-line — 23 431Зрителей: 4615
Авторов: 18816
Загружено работ — 2 135 451
«Неизвестный Гений»
МЕЖДУ МПРШЛЫМ И БУДУЩИМ
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
22 октября ’2010 14:19
Просмотров: 27171
МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ.
Но будущего нет и в предстоящем,
Пока оно не стало настоящим.
Сегодня многое указывает на смену тенденций мирового развития. Здесь и замедление роста численности мирового населения, и мирового ВВП, и глобализация с огромными логистическими потерями, и закат либерализма, не способного справиться с алчностью банкиров и коррумпированностью правительств, и экономическая рецессия в развитых странах, и астрономический государственный долг США, и китайское экономическое чудо, и превращение России в сырьевой придаток и рынок сбыта для стран Запада и Китая, и нехватка питьевой воды и продовольствия, и техногенное разрушение среды обитания, и неблагоприятные климатические изменения…. По какому пути пойдет наша цивилизация в будущем? Может ли человек повлиять на это будущее. Такие вопросы сейчас волнуют многих. Но представить себе будущее Человечества возможно только из опыта прошлого и из рассмотрения ключевых вопросов Бытия.
ЗНАНИЕ И ВЕРА.
Будущее совершенно по-разному представляется верующему человеку и атеисту. Знание совсем не всегда лежит в основе веры. А если речь идет о Вере, то человеческое знание, вообще, не может доказать или опровергнуть существование Бога. Самые глубокие и доказательные научные открытия не могут дать ответ на главный вопрос о ПЕРВОПРИЧИНЕ тех фундаментальных законов, которые управляют Вселенной. И релятивистская, и квантовая теория подразумевает обязательное присутствие наблюдателя, относительно которого рассматриваются все происходящие события. Кто же этот вселенский, высший Наблюдатель? Равнодушный и безучастный ли это зритель, или заинтересованный Участник? На это нет ответа!
Огромный прогресс в наблюдательной астрономии только усугубляет беспомощность науки. Все, что лежит за пределами феноменологических законов, постоянно подтверждаемых человеческой деятельностью: космологические теории, и их математические модели, представления о "реликтовом излучении", "антиматерии", "темной материи"… сродни религии. Теория "Большого Взрыва" по умолчанию соответствует "Сотворению Мира" и подразумевает существование Творца.
Не Бог создал человека по образу своему и подобию, а человек создал в своем воображении Бога по своему образу и подобию. Эта очевидная, сама по себе, мысль не отрицает существования единого Творца. Но она объясняет противоречивость религиозных учений, претендующих на исключительную правоту, и освобождает Бога-Творца от приписываемых ему всеми религиями человеческих чувств (любви, ненависти, гнева …), и поступков (суда, наказания, прощения…). Где мы наблюдаем в повседневной жизни такие проявления Бога, как награда за добро, как кара за зло…? Мы только ищем возможности оправдать видимое отсутствие такой связи.
На вопрос о Вере в Бога современному прагматику трудно ответить определенно. Почти у каждого, считающего себя верующим, неизбежно возникают сомнения и вопросы. Объявляющие себя атеистами, приходят к этому выводу на уровне сознания, но на уровне подсознания Вера остается. Допускать существование Бога и верить в Бога - совсем не одно и то же. На самом деле, для верующего человека не тук уж важно есть ли где-то реальный Бог. Достаточно иметь потребность жить по Закону Божьему, который проповедует Церковь, существующая как устойчивое сообщество единомышленников во времени, уходящем к первоистокам Веры.
Возможны две концепции будущего человеческой цивилизации - религиозная и материалистическая. Для глубоко верующего человека и его личное будущие, и будущее всего Человечества определяется по Воле Божьей, и впереди у нас Второе Пришествие и Страшный Суд. Однако в развитых западных странах явно преобладают прагматики-материалисты, связывающие будущее Человечества с развитием Науки и Технологии. И те, и другие остаются подсознательными оптимистами, и никакие угрозы будущему нашей цивилизации не заставят людей изменить стереотипы поведения, и отказаться от стяжательства и расточительства.
ПОСТХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ.
Только Человек может задумываться над смыслом жизни. Но и человек, и остальные живые существа выполняют общую Программу, запущенную при возникновении Жизни на Земле. Главная команда этой Программы - "Продолжение жизни"! И все элементы этой Программы подчинены главной цели. Команда «выжить и размножиться» сохраняется и для отдельной особи (инстинкт самосохранения и продолжения рода), и для популяции в целом (расширение ареала расселения и рост численности), и для всего живого на планете (эволюционная реакция на изменение внешних условий, в первую очередь климата, а для человека еще и социальная реакция, направленная на адаптацию к среде обитания).
У человека и животных уже при рождении заложены некоторые основы морали: самосохранение, продолжение рода, защита потомства, любовь к родителям, любовь к хозяевам-кормильцам (у одомашненных животных), привязанность, благодарность, сострадание…. В дикой природе половое влечение всегда связано с возможностью зачатия. Убийство всегда мотивировано только голодом и касается только особей других видов, естественно включенных в пищевые цепи биоценозов. Сытое животное никогда не нападает на жертву.... Очевиден отход человеческого общества от этих врожденных «заповедей» (войны, стяжательство, распутство, гомосексуальность, алкоголизм, наркомания…).
Идея Единого Бога-Творца - это религиозная основа человеческой морали. Для поддержания моральных ценностей необходим Высший Авторитет! Возникновение религий, исповедующих единобожие, явилось важной вехой в истории человеческой цивилизации. В базовых религиозных трактатах (Евангелие, Тора, Коран…) содержатся заповеди, притчи, суры…, являющиеся руководством по социальному поведению людей в повседневной жизни. Религиозное воспитание призвано поддерживать основы общественной морали. Однако происходит постоянная коррекция моральных ценностей путем изменения трактовок религиозных догматов, и их редактирования при адаптации к современному языку и культуре. В развитых странах наблюдается постоянное уменьшение числа верующих.
Христианская идея Прощения все меньше находит поддержки со стороны общественного мнения. Даже в "мирное" время в повседневной жизни и политической практике все больше доминирует ветхозаветная идея Возмездия. На наших глазах формируется новая постхристианская мораль "общества потребления". В значительной мере – это откат к безбожию, к язычеству. В основе новой морали лежит эгоцентризм: каждый человек - Сам себе Бог. Отсюда пренебрежение к правам других людей, равнодушие к чужим несчастьям, отказ от гражданских и семейных обязанностей. Не вызывает сомнений право сильного, право на убийство, на самоубийство, на аборт, на эвтаназию…. Над Любовью одерживает верх Ненависть, над Прощением - Месть.
Жажда наживы, как смысл жизни, богатство и роскошь, как добродетель, одинаково принимаются и богатыми, и бедными. Культ потребления (важней иметь..., чем уметь…, чем быть...) подавляет творческое начало в человеке. Сейчас большинство людей готово отказаться от созидания ради потребления. Все больше желающих сменить работу и помощь другим людям на развлечения и зрелища. Массовая культура обслуживает сытое хамство.
Идеология Рынка противоречит основам христианской этики и морали. Вместо "изгнания торговцев из храма" происходит проникновение торгашеской логики во все повседневные стороны жизни людей. Главная цель - обогащение любой ценой, приводит к жестокой, беспринципной и бессовестной борьбе за "место под солнцем". Постоянное получение сверхприбылей стало главным ориентиром "свободного рынка". Ради роста потребления Человечество подспудно готово на самоуничтожение.
ЖИЗНЬ ВО ВСЕЛЕННОЙ.
Вселенная вместе со всей ее сложной, многоуровневой структурой подчиняется общим термодинамическим законам, которые направлены на уничтожение флуктуации, называемой Жизнью. Все термодинамические системы стремятся к равновесию, к разупорядочению c ростом энтропии. Но Жизнь возможна только в неравновесных условиях. Поэтому любые формы жизни на других планетах никак нельзя считать рядовым явлением. Жизнь - это аномалия. Все размышления и предположения о каких-то формах жизни во Вселенной, а тем более, о внеземных цивилизациях, должны учитывать, что речь идет об исключительном явлении, вероятность возникновения которого может быть чрезвычайно мала, и оценить эту вероятность мы не можем.
