Флавий считал гиксосов, изгнанных из Египта фараонами XVIII династии, и обосновавшихся, по словам Манефона, в Иерусалиме, предками израильтян. Именно поэтому он пишет «сообщив, что предки наши вышли из Египта за столько лет раньше» - речь идет о первом «изгнании» гайксосов, или точнее о династическом расколе среди гайксосов, в результате которого часть гайксосов изгоняется из Египта и, опасаясь мести ассирийцев, не возвращается на свою родину - Армянское нагорье, а основывает город Иерусалим. Первым правителем израильтян в Палестине назван «царь Месопотамский»:
«И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского» (кн. Судей 3:8).
Хусарсафем, царь Месопотамский - по-еврейски Kuwshan Rish`athayim melek 'Aram Naharayim. 'Aram Naharayim - Арам меж двух рек. Так называлась часть Верхней Месопотамии, а именно территория междуречья Евфрата и Хабура. Список государств, возникавших на этой территории, и имевших возможность установить контроль над Палестиной, не так уж велик. Первое такое государство - хурритско-армянское (Арам-Нахарина-Митанни) царство Уркеша, установившее контроль над всей Северной Месопотамией.
Кстати, само название Ханаан (хурритск. название; зап.-семитск. название - кенаан, Ханан; совр. Палестина), ханаанеи происходит от народа именуемого - кинахайцы, жители страны Кинаххи, проживавшего на территории от истоков Тигра до Армянского Нагорья, и на восток до Алзи (Арзанены). (История Древнего Востока (ИДВ).с.672).
Месу (Моисей)* не являлся израильтянином, но он не был и египтянином. То, что Моисей не принадлежал к еврейскому племени (иврим) видно из его недоумения по поводу их богов. После того, как Господь призывает его вывести евреев из Египта, Моисей (Моше) «говорит Богу: вот, я приду к сынам Исраэйлевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А скажут они мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им?» (Тора, 1977, 3-е изд. Монреаль. с. 70).
В цитировавшемся выше тексте Манефона сказано, что Месу имел общих предков с гайксосами. Это совпадает с мнением ряда историков, считающих что фараоны и XVIII династии по происхождению гайксосы.
Итак, Месу - гайксос. Мы очень мало знаем об этом таинственном народе, свыше ста лет владевшем Египтом. Наиболее полный рассказ о них принадлежит Манефону, которого цитирует Иосиф Флавий в сочинении «О древности иудейского народа»:
«Манефон пишет следующее во второй книге своей «Египетской истории» о нас. [Передаю собственные его слова, выводя как бы его лично свидетелем]: «Был у нас царь по имени Тимеос. В его царствование Бог, неизвестно почему, прогневался, и из восточных стран внезапно напали на нашу страну люди бесславного происхождения, полные отваги, и завладели ею легко, без боя и насильно. Они покорили всех бывших в ней князей, затем беспощадно сожгли города и разрушили храмы богов. С жителями они поступили самым жестоким образом, убивая одних, а других вместе с женами и детьми обращая в рабство.
После всего этого они избрали царя из своей среды, имя которого было Салитис. Последний основал свою резиденцию в Мемфисе, обложил данью верхнюю и нижнюю землю и поставил гарнизоны в более подходящих пунктах. Но в особенности он укрепил восточные окраины, в ожидании, что ассирийцы когда-либо, собравшись с силами, сделают нападение на его царство, желая завладеть им. Найдя в Сетроитском номе, на востоке от Бубастийского рукава Нила, весьма удобно расположенный город, который, согласно древнему религиозному сказанию, назывался Аварис (Хут-Уарт), он обстроил его, укрепил его весьма сильными стенами и поместил в нем многочисленный гарнизон, состоявший из двухсот сорока тысяч тяжеловооруженных.
Туда он направлялся летом как для раздачи продовольствия и жалования, так и для того, чтобы, с целью внушения страха соседним народам, заставлять воинов усердно заниматься военными упражнениями. Он умер, процарствовав девятнадцать лет. Ему наследовал другой по имени Беон, который царствовал сорок четыре года. После него Апахнан царствовал тридцать шесть лет и семь месяцев. После него царствовал Апофис - шестьдесят один год и Ианнас - пятьдесят лет и один месяц. Последним из всех этих царей был Ассис, который царствовал сорок девять лет и два месяца. Вот эти шесть были первыми царями среди них и они постоянно и со все большей силой стремились к тому, чтобы искоренить род египетский. Весь их народ назывался Гиксос, что значит «цари-пастухи». Ибо Гик означает на священном языке «царя», а сос в народной речи - «пастуха» или «пастухов». (с.18)
Подробнее рассмотрим это сообщение. Прежде всего заметим, что один из вариантов объяснения, который дает сам Флавий, состоит в том, что окончание «сос» присуще греческому языку, на котором писал Флавий, и свидетельствует о множественном числе. В единственном числе к именам добавляется окончание «ос».
