"История многоголоса. Времена она представляется плоской, похожей на пачку тщательно отобранных фотографий. Отбирают их живые, руководствуясь мертвыми схемами. Фотографии не говорят – они иллюстрируют. Документы уже более слышны, но на них лежит печать канцеляризма, позволяющая толковать их так и этак. Мемуары говорят, если они только не переписаны на магнитную пленку с одного материала (разумеется с добавлением более или менее правдоподобных подробностей). Читая хорошую художественную литературу, ток крови в венах истории слышишь порой лучше, чем изучая научные труды.
Считайте удачей, если читаете мемуары, в которых свидетельства очевидца неотторжимы от большого литературного дара. Но и не забывайте, что талант не может быть беспристрастным, что каждый видит историческую правду со своей колокольни. Для истории ценны любые свидетельства, а тем более запечатленные талантливо".
Дм. Жуков Жизнь и книги В.В. Шульгина «Дни. 1920» М. 1989 с.4
Мой стиль исторического повествования можно отнести как изложение микро-историй "рожденных в СССР" в контексте эпохи с её макро-историческим периодом развития страны, в которой отражается и личность правителя, и доминирующие для данного времени идеи, и отношение к ним через непричесанных по своей сермяжности мнений людей переживших лихолетье коллективизации, войны, оккупации, послевоенную разруху и голод.
В этой связи обе книги, "Сермяжные истории" и "Воспоминания о лихолетье", в своем изложении материала удачно сочетают две парадигмы отечественной историографии: антропологическую или "историю людей" и концептуальную или "историю идей".
«Почти весь XX век в мировой историографии прошел под знаком господства макроистории. Под влиянием марксисткой (прежде всего советской) историографии внимание историков разных школ и направлений концентрировалось на выявлении «объективных закономерностей» исторического развития с неизбежным признанием детерминированности и теологичности исторического процесса, его подчиненности надличным силам и структурам.
Соответственно история мыслилась исключительно как история масс, в лучшем случае – классов и крупных социальных групп. Всё остальное, прежде всего отдельный (тем более «маленький») человек, объявлялись недостойными научного анализа. ..
В течении десятилетий в советской историографии, пребывавшей под гнетом истмата и очередных установок «директивных органов», утверждалось, что западная «буржуазная» историческая наука переживает неразрешимый методологический кризис.
Между тем именно эта «буржуазная» историография в 60 – 80-е годы предложила новые перспективные направления – историческую антропологию, историю ментальностей, повседневности и частной жизни, локальную и новую социальную историю, микроисторию…
Между тем микроистория (наряду с другими параллельно развивающимися направлениями) доказала свое право на существование, найдя приверженцев и среди советских (российских) историков…
Микроистория проявила интерес к небольшим историческим объектам: судьбе конкретного человека, событиям данного дня, взаимоотношениям в одной отдельно взятой деревне на протяжении небольшого отрезка времени и т.д.
«Использование микроскопа» (по выражению французского историка М. Вовеля) в исторических исследованиях, открыло новые возможности в познании прошлого, позволило увидеть изучаемый объект в самых неожиданных, до того скрытых ракурсах.
Правда, микроистория не только открывает новые возможности исторического исследования, но и ставит новые вопросы, в частности, касающиеся генерализации собранных историком наблюдений, способа включения изучаемого микрообъекта в более широкий социальный контекст, разработки концепции индивидуальности и неповторимости предмета исследования».
П.П. Черкасов «Казус 1996. Индивидуальное и уникальное в истории. М. 1997» Вопросы истории 9/98 с. 160 – 161
«Сермяжные истории» дали для конструирования и связи микро-истории с макро-историей более богатый фактический материал, чем «Воспоминания о лихолетье». Но последняя книга более разнопланова и разнообразна в воссоздании не только истории жизней «детей войны», но и краеведческих сведений о местах их обитания, местонахождения во время событий тех лет с помощью исторических справок из энциклопедического словаря Брянского края Вязьмитина, а также местных легенд и преданий.