Есть огромный неживой мир: Солнечная система, другие звезды, другие галактики. Стоит ли этот мир называть Вселенной, если мы можем только утверждать, что на тонкой поверхностной пленке планеты Земля обитают разнообразные формы жизни от простейших микроорганизмов, растений… до животных и человека. Геологическая реконструкция четырехмиллиардной истории Земли указывает на постоянную смену атмосферных, гидрологических, геоморфологических и климатических условий на поверхности Земли, остававшихся мало пригодными для обитания сложных живых организмов. Только Мировой Океан представлял собой своеобразный "термостат" и "реактор" для развития и сохранения Жизни. Из водной среды живые существа, от простейших до млекопитающих, постепенно переселялись на сушу. Изменение внешних условий приводило к постоянной эволюции и смене форм жизни на Земле, документально зафиксированных палеонтологическими находками.
Современный уровень нашей цивилизации мог быть достигнут только за счет того, что за 4 миллиарда лет существования Земли были накоплены огромные запасы соли, каменного угля, нефти, меди, железа, алюминия, урана…, пресной воды, почвы, лесов. Исчерпание этих ресурсов составляет несомненную угрозу Человечеству. Другой внешней угрозой является накопление бытовых и промышленных отходов в количествах, которые уже не способна поглотить и нейтрализовать окружающая среда. И никто не знает сколько сотен, тысяч или миллионов лет продержится на Земле климатическая обстановка, пригодная для обитания людей.
Длительность существования Жизни на Земле и возраст человеческой цивилизации - разные вопросы. Простейшие формы живого могут длительное время существовать в широком диапазоне изменяющихся условий среды обитания. Однако узкий интервал внешних физико-химических и климатических условий, в котором возможно существование людей, не оставляет сомнений в "недавнем" появлении и "скорой" гибели нашей цивилизации. В геологическом масштабе времени (сотни миллионов лет) вся продолжительность существования человеческой популяции является коротким мгновением.
Пока нет никаких фактов, подтверждающих существование любой Жизни на других планетах, в других галактиках. Имеющейся у нас информации достаточно только для утверждения, что наличие живой материи на Земле является единственным известным случаем существования Жизни во Вселенной. Тогда, может быть, жизнь во Вселенной, а тем более, существование каких-то внеземных разумных существ, настолько редкое и кратковременное явление, что вероятность пространственно-временной встречи разных цивилизаций стремится к нулю?
ЧЕЛОВЕК - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЗРЫВ?
Генетический код человека (набор хромосом) почти такой же, как у червя или мухи (разница 5%). Различия между человеком и приматами еще меньше (1%). Почти, как между различными людьми (0,1%). Генетическое единство всей земной живой материи наводит на мысль о разовом акте возникновения Жизни. Последующие процессы эволюции (изменчивость и наследственность) приводили только к постоянному усложнению форм жизни путем суммирования. Но каково место скоротечной человеческой цивилизации в этом, длительном процессе?
Идеология дарвинизма рассматривает Гомо Сапиенс как результат естественного отбора. Однако генетическая эволюция - процесс медленный, происходящий в геологическом масштабе времени (миллионы лет). В историческом масштабе времени (тысячи лет) Человек Разумный в биологическом отношении, по существу, не эволюционирует. Решающее значение для человеческой популяции на историческом этапе развития приобрел процесс эволюции не генетической, а информационной природы, включающий накопление и передачу информации из поколения в поколение путем целенаправленного обучения. Именно этот быстрый, информационный процесс развития обеспечивает ускоренный характер роста населения, накопление знаний, использование новых источников энергии и материалов, развитие науки и технологии….
Приходится признать, что Разум - продукт обучения, передачи накопленного прошлого опыта. Действительно, человеческие младенцы, воспитанные животными, утрачивают человеческие навыки, а люди из примитивных племен быстро приобщаются к цивилизации. Современный человек отличается от других приматов, в первую очередь, количеством негенетической информации, передаваемой из поколения в поколение по средствам обучения. В информационном отношении человек отличается от животных еще и умением обмениваться информацией (язык, письмо…), и умением хранить информацию (устные предания, летописи, книги, фотографии, магнитные и цифровые носители информации...), и системой обучения (школу, университеты…).
Система накопления и передачи знаний приобретает решающее значение для развития нашей цивилизации. Может быть, мозг, как компьютер, имеет на "жестком диске" архив генетической информации ("файлы"?), которые используются только частично? И нужны еще программы, в которых эти "файлы" могут быть "открыты"? И эти программы, открывающие резервные способности человека, формируются в результате обучения? Биологическая эволюция приводит к образованию видов, а информационная эволюция - к образованию культур. С таких позиций совсем по-другому представляется роль Учителя, Школы, как главного фактора преемственности развитии нашей цивилизации!
ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ПО ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ДАННЫМ.
Численность населения Земли в целом является важным, укрупненным параметром, который выражает суммарный результат всей бытовой, хозяйственной, социальной и культурной деятельности Человечества на разных этапах развития. При обобщенном, системном подходе сглаживаются частные различия отдельных территорий, исключаются из рассмотрения миграция населения, локальные эпидемии и войны…, и выявляются общие, глобальные тенденции. Однако более или менее достоверные сведения об общем количестве людей существуют только с 18 века. Поэтому важное значение приобретают математические модели роста мирового населения во времени.
Х. фон Форстер в 1960 г. показал, что скорость роста населения Земли пропорциональна квадрату его численности, а статистические демографические данные о росте численности населения Земли за период 18-20 веков с высокой степенью точности описываются гиперболической математической моделью с обострением, уходом в бесконечность 13 Ноября 2026 года. С.П. Капица в1999 году предложил свое простое уравнение для гиперболического роста численности Человечества в широком временном интервале, с учетом наметившегося "демографического перехода", снижения скорости роста населения Земли.
В соответствии с гиперболической моделью быстрый рост численности населения Земли начинается только с позднего средневековья. Раньше этого времени, недавнего для нескольких тысячелетий библейской истории, численность человеческой популяции была сравнительно очень низкой и росла очень медленно! Демографические данные для 18-20 веков можно считать достоверными (с ошибкой в 3-5%) и достаточными для определения квадратичного, гиперболического закона роста. Однако современные оценки численности населения для более раннего периода истории, привязанные к традиционной, растянутой хронологической шкале, могут быть существенно завышены за счет ошибочного удревнения. Включение этих данных в эмпирическую кривую роста численности населения Земли, используемую для построения математических моделей приводит к систематическому завышению расчетных данных численности людей для всего раннего периода истории вплоть до 18 века.
На кривой роста населения Земли, обращенной в прошлое, явно выделяется ранний и самый длительный период очень медленного, близкого к линейному роста численности населения от глубокой древности до 10 века н.э. Математическая модель рассматривает этот участок как ветвь гиперболы, асимптотически приближающуюся к нулю при стремлении древнего возраста к бесконечности. При этом гиперболическая модель дает абсурдные, значимые числа количества людей для времени задолго до возникновения Вселенной. Приходится допустить, что и в прошлом существовал свой "демографический переход", только, от линейного роста к гиперболическому.
Как было показано А. Меддисоном в 2001 году, скорость роста мирового валового продукта также соответствует гиперболическому закону. В историческом интервале времени, на который распространяется гиперболический закон роста, наблюдается прямая корреляция между количеством людей и производительными силами населения Земли. Только рост производительных сил Человечества несколько запаздывает во времени, но превосходит по скорости рост численности населения Земли.
Совместное рассмотрение этих данных показывает, что для периода раньше 10 века н.э. происходил чрезвычайно медленный, практически линейный рост общего числа людей и производительных сил всей человеческой популяции. Началом этого многотысячелетнего периода стало появление Гомо Сапиенс, как полностью сформировавшегося вида. Этот самый длительный, ранний период развития Человечества можно называть "популяционным" или "предцивилизационном". Общие признаки "цивилизации" (нелинейный, ускоренный рост численности населения и производительных сил человеческой популяции) наблюдаются только начиная с 10 века н.э. Поэтому действительный возраст нашей цивилизации, по данным роста численности населения Земли и производительных сил Человечества, составляет не многим более 1000 лет. На одно это тысячелетие пришлось около 97% всего прироста количества людей и производительных сил человеческого сообщества. Раньше 10 века н.э., просто, не было достаточного числа людей и материальных ресурсов для социального упорядочения, формирования государственных структур, строительства городов, завоевательных походов, географических и астрономических открытий, развития науки и технологии….
Время от 10 до 17 века характеризуется нелинейным, ускоренным, однонаправленным, но умеренным ростом численности и производительных сил населения Земли, и может быть названо этапом экстенсивного развития. И только на 18-20 века приходится этап интенсивного развития, характеризующийся крутым ростом численности мирового населения и мирового ВВП, и включающий демографический взрыв, индустриальную революцию и возникновение постиндустриального общества.