Вот как говорит об этом сам Иосиф Флавий: «В Писании все имена переделаны для удобства читателей на греческий лад, чтобы было сподручнее [произносить их]. Нам же такого рода тип названий кажется неподходящим, а потому у нас как формы, так и окончания слов остаются неизменными: например, Ной (Ноэос) называется [у нас] Ноэ, и такая форма проходит у нас по всему сочинению. (Иудейские древности, с. 18).
Но есть и другое объяснение, связанное с племенами шасу-сасу-амалек. В другом списке Манефоновой истории Иосиф находит еще одно объяснение имени Гиксос. «Въ другомъ же экземпляре я нашелъ, что звук «I икъ» означает не царей, но, наоборотъ, указываетъ на то, что пастухи были пленниками, такъ какъ съ другой стороны Гикъ и Гакъ [произносится съ придыханиемъ густымъ] по египетски прямо означаетъ «пленниковъ». Это объяснение кажется мне правдоподобнее и согласнее съ древней историей». (Иосиф Флавий. «О древности Иудейского народа», с.-П., 1895, с.19).
Упоминание звука «I» (ай) имеется только в книге И.Флавия опубликованной в 1895 г. и переизданной ротапринтом. Пытаясь проверить точность переданного звучания, мы обнаружили, что во всех Интернет-версиях и даже в недавно вышедшей солидной хрестоматии «Истории Древнего Востока» (2002), допущенной в качестве учебного пособия для историков, звук «ай» не фигурирует. Намеренно ли это сделано, или просто невнимательность издателей?
И только обратившись к оригиналу, к древнегреческому тексту Флавия, опубликованному в 1955 г. в Германии (Flavii Iosephi, Opera V, Apud Weidmannos, vol.V. Contra Apionem Libri , Berlin, Germany - 1955, p.14-15), мы подтвердили точность до-советского перевода. Значки над буквами в древнегреческом языке обозначали дифтонг «ай». В современном греческом они не используются.
Попробуем теперь определить, как же в действительности именовались гиксосы. Вернемся к их самоназванию «Гик» или «Гак», которое произносится с придыханием и, скорее всего, должно было бы звучать как «Хик» или «Хак». Египетские иероглифы содержали два рода знаков - идеограммы и фонограммы. Идеограммы описывали объект и конкретные понятия. Слова составлялись только из согласных. Фонограммы же указывали на то, как должно было звучать это слово, т.е. какие гласные должны были вставляться между согласными. Но поскольку обычно звуки не фиксировались в иероглифических текстах, позднейшими исследователями было принято для удобства чтения вставлять между согласными звук «и», там где не было соответствующей фонограммы. Поэтому Иосиф Флавий мог фиксировать только слово «H’k» ( в латинском написании), как это и указано в сноске к его тексту в «Истории Древнего Востока, М., 2002, с.54». Будучи вынужден искать звучание этого слова, как выше указано, он сообщает, что «В другом же экземпляре я нашел, что звук «I ик», т.е. звук - «ай ик». (Иосиф Флавий. «О древности Иудейского народа», С.-П., 1895, с.19).
Соединив эту фонограмму с согласными, мы и получаем слово «Хайк», произносимое с «густым придыханием». Напомним, что древнегреческий текст прямо указывает на звук «хайк» как самоназвание гайксосов. В латинском алфавите это слово - «Hyкe». Но Хайк - прародитель армян и их самоназвание - народ Хайка. Других претендентов на это имя в истории нет.
Из армянской истории известно, что Хайк возвращается из Вавилона на землю Араратскую примерно в 2026г. до н.э. Его потомок Арам раздвигает пределы страны с 1827 г. по 1769 г. до н.э., занимая всю территорию Месопотамии. Официальное ее название - Арам-Нахараима, которое переводят часто как «Арам-между-двух-рек», на самом деле имеет адекватный перевод только с древнеармянского: «Арам-Нахараима» - «Арам первый занял это место».