В «Воспоминаниях о лихолетье» приемом повествования часто используется ассоциативная связь излагаемого материала с подобными сведениями из других источников (в том числе с наиболее характерными эпизодами из «Сермяжных историй») для показа типичности явления: будь то раскулачивание, наказание за колоски, послевоенные трофеи, непомерная тяжесть налогов на колхозную деревню в условиях бесплатной работы за «палочки» трудодней.
Выражаю благодарность и признательность Журавель А.В. и Кочевых С.В. давших неравнодушные отклики и замечательные рецензии на мои книги «Сермяжные истории» Брянск 2009 и «Воспоминания о лихолетье» Брянск 2013. Ниже приводятся выдержки из самих рецензий.
Рецензируемые книги, принадлежащие к достаточно редкому в нашей исторической литературе жанру устных историй, рассказывают о жизни крестьян из нескольких сел и деревень на границе Дмитровского района Орловской области и Комаричского района Брянской области в советское время.
Эта территория, в прошлом знаменитая Комарицкая волость, осенью 1941 года была оккупирована немецкими войсками. Летом-осенью 1943 года, во время битвы на Орловско-Курской дуге, эта земля являлась прифронтовой полосой и местом ожесточенных боев во время наступления советских войск.
Автор книг — Владимир Евгеньевич Прохоров, учитель истории средней школы из с. Домаха — является уроженцем этих мест. В течение многих лет он опрашивал стариков, записывал их рассказы, изучал краеведческую литературу, отбирал данные о своей земле, появлявшиеся в научной литературе и в Интернете.
В центре внимания второй книги — события 1941—1943 гг. Две трети ее объема — новые устные истории, построенные по тому же принципу, что и прежде. К этому добавлены еще три части: «Бои не местного значения», «Очевидцы о боях в Алешинке и Сторожище», «Воспоминания партизан и подпольщиков». В них использованы не только оригинальные авторские материалы, но и сведения из «внешних» источников, в частности, данные об участии в боях на Курской дуге 354-й и 193-й стрелковых дивизий.
В некоторых случаях, в тематических разделах автор повторно воспроизводит отдельные свидетельства из «Сермяжных историй». Это позволяет дать емкую, разностороннюю картину жизни крестьян во время оккупации и их участии в той войне.
Картина, встающая перед читателями, очень разнопланова и на первый взгляд хаотична: это и подробности семейной жизни, и детали быта, и общие — зачастую весьма выразительные — оценки социальных отношений в деревне, и описания конкретных случаев — смешных и трагических, нелепых и страшных.
Переход одного в другое происходит как бы сам собой, так что читатель часто и не знает, как отнестись к прочитанному. Неприукрашенная, непричесанная правда этих «сермяжных историй» завораживает — как работали за «палочки», как платили налоги, как боролись со вшами, как отваром из тех же вшей (!!!) лечили желтуху… Запретных тем для автора и его рассказчиков попросту нет. Кое о чем последние иногда умалчивали, но лишь потому, что говорить об этом было слишком больно даже много лет спустя…
Хронологически эти истории также неоднородны: рассказы порой начинаются с времен дореволюционных и завершается 1960—70-ми гг., хрущевскими или брежневскими. Повествуя в основном о своих семьях и своих селах, герои книг нередко «заглядывают» в места довольно отдаленные. Это не случайно: одни уходили на заработки, других раскулачивали, третьих угоняли в Германию, четвертые воевали на разных фронтах той войны.
В центре внимания автора — сами люди, во всех их проявлениях. Мужество и геройство, подлость и предательство описываются внешне бесстрастно и спокойно. Автор избегает эпитетов и оценок; он описывает лишь поступки людей и события, в которые они часто невольно вовлечены, но представленные им образы людей и событий чрезвычайно выразительны.
Среди них — не только местные крестьяне-колхозники. Очень интересно представлены, например, оккупанты, причем не только немцы, но и австрийцы, венгры, французы, финны… О пребывании этих, иных, оккупантов в районе Орловско-Курской дуги неизвестно и многим историкам.