Феноменологический закон гиперболического роста численности населения Земли и производительных сил Человечества прямо не связан с историческими реконструкциями и, в этом смысле, может рассматриваться как независимый. Выделенные временные периоды и этапы развития Человечества являются естественными и прямо следуют из вида эмпирических кривых роста численности и производительных сил населения Земли. Такая схема развития хорошо согласуется с новой, укороченной шкалой исторической хронологии, предложенной А. Т. Фоменко, хотя формально никак с ней не связана.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГИПЕРБОЛА
Демографические данные о динамике роста численности Человечества проливают свет на многие исторические парадоксы. Когда Н. А. Морозов в конце 19 века за стенами Шлиссельбургской крепости увидел в Апокалипсисе средневековый гороскоп, это было «прозрением». Он назвал свои работы по пересмотру хронологии древности в сторону укорачивания "попыткой сокрушить несокрушимое". Морозов ошибся во многих количественных оценках, но создал идейную основу для кардинального пересмотра всей древней и средневековой истории. "Новая хронология" пошла гораздо дальше по этому пути, проложенному Морозовым. В соответствии с хронологическими сдвигами, предлагаемыми А. Т. Фоменко, приблизилась к нашему времени и сократилась продолжительность истории Древнего Мира и Средних Веков. Вся отраженная в документах древняя история Человечества оказалась средневековой в масштабе времени традиционной хронологической шкалы.
Конечно, такой короткий, всего тысячелетний исторический срок существования документированной человеческой цивилизации может показаться и неожиданным, и странным, и, просто, не вероятным, т.к. мысль о существовании "античного" Древнего Мира и каких-то исчезнувших очень древних, высокоразвитых культур глубоко проникла в общественное сознание. Особая теория "катастроф" древних цивилизаций, по аналогии с катастрофической теорией гибели мамонтов или динозавров, не находит палеонтологического подтверждения. В отличие от многочисленных кладбищ этих древних животных, нет никаких палеогеографических, стратиграфических, палеоантропологических или археологических доказательств существования каких-то погибших, древних человеческих популяций.
Официальная историческая наука отказывается для древней истории от фундаментального принципа непрерывного, однонаправленного развития Человечества, который надежно подтверждается постоянно ускоряющейся динамикой роста численности населения Земли, объемов использования природных ресурсов, накопления научных знаний и совершенствования технологий за последние триста лет. Отсюда спекулятивные представления о прерывности исторического развития, об "упадке" и "возрождении", о "темных веках", о "безмонетных периодах". Все эти исторические "черные дыры" могут в действительности быть связаны с ошибочным удлинением хронологической шкалы, на которую, просто, не хватает исторических событий, документов и археологических находок, ошибочно перенесенных в глубокую, "предцивилизационную" древность.
Все демографические модели однозначно указывают на гиперболический рост численности человеческой популяции. При этом начало крутого подъема гиперболы роста населения Земли приходится на Средневековье, когда только и появилось достаточное количество людей для освоения новых территорий, завоевательных походов и возведения городов. Раньше Средних Веков отсутствуют значительные скопления костных останков людей, умерших естественным путем, жертв эпидемий, войн, природных катаклизмов. Когда для объяснения редкости людских костных останков ссылаются на культуру сжигания покойников, забывают об огромной энергоемкости такой процедуры, приемлемой только для избранных, и тем более невозможной для пустынной, практически безлесной территории, где происходили основные древние исторические события.
Летописи писались и переписывались задним числом и с задним смыслом. Малая информативность письменных древних документов связана еще и с тенденцией абстрагирования от реальной исторической обстановки. Вот что пишет по этому поводу Д. С. Лихачев: "Из высоких литературных произведений по возможности изгоняется бытовая, политическая, военная, экономическая тематика, название должностей, конкретные явления природы, некоторые исторические припоминания и т.д. ". Однако такое обеднение древних текстов конкретными приметами времени может и прямо указывать на более позднее изготовление этих документов. При анализе таких малоинформативных текстов только и возможны математико-статистические методы, успешно примененные А. Т. Фоменко для обнаружения исторических дубликатов и датирования хронологических сдвигов.
В Ветхом Завете существуют многочисленные прямые указания на высокую заселенность, и средневековый характер экономических, правовых и морально-этических отношений на ветхозаветных территориях. И нет никаких достоверных сведений, что такая высокая плотность населения, такое большое количество городов, такие развитые общественно-экономические отношения… могли существовать на тысячу лет ранее. Наоборот, все указывает на средневековый возраст ветхозаветного общества. Многочисленные упоминания вулканических явлений, существующие в Ветхом Завете, не позволяют перенести ветхозаветные события на Ближний Восток, где в исторический период времени отсутствовала любая вулканическая деятельность. Известное наличие евангельских сюжетов в Ветхом Завете библеисты пытаются объяснять "пророчествами", но совершенно естественно эти совпадения связывать с более ранним появлением Евангелия. В Евангелии фигурируют "первосвященники и книжники". Это значит, что уже существовал сложившийся иерархический культ и "библиотека" священных книг. Считается, что это был ветхозаветный иудаизм. Но евангельские первосвященники и апостолы носили греческие имена. Если бы евангельские служители культа уже были знакомы с Ветхим Заветом, то уж, наверное, многие из них носили бы ветхозаветные имена, как это поголовно было у средневековых, европейских иудеев.
Археологические находки, привязанные к растянутой хронологической шкале, только укореняют исторические ошибки. Существует явное противоречие между средневековым технологическим уровнем изделий и приписываемым им "античным" возрастом. Достаточно пройтись по залам Британского Музея, чтобы увидеть искусные золотые изделия из Древней Греции с филигранными камеями из агата и сердолика. Многие египетские памятники изготовлены из весьма твердых горных пород (базальт, гранит, диорит, кварцит) путем тонкой резьбы по камню. Вспомните и вполне средневековый облик Чаши Христа! Однако нет никаких надежных археологических доказательств (инструментов, орудий, приспособлений, заготовок…) непосредственно указывающих на существование технологических возможностей для такой тонкой обработки тугоплавких металлов и твердых материалов в столь отдаленном прошлом, которые потом могли быть полностью утрачены.
Использование цемента, алебастра, кирпича, органических красителей, обработанных гранитных блоков… при строительстве египетских пирамид лишний раз, наряду со средневековыми датами египетских гороскопов и евангельскими сюжетами иероглифических текстов, ставят под сомнение глубокую древность этих грандиозных сооружений. Обнаруженные в египетских постройках и перуанских развалинах следы механической пилки и сверления по камню пытаются связывать с исчезнувшими цивилизациями или деятельностью пришельцев из космоса вместо того, чтобы датировать эти результаты человеческой деятельности временем появления камнерезных инструментов.
Достоверные данные об изготовлении орудий из железа, чугуна и стали относятся к позднему Средневековью. С этого времени технология переработки железных руд постоянно совершенствовалась. Однако объемы производства изделий из железа и стали были не велики. Еще в начале 18 века русские крестьяне использовали деревянные сохи, сельские постройки создавались "без единого гвоздя", а Петру I приходилось снимать с церквей бронзовые колокола и переливать их в пушки. При этом в археологии существует практика относить к "бронзовому веку" культурные слои, в которых не обнаружено изделий из железа. Но и в позднем Средневековье предметы из железа были редкостью.
Обращает на себя внимание похожесть одежды, орудий, средств перевозки... на античных греческих вазах и на картинах эпохи Возрождения, разделенных целым тысячелетием общепринятой хронологической шкалы. Естественно связывать этот феномен не с многовековой остановкой прогресса, а с неверной датировкой. "Античные" мраморные и бронзовые статуи по совершенству и сложности обработки камня и металла, и знанию анатомии человеческого тела очень близки к скульптуре Возрождения. Про Микеланджело говорили, что он настолько точно копировал античные статуи, что их "невозможно было отличить". То же можно сказать и об "античной" греческой и римской литературе, которая по тематике, мировоззрению и стилю прямо вписывается в эпоху Возрождения, когда и были впервые "открыты" все "античные" авторы после тысячелетнего "забвения". "Античный" Птолемей по уровню астрономических знаний мало уступал знаменитому Кеплеру….