Далее Хайкосы спускаются в Палестину, завоевывают Египет и правят там в 1750-1580 гг. до н.э. из своей столицы Аварис в дельте Нила. Они знакомят египтян с лошадью, колесницей, вертикальным ткацким станком, колесом со спицами, оливом, гранатом и др. Одно из их племен именовалось «сасун», что наконец, проливает свет на возможную идентификацию «шасу» как «сасун». Более того, армянский древний эпос «Давид Сасунский» прямо описывает борьбу сасунских горцев с правителями Египта. Вряд ли им еще доводилось встречаться после указанных событий.
«Гиксосы нарушили изоляцию Египта, что создало основу для процветания культуры Нового царства, но повлекло за собой их изгнание» (У.Брей, Д.Трамп). Они упростили египетскую письменность, создав чисто алфавитное письмо (И. А. Лапис, С. Айвазян).
В египетских источниках обнаружены надписи с упоминанием гайксосских фараонов Апопи (у Манефона - Апофис) и Хиана (у Манефона - Ианнас-Оаннес). Традиционные имена фараонов Амен-хотеп, Амен-хатпи, Аменофис кратко переводятся как Хайа (см. Перепелкин, с.359). Многие имена других фараонов типа Армаис, Армесс достаточно типичны для армянских имен. Кроме того, такие имена как Рамсес, Раамес, в силу частой инверсии слогов, а также потому, что египетские иероглифы можно было читать как справа налево, так и наоборот, могут читаться как привычные армянские имена Армес, Арамес.
Такое часто случалось с армянскими именами. Например, египетское Амарна называлось раньше Армана, сегодняшнее побережье в Италии Римини, называлось в прошлом Армини и было основано армянами (см. Прокопий Кесарийский. Война с персами и др. М.,1993).
В египетских хрониках среднего царства неоднократно упоминаются племена шасу (может быть, сасу?), которых, по-видимому, следует отождествить с гайксосами. Следует заметить, что шасу не могут быть семитскими кочевниками, так как последних египтяне называли Аму.
В статье Немировского А.А. «Страна Шасу-Яхве» древнеегипетских памятников и проблемы ветхозаветной истории» (В кн.: Культурное наследие Египта и Христианский Восток. Вып.2, М., 2004) обстоятельно доказывается родство шасу-сасу с гиксосами и с загадочным народом амалекитян. Он доказывает, что «древнееврейские племена не тождественны племенам «шасу-яхве», существовавших на южных рубежах Палестины еще до появления здесь евреев и не происходят от них». ( с.82)
По его мнению, «пришлые племена «еврейского круга», к числу которых принадлежал Израиль, вообще заняли значительную часть былых земель амалекитов» (с.84).
Известно, что Моисей обратился за помощью к проживавшему в Иерусалиме народу шасу-сасу, как родственному. Фараонам не раз приходилось воевать с шасу, например, шасу появляются в Египте и с захватом Аменхотепом II (1450 -1425) города Анахарата, близ современного Назарета, когда он взял в плен 3600 аперу, 15200 - шасу. (с.78, ИДВ).
Попробуем найти упоминания о гайксосах в неегипетских источниках. Имя «гиксосы» соседним народам неизвестно. Зато сам факт завоевания Египта пришельцами из Азии был известен арабам. Об этом сообщают в частности Масуди, Табари и Аль-Самхуди. При этом они именуют завоевателей амалекитяне. Более того, предания сообщают, что исход произошел при фараоне амалекитянине. Это хорошо согласуется с мнением ряда ученых о гайксосском происхождении XIX династии. См.W.Helck.
Такого рода династические расколы хорошо известны в истории, когда борьба за власть раскалывает родственный клан на два враждебных лагеря
Народ Хайка называли также араменами - племенем Арама, одного из потомков Хайка. С армянским языком, точнее с древнеармянским, родственны хурритский и ураратский языки. Вообще Урарту - синоним Армении, которая так называлась вавилонянами.
Это имя звучало уже в глубокой древности, например, город Армана, принадлежавший хурритам, о захвате которого в XIV-XIII веках до нашей эры, свидетельствует ассирийская хроника. (ИДВ с.226). Все же спекуляции советских авторов по поводу безродного Урарту вызваны либо их невежеством, либо политическим заказом советской империи, не допускавшей столь аристократического происхождения подвластному народу.