Одни из оккупантов описываются в соответствии с «канонами» — как жестокие захватчики, беспощадно расправлявшиеся с местным населением за любую провинность. Так, в частности, описаны финны, появившиеся в той округе в 1941 г. и занимавшиеся поиском красноармейцев, выходивших из окружения. В 1942 г. в дер. Воронино они («высокие, рыжие, с "черепом" на пилотках») появились вновь — мародерствовали, выискивали тех, кто участвовали в финской войне (Сермяжные истории. С. 275).
Карателями были венгры из 102-й охранной дивизии: так, в дер. Угревище они в ноябре 1942 и в марте 1943 гг. расстреляли в общей сложности 170 человек. Автор воспроизводит в связи с этим воспоминания партизана М.М. Шматкова, «недостреленного» в ходе первой «акции» (Воспоминания о лихолетье. С. 158, 213—214).
В мае 1942 г. венгры и полицаи, участвуя в боевых действиях с партизанами, расстреляли в с. Игрицком 60 человек. При этом некоторые из венгров через некоторое время перешли на сторону партизан (Там же. С. 227).
Сочувствие оккупантов к местному населению не было такой уж редкостью: в книгах В.Е. Прохорова подобные казусы описываются неоднократно. Так, по воспоминаниям А.С. Каменецкой, не то офицер, не то унтер-офицер Эрнст учил ее, тогда девчонку, немецкому языку, вспоминал о троих своих детях, ругал Гитлера, а в августе 1943 г. при наступлении Красной Армии просил спрятать его… от немцев: «Я в ответ: мол, нельзя — расстреляют. Он, со слезами на глазах, попрощался <…> и ушел к своим» (Воспоминания о лихолетье. С. 24).
Есть в данных работах и кое-какие оригинальные сведения о находившейся по соседству «Локотской республике» и лично о Б.В. Каминском…
Перед автором стояла сложнейшая источниковедческая задача: преобразовать «подстрочник» (исходные, неизбежно хаотичные по форме, записи) в читабельный текст, не потеряв при этом существенных подробностей и не допуская отсебятины. В.Е. Прохоров справился с ней блестяще: он предпочитал следовать за своими героями, меньше всего думавшими о какой-либо идеологии. Советское их прошлое, разумеется, иногда чувствуется, но рассказчики, дети своего времени, имеют на это полное право.
Таким образом, в сухом остатке мы имеем в своем распоряжении одновременно и полноценные исторические источники, и прекрасные литературные тексты, которые читаются на одном дыхании, но которые при этом хочется и «смаковать», то есть читать по отдельным главкам.
Конечно, при желании к его текстам историк мог бы по мелочам и придраться, но делать этого мне совсем не хочется — особенно, если учесть, в каких условиях готовил автор свои книги. Хотелось бы выразить ему дань уважения и признательности еще и потому, что В.Е. Прохоров на деле показал лучший пример истинного — совсем не квасного! — патриотизма. Такого рода книги заслуживают быть учебными пособиями, дополняющими систематичные курсы советской истории. Тогда бы нынешние споры о том, какими должны быть учебники по отечественной истории, просто потеряли смысл…
Рецензия Кочевых С.В.:
14 апреля 2009 года была опубликована работа Владимира Евгеньевича Прохорова «Сермяжные истории жителей бывшей Комарицкой волости Часть 1» и 12 мая 2009 года вышла вторая часть этой работы с примечанием о том, что будет продолжение.
В немногочисленной плеяде историков и краеведов внесших свой уникальный личный вклад в собирание и сохранение истории жителей бывшей Комарицкой волости появилась еще одна звезда. Изучение и сохранение истории земель бывшей Комарицкой волости всегда было делом частной инициативы людей, любящих свою землю, своих сограждан, и в этом деле каждый шел своим путем, каждый вносил свой уникальный личный вклад в общее дело.
И так же уникальна работа, сделанная Владимиром Евгеньевичем.
В истории как всего мира наблюдается огромная нехватка истории человека. Историческая наука не концентрируется на человеке, у нас крайне мало сведений о нем. Есть истории правителей, но обычно как правителей, но не как людей и уж тем более мы совсем мало знаем об остальных.