Возвращение античности в Средневековье, значительное сокращение длительности истории Рима, и "омоложение" культур Египта, Китая, Индии, Южной Америки... сразу восстанавливает непрерывность и общность исторического развития человеческой цивилизации. Именно принцип непрерывного, однонаправленного, ускоряющегося роста народонаселения, увеличения объема использования природных ресурсов, совершенствования механизмов, развития технологии, накопления научных знаний, совершенства произведений искусства…, начиная с древности, может стать инструментом упорядочения археологических находок и повышения достоверности исторической хронологии.
СЖАТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ.
С позиций неравновесной термодинамики всю человеческую популяцию можно рассматривать как открытую, неравновесную, самоорганизующуюся систему. Для таких систем И. Пригожин ввел понятия производства энтропии за счет получения энергии извне и внутреннего времени (И. Пригожин. Время, структура и флуктуации. Нобелевская лекция по химии 1977 г. Успехи физических наук, том 131, вып. 2, Июль 1980 г.). Такие самоорганизующиеся системы могут быть стабильными вдали от равновесия и развиваться в сторону упорядочения с образованием устойчивых структуры путем производства энтропии. Это относится и к человеку, и к другим живым организмам. Для отдельных живых существ обмен энергией и веществом с внешней средой - это питание, выделение, согревание, отдача тепла…, а для всего Человечества - это использование источников энергии и других природных ресурсов, и выброс отходов в окружающую среду.
Внутреннее время, в отличии от внешнего, независимого, физического времени, необратимо и характеризует нелинейность процесса развития неравновесных систем. Например, когда два человека одинакового физического возраста постарели в разной степени и им дают разный возраст, это и есть внутреннее время каждого. Смерть - это остановка внутреннего времени, разрушение упорядоченной структуры, и переход к равновесному состоянию с максимальной энтропией.
По демографическим данным рост численности населения Земли и производительных сил Человечества в историческую эпоху соответствовал гиперболическому закону. При этом основные количественные показатели роста (около 97%) были достигнуты за одно 2-е тысячелетие н.э. Такой нелинейный, гиперболический путь развития приводит к сжатию внутреннего исторического времени. Применительно к истории развития Человечества физическое, внешнее время - это хронологическая шкала. А историческое внутреннее время определяется видом развития человеческого общества. При линейном развитии хронологическое и историческое время совмещаются. Но при нелинейном, гиперболическом развитии происходит сжатие-растяжение исторического времени.
За счет сжатия внутреннего исторического времени при гиперболическом росте, современный уровень численности населения Земли и мирового ВВП, фактически, был достигнут всего за одну тысячу лет. При линейном пути развития население Земли составило бы сегодня немногим больше 200 миллионов человек.
Растяжение исторического времени в прошлом выражается в том, что численность населения Земли по гиперболическому закону убывает намного медленнее, чем по линейному. В далеком, "предцивилизационном" прошлом численность и производительные силы человеческой популяции росли чрезвычайно медленно по сравнению с периодом после 10 века н.э. Интересно, что идея растяжения исторического времени в прошлом отразилось в Ветхом Завете (Адам прожил 930 лет, Ной - 950…).
На коротком интервале времени жизни нескольких поколений гиперболический путь исторического развития мог восприниматься только в линейном приближении. Естественно, что средневековые хронологи и их более поздние последователи, исходя из привычного для каждого человека представления о равномерном, линейном течении времени, не могли учитывать сжатия внутреннего исторического времени при гиперболическом пути развития, и неизбежно должны были сильно преувеличивать длительность исторического этапа развития Человечества.
В открытых, неравновесных, многофакторных системах, к которым относится человеческая популяция, на границе устойчивости могут возникать точки бифуркации. В таких точках дальнейшее развитие системы к новому стационарному состоянию становится неопределенным, и появляется несколько возможных ветвей дальнейшего развития с разным внутренним временем. Среди общего числа затухающих флуктуаций может возникать новая, жизнеспособная устойчивость. В качестве такой точки бифуркации, ставшей началом гиперболического пути развития человеческой популяции, можно рассматривать демографический переход от линейной скорости роста населения Земли к гиперболической на раннем этапе развития Человечества.
Наметившееся в середине 20-го века существенное снижение скорости роста населения Земли (новый демографический переход), указывает на смену тенденции глобального развития Человечества. Если сохранится постоянная прямая внутренняя связь между темпами роста мировой численности населения и мирового ВВП, то можно предположить, что и мировую экономику ожидает свой "экономический переход", как системное падение скорости роста мирового ВВП. Может быть, и последний экономический кризис связан с общим демографическим и экономическим переходом от бурного роста к будущей стабилизации.
Теперешнее наступление демографического перехода в системе роста мирового населения, выраженное в существенном снижении скорости роста населения Земли, тоже может рассматриваться как бифуркация, которая создает неопределенность дальнейшего развития. Подобная неопределенность может относиться и к скорости роста мирового ВВП. В таких условиях неопределенности невозможно предвидеть дальнейший путь развития нашей цивилизации. Вместо гиперболического роста, существовавшего постоянно, хотя бы, с 10 века н.э., это может быть линейный рост, стабилизация на достигнутом уровне или деградация. Но нельзя исключать и возможность катастрофического пути развития с частичной или полной гибелью человеческой популяции.
ВЫВОДЫ.
Из рассмотрения различных аспектов Бытия можно сделать некоторые важные общие выводы и о прошлом, и о будущем человеческой цивилизации:
1. Наши научные знания о Вселенной и планете Земля ограниченны и, в значительной степени, субъективны (модельны!). Самые глубокие и доказательные научные открытия не могут дать ответ на главный вопрос о ПЕРВОПРИЧИНЕ тех фундаментальных законов, которые управляют Вселенной. Теория "Большого Взрыва" по умолчанию соответствует "Сотворению Мира" и подразумевает существование Творца.
2. Сами люди не способны существенно повлиять на дальнейшую судьбу земной цивилизации и по естественным, и по психологическим причинам. Жажда наживы, как смысл жизни, богатство и роскошь, как добродетель, одинаково принимаются и богатыми, и бедными. Ради роста потребления Человечество готово на самоуничтожение.
3. Наша цивилизация - краткий миг не только в истории Вселенной, но и в истории Земли. Узкий интервал внешних физико-химических и климатических условий, в котором возможно существование людей, не оставляет сомнений в "недавнем" появлении и "скорой" гибели Человечества.
4. Разумная жизнь - это аномалия. Мы можем только предполагать, что Человечество не одиноко во Вселенной. Существование каких-то внеземных разумных существ, может быть настолько редким и кратковременным событием, что вероятность пространственно-временной встречи разных цивилизаций может стремиться к нулю.
5. Решающее значение для человеческой популяции на историческом этапе развития приобрел процесс эволюции не генетической, а информационной природы, включающий накопление и передачу информации из поколения в поколение путем целенаправленного обучения. Биологическая эволюция приводит к образованию видов, а информационная эволюция - к образованию культур. С таких позиций совсем по-другому представляется роль Учителя и Школы, как обязательного фактора развитии человеческой цивилизации!
6. Рост численности населения Земли и производительных сил Человечества в историческую эпоху соответствовал гиперболическому закону. В результате сжатия исторического времени основные количественные показатели роста (около 97%) были достигнуты за одно 2-е тысячелетие н.э. И действительный возраст нашей цивилизации составляет не многим более 1000 лет.
7. Человеческая цивилизация в целом всегда развивалась непрерывно и однонаправлено без общих периодов "упадка" и "возрождения", что надежно подтверждено постоянным гиперболическим ростом численности населения Земли, объемов использования природных ресурсов, совершенствования технологий, накопления научных знаний… за последние три столетия. И никакие климатические изменения, эпидемии, войны… не смогли заметно повлиять на однонаправленность исторического процесса развития Человечества.
8. Человеческую популяцию на историческом этапе развития можно рассматривать как неравновесную, упорядоченную макросистему, развивающуюся по гиперболическому закону, и поддерживающую устойчивость за счет обмена веществом и энергией с окружающей средой. Современный уровень нашей цивилизации мог быть достигнут только за счет того, что за 4 миллиарда лет существования Земли были накоплены огромные запасы соли, каменного угля, нефти, меди, железа, алюминия, урана…, пресной воды, почвы, лесов. Исчерпание этих ресурсов составляет несомненную угрозу для будущего Человечества.
9. Современное прекращение гиперболического роста населения Земли и мирового ВВП можно рассматривать как точку бифуркации, создающую неопределенность дальнейшего пути развития. В будущем на смену гиперболическому росту численности и производительных сил Человечества может придти линейный рост, стабилизация на достигнутом уровне, деградация и, даже, катастрофа!