Сделав вывод об армянском происхождении гиксосов-гайксосов, а значит, и о тождестве гайксосов и амалекитян, рассмотрим далее, как это согласуется с другими данными. По арабским хроникам, амалекитяне не арабское племя. Арабы относили амалекитян к древнейшему доарабскому населению Аравии, так называемым кахтанидам - потомкам Кахтана (Каина). Себя же арабы считали потомками Аднана (Авеля). Кстати, в Самаритянской версии Библии, более близкой к источникам, именно Авель как скотовод убивает Каина как земледельца. Т.е., все совершенно наоборот, по сравнению с толкованием канонического текста Библии, но и гораздо ближе к здравому смыслу и социологическим наблюдениям. Ведь именно кочевник-скотовод изгонял земледельца с его земли, высвобождая ее под пастбище для своего скота. Извращения в Библии насчитывают не одну сотню лет! Алгоритм искажений иногда бывает до смешного прост: обвинить других, в чем сам виноват. ( Скажем сложнее: провести инверсию (перестановку) субъектов действия).
Молчит о происхождении амалекитян и Библия. Значение этнонима «амалик» неизвестно, из семитских языков он не выводится.
Интересен в этом плане один эпизод с Валаамовой ослицей из Библии. Когда Валак (Вахак), царь моавитский, напуганный жестокостью иудеев, послал за помощью к своему соплеменнику на Евфрате Валааму (Вахраму), то Валаам, увидав тучи иудеев, понял что им не справиться с ними (тут его ослица и заупрямилась), и посоветовал Валаку мирно сожительствовать с ними. Моавитянам и Мадиамитянам это дорого обошлось. Иудеи их всех вырезали. Но перед этим Валаам пророчески произнес: «Первый из народов Амалик, но конец его гибель» (Числа 24:20). До этого амалекитяне занимали всю южную часть Палестины.
В книге «О древности иудейского народа» Иосиф Флавий приводит также еще один текст из Манефона о до-моисеевском периоде правления гайксосов: «Вышеуказанные цари из так называемых пастухов и их преемники владели Египтом в продолжении пятисот одиннадцати лет. После этого цари фивские и верхне-египетские поднялись против пастухов, и вспыхнула сильная и продолжительная война. В царствование Мисфрагмутоса пастухи были побеждены и вытеснены из всего Египта, и они заперлись в одном месте, которое в окружности своей заключало десять тысяч арур.
Место это называлось Аварис (Хут-Уарт). Его со всех сторон - говорит Манефон - пастухи окружили большой и крепкой стеной для того, чтобы иметь все свое состояние и добычу в безопасности. Но Туммос, сын Мисфрагмутоса, расположился перед стеной во главе войска из четырехсот восьмидесяти тысяч человек, осаждал их, стараясь силой подчинить себе. Но отчаявшись в успехе осады, он заключил с ними договор, в силу которого они должны были оставить Египет и могли все в полной безопасности направиться, куда им угодно было. И тогда они, на основании состоявшегося соглашения, со своими домочадцами и своим состоянием оставили Египет в количестве не менее двухсот сорока тысяч человек и пошли в Сирийскую пустыню. Но из страха перед могуществом ассирийцев, которые тогда владычествовали в Азии, они в ныне называемой Иудее построили город, который мог бы вместить столько тысяч людей, и наименовали его Иерусалимом». (I,14 с.20-21).
Мы уже упоминали, что гайксосы основали Иерусалим, добавим, что c I по IV века нашей эры в Иерусалиме было более 100 армянских монастырей. Это можно прочитать у армянских историков с V по XIX век. (См. Л.Тер-Мкртычан «Упоминание Иерусалима и евреев в армянских рукописях» М.1999).
Итак, Месу выступал от имени Усира-Осириса. Что находит дополнительное подтверждение в имени, которое приводит Манефон - Осарсиф. Как уже было сказано выше, это имя реконструируется как Усирхотеп - угодный Усиру. Более чем подходящее имя для жреца Усира.
В свете сказанного становятся ясны причины редкостной ненависти иудеев к амалекитянам. К простому врагу, пусть даже стародавнему, так не относятся. И уж тем более такую ненависть не может вызвать одна единственная битва, а ведь именно так преподнесено в Библии: амалекитяне встали на пути иудеев при исходе - и за это должны быть истреблены до последнего человека.