В России в особенности, мнение, так называемых, простых людей, по настоящему, глубоко, не интересовало никого. Да и к тому же, мнения и воспоминания людей, под час, не совсем соответствует, так называемой, официальной историографии, когда в мелочах, а когда, о ужас, и в принципе.
"Сермяжные истории" имеют ряд уникальных черт. Взор исследователя столь пристально рассматривает человека - не какого-то абстрактного, которого мы обычно видим в других исследованиях, а человека, у которого есть имя, фамилия и даже прозвище, место и дата рождения, даже сведения о его предках!
И рассказывает этот человек свои воспоминания и впечатления о событиях происходивших в конкретном месте в определенное время и с указанием имен других участников этих событий. Хотя надо понимать, что самоцензура, не смотря на буквально невероятное ослабление в последние десятилетия (что и позволило случится данной работе), все-таки сохранилась, и многое осталось не сказанным...
Жизнь человека открывается нам в мельчайших подробностях быта и личных взаимоотношений в самых разных планах и ситуациях, ведь большое состоит из мелочей.
Дается уникальные описания технологий применяемых в быту и кустарном производстве.
Свидетелей и участников событий бурного 20 века становится все меньше, уже остаются доли процента, поэтому столь важна работа, проделанная автором. К сожалению, мы уже не сможем узнать личное мнение о прошедших событиях многих и многих активных их участников. О многих событиях мы уже не сможем получить мнения участников стоящих по разные стороны правды, что, безусловно, дало бы нам гораздо более объемное понимание того, что произошло с нами в 20 веке.
Остается сожалеть, что такие эпохальные события которые разворачивались в 20 веке, не нашли на нашей земле, во то время когда они происходили, своих бытописателей, или они были, но их нашли раньше. Теперь у нас есть то что есть, то, что как то донесла до нас, сквозь поколения и непростые обстоятельства, память.
Необходимо отдельно прокомментировать описание событий периода оккупации. В рассказе об этих событиях чувствуется сильное влияние советско-коммунистической историографии. Владимир Евгеньевич рассказывает в своей работе о матери, которая была активным участником партизанской деятельности в этих краях.
Конечно, этот факт влияет и на автора и на тех, кто рассказывал ему об этих событиях. Несмотря на это, при накоплении фактов, мнений, подробностей все труднее становится расставлять их в прописанные идеологические клише, они начинают вываливаться из них, образуя совершенно другой рисунок. Из-под старой идеологической кальки отчетливо проступает совершенно другая картина. И за это надо сказать, который уже раз, спасибо автору.
Не смотря на возможность найти ряд погрешностей, которые есть в любой большой работе, нужно сказать, что они выглядят очень не значительными в масштабе этой грандиозной эпопеи. Масштаб и значение работы, гражданский и научный подвиг совершенный Владимиром Евгеньевичем, еще требует своего осмысления.
Эта работа, безусловно, станет предметом обсуждений и споров, станет предметом изучения многих специалистов самых разных областей, породит множество комментариев и исследований.
В этой работе перед нами развертывается удивительная панорама 20 века, столь трагического для нас и нашей земли, одновременно, она является манифестом истории. Благодаря автору для нас и для наших потомков сохранены уникальные сведения, которые без него были бы утеряны безвозвратно. Остается лишь только поздравить автора с этой публикацией и выразить надежду на продолжение его столь потрясающей работы и сохранении высоты планки.
Очень точно заметил по поводу этого произведения писатель-краевед из Кром, Василий Иванович Агошков: «Уважаемый Владимир Евгеньевич, Ваша книга - полный "революционный переворот" в издательском мире: это не сермяжная, в смысле не грубая, а подлинная, сияющая всеми природными красками правда. Вашим землякам повезло, что рядом с ними оказались Вы. Здоровья Вам, свершения всех Ваших желаний!»
