Высокие мосты, набережные, асфальт улиц... но это сейчас. А как было при основании города? Да даже в 1850 - 1900 годах?
Придворные художники рисовали дворец и гранитную набережную возле него - диковину того времени. То, что вокруг не рисовали... а зря.
Город не НАД Невой, а на уровне Невы, по колено в воде, заливаемый любым наводнением.
Каналы, десятками, зачем они? Посмотрим на фото - Академия наук в 1745 году... Дом стоит на уровне воды, потому что грунт только в отдельных местах превышает уровень Невы на метр, а в других ниже... Каналы - да это просто места выемки грунта, который насыпали на место строительства дома, вычерпывая из воды и болота. Очень сложно и все равно дом в сырости.
Перспектива Петербурга 1850 года - тогда художник поднимался на воздушном шаре и набросал картину... Что мы видим? Петроградская сторона не застроена - очень уж там низко! Массовые постройки только возле Зимнего и на стрелке Васильевского, да и то все на уровне воды.
Сам я помню в детстве, 1965 год, папа купил гараж для мотоцикла на этом болоте, теперь это места возле современной станции метро Приморская, там где сейчас набережные возвышаются на 3 метра над водой и красивый широченный мост - тогда это было болотистое поле, лужи, камыши, бочажины, болото постепенно переходит в водную гладь реки Смоленки, с островками и кустиками камышей в середине реки, мостки, лодки привязанные, покосившиеся деревянные бараки...
Финский залив, где сейчас порт, это уже позже, 1980 год, я работаю, семья, у меня моторная лодка на заливе. Залив весь в мелях! Синефлагская мель, Золотая отмель! Это прямо в Финском заливе напротив Васильевского, от берега пару километров. Там надо было даже на лодке идти на самом малом газу - отмели внезапно возникали, намытые течением и так же пропадали. Нередко в середине залива глубины было по колено - это намыло очередную отмель.
Так что Питер поначалу был болотом с бочажинами, кустиками камыша, медленными протоками и старицами, полными гнилой, болотной воды. Река наносила отмели, запруживала собственное течение и была абсолютно несудоходной. Не зря шведы поставили батарею на Невке, там, где сейчас ЦПКО - проплыть на корабле по Неве было абсолютно невозможно! Каторжники и согнанные крепостные строили город в болоте, стоя по колено в холодной воде и вычерпывая ил и песок из воды, насыпая островки для строительства. От холода и сырости они болели, мерли тысячами, но все равно город не поднимался над водой и оставался сырым и малопригодным для жизни.
Перелом наступил с появлением трамвая! Примерно 1905 - 1914 гг. Да, да, грузовой трамвай возил камни и песок десятками тонн, и пошло насыпание набережных и улиц. Город стал подниматься! Потом в дело вступили самосвалы, это уже 50-е годы, тут процесс пошел быстрее и вскоре город приобрел современный вид, поднятый на 2,5 - 3 метра над Невой. Старый город просто засыпали! Поэтому вход в старые дома на полтора - два метра ниже уровня асфальта - когда-то он был поднят над землей. Это уже было лучше, город приобрел современный вид.. Но так было не всегда.
Иллюстрация.
Академия Наук 1745 год.
Перспектива Петербурга со стороны Петроградской стороны, примерно 1850 год.