Есть только одна причина такой ненависти - ненависть фанатика к отступнику. Нигде и никогда последователи реформатора не признаются в том, что они следуют чему-то новому. Наоборот, они свято верят, что восстанавливают древнее и истинно верное. А вот те, кто не с ними - те уклонились от истины. И вот как раз бывшие единоверцы «слышавшие, но не уверовавшие» и вызывают наибольшее озлобление. Амалекитяне для иудеев и есть такие, «слышавшие, но не уверовавшие». Они тоже чтили Яхве, они тоже слышали Месу. Но они не приняли его. А значит и должны быть истреблены без остатка. По-видимому, предание о битве с амалекитянами при исходе и есть отголосок того раскола, который произошёл у шасу-сасу из-за проповеди Месу.
Те, кто принял Месу, слились с его египетскими последователями под общим именем «иудеи» - славящие бога. А не принявшие были названы противниками мадианитянами, т.е. спорщиками, раскольниками. (Провидчески, это определение перекликается со всей дальнейшей историей и судьбой армян). Последователи Месу именовали оставшихся и древним именем «амалекитяне» и мадианитянами-раскольниками. Мадианитяне остались обитателями областей, где находились священные места, связанные с культом Яхве - Синай и Сеир. В соответствии с древними представлениями, присущими гайксосам до обращения в Моисееву веру, только в таких местах мог явиться человеку бог, и именно поэтому составители Библии ( значит, среди составителей были и раскольники-мадиамитяне), изъяв упоминания о жреческом статусе Месу в Египте, были вынуждены заменить в описании его бегства изначальный Куш-Эфиопию на Мадиам.
Раз Месу не был жрецом Усира-Яху, значит, стать его последователем он мог только в том случае, если ему явился сам Яхве. А явиться Яхве мог только в своих священных местах в Мадиаме. Следовательно, Месу должен был там побывать до Исхода. Так Мадиам занял место Куша. Флавий попытался совместить оба рассказа, но получил совершенно абсурдную ситуацию, когда бежавший из Египта Месу перебирается из Куша в Мадиам, фактически, через Египет же.
Теперь остался не освещённым только один период деятельности Месу. От возвращения в Египет при Меренптахе, до восстания при Амонмесу. По-видимому, именно к этому периоду следует отнести сообщения о деятельности Месу как жреца.
Одно из таких сообщений принадлежит Апиону, цитату из «Египтики» ()Aiguptiaka которого приводит в сочинении «О древности иудейского народа» Иосиф Флавий:
«В третьей книге своей Истории Египта он пишет следующее: «Как я слышал от египетских старцев, Моисей происходил из Гелиополиса; хотя ему и следовало бы оставаться верным родным обычаям, однако он ввел молитвы под открытым небом на стольких стенах города, сколько их там было, повелел всем [людям] обращаться при этом лицом к востоку; там ведь расположен уже город бога Солнца. Вместо обелисков он воздвиг столбы, у подножия которых находилось изображение ладьи. На последнее падала от верхушки колонны тень, так что движение ее всегда совпадало с движением солнца по небу». ( II, с.2).
Кроме Апиона, об учении Месу упоминает Страбон, по-видимому использовавший «Истории Помпея» Посидония:
«Моисей, один из египетских жрецов, владел частью так называемого Нижнего Египта. Недовольный существовавшим там положением, он переселился в Иудею в сопровождении многочисленных почитателей божества. Действительно, Моисей утверждал и учил, что у египтян и ливийцев неправильное представление о божестве, так как они изображают его в образах диких зверей и домашнего скота; ошибаются и греки, представляющие богов в человеческом образе.
Ведь, по его мнению, бог есть одно, единое существо, которое объемлет всех нас, землю и море - то, что мы называем небом или вселенной, или природой всего сущего. Кто, будучи в здравом уме, дерзнет создать изображение такого бога, похожее на какой-нибудь из окружающих нас предметов? Напротив, следует оставить изготовление всяческих изображений божества и, отделив священный участок и подобающее святилище, почитать его без изображения. И те, кто имеет вещие сны, должны спать в святилище, не только они сами ради своей пользы, но и другие ради остальных. Живущие воздержанно, праведной жизнью всегда могут ожидать от божества какого-нибудь блага, дара или знамения, но прочие пусть не ожидают ничего.