Журавель А.В. заметил, что перед автором стояла сложнейшая источниковедческая задача: преобразовать «подстрочник» (исходные, неизбежно хаотичные по форме, записи) в читабельный текст, не потеряв при этом существенных подробностей и максимально сохранив оригинальность текста. В.Е. Прохоров справился с ней блестяще. Советское прошлое респондентов, разумеется, чувствуется, но рассказчики, дети своего времени.
Таким образом, благодаря таланту и трудам В.Е.Прохорова мы имеем в своем распоряжении одновременно и уникальные спасённые от уничтожения исторические источники, и прекрасные литературные тексты невероятно точно и живо передающие оригинальную живую речь жителей орловского-брянского края.
Все написанное В.Е.Прохоровым читается на одном дыхании, но при этом хочется и «смаковать», то есть читать по отдельным главкам, возвращаться к прочитанному.
Работа публикуется с сокращениями.
Полную версию книги на бумаге можно заказать у автора, связавшись с ним по обычной почте: 303251 Орловская обл. Дмитровский р-н, с. Домаха
Пару слов о названии первой моей книги "Сермяжные истории". Её публикация, как и запись воспоминаний было сделаны в 2008-09 гг., когда правда жизни уже не определялась газетой "Правдой", а выступала грубой прозой -- "сермяжной правды". Отсюда и название -- "сермяжные истории".
В периодической печати тоже были опубликованы рецензии на мои книги по краеведению.
«Сложный путь рождения прошла историко-краеведческая книга «Сермяжные истории». Многие годы Владимир Евгеньевич занимался тем, что собирал краеведческий материал. Вначале он использовал его на своих уроках истории. Приобретя компьютер и имея уже большие возможности, он попробовал опубликовать некоторые из собранных материалов на сайте «Краевед». В ответ получил немало положительных откликов. Так постепенно возникла идея о написании книги.
Все написанное в книге – это воспоминания местных жителей проживавших и проживающих на территории Домаховского поселения. По словам автора, он постарался правдиво отобразить жизнь людей в довоенное время, а также время войны, оккупации и послевоенные годы. Владимир Евгеньевич рассказывает, что редко кто из собеседников, средний возраст которых колебался от 70 до 90 лет, сдерживал слезы.
И, действительно, уж очень трагичным были их рассказы. У кого-то после таких воспоминаний поднималось давление и они были вынуждены прервать беседу. Были и такие, кто так и не решился рассказать всю правду».
Ел. Фролова Книгу написать – не поле перейти. «Авангард», Дмитровская районная газета Орловской области № 7 (10184) 26 января 2010 года
«Первая книга «Сермяжные истории» построена на воспоминаниях жителей села Домахи, окрестных деревень и поселков – очевидцев событий XX века в родном краю. Они пережили революцию и гражданскую войну, коллективизацию и голод, войну с фашистами и оккупацию, сталинское отношение к колхозному строю и хрущевские эксперименты.
Во второй книге Прохорова В.Е. «Воспоминания о лихолетье» у автора, как и в предыдущей книге, предельно простая манера написания – рассказы-воспоминания старшего поколения людей, многих из которых уже нет сегодня в живых. Воспоминания правдивые и горькие – они и есть правда о войне.
Автор и сам из послевоенного прошлого – начала 50-х, когда ещё свежи были свежи воспоминания о недавно прошедшей войне. Правду о ней он узнавал из рассказов родных и близких. Его мать Вера Михайловна воевала в отряде брянских партизан, участница парада брянских партизан в Орле в 1943 году, награждена Орденами Красной Звезды и Отечественной войны. Война – это часть биографии его матери и его родственников».
В. Савкин Писали правду о войне. «Авангард», Дмитровская районная газета Орловской области № 26 26 июня 2015 года
В феврале 1921 году вспыхнуло крестьянское восстание в Дмитровском уезде. Поводом к выступлению послужил сбор семян к предстоящей посевной. 24 февраля жители деревни Перескоки Голодневской волости на сходе отказались сдавать посевной материал. Аналогичные события развернулись и в других волостях. В Дмитровске, в знак солидарности с крестьянами, часть служащих и учителей не вышла на работу. Прекратилась выпечка хлеба. Были готовы к выступлению все волости уезда и соседние уезды Орловской и Курской губерний, объединив свои действия с восстанием крестьян в районе Брянска. Лозунгом восстания стал призыв: "Советы - без коммунистов". Дмитровский уездный комитет РКП(б) и уездный исполком Совдепа создали оперативный штаб. Уезд был объявлен на военном положении. Рота ЧОН (части особого назначения), милиция, военкомат были переведены на военное положение.