Но будущего нет и в предстоящем,
Пока оно не стало настоящим.
Сегодня многое указывает на смену тенденций мирового развития. Здесь и замедление роста численности мирового населения, и мирового ВВП, и глобализация с огромными логистическими потерями, и закат либерализма, не способного справиться с алчностью банкиров и коррумпированностью правительств, и экономическая рецессия в развитых странах, и астрономический государственный долг США, и китайское экономическое чудо, и превращение России в сырьевой придаток и рынок сбыта для стран Запада и Китая, и нехватка питьевой воды и продовольствия, и техногенное разрушение среды обитания, и неблагоприятные климатические изменения…. По какому пути пойдет наша цивилизация в будущем? Может ли человек повлиять на это будущее. Такие вопросы сейчас волнуют многих. Но представить себе будущее Человечества возможно только из опыта прошлого и из рассмотрения ключевых вопросов Бытия.
ЗНАНИЕ И ВЕРА.
Будущее совершенно по-разному представляется верующему человеку и атеисту. Знание совсем не всегда лежит в основе веры. А если речь идет о Вере, то человеческое знание, вообще, не может доказать или опровергнуть существование Бога. Самые глубокие и доказательные научные открытия не могут дать ответ на главный вопрос о ПЕРВОПРИЧИНЕ тех фундаментальных законов, которые управляют Вселенной. И релятивистская, и квантовая теория подразумевает обязательное присутствие наблюдателя, относительно которого рассматриваются все происходящие события. Кто же этот вселенский, высший Наблюдатель? Равнодушный и безучастный ли это зритель, или заинтересованный Участник? На это нет ответа!
Огромный прогресс в наблюдательной астрономии только усугубляет беспомощность науки. Все, что лежит за пределами феноменологических законов, постоянно подтверждаемых человеческой деятельностью: космологические теории, и их математические модели, представления о "реликтовом излучении", "антиматерии", "темной материи"… сродни религии. Теория "Большого Взрыва" по умолчанию соответствует "Сотворению Мира" и подразумевает существование Творца.
Не Бог создал человека по образу своему и подобию, а человек создал в своем воображении Бога по своему образу и подобию. Эта очевидная, сама по себе, мысль не отрицает существования единого Творца. Но она объясняет противоречивость религиозных учений, претендующих на исключительную правоту, и освобождает Бога-Творца от приписываемых ему всеми религиями человеческих чувств (любви, ненависти, гнева …), и поступков (суда, наказания, прощения…). Где мы наблюдаем в повседневной жизни такие проявления Бога, как награда за добро, как кара за зло…? Мы только ищем возможности оправдать видимое отсутствие такой связи.
На вопрос о Вере в Бога современному прагматику трудно ответить определенно. Почти у каждого, считающего себя верующим, неизбежно возникают сомнения и вопросы. Объявляющие себя атеистами, приходят к этому выводу на уровне сознания, но на уровне подсознания Вера остается. Допускать существование Бога и верить в Бога - совсем не одно и то же. На самом деле, для верующего человека не тук уж важно есть ли где-то реальный Бог. Достаточно иметь потребность жить по Закону Божьему, который проповедует Церковь, существующая как устойчивое сообщество единомышленников во времени, уходящем к первоистокам Веры.
Возможны две концепции будущего человеческой цивилизации - религиозная и материалистическая. Для глубоко верующего человека и его личное будущие, и будущее всего Человечества определяется по Воле Божьей, и впереди у нас Второе Пришествие и Страшный Суд. Однако в развитых западных странах явно преобладают прагматики-материалисты, связывающие будущее Человечества с развитием Науки и Технологии. И те, и другие остаются подсознательными оптимистами, и никакие угрозы будущему нашей цивилизации не заставят людей изменить стереотипы поведения, и отказаться от стяжательства и расточительства.
ПОСТХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ.
Только Человек может задумываться над смыслом жизни. Но и человек, и остальные живые существа выполняют общую Программу, запущенную при возникновении Жизни на Земле. Главная команда этой Программы - "Продолжение жизни"! И все элементы этой Программы подчинены главной цели. Команда «выжить и размножиться» сохраняется и для отдельной особи (инстинкт самосохранения и продолжения рода), и для популяции в целом (расширение ареала расселения и рост численности), и для всего живого на планете (эволюционная реакция на изменение внешних условий, в первую очередь климата, а для человека еще и социальная реакция, направленная на адаптацию к среде обитания).
У человека и животных уже при рождении заложены некоторые основы морали: самосохранение, продолжение рода, защита потомства, любовь к родителям, любовь к хозяевам-кормильцам (у одомашненных животных), привязанность, благодарность, сострадание…. В дикой природе половое влечение всегда связано с возможностью зачатия. Убийство всегда мотивировано только голодом и касается только особей других видов, естественно включенных в пищевые цепи биоценозов. Сытое животное никогда не нападает на жертву.... Очевиден отход человеческого общества от этих врожденных «заповедей» (войны, стяжательство, распутство, гомосексуальность, алкоголизм, наркомания…).
Идея Единого Бога-Творца - это религиозная основа человеческой морали. Для поддержания моральных ценностей необходим Высший Авторитет! Возникновение религий, исповедующих единобожие, явилось важной вехой в истории человеческой цивилизации. В базовых религиозных трактатах (Евангелие, Тора, Коран…) содержатся заповеди, притчи, суры…, являющиеся руководством по социальному поведению людей в повседневной жизни. Религиозное воспитание призвано поддерживать основы общественной морали. Однако происходит постоянная коррекция моральных ценностей путем изменения трактовок религиозных догматов, и их редактирования при адаптации к современному языку и культуре. В развитых странах наблюдается постоянное уменьшение числа верующих.
Христианская идея Прощения все меньше находит поддержки со стороны общественного мнения. Даже в "мирное" время в повседневной жизни и политической практике все больше доминирует ветхозаветная идея Возмездия. На наших глазах формируется новая постхристианская мораль "общества потребления". В значительной мере – это откат к безбожию, к язычеству. В основе новой морали лежит эгоцентризм: каждый человек - Сам себе Бог. Отсюда пренебрежение к правам других людей, равнодушие к чужим несчастьям, отказ от гражданских и семейных обязанностей. Не вызывает сомнений право сильного, право на убийство, на самоубийство, на аборт, на эвтаназию…. Над Любовью одерживает верх Ненависть, над Прощением - Месть.
Жажда наживы, как смысл жизни, богатство и роскошь, как добродетель, одинаково принимаются и богатыми, и бедными. Культ потребления (важней иметь..., чем уметь…, чем быть...) подавляет творческое начало в человеке. Сейчас большинство людей готово отказаться от созидания ради потребления. Все больше желающих сменить работу и помощь другим людям на развлечения и зрелища. Массовая культура обслуживает сытое хамство.
Идеология Рынка противоречит основам христианской этики и морали. Вместо "изгнания торговцев из храма" происходит проникновение торгашеской логики во все повседневные стороны жизни людей. Главная цель - обогащение любой ценой, приводит к жестокой, беспринципной и бессовестной борьбе за "место под солнцем". Постоянное получение сверхприбылей стало главным ориентиром "свободного рынка". Ради роста потребления Человечество подспудно готово на самоуничтожение.
ЖИЗНЬ ВО ВСЕЛЕННОЙ.
Вселенная вместе со всей ее сложной, многоуровневой структурой подчиняется общим термодинамическим законам, которые направлены на уничтожение флуктуации, называемой Жизнью. Все термодинамические системы стремятся к равновесию, к разупорядочению c ростом энтропии. Но Жизнь возможна только в неравновесных условиях. Поэтому любые формы жизни на других планетах никак нельзя считать рядовым явлением. Жизнь - это аномалия. Все размышления и предположения о каких-то формах жизни во Вселенной, а тем более, о внеземных цивилизациях, должны учитывать, что речь идет об исключительном явлении, вероятность возникновения которого может быть чрезвычайно мала, и оценить эту вероятность мы не можем.