Излагая такого рода учение, Моисей убедил немалое число разумных людей и увел их вместе с собой в то место, где теперь находится поселение Иерусалима. Землей этой ему удалось легко завладеть, так как она была незавидного качества и за нее никто не стал бы серьезно бороться. В самом деле, это скалистая страна, правда, обильная водой, но окрестные области бедны и безводны, а внутренняя часть страны на 60 стадий имеет также каменистый слой под поверхностью почвы.
В то же время Моисей вместо оружия выставлял вперед святыню и божество, которому он желал найти место для почитания; народу он обещал установить культ и священные обряды такого рода, чтобы те, кто принял его, не тяготились расходами, одержимостью божеством или другими нелепыми действиями. Подобными средствами Моисей снискал себе уважение и установил необычного рода власть, так как все окрестные народности охотно присоединялись к нему ради таких поучений и обещаний.
Преемники Моисея некоторое время оставались, верны его учению, ведя праведную и истинно благочестивую жизнь. Впоследствии жреческая должность оказалась сначала в руках людей суеверных, а затем - самовластных. От суеверия пошло воздержание от некоторых родов пищи, от которых даже и теперь у них существует обычай воздерживаться; обрезание мальчиков и вырезание у девочек, и некоторые другие обряды такого рода, установленные законом». (XVI,II,36-37).
На первый взгляд мы сталкиваемся с противоречием. С одной стороны - поклонение солнцу, с другой - таинственному всеобъемлющему богу. В действительности же никакого противоречия нет. Страбон пишет о фактическом культе, а Апион - о культе для народа. Аналогичные явления существовали во многих странах, вплоть до появления в буддизме двух логических концепций: одна для внутреннего пользования, для понимания вещей, вторая - для убеждения других. Именно к последней относится Аристотелева версия логики.
Народу в качестве объекта поклонения нужен понятный и доступный бог, а вовсе не таинственный и непостижимый владыка всего сущего. Даже в современном христианстве, в народном его восприятии объектом поклонения является вовсе не Бог Отец.
Удивительна близость древнеегипетского культа поклонения солнцу к переднеазиатским религиозным представлениям. Уже первый фараон Египта (3000 лет до н.э.) поклонялся солнцу как верховному богу. Позже в Египте сложились две параллельные системы верований, возвышение каждой из них, видимо, было связано с доминированием одного из двух различных по происхождению народов.
Но память их непрерывно поддерживалась тесной связью с родственными племенами, державшимися тех же верований. Междинастические браки фараоны-гайксосы предпочитали заключать с со своими соплеменниками. Например, принцессы из дома Митанни - хуррито-урартско-армянского государства были частыми их избранницами. В частности, и мать и супруга Эхнатона - фараона-солнцепоклонника - были царевны Митанни.
Когда скончался фараон Египта Тутанхамон, его вдова обратилась к царю Митанни с просьбой дать ей в мужья одного из своих сыновей (История Древнего Востока с.366). Просьба сопровождалась словами: «Больше ни к какой стране мы не обращались. Только сюда мы пришли» (ИДВ, с.367). Тогда хеттский царь попросил клинописную табличку, где было сказано, «как прежде Бог Грозы взял людей Курустама, сыновей Хатти и послал их в Египет и сделал египтянами» (с 367, ИДВ). Из чего следует, что, по крайней мере, часть хеттов находилась в мигрировавших в Египет племенах гайксов.
Крупнейший немецкий египтолог В. Хелк (Helck 1983. Wolfgang Helck. Historisch-Biographische Texte der 2. Zwischenzeit und Neue Texte er 18. Dynastie. Wiesbaden) прямо считает гайксосов хурритскими племенами, и даже происхождение восемнадцатой династии фараонов выводит происхождению из гайксосов. А боги хурритов - это - Солнце, Индра, Варуна и др. А главными богами гайксосов был Сутех - бог Грозы и его супруга Анаит - типичные боги Армянского Нагорья (см. М.А.Коростовцев Религия Древнего Египта).
Хурриты играли важную роль в межрегиональных отношениях. Упоминания об их появлении на севере Центральной Месопотамии относятся к концу III тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. они густо заселили район современного Киркука (здесь сведения о них обнаружены в городах Аррапха и Нузи), долину Среднего Евфрата и восточную часть Анатолии; хурритские колонии возникали в Сирии и Палестине. Первоначально эта этническая группа, вероятно, обитала в районе озера Ван рядом с доиндоевропейским населением Армении, родственными хурритам урартами. Из центральной части Верхней Месопотамии хурриты в глубокой древности легко могли проникнуть в соседние области долины. Возможно, хурриты - главный, и не исключено, что и первоначальный этнический элемент досемитской Ассирии. (См. «Еврейская Энциклопедия».)