На следующий день в село Голоднево прибыли из Дмитровска начальник политбюро от Орловской губчека по Дмитровскому уезду Поздняков, представитель укома партии и уисполкома Кузьмин, начальник районного отделения милиции Бессонов с группой милиционеров. Но им не удалось уговорить крестьян. Тем временем в село стали стекаться вооруженные крестьяне из соседних Работьковской, Веребской, Хотеевской и даже Гнездиловской волостей. Готовилась к участию в восстании и Волконская волость. Однако сельские коммунисты во главе с С.И. Захареевым сумели подавить выступление. В селе Островское, например, у крестьян было изъято 15 винтовок. Заправилы беспорядков М. Косенков, Дмитрий Кудинов, Федин, Самохвалов и другие были арестованы. Крестьянам в Голоднево удалось разоружить продотряд Дмитровского упродкома.
Отовсюду слышались требования расправы над большевиками, разгона волостного Совета, создания Совета без коммунистов, призывы к разоружению прибывшего из Дмитровска взвода комсомольцев ЧОНа. Партийные и административные работники, бойцы взвода ЧОН, сотрудники милиции пытались отойти на территорию Голодневской сельскохозяйственной коммуны, но она-то и оказалась центром событий, а ее председатель Сауткин - лидером восставших. Сводному отряду пришлось отступать в направлении Городищенского поселка, выставлять боевое охранение в сторону села Голоднево, деревни Бижонка и села Столбово.
Отряд отошел к деревне Анашенке, по пути его с двух сторон атаковали восставшие. 27 февраля в Анашенку прибыла кромская рота, а из Орла - полуэскадрон конницы войск ВЧК под командованием Белякова. Из Орла по железной дороге передвигался к станции Брасово батальон пехоты и полуэскадрон конницы войск ВЧК вместе с председателем Орловской губчека Н.И. Поляковым. Ему было поручено губкомом партии общее руководство операцией. Из всех размещенных в Анашенке воинских подразделений, милиции и отдельных вооруженных лиц был образован сводный отряд, который возглавил командир 49-й Дмитровской роты ЧОН. Политруком назначили коммуниста И.И. Фролова. В ночь на 28 февраля этот отряд выступил в направлении села Голоднево.
Одновременно с ним со станции Брасово двинулся и отряд Полякова. Узнав об этом крестьяне стали расходится. Первыми ушли крестьяне из села Домахи. Чекистская кавалерия освободила находящегося в Голоднево под арестом командира взвода ЧОН Г.П. Звягинцева. При подавлении голодневского очага восстания погибло 10 чекистов. Сколько крестьян не известно. В Домаховской и Упоройской волостях крестьяне уничтожали помещения волисполкомов, сельсоветов и организаций РКП(б). В селе Промклево крестьяне убили председателя сельсовета, спилили несколько столбов, нарушив связь. Убили агента уездного продовольственного комиссариата Казачкина. Крестьяне села Упорой арестовали команду красноармейцев находившихся на заводе, при этом одного из них зарубили лопатой, остальных доставили в Домаху. С рассветом 1 марта воинские подразделения двинулись в направлении села Домахи. Основные силы под командованием председателя ГЧК подступали к селу с запада и востока, а батальон войск ВЧК под руководством Кальченко охватывал Домаху с северо-запада. В боевых действиях в районе села Домаха отличились чекисты-конники эскадрона Никитина, пехотинцы отряда Кравченко и дмитровские чекисты.