Есть огромный неживой мир: Солнечная система, другие звезды, другие галактики. Стоит ли этот мир называть Вселенной, если мы можем только утверждать, что на тонкой поверхностной пленке планеты Земля обитают разнообразные формы жизни от простейших микроорганизмов, растений… до животных и человека. Геологическая реконструкция четырехмиллиардной истории Земли указывает на постоянную смену атмосферных, гидрологических, геоморфологических и климатических условий на поверхности Земли, остававшихся мало пригодными для обитания сложных живых организмов. Только Мировой Океан представлял собой своеобразный "термостат" и "реактор" для развития и сохранения Жизни. Из водной среды живые существа, от простейших до млекопитающих, постепенно переселялись на сушу. Изменение внешних условий приводило к постоянной эволюции и смене форм жизни на Земле, документально зафиксированных палеонтологическими находками.
Современный уровень нашей цивилизации мог быть достигнут только за счет того, что за 4 миллиарда лет существования Земли были накоплены огромные запасы соли, каменного угля, нефти, меди, железа, алюминия, урана…, пресной воды, почвы, лесов. Исчерпание этих ресурсов составляет несомненную угрозу Человечеству. Другой внешней угрозой является накопление бытовых и промышленных отходов в количествах, которые уже не способна поглотить и нейтрализовать окружающая среда. И никто не знает сколько сотен, тысяч или миллионов лет продержится на Земле климатическая обстановка, пригодная для обитания людей.
Длительность существования Жизни на Земле и возраст человеческой цивилизации - разные вопросы. Простейшие формы живого могут длительное время существовать в широком диапазоне изменяющихся условий среды обитания. Однако узкий интервал внешних физико-химических и климатических условий, в котором возможно существование людей, не оставляет сомнений в "недавнем" появлении и "скорой" гибели нашей цивилизации. В геологическом масштабе времени (сотни миллионов лет) вся продолжительность существования человеческой популяции является коротким мгновением.
Пока нет никаких фактов, подтверждающих существование любой Жизни на других планетах, в других галактиках. Имеющейся у нас информации достаточно только для утверждения, что наличие живой материи на Земле является единственным известным случаем существования Жизни во Вселенной. Тогда, может быть, жизнь во Вселенной, а тем более, существование каких-то внеземных разумных существ, настолько редкое и кратковременное явление, что вероятность пространственно-временной встречи разных цивилизаций стремится к нулю?
ЧЕЛОВЕК - ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЗРЫВ?
Генетический код человека (набор хромосом) почти такой же, как у червя или мухи (разница 5%). Различия между человеком и приматами еще меньше (1%). Почти, как между различными людьми (0,1%). Генетическое единство всей земной живой материи наводит на мысль о разовом акте возникновения Жизни. Последующие процессы эволюции (изменчивость и наследственность) приводили только к постоянному усложнению форм жизни путем суммирования. Но каково место скоротечной человеческой цивилизации в этом, длительном процессе?
Идеология дарвинизма рассматривает Гомо Сапиенс как результат естественного отбора. Однако генетическая эволюция - процесс медленный, происходящий в геологическом масштабе времени (миллионы лет). В историческом масштабе времени (тысячи лет) Человек Разумный в биологическом отношении, по существу, не эволюционирует. Решающее значение для человеческой популяции на историческом этапе развития приобрел процесс эволюции не генетической, а информационной природы, включающий накопление и передачу информации из поколения в поколение путем целенаправленного обучения. Именно этот быстрый, информационный процесс развития обеспечивает ускоренный характер роста населения, накопление знаний, использование новых источников энергии и материалов, развитие науки и технологии….
Приходится признать, что Разум - продукт обучения, передачи накопленного прошлого опыта. Действительно, человеческие младенцы, воспитанные животными, утрачивают человеческие навыки, а люди из примитивных племен быстро приобщаются к цивилизации. Современный человек отличается от других приматов, в первую очередь, количеством негенетической информации, передаваемой из поколения в поколение по средствам обучения. В информационном отношении человек отличается от животных еще и умением обмениваться информацией (язык, письмо…), и умением хранить информацию (устные предания, летописи, книги, фотографии, магнитные и цифровые носители информации...), и системой обучения (школу, университеты…).
Система накопления и передачи знаний приобретает решающее значение для развития нашей цивилизации. Может быть, мозг, как компьютер, имеет на "жестком диске" архив генетической информации ("файлы"?), которые используются только частично? И нужны еще программы, в которых эти "файлы" могут быть "открыты"? И эти программы, открывающие резервные способности человека, формируются в результате обучения? Биологическая эволюция приводит к образованию видов, а информационная эволюция - к образованию культур. С таких позиций совсем по-другому представляется роль Учителя, Школы, как главного фактора преемственности развитии нашей цивилизации!
ВОЗРАСТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ ПО ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ДАННЫМ.
Численность населения Земли в целом является важным, укрупненным параметром, который выражает суммарный результат всей бытовой, хозяйственной, социальной и культурной деятельности Человечества на разных этапах развития. При обобщенном, системном подходе сглаживаются частные различия отдельных территорий, исключаются из рассмотрения миграция населения, локальные эпидемии и войны…, и выявляются общие, глобальные тенденции. Однако более или менее достоверные сведения об общем количестве людей существуют только с 18 века. Поэтому важное значение приобретают математические модели роста мирового населения во времени.
Х. фон Форстер в 1960 г. показал, что скорость роста населения Земли пропорциональна квадрату его численности, а статистические демографические данные о росте численности населения Земли за период 18-20 веков с высокой степенью точности описываются гиперболической математической моделью с обострением, уходом в бесконечность 13 Ноября 2026 года. С.П. Капица в1999 году предложил свое простое уравнение для гиперболического роста численности Человечества в широком временном интервале, с учетом наметившегося "демографического перехода", снижения скорости роста населения Земли.
В соответствии с гиперболической моделью быстрый рост численности населения Земли начинается только с позднего средневековья. Раньше этого времени, недавнего для нескольких тысячелетий библейской истории, численность человеческой популяции была сравнительно очень низкой и росла очень медленно! Демографические данные для 18-20 веков можно считать достоверными (с ошибкой в 3-5%) и достаточными для определения квадратичного, гиперболического закона роста. Однако современные оценки численности населения для более раннего периода истории, привязанные к традиционной, растянутой хронологической шкале, могут быть существенно завышены за счет ошибочного удревнения. Включение этих данных в эмпирическую кривую роста численности населения Земли, используемую для построения математических моделей приводит к систематическому завышению расчетных данных численности людей для всего раннего периода истории вплоть до 18 века.
На кривой роста населения Земли, обращенной в прошлое, явно выделяется ранний и самый длительный период очень медленного, близкого к линейному роста численности населения от глубокой древности до 10 века н.э. Математическая модель рассматривает этот участок как ветвь гиперболы, асимптотически приближающуюся к нулю при стремлении древнего возраста к бесконечности. При этом гиперболическая модель дает абсурдные, значимые числа количества людей для времени задолго до возникновения Вселенной. Приходится допустить, что и в прошлом существовал свой "демографический переход", только, от линейного роста к гиперболическому.
Как было показано А. Меддисоном в 2001 году, скорость роста мирового валового продукта также соответствует гиперболическому закону. В историческом интервале времени, на который распространяется гиперболический закон роста, наблюдается прямая корреляция между количеством людей и производительными силами населения Земли. Только рост производительных сил Человечества несколько запаздывает во времени, но превосходит по скорости рост численности населения Земли.
Совместное рассмотрение этих данных показывает, что для периода раньше 10 века н.э. происходил чрезвычайно медленный, практически линейный рост общего числа людей и производительных сил всей человеческой популяции. Началом этого многотысячелетнего периода стало появление Гомо Сапиенс, как полностью сформировавшегося вида. Этот самый длительный, ранний период развития Человечества можно называть "популяционным" или "предцивилизационном". Общие признаки "цивилизации" (нелинейный, ускоренный рост численности населения и производительных сил человеческой популяции) наблюдаются только начиная с 10 века н.э. Поэтому действительный возраст нашей цивилизации, по данным роста численности населения Земли и производительных сил Человечества, составляет не многим более 1000 лет. На одно это тысячелетие пришлось около 97% всего прироста количества людей и производительных сил человеческого сообщества. Раньше 10 века н.э., просто, не было достаточного числа людей и материальных ресурсов для социального упорядочения, формирования государственных структур, строительства городов, завоевательных походов, географических и астрономических открытий, развития науки и технологии….
Время от 10 до 17 века характеризуется нелинейным, ускоренным, однонаправленным, но умеренным ростом численности и производительных сил населения Земли, и может быть названо этапом экстенсивного развития. И только на 18-20 века приходится этап интенсивного развития, характеризующийся крутым ростом численности мирового населения и мирового ВВП, и включающий демографический взрыв, индустриальную революцию и возникновение постиндустриального общества.
