Шёл 1988 год – самый разгар перестройки и гласности. Естественно, везде разговоры о «наследии мрачных времен». В актуальную повестку дня хозяйка дома, где я квартировал, бабка Настя, рассказала случай о моем коллеге, учителе физики Суходолове Александре Никифоровиче, у которого после войны отца застрелил охранник леса.
В моем детстве, во времена Никиты Хрущева, когда «на вопросы смотрели ширше, а к людям относились мягче» вспомнилось подобное происшествие, но уже с молодым парнем, заночевавшем на ж/д вокзале в ожидании утреннего поезда и решившего на свою голову сходить неподалеку в совхозный сад полакомиться вишней. Охранник сада, бывший полицай, небольшого росточка и тщедушный, по кличке Пудик не дремал и выстрелив в убегающего воришку из ружья, убил его. За что и получил три года тюрьмы.
Бабку Настю удивляло то, что спустя даже много лет Александр Никифорович оправдывал, убийцу своего отца, говоря: «И правильно сделал! Он ему крикнул: «Стой! Стрелять буду!» Почему не послушался?.. Сам виноват…»
У бабки Насти - "Клиндуховой Анастасии Алексеевны (1918-1993) была нелегкая судьба. Женщина трудолюбивая, аккуратная, добрая по характеру до войны по переселению попала работать и жить в Новосибирскую область.
Здесь вышла замуж «по любви». Детей от первого брака не было, и перед самой войной отпросилась у мужа навестить родных. А когда началась война, и мужа призвали в армию, она решила не возвращаться, а переждать лихолетье на родине, рядом с родными.
Во время оккупации сошлась жить с вдовцом Клиндуховым, у которого от первого брака было четыре сына. По окончанию войны хотела возвратиться к законному мужу. Послала письмо, но не получила «ни ответа, ни привета». Прислушалась к доводам вдовца, который говорил, что «после такой войны, вряд ли твой муж остался в живых».
Мужики по тому времени были редкостью – решила не испытывать судьбу и вышла замуж за Клиндухова. Только в 1946 году родила Николая, первого из четырёх своих сыновей, как пришло письмо от первого мужа.
Когда увидела знакомый почерк и обратный адрес на конверте, потемнело в глазах, закружилась голова и Анастасия выронила грудного сына из рук. Хотя и звал бывший муж, но с ребёнком она не решилась возвращаться к нему…
Весна 1947 года была голодной. Мерзлую и прелую картошку на колхозном поле не давал собирать объездчик. А тут ещё налоги непомерные заплати мясом и молоком, которые сами досыта не ели, не пили.
Пришел сборщик налогов, когда муж был на работе, а пасынки в школе. Плати, говорит, что положено родному государству, а то выселю тебя с детьми из дома. А куда, спрашивает молодая мать, едва сдерживая слёзы. Пойдём – покажу, отвечает уполномоченный по налогам и подводит её к яме (погребу).
Откидывает крышку, заглядывает вниз, ища лестницу. Не отдавая себе отчёта, доведённая до отчаяния молодая женщина толкает «фининспектора» в яму, бежит за керосином и спичками в дом.
Соседи, заметив неладное, не дали ей «взять грех на душу». Чем обернулась для неё эта попытка покушения на представителя власти, бабка Настя не говорила мне, а я счёл неделикатным об этом её спросить…"
(Вл.Прохоров Воспоминания о лихолетье Брянск 2013 с. 122-123)
В 2008 году занялся сбором краеведческого материала о селе, где теперь проживаю и вновь услышал о строгостях жизни при любимом вожде народа товарище Сталине, когда человек мог «пропасть не за понюх табака».
Из воспоминаний Косенковой Прасковьи Степановны (1931-2015):
«С немецкой эвакуации приехали, жили два года в яме (погребе). Залазили в неё по лестнице. Спали на соломе. Ночью лягушка на лицо упадёт – вздрогнешь, закричишь и проснёшься. Зимой ямы часто засыпало снегом. Ждёшь, пока кто-нибудь из соседей из своей ямы вылезет, да откопает».
«Мать в яму ведро с водой подаёт, а я по слабости, не удержу ведро на вытянутых руках, обольюсь нечаянно. Сушиться негде. Кое-как мать сама печку слепила. В гильзе варили суп из картошки. Некоторые делали из консервной банки чашки, а мы покупали».