Гайксосы познакомили египтян со своей военной техникой: бронзовым оружием и колесницами, с лошадьми, упростили египетские иероглифы, ставшие основой финикийского алфавита. Правление гайксосов было на редкость мирным и процветающим. Они не отвергли религию египтян, ввели в египетскую культуру почитание солнца и позволили ей развиться до высокого уровня, который позже оказал влияние как на культуру древней Греции, так и соседних стран.
Древнему Египту были характерны культурная и религиозная и этническая замкнутость, возможно переходящая в представление об избранности. В этом египтяне принципиально отличались от других народов восточного Средиземноморья, для которых было абсолютно естественным не просто почитание чужих богов, но и отождествление их со своими. Хетты во многих текстах дают двойные имена богов - несситское и хаттское. Александр Македонский приносил жертвы Хэраклэсу в храме Мелькарта, и обращался к Зевсу в храме Амона. Ничего подобного в раннем Египте мы не найдём.
При XVIII династии, резко возросло число подданных не египтян. Фараон XIX династии Рамесу II позволил воздвигать храмы чужеземным богам, что вызвало сильное сопротивление жречества, вылившееся в заговор. В дальнейшем активное проникновение в Египет чужеземцев (сначала ливийцев, потом эллинов) привело к ускорению процесса. Наконец при эллинской династии Птолемеев, при которой в Египте активно распространялась эллинистическая культура, все пришло к логическому концу: Египет стал частью единого культурного пространства древнего мира.
Но, как известно, всегда находятся «непримиримые», те, кто пытается повернуть историю вспять. Следы египетских «непримиримых» явно проступают в иудаизме. Та же идеология, только доведенная до абсурда, что вообще характерно для «непримиримых». Уже не просто замкнутость, а «богоизбранность». Другие народы не просто ниже - они презренные гои. Изолированность во всем. Нельзя вступать в браки с чужеземцами, нельзя есть с чужеземцами за одним столом и т.д.
Характерной чертой «непримиримых» всегда была апелляция к древности, потому как только там, по их мнению, была истинная праведность. Возрождение древних культов, поклонение богам, которых чтили далекие предки… Не был исключением и наш случай. Усир, жрецом которого в Египте был Месу, и которого под именем Яху-Яхве почитали его приемники - как раз и являлся таким древним богом. Во времена исхода Усира в Египте почитали как бога загробного мира, отца Хора - покровителя власти фараона. Считалось, что Усир был убит своим братом Сетом и что за него, в свою очередь, отомстил Хор. Однако есть все основания считать, что первоначально Усир и Хор не были связаны друг с другом. Хор верхнеегипетский бог. Основные центры его почитания находились там.
------------------***-------------------
Подытожим наши выводы. Евреи пришли в Египет, когда там царствовали гайксосы. Последние назначили евреев надсмотрщиками, надзирателями и сборщиками налогов с египтян. Евреи были в рабстве не у египтян, а у гайксосов. В библии говорится об этом, когда фараон дает задание евреям-надсмотрщикам продолжать изготавливать кирпичи, но потребовать, чтобы работники сами собирали для этого солому.
«И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочисленен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится, и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас и выйдет из земли. И поставил над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами». ( Библ Исх. 1:8-11).
Трудно представить, чтобы кто-либо подчинил себе более сильный народ, да ещё потом и «изнурял его тяжкими работами. К тому же египтяне сами страдали от евреев, иначе, кто же будет изгонять своих рабов?
Но все становится ясно, если мы знаем, что в борьбе за царский престол, на который Моисей имел право по рождению, он решил опереться на евреев. Несмотря на длительное отдельное проживание части гайксосов в Иерусалиме, связи между двумя частями этого народа не были потеряны, ввиду чего Моисей и надеялся найти поддержку у соплеменников, возможно, будучи уверенным, что те не переставали лелеять надежду на возвращение в Египет.
Таким образом, мы констатируем, что, во-первых, хотя гайксосы оставили Египет до Моисея, тем не менее, Моисей именовал их родственным народом, во-вторых, что гайксосы основали Иерусалим задолго до того, как там появились евреи, в-третьих, что для того, чтобы вернуться на свою родину им пришлось бы пересекать территорию Ассирии, с которой они находились во враждебных отношениях (по Манефону). Как известно, на севере с Ассирией граничила Армения, поэтому она и оказывается наиболее вероятной их родиной.
В четвертых, выясняется, что изгнание гайксосов было частичным, XVIII-я ( и XIX-я) династия фараонов, к которой имел отношение Моисей, тоже была по происхождению из гайксосов. Т.е., изгнание, на самом деле, было обычном династическим расколом, борьбой за трон. Какая-то часть во главе с фараонами XVIII-ой династии взяла верх в междуусобной династической войне.
Побежденная часть эмигрировала в Иерусалим, но не оставила надежду вернуться. Именно об этой опасности предупреждал покончивший самоубийством жрец Аменофис (видимо, став объектом мести за инициирование изгнания оставшейся части гайкосов). Как показали события, он был прав, восставшие действительно обратились за помощью к гайксосам из Иерусалима.
Выше был процитирован текст Иосифа Флавия в котором сообщается о походе египтян под предводительством Месу в Эфиопию. В самом факте участия Месу в походе в Куш (Эфиопию) можно не сомневаться, тем более, что брак с кушиткой (эфиопкой) подтверждается Библией, о чем мы уже говорили выше.
Описание же событий, предшествовавших браку, а именно эфиопского нашествия, следует целиком отнести к области преданий, стремившихся возвысить Моисея (Месу) путем усугубления реальной обстановки.
В действительности при Рамесу II большая часть Куша была под властью Египта, и походы на юг (в Куш) имели цель расширение владений.
Итак, стремясь искоренить инакомыслие, фараон по совету жреца отправляет подозрительных и «ритуально нечистых» в каменоломни, одновременно избавляясь от той части, которая соперничала в борьбе за трон. Далее при этом фараоне Амонмесу в Египте происходит восстание «ритуально нечистых».
Под последними следует понимать людей, «осквернившихся» (например, участием в некоторых обрядах, а так же в ряде других ситуаций) и не успевших пройти обряд очищения. Такими могли быть и жрецы, гелиопольского обряда, придерживавшиеся солнцепоклонничества. Восстание возглавил Месу, по-видимому руководствуясь собственными интересами. Он обратился за помощью к иерусалимцам (своим соплеменникам) и получил их поддержку.
Повстанцы захватили большую часть Египта, однако, приблизительно через десять лет (точнее 13 лет) египтяне (по руководством Яхмоса I и Рамесу) вытеснили их из страны. Не исключено что само восстание продолжалось и в дальнейшем. Приемницей Рамесу-Саптаха была царица Таусерт, а о вступившем затем на престол основателе XX династии Сетнахте, его сын Рамесу III в своей надписи сообщает, что долгое время в Египте был хаос и беззаконие и был у творящих беззаконие за главного сириец Ирсу, и что пришёл Сетнахт и восстановил порядок.
Библия содержит описания диалога фараона с Моисеем. Подобные переговоры действительно могли состояться. Причем, так как они непосредственно предшествовали «Исходу», то отнести их следует к концу восстания, когда Рамсес-Саптах вторгся в нижний Египет. По-видимому, ко времени вторжения египетских войск, в нижнем Египте произошел раскол между жрецами во главе с Месу и простолюдинами во главе с Ирсу. Лишившись большинства сторонников и потерпев поражение в битве, Месу вступил в переговоры, рассчитывая получить возможность беспрепятственно покинуть Египет.
Переговоры закончились безрезультатно, так как Рамсес-Саптах, считая Месу главным виновником восстания, естественно не собирался его безнаказанно отпускать. Библия достаточно точно локализует место переговоров:
«И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, не считая детей». (Библ Исх. 12:37).
Раамсес - это Пер-Рамесу-Мериамон, столица Рамесу II в восточной части дельты Нила, бывший город гайксосов Хут Уару. Кстати, оно переводится как дом, жилище Уару (Урарту?) Этот же город был, скорее всего, резиденцией Месу, в которой его и осадил Рамсес-Саптах. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не вмешалась природа. Разразилась одна из крупнейших катастроф в истории Европы - Санторинское извержение. Но… отойдем от исторического повествования и обратимся к чудесам.