Феноменологический закон гиперболического роста численности населения Земли и производительных сил Человечества прямо не связан с историческими реконструкциями и, в этом смысле, может рассматриваться как независимый. Выделенные временные периоды и этапы развития Человечества являются естественными и прямо следуют из вида эмпирических кривых роста численности и производительных сил населения Земли. Такая схема развития хорошо согласуется с новой, укороченной шкалой исторической хронологии, предложенной А. Т. Фоменко, хотя формально никак с ней не связана.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГИПЕРБОЛА
Демографические данные о динамике роста численности Человечества проливают свет на многие исторические парадоксы. Когда Н. А. Морозов в конце 19 века за стенами Шлиссельбургской крепости увидел в Апокалипсисе средневековый гороскоп, это было «прозрением». Он назвал свои работы по пересмотру хронологии древности в сторону укорачивания "попыткой сокрушить несокрушимое". Морозов ошибся во многих количественных оценках, но создал идейную основу для кардинального пересмотра всей древней и средневековой истории. "Новая хронология" пошла гораздо дальше по этому пути, проложенному Морозовым. В соответствии с хронологическими сдвигами, предлагаемыми А. Т. Фоменко, приблизилась к нашему времени и сократилась продолжительность истории Древнего Мира и Средних Веков. Вся отраженная в документах древняя история Человечества оказалась средневековой в масштабе времени традиционной хронологической шкалы.
Конечно, такой короткий, всего тысячелетний исторический срок существования документированной человеческой цивилизации может показаться и неожиданным, и странным, и, просто, не вероятным, т.к. мысль о существовании "античного" Древнего Мира и каких-то исчезнувших очень древних, высокоразвитых культур глубоко проникла в общественное сознание. Особая теория "катастроф" древних цивилизаций, по аналогии с катастрофической теорией гибели мамонтов или динозавров, не находит палеонтологического подтверждения. В отличие от многочисленных кладбищ этих древних животных, нет никаких палеогеографических, стратиграфических, палеоантропологических или археологических доказательств существования каких-то погибших, древних человеческих популяций.
Официальная историческая наука отказывается для древней истории от фундаментального принципа непрерывного, однонаправленного развития Человечества, который надежно подтверждается постоянно ускоряющейся динамикой роста численности населения Земли, объемов использования природных ресурсов, накопления научных знаний и совершенствования технологий за последние триста лет. Отсюда спекулятивные представления о прерывности исторического развития, об "упадке" и "возрождении", о "темных веках", о "безмонетных периодах". Все эти исторические "черные дыры" могут в действительности быть связаны с ошибочным удлинением хронологической шкалы, на которую, просто, не хватает исторических событий, документов и археологических находок, ошибочно перенесенных в глубокую, "предцивилизационную" древность.
Все демографические модели однозначно указывают на гиперболический рост численности человеческой популяции. При этом начало крутого подъема гиперболы роста населения Земли приходится на Средневековье, когда только и появилось достаточное количество людей для освоения новых территорий, завоевательных походов и возведения городов. Раньше Средних Веков отсутствуют значительные скопления костных останков людей, умерших естественным путем, жертв эпидемий, войн, природных катаклизмов. Когда для объяснения редкости людских костных останков ссылаются на культуру сжигания покойников, забывают об огромной энергоемкости такой процедуры, приемлемой только для избранных, и тем более невозможной для пустынной, практически безлесной территории, где происходили основные древние исторические события.
Летописи писались и переписывались задним числом и с задним смыслом. Малая информативность письменных древних документов связана еще и с тенденцией абстрагирования от реальной исторической обстановки. Вот что пишет по этому поводу Д. С. Лихачев: "Из высоких литературных произведений по возможности изгоняется бытовая, политическая, военная, экономическая тематика, название должностей, конкретные явления природы, некоторые исторические припоминания и т.д. ". Однако такое обеднение древних текстов конкретными приметами времени может и прямо указывать на более позднее изготовление этих документов. При анализе таких малоинформативных текстов только и возможны математико-статистические методы, успешно примененные А. Т. Фоменко для обнаружения исторических дубликатов и датирования хронологических сдвигов.
В Ветхом Завете существуют многочисленные прямые указания на высокую заселенность, и средневековый характер экономических, правовых и морально-этических отношений на ветхозаветных территориях. И нет никаких достоверных сведений, что такая высокая плотность населения, такое большое количество городов, такие развитые общественно-экономические отношения… могли существовать на тысячу лет ранее. Наоборот, все указывает на средневековый возраст ветхозаветного общества. Многочисленные упоминания вулканических явлений, существующие в Ветхом Завете, не позволяют перенести ветхозаветные события на Ближний Восток, где в исторический период времени отсутствовала любая вулканическая деятельность. Известное наличие евангельских сюжетов в Ветхом Завете библеисты пытаются объяснять "пророчествами", но совершенно естественно эти совпадения связывать с более ранним появлением Евангелия. В Евангелии фигурируют "первосвященники и книжники". Это значит, что уже существовал сложившийся иерархический культ и "библиотека" священных книг. Считается, что это был ветхозаветный иудаизм. Но евангельские первосвященники и апостолы носили греческие имена. Если бы евангельские служители культа уже были знакомы с Ветхим Заветом, то уж, наверное, многие из них носили бы ветхозаветные имена, как это поголовно было у средневековых, европейских иудеев.
Археологические находки, привязанные к растянутой хронологической шкале, только укореняют исторические ошибки. Существует явное противоречие между средневековым технологическим уровнем изделий и приписываемым им "античным" возрастом. Достаточно пройтись по залам Британского Музея, чтобы увидеть искусные золотые изделия из Древней Греции с филигранными камеями из агата и сердолика. Многие египетские памятники изготовлены из весьма твердых горных пород (базальт, гранит, диорит, кварцит) путем тонкой резьбы по камню. Вспомните и вполне средневековый облик Чаши Христа! Однако нет никаких надежных археологических доказательств (инструментов, орудий, приспособлений, заготовок…) непосредственно указывающих на существование технологических возможностей для такой тонкой обработки тугоплавких металлов и твердых материалов в столь отдаленном прошлом, которые потом могли быть полностью утрачены.
Использование цемента, алебастра, кирпича, органических красителей, обработанных гранитных блоков… при строительстве египетских пирамид лишний раз, наряду со средневековыми датами египетских гороскопов и евангельскими сюжетами иероглифических текстов, ставят под сомнение глубокую древность этих грандиозных сооружений. Обнаруженные в египетских постройках и перуанских развалинах следы механической пилки и сверления по камню пытаются связывать с исчезнувшими цивилизациями или деятельностью пришельцев из космоса вместо того, чтобы датировать эти результаты человеческой деятельности временем появления камнерезных инструментов.
Достоверные данные об изготовлении орудий из железа, чугуна и стали относятся к позднему Средневековью. С этого времени технология переработки железных руд постоянно совершенствовалась. Однако объемы производства изделий из железа и стали были не велики. Еще в начале 18 века русские крестьяне использовали деревянные сохи, сельские постройки создавались "без единого гвоздя", а Петру I приходилось снимать с церквей бронзовые колокола и переливать их в пушки. При этом в археологии существует практика относить к "бронзовому веку" культурные слои, в которых не обнаружено изделий из железа. Но и в позднем Средневековье предметы из железа были редкостью.
Обращает на себя внимание похожесть одежды, орудий, средств перевозки... на античных греческих вазах и на картинах эпохи Возрождения, разделенных целым тысячелетием общепринятой хронологической шкалы. Естественно связывать этот феномен не с многовековой остановкой прогресса, а с неверной датировкой. "Античные" мраморные и бронзовые статуи по совершенству и сложности обработки камня и металла, и знанию анатомии человеческого тела очень близки к скульптуре Возрождения. Про Микеланджело говорили, что он настолько точно копировал античные статуи, что их "невозможно было отличить". То же можно сказать и об "античной" греческой и римской литературе, которая по тематике, мировоззрению и стилю прямо вписывается в эпоху Возрождения, когда и были впервые "открыты" все "античные" авторы после тысячелетнего "забвения". "Античный" Птолемей по уровню астрономических знаний мало уступал знаменитому Кеплеру….