Несмотря на огонь засевших в школе крестьян, кавалеристы Никитина овладели зданием и захватили укрывшихся там лидеров и руководителя бывшего кронштадского матроса Федора Фарафонова, освободили находящегося под арестом за попытку восстановления связи политического комиссара Дмитровской почтовой конторы В.В Кутана. Подавленно было восстание и в селе Б-Кричино. После подавления восстания были предварительно согнаны в поповский дом в Домахе 20 человек крестьян после чего их расстреляли. После отряд Н.И. Полякова направился к селу Упорой. Местные повстанцы не бросали оружия, но и не стреляли. Восставших заставили сложить оружие и выдать лидеров. 2 марта 1921 года и в этом селе восстание было подавлено. Следствие в отношении арестованных 85 участников восстания вел П.П. Калинин. Но еще долго специально оставленный в распоряжении Дмитровского политбюро полуэскадрон конницы ВЧК под командованием Никитина гонялся за группой повстанцев Марка Рябушкина и другими повстанцами скрывавшимися в лесах.
В этот текст добавлена добытая Вашими уникальными трудами информация о расстреле 20 крестьян Домаховских в поповском доме, о событиях в других населенных пунктах теперь остается догадываться, так как там не было таких людей как Вы. Может что еще найдете по поводу этих событий, хоть и шансов теперь мало, но надежда живет, мы все-таки движемся в перед к пониманию истины из глубин зомбических мифов. Несмотря на всю зомбирующую мощь империи... Еще раз спасибо. Сергей Кочевых. http://diderix.petergen.com/lub-his2.htm
Характерной особенностью как "Сермяжных историй", так и "Воспоминаний о лихолетье" является увязка краеведческого материала на примере житейских историй обывателей села с историей страны. Кроме того рассказы респондентов о своих предках нередко дают неплохой генеалогический материал в семейных преданиях.Упоминание о миграции селян, а также отходничестве позволяют определить исторические и географические особенности этих процессов.
Отличительной особенностью обеих книг является отсутствие в них пафосности при изложении свидетельств о давно минувших днях. Отсюда и название одной из них "Сермяжные истории" от "сермяжной правды" - голой, грубой, не приукрашенной.
Может и поднимались бойцы в атаку с криками: "За Родину! За Сталина!" Но большинство испытывали животный страх перед смертельной опасностью, когда "на ватных ногах бежишь в атаку, а вокруг тебя рвутся снаряды, мины... Впереди бегущему солдату осколком мины срезало голову, так он ещё метров десять пробежал без головы с винтовкой наперевес...Из туловища фонтаном кровь бьет вверх...Страшно!" (из рассказа Ф.В.Заверняева, брянского археолога и краеведа, участника Орловско-Курской битвы).
Где-то в Интернете было и моё небольшое высказывание о Твоей книге. Чтобы писать такие книги, как "Сермяжные истории", нужно особое, микроскопическое, видение событий и, не менее важное, - это умение автора запоминать мельчайшие подробности историй, фактов, имена, отчества и фамилии, выбрать из рутины - самое важное и неповторимое, берущее за душу. Видимо, это имел в виду Лев Толстой, когда он говорил, что в будущем авторы не будут сочинять романы, а они их станут писать из жизни.
weronika2012 (18:24:23 17/09/2015)
Добрый день, Владимир Евгеньевич! Прочитала «Лихолетье». Спасибо Вам за правду. Многое для меня в этой книге стало открытием, узнала и то, о чем только догадывалась. Как мы изучали историю? К примеру, трудно было восстанавливать разрушенное войной, но энтузиазмом народа добились всего в кратчайшие сроки! А совсем другое дело узнать, как в осклизлых землянках лягушки падали на лицо спящим, или до какого года люди в лаптях ходили! Да, страдания жителей в оккупации намного тяжелей, чем моих односельчан. Хотя , и непосильного труда и «тошнотиков» на столе отведали досыта. А, главное, не дождались с войны самых крепких, молодых и отважных.
Про маму Вашу читала с восхищением. На фото у нее такое выражение лица, словно она знает что-то самое главное, что мне, например, никак не дается. Вспоминала свою маму. Всё они понимали, и на вождей не молились. Да только патриотизм для них был не пустым словом. Думаю, что способность жизнь положить за други своя заложена была в них от Бога, а ведь, казалось бы, сколько от этой власти претерпели, что и ожесточиться легко! А власти в ваших краях, знать, похлестче наших были! Это надо же, не пускать голодных людей в лес! У нас только лесом и выживали – грибы, ягоды, орехи не только для себя таскали, но и на продажу, чтобы те же налоги заплатить.
Как много всего разного было, и зверства захватчиков, и человечность некоторых из них. Подробности некоторые просто ошеломляют, как казнь беременной партизанки или слезы отца, вынужденного музыкой развлекать врагов , чтобы прокормить детей. Из мирного времени запомнилось описание трапезы хозяина, выпивающего чарочку перед едой с ложкой варенья. Малюсенькая вроде деталь, а сколько в ней смысла – скромный достаток, порядочный и уравновешенный глава семейства, заботливая и уважительная жена.
Какой бы роман получился из вашего произведения! Сколько судеб, характеров, переживаний! Не задумывались?
С пожеланием новых творческих успехов. Вера Александровна.
" Войскам было присвоенное звание Русская Освободительная Народная Армия "РОНА", была своя разведка, газета и даже театр. Убедившись, что местное самоуправление способно, своими силами обеспечить безопасность тыловых районов. Командование второй танковой армии реорганизовало Локотский район в уезд, а затем в округ включая в его состав 8 районов, Орловской и Курской областей, с общим населением 581000 человек. Так городок со смешным названием стал фашистской столицей Брянщины". https://zen.yandex.ru/media/alternate_history/russkaia-diviziia-ss-rona-5a8945f93dceb77183ec9d1c
«Сложный путь рождения прошла историко-краеведческая книга «Сермяжные истории». Многие годы Владимир Евгеньевич занимался тем, что собирал краеведческий материал. Вначале он использовал его на своих уроках истории. Приобретя компьютер и имея уже большие возможности, он попробовал опубликовать некоторые из собранных материалов на сайте «Краевед». В ответ получил немало положительных откликов. Так постепенно возникла идея о написании книги.
Все написанное в книге – это воспоминания местных жителей проживавших и проживающих на территории Домаховского поселения. По словам автора, он постарался правдиво отобразить жизнь людей в довоенное время, а также время войны, оккупации и послевоенные годы. Владимир Евгеньевич рассказывает, что редко кто из собеседников, средний возраст которых колебался от 70 до 90 лет, сдерживал слезы.
И, действительно, уж очень трагичным были их рассказы. У кого-то после таких воспоминаний поднималось давление и они были вынуждены прервать беседу. Были и такие, кто так и не решился рассказать всю правду».
Ел. Фролова Книгу написать – не поле перейти. «Авангард», Дмитровская районная газета Орловской области № 7 (10184) 26 января 2010 года
«Первая книга «Сермяжные истории» построена на воспоминаниях жителей села Домахи, окрестных деревень и поселков – очевидцев событий XX века в родном краю. Они пережили революцию и гражданскую войну, коллективизацию и голод, войну с фашистами и оккупацию, сталинское отношение к колхозному строю и хрущевские эксперименты.
Во второй книге Прохорова В.Е. «Воспоминания о лихолетье» у автора, как и в предыдущей книге, предельно простая манера написания – рассказы-воспоминания старшего поколения людей, многих из которых уже нет сегодня в живых. Воспоминания правдивые и горькие – они и есть правда о войне.
Автор и сам из послевоенного прошлого – начала 50-х, когда ещё свежи были свежи воспоминания о недавно прошедшей войне. Правду о ней он узнавал из рассказов родных и близких. Его мать Вера Михайловна воевала в отряде брянских партизан, участница парада брянских партизан в Орле в 1943 году, награждена Орденами Красной Звезды и Отечественной войны. Война – это часть биографии его матери и его родственников».
В. Савкин Писали правду о войне. «Авангард», Дмитровская районная газета Орловской области № 26 26 июня 2015 года