«Летом есть нечего, пойдём в лес за липовым листом, а туда сторож не пускает. Тогда около домов рвали лист воробьятника, мешали с мукой, пекли. Лежит потом на столе зелёная круглая лепёшка, похожая на коровий «блин»»,- горестно вспоминала Прасковья Степановна.
Зимой (после войны) салазки в руки и в лес за дровами, «молодняком». Там был сторож, но «он не ругался – мы подчищали делянки».
До войны топились кострикой (отходы от пеньки), соломкой, сухой крапивой, сухим лопухом, сухим бурьяном. После войны тётку Н.М.Романова убили из-за дров. «Ехало в лес по дрова много людей. Кто с салазками, кто корову в сани запряг. Из лесу вышел сторож: «Стой, стрелять буду!» Все остановились, а она вышла вперёд, протянула руку и успела только сказать: «Мил-человек…»
Сторож «стрельнул» и попал ей в грудь, чуть пониже горла. Когда женщину перевернули из раны «пошёл пар». Сын, было, кинулся к ретивому охраннику с топором, но тот наставил винтовку: «Иди! И тебе будет!»…
Об этом же инциденте из воспоминаний Бахматова Федора Филипповича 1929 г.р.:
«До войны топились, чем придётся. Срубали кустики по ручью, собирали в пучки, сушили и топились. Для отопления шла солома и бурьян. Жарко от таких «дров» не бывало. Поэтому на ночь по двое детей залазили в печь. Так было у Романовой Авдотьи. Её сыновья Фёдор и Иван зимой ночевали в печи. Строго с лесом было. Лыко для лаптей не давали надрать. Выход находили в том, что из пеньковых верёвочек плели чуни».
«По возвращению домой из немецкой эвакуации по дрова ездили в лес, который охраняли. В январе или феврале 1944 года Аксинья Ивановна Храмченкова лет сорока, мать четырёх детей вместе с другими пошла в лес за дровами с коровой, запряженной в сани». Её муж Храмченков Василий Иванович доводился двоюродным братом матери Фёдора Филипповича и погиб на фронте.
«Через Неруссу перешли, кто с коровами, кто просто с салазками и подошли к опушке леса. Здесь их встретил охранник с карабином, сам родом из Брасовского района, из бывших полицаев. Был он «выпивши» и скомандовал: «Стой! Ворочай назад!» А Аксинья выступила вперёд и только успела сказать: «Постой, миленький!», охранник выстрелил и убил её». Дали ему за такую «ретивость» три года. После того как сын привёз бездыханное тело матери домой у сирот, в последствии, «конфисковали корову за неуплату налогов и поразъехались они кто – куда»…
("Сермяжные истории" http://www.kraeved.ru/sermyazhnye-istorii-zhitelei-domakhi-i-drugikh-sel-prodolzhenie)
Из воспоминаний Романовой Полины Антоновны (1930-2015):
«Когда наши стали наступать в августе 1943г., немцы выгнали население Кавелино за Б-Кричино и стали «сортировать» людей. Часть детей везли до ст.Брасово на машине. Тетка Поли из-за этого потеряла сына.
Мать Поли, как и другие женщины, гнала свою корову до Брасово пешком. Потом бросила корову и догнала дочь уже в Брасово. Здесь на станции их вместе на ночь немцы загнали в бараки, огороженные колючей проволокой. Ранее здесь находились наши военнопленные.
«Мы не хотели заходить в барак. Солома на нарах кишела вшами». Но конвоиры прикладами затолкали туда беженцев. За две ночи, проведенные здесь «вши нас заели».
Ночью прилетали бомбить наши самолёты-«прялки» (ПО-2). Во время бомбежки немцы выгоняли эвакуированных из бараков и заставляли женщин покрывать голову белыми платками.
В третью ночь от бомбежки беженцы пытались спрятаться на картофельном поле рядом с бараками. Мать в борозде накрыла дочь своим телом. «Мужчины наши кричали: разевай рты (чтобы не контузило от взрыва бомб)». «Прялки» вешали при бомбёжке осветительные «фонари», которые беженцев осыпали «восковым дождём». У мамы Поли всё платье было в воске.
Утром из бараков людей погрузили вместе с коровами в эшелон с немцами и повезли, как потом оказалось, на Украину. При налетах нашей авиации, даже днём, немцы останавливали поезда, выгоняли эвакуированных из вагонов и заставляли женщин вновь надевать белые платки. «Наши самолёты «вхолостую» постреляют, не бомбят и улетают».
Когда впереди следования эшелонов разбомбили железнодорожные пути, немцы выгрузили, прикрывающих их от налётов нашей авиации беженцев, под ст. Ямполь и расселили по ближайшим деревням. Здесь они проживали в лагерях у д. Орловка и д. Палеевка в бараках, окруженных колючей проволокой.
«Маму гоняли на работу. Рады были, что хоть кусочком хлеба «разживётся». Кормили нас овсяным и гороховым бульоном. По нужде (в туалет) ходили под конвоем. В лагерях прожили месяца 2-3. Уже стояла холодная осень. Однажды вечером немцы погрузились на машины (фуры) и мотоциклы и уехали. Утром вокруг нас было пусто. Бомбили, и гудело всё близ деревни. Страшный гул стоял!»
Наутро эвакуированные «собрали сумочки, узелки и – кто куда бежать!
«Пошли по деревням – хлебушка разжиться».
Добирались до Севска на попутных машинах. Военные из Ямполя дали им наказ: с дороги на обочину не сходить, заминировано. «До Севска один шофёр не захотел подвезти бесплатно и даже сдал назад, чтобы подавить наши узлы. Мама еле успела выхватить свой узел из-под колёс. Следом ехала машина с начальством. Проголосовали – она остановилась. Спросили, чего плачете. Объяснили. Начальник сел на попутку, догнал того шофёра, вернулся с ним и спросил: «Этот?» После подтверждения отправил его на передовую. А от Севска шли пешком. Потом «разжились» лошадкой и на ней приехали домой».
Когда вернулись в Кавелино, стояли уже лёгкие морозцы. У матери Поли ещё до немецкой эвакуации ревматической болью нередко сводило ноги. Ходьба в лаптях и чунях в слякоть и холод бесследно для здоровья не прошли. Человек пять кавелинцев подорвались в деревне на немецких минах. Кто картошку пошёл на огород копать, кто в свой дом зашёл, кто в погреб (яму) спустился…
«Вернулись из Ямполя, чугунов нет, сварили картофельный суп в гильзе из-под снаряда, а он чёрный. Когда мать болела, я одна копала картошку на огороде под лопату».
«Из эвакуации приехали, пшеницу жали. Села тюрить колоски на кутью. Рядом тётка. «Вон, - говорит, - председатель идёт». Председатель колхоза в Кавелино после войны был Лобеев Яков Ильич. Он подошёл, забрал всё до колоска с фартучком из ситца и заявил в милицию» о воровстве колхозного добра.
Приезжал милиционер «по сигналу» в контору. Приходил за Полей на дом, стращал тюрьмой. Об этом недобром визите представителя власти сообщила дочери плачущая мать. Обошлось. Хотя, если б застал дома – «посадили» «как пить дать». Время было такое – безжалостное. А фартучек так и не отдали…
«По морозу ходили с серпами жать рожь, молотили и варили кутью. Пшеницу толкли в ступе шкворнем. Пшеничную мучицу просеивали. Летом крошили листья свёклы, мешали их с мукой. Разводили костёр и пекли на сковородке, подливая в неё воду».
«После возвращения в Кавелино целый год, с 1943 по 1944 ночевали и жили в яме. Зимой нередко ямы (погреба) засыпало снегом. Спасибо соседи откапывали друг друга».
Мать, Анна Яковлевна (Шура), поехала весной 1945 г. в Сумскую область «за курами». Ездила с девчатами и привезла трёх курей и одного петуха. Назад добирались товарняком. Ночевали в железнодорожных будочках на ст.Комаричи. Мокрые ноги разболелись и она совсем «обезножила». До д.Любощь её довезли на коляске.
В 39 лет она заболела воспалением лёгких, лежала в больнице. Года два прожила и умерла в 1947 году. Перед смертью успела построить подвал (полуземлянку) с грубкой…
(В.Е.Прохоров Сермяжные истории Брянск 2009 с.221-223)
Из рассказа Шелобаевой Анны Ивановны 1937 г.р. (Вл. Прохоров Воспоминания о лихолетье Брянск 2013 с.32-34):
По рассказам старших в семье Шелобаевых – у кого не было коровы, те опухали в голод 1933 года. Ели траву «жирнуху», варили суп из лебеды (картофельного сорняка), делали какие-то лепешки, где травы было больше, чем муки. В 15-18 км от Никольского находилось село Куракино, где ещё в царские времена построили спиртзавод. Люди ходили туда за выжимкой, патокой, бардой (отходами производства), чтобы спасти себя и семью от голодной смерти. В качестве закваски для выпечки хлеба использовали тёртую картошку. С зерном было туго.
В послевоенное, тоже голодное время, за горсть зерна, сорванного с колосков на колхозном поле, сажали в тюрьму. Отец Ани, в колхозе при сборе урожая работал на косарке, запряжённой лошадью. Мать Пелагея вязала скошенные колосья в снопы, а затем носила в «хресцы» (12 снопов уложенных друг на друга, а сверху ставился «на попа» 13-й)…
В послевоенное время пекли и ели «тошнотики» и в Дмитровском районе Орловской области. Хотя люди пухли от голода, но за сбор потерь («колосков») на колхозном поле можно было запросто угодить в тюрьму. Василькова Ефимия Дмитриевна и её дочь Мария (Маня) жили в д. Талдыкино. Муж Химы был строитель, и даже построил себе хату, опередив председателя колхоза в новоселье.
В конце лета 1947 года 13-летняя дочь Маня вместе с другими детьми на скошенном поле собирала в стерне осыпавшееся с колосков при уборке зерно, и лишь она одна была арестована по печально знаменитому уже тогда указу о колосках «шесть – шесть, сорок шесть» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6.06.1946 года). Мария была отправлена на лесозаготовки, откуда в родную деревню не вернулась и судьба её неизвестна. Отец с горя заболел и умер, а мать с младшей дочерью по вербовке куда-то уехала…
Авилкина (Лобеева) Валентина Григорьевна 1942 г.р. вспоминала как опухших от голода её и племянника Михаила Андреевича Лобеева 1945 г.р., посадив на плитку (печурку), кормили картофельным хлебом, «тошнотиками». Просьбу матери Степаниды Егоровны принести хоть немного зерна с колхозного тока, отец Григорий Егорович выполнить не решился, хотя и был по должности председателем колхоза. Односельчанку из д. Кавелино (6 км южнее с. Домахи Дмитровского района) Зимину Елену Трофимовну, девушку лет 18-ти в 1947 или 1948 году посадили в тюрьму на 8 лет, за собранные ею с колхозного поля «колоски».
После амнистии в 1953 году, Елена Зимина возвратилась в родные края, вышла замуж, родила троих детей, в том числе и дочку. Но какой-то злой рок преследовал Елену. Её трёхлетняя дочь играла с детьми на соломе, привезённой во двор. Через нос соломинка попала девочке в дыхательные пути. По пути в Дмитровскую райбольницу ребёнок умер.…
«Во второй половине 1946 г. Совет Министров СССР и ЦК ВКП(б) приняли два постановления (27 июля и 25 октября) «О мерах по обеспечении сохранности хлеба, недопущения его разбазаривания»… Министерство юстиции СССР дало указание судебным органам применять к виновным меры наказания, предусмотренные законом от 7 августа 1932 года. По неполным данным, уже осенью 1946 г. было осуждено за хищение хлеба 53,4 тыс. человек, из них 36,7 тыс. приговорено к лишению свободы на 10 лет и больше. 35 человек – к расстрелу. 4 июля 1947 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за хищения государственного и общественного имущества»… за кражу или растрату государственного имущества давали от 7 до 25 лет лагерей, колхозного или кооперативного имущества – от 5 до 12 лет. А в итоге, «колхозник, укравший мешок картошки», стал, по признананию лагерного начальства, едва ли не главной фигурой ГУЛАГа». (Зеленин И.Е. "Закон о пяти колосках": разработка и осуществление. Вопросы истории, № 1, 1998)
Из воспоминаний Рябининой Клавдии Сафроновны (1926-2010):
«Для выпечки хлеба и ежедневного приготовления пищи нужны были дрова. Раз в месяц разрешалось на быках или колхозной лошадки привезти из лесу кой-каких дровишек. Зимою, взяв салазки, Клава с сестрами ехали в лес за сучьями, прутиками, хворостом. Если на санках оказывалась срубленная древесина толщиной в детскую руку, то лесником отнимался топор и дрова. А так ежедневно собирали для топки сухие бурьян или крапиву, картофельник (ботву от картофеля)…
С топливом были проблемы и в лесной Черниговской области (Украина). В с. Блистова Новгород-Северского района у моего (автора) тестя Шульги Михаила Даниловича 1938 г.р., отец, Шульга Даниил Тимофеевич (1903-1956), после операции по удалению язвы желудка не поберегся, стал крыть крышу под солому, занемог и умер.
В 1946 г. бывший фронтовик Д.Т.Шульга «поназычил» соломки с колхозного поля, чтобы перекрыть крышу своей хаты. Властям кто-то донёс – пришли с обыском, конфисковали солому и составили протокол.
И тогда сказал отец своему старшему, 16-летнему сыну Николаю: «Садись ты в тюрьму, а то семью из четырёх человек не прокормишь, если я на себя возьму всю вину». Сын отбывал срок где-то на Херсонщине, откуда и вернулся уже с женой. Ещё за четыре года до смерти Даниил Тимофеевич, накрывая хаты под солому, заработал в соседнем селе Орловка ведро коровьего масла. 10 км нёс его до Блистовы, чтобы сдать на молокосборный пункт и заплатить недоимку по налогу на молоко.
Теперь вдова Ефросинья Макаровна (Воропай) Шульга и четыре сына остались без кормильца…
Стояла зима середины 50-х годов, а в лес за дровами без разрешения нельзя. Удалось договориться с лесником: «Михаль, приезжай (лесник назвал место) и собери сучки». Мой будущий тесть так и сделал. И даже заготовил сучки впрок. На следующий день, когда стал их грузить на салазки, то неожиданно увидел Параску, бегущую к нему с топором. Следом за нею подругу, тоже с топором в руках. «Если не уйдёшь, я тебе зарублю! Нам топиться нечем!» Михаил был младше Параски на два года. Он выругался матом, но с «бабами» связываться не стал и побрёл искать сучья в другом месте…
Его будущая тёща Марфа Марохонько (1912-1978), оставшись без мужа Фёдора, угнанного в Германию, тоже бедствовала с дочкой Машей 1943 г.р. и своим немощным тестем Степаном. Потолок прохудился и сквозь дыру было видно зимнее небо. Тесть полез, было, заделывать прореху, да свалился с лестницы и сломал ногу. Был он рукодельный человек – умел шить сапоги (чоботы) из лоскутов кожи, научил шестилетнюю внучку Маню плести «постолы» (лапти). Сквозняки гуляли по хате, а топиться нечем.
Стемнело, и пошла Марфа на колхозное поле – «соломки позычить». Стала мокрую и гнилую вокруг скирды собирать, вдруг выстрел из ружья бабахнул. Объездчик стрельнул в воздух, но Марфа с испуга упала ничком и оставалась лежать неподвижно, даже когда тот забирал её санки. Пришла домой «ни жива, ни мертва», белая как полотно: «Меня, наверное, посадят» – сказала она. Дед говорит внучке Мане: «Иди к председателю и проси, чтобы он простил мать».
И пошла дочка в колхозную контору, открыла дверь и бухнулась с порога на колени: «Дядечка, прости мою мамку, не сади её в тюрьму, а то мы с дедом от голода помрём! И пусть объездчик санки вернёт – а то нам не на чем дрова возить». Председатель подошел, поднял девочку с колен и распорядился вернуть санки. С видимой неохотой объездчик Ефим это сделал, выкатив их из собственного двора… (Вл.Прохоров Воспоминания о лихолетье Брянск 2013 с. 114-115)
Свидетельство о публикации №179384 от 28 марта 2015 года
Да уж отец народов!!! Леса жалко людям было... уму непостижимо. В стране леса было, в Африканских джунглях столько нет.
Мать рассказывала в Поволжье тоже был голод. Одна многодетная мать, вдова, водила своих детей на берег Костромы-реки и они собирали речные мидии. Перловицы. Варили и ели, собирали грибы в лесу. Но что интересно не многие догадывались до перловиц и начали массово их собирать и есть только когда узнали о этом семействе. Ежей тоже не догадывались ловить и готовить, хотя их было очень много. Вспоминала баба Дуся, бобыль деревенский ловил ежей и варил. Мясо сам ел, жирный бульон отдавал деревенским детишкам.
Рассказывала она и такой страшный случай. Корова на лугу скинула недоношенного телёнка. Вся деревня прознав бросилась на луг за телёнком, так что хозяевам пришлось с топором прогонять сельчан от "мяса".
И без пармезана как-то люди выживали и даже плодились и размножались. Собрал сведения о населении окрестных деревень и сел после освобождения от оккупации: по 600 человек жило в четырех деревнях и селах, а в моем селе так вообще за 1200 человек. Из-за чего в нем до 1950 г. было два колхоза вместо одного.
Спасибо, Лариса за интересный и содержательный отзыв. Отредактировал свою работу и включил в неё воспоминания своих украинских родственников о послевоенном лихолетье.
Да за колоски и бабу Дюсю посадили в детстве, вместе с братом. Но не помню сколько лет дали, она говорила, но я ребёнком была... мне было всё по барабану тогда.
Мать ещё была совсем молодой девушкой, лет 16. Очень красивая она была. В неё влюбился один немец из пленных.Их использовали на погрузке и разгрузке барж. Руководил работами её отец, мой дед. Он знал немецкий в совершенстве. Но времена были такие, что любовь этого Ганса осталась безответной. Мать вспоминала про него - рыжий, мы их презирали!!!
В 16 лет дед мой отвёл её на ткацкую фабрику и устроил на работу. В семье осталось ещё пятеро младших детей. Так она осталась в Костроме жить самостоятельно, а дед с семьёй поплыли дальше вниз по Волге. Он был капитаном на самоходной барже. Вся семья плавала вместе с ним, оформленная младшими матросами))) Жили в основном рыбой, которой в Волге тогда было ПРОПАСТЬ!!!
Всё что возили брать было нельзя. Много было только соли, рыбу солили впрок.
Мать рассказывала, как везли арбузы в кулях-сетках. Очень хотелось, но так и не попробовали ни одного. Сетку не разрежешь, арбуз не вынешь. К берегу что бы купить не пристанешь. Так и плыли вверх, а арбузы качались в сетках, дразнили.
Всё же благодаря деду семья жила лучше многих. На берег если удавалось сойти, шли на рынок меняли соль, спички, рыбу на вещи. Одеть было нечего. До конца жизни мать не выкинула ни одну тряпку, даже мои детские платья привезла в Самару из Костромы, когда в 84 года приехала ко мне на жительство. Так въелось в неё нехватка и рачительность к каждому лоскутку.
В 16 -17 лет она уже работала на прядильном производстве. Тут её и других девчонок отправили в деревню пилить лес. Там работали и мужчины. Мужчины были хитрее. Они пилёные кругляки ставили кругом, а в середину валили длинные брёвна. Мать таких хитростей не знала и пилила честно по стандарту. В результате попала в больницу с двухсторонним воспалением лёгких. Еле выжила...
Из больницы вышла, все уже уехали в город. 15 км она шла в деревню за вещами, но ей помог бог. Встретила двух женщин, что возвращались из города с пустыми бидонами на санках. Продали молоко и шли домой. Они усадили её на санки и по очереди везли... причём бегом почти. Так и домчали до деревни. Но, всё равно бронхит у неё остался и перешёл в астму на вредном прядильном производстве. Всю жизнь страдала от этой болезни.
На фабрике к каждому празднику давали работницам по лоскуту ткани. Они шили из них юбки, кофточки, простыни. Помню, что я уже была подростком, а у нас все простыни и пододеяльники были из кусков. Одни швы. Лён очень прочная, почти вечная ткань)))
Как то я спросила её, а что за вещи были у тебя? Стоило за ними идти 15 км по снегу и лесу? Она развела руками. Да ерунда - лоскут ткани дарёный в сундучке. Но мне жалко было... а особенно сундучка. Дед делал. То есть мой прадед, он мастер был краснодеревщик. Сундучок остался от него.
Мать была приёмным ребёнком в семье. Это уж я так называю всех дед, прадед... так же как она называла. Родителей её расстреляли. Они были дворяне. Дед взял девочку в свою только что образовавшуюся семью. Он ей ничего не рассказывал. А рассказала ей одна женщина, которая знала её родителей. Но мать тогда была очень маленькой и не смогла расспросить большего, а только запомнила то что ей сказала эта женщина. Больше