Возвращение античности в Средневековье, значительное сокращение длительности истории Рима, и "омоложение" культур Египта, Китая, Индии, Южной Америки... сразу восстанавливает непрерывность и общность исторического развития человеческой цивилизации. Именно принцип непрерывного, однонаправленного, ускоряющегося роста народонаселения, увеличения объема использования природных ресурсов, совершенствования механизмов, развития технологии, накопления научных знаний, совершенства произведений искусства…, начиная с древности, может стать инструментом упорядочения археологических находок и повышения достоверности исторической хронологии.
СЖАТИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ.
С позиций неравновесной термодинамики всю человеческую популяцию можно рассматривать как открытую, неравновесную, самоорганизующуюся систему. Для таких систем И. Пригожин ввел понятия производства энтропии за счет получения энергии извне и внутреннего времени (И. Пригожин. Время, структура и флуктуации. Нобелевская лекция по химии 1977 г. Успехи физических наук, том 131, вып. 2, Июль 1980 г.). Такие самоорганизующиеся системы могут быть стабильными вдали от равновесия и развиваться в сторону упорядочения с образованием устойчивых структуры путем производства энтропии. Это относится и к человеку, и к другим живым организмам. Для отдельных живых существ обмен энергией и веществом с внешней средой - это питание, выделение, согревание, отдача тепла…, а для всего Человечества - это использование источников энергии и других природных ресурсов, и выброс отходов в окружающую среду.
Внутреннее время, в отличии от внешнего, независимого, физического времени, необратимо и характеризует нелинейность процесса развития неравновесных систем. Например, когда два человека одинакового физического возраста постарели в разной степени и им дают разный возраст, это и есть внутреннее время каждого. Смерть - это остановка внутреннего времени, разрушение упорядоченной структуры, и переход к равновесному состоянию с максимальной энтропией.
По демографическим данным рост численности населения Земли и производительных сил Человечества в историческую эпоху соответствовал гиперболическому закону. При этом основные количественные показатели роста (около 97%) были достигнуты за одно 2-е тысячелетие н.э. Такой нелинейный, гиперболический путь развития приводит к сжатию внутреннего исторического времени. Применительно к истории развития Человечества физическое, внешнее время - это хронологическая шкала. А историческое внутреннее время определяется видом развития человеческого общества. При линейном развитии хронологическое и историческое время совмещаются. Но при нелинейном, гиперболическом развитии происходит сжатие-растяжение исторического времени.
За счет сжатия внутреннего исторического времени при гиперболическом росте, современный уровень численности населения Земли и мирового ВВП, фактически, был достигнут всего за одну тысячу лет. При линейном пути развития население Земли составило бы сегодня немногим больше 200 миллионов человек.
Растяжение исторического времени в прошлом выражается в том, что численность населения Земли по гиперболическому закону убывает намного медленнее, чем по линейному. В далеком, "предцивилизационном" прошлом численность и производительные силы человеческой популяции росли чрезвычайно медленно по сравнению с периодом после 10 века н.э. Интересно, что идея растяжения исторического времени в прошлом отразилось в Ветхом Завете (Адам прожил 930 лет, Ной - 950…).
На коротком интервале времени жизни нескольких поколений гиперболический путь исторического развития мог восприниматься только в линейном приближении. Естественно, что средневековые хронологи и их более поздние последователи, исходя из привычного для каждого человека представления о равномерном, линейном течении времени, не могли учитывать сжатия внутреннего исторического времени при гиперболическом пути развития, и неизбежно должны были сильно преувеличивать длительность исторического этапа развития Человечества.
В открытых, неравновесных, многофакторных системах, к которым относится человеческая популяция, на границе устойчивости могут возникать точки бифуркации. В таких точках дальнейшее развитие системы к новому стационарному состоянию становится неопределенным, и появляется несколько возможных ветвей дальнейшего развития с разным внутренним временем. Среди общего числа затухающих флуктуаций может возникать новая, жизнеспособная устойчивость. В качестве такой точки бифуркации, ставшей началом гиперболического пути развития человеческой популяции, можно рассматривать демографический переход от линейной скорости роста населения Земли к гиперболической на раннем этапе развития Человечества.
Наметившееся в середине 20-го века существенное снижение скорости роста населения Земли (новый демографический переход), указывает на смену тенденции глобального развития Человечества. Если сохранится постоянная прямая внутренняя связь между темпами роста мировой численности населения и мирового ВВП, то можно предположить, что и мировую экономику ожидает свой "экономический переход", как системное падение скорости роста мирового ВВП. Может быть, и последний экономический кризис связан с общим демографическим и экономическим переходом от бурного роста к будущей стабилизации.
Теперешнее наступление демографического перехода в системе роста мирового населения, выраженное в существенном снижении скорости роста населения Земли, тоже может рассматриваться как бифуркация, которая создает неопределенность дальнейшего развития. Подобная неопределенность может относиться и к скорости роста мирового ВВП. В таких условиях неопределенности невозможно предвидеть дальнейший путь развития нашей цивилизации. Вместо гиперболического роста, существовавшего постоянно, хотя бы, с 10 века н.э., это может быть линейный рост, стабилизация на достигнутом уровне или деградация. Но нельзя исключать и возможность катастрофического пути развития с частичной или полной гибелью человеческой популяции.
ВЫВОДЫ.
Из рассмотрения различных аспектов Бытия можно сделать некоторые важные общие выводы и о прошлом, и о будущем человеческой цивилизации:
1. Наши научные знания о Вселенной и планете Земля ограниченны и, в значительной степени, субъективны (модельны!). Самые глубокие и доказательные научные открытия не могут дать ответ на главный вопрос о ПЕРВОПРИЧИНЕ тех фундаментальных законов, которые управляют Вселенной. Теория "Большого Взрыва" по умолчанию соответствует "Сотворению Мира" и подразумевает существование Творца.
2. Сами люди не способны существенно повлиять на дальнейшую судьбу земной цивилизации и по естественным, и по психологическим причинам. Жажда наживы, как смысл жизни, богатство и роскошь, как добродетель, одинаково принимаются и богатыми, и бедными. Ради роста потребления Человечество готово на самоуничтожение.
3. Наша цивилизация - краткий миг не только в истории Вселенной, но и в истории Земли. Узкий интервал внешних физико-химических и климатических условий, в котором возможно существование людей, не оставляет сомнений в "недавнем" появлении и "скорой" гибели Человечества.
4. Разумная жизнь - это аномалия. Мы можем только предполагать, что Человечество не одиноко во Вселенной. Существование каких-то внеземных разумных существ, может быть настолько редким и кратковременным событием, что вероятность пространственно-временной встречи разных цивилизаций может стремиться к нулю.
5. Решающее значение для человеческой популяции на историческом этапе развития приобрел процесс эволюции не генетической, а информационной природы, включающий накопление и передачу информации из поколения в поколение путем целенаправленного обучения. Биологическая эволюция приводит к образованию видов, а информационная эволюция - к образованию культур. С таких позиций совсем по-другому представляется роль Учителя и Школы, как обязательного фактора развитии человеческой цивилизации!
6. Рост численности населения Земли и производительных сил Человечества в историческую эпоху соответствовал гиперболическому закону. В результате сжатия исторического времени основные количественные показатели роста (около 97%) были достигнуты за одно 2-е тысячелетие н.э. И действительный возраст нашей цивилизации составляет не многим более 1000 лет.
7. Человеческая цивилизация в целом всегда развивалась непрерывно и однонаправлено без общих периодов "упадка" и "возрождения", что надежно подтверждено постоянным гиперболическим ростом численности населения Земли, объемов использования природных ресурсов, совершенствования технологий, накопления научных знаний… за последние три столетия. И никакие климатические изменения, эпидемии, войны… не смогли заметно повлиять на однонаправленность исторического процесса развития Человечества.
8. Человеческую популяцию на историческом этапе развития можно рассматривать как неравновесную, упорядоченную макросистему, развивающуюся по гиперболическому закону, и поддерживающую устойчивость за счет обмена веществом и энергией с окружающей средой. Современный уровень нашей цивилизации мог быть достигнут только за счет того, что за 4 миллиарда лет существования Земли были накоплены огромные запасы соли, каменного угля, нефти, меди, железа, алюминия, урана…, пресной воды, почвы, лесов. Исчерпание этих ресурсов составляет несомненную угрозу для будущего Человечества.
9. Современное прекращение гиперболического роста населения Земли и мирового ВВП можно рассматривать как точку бифуркации, создающую неопределенность дальнейшего пути развития. В будущем на смену гиперболическому росту численности и производительных сил Человечества может придти линейный рост, стабилизация на достигнутом уровне, деградация и, даже, катастрофа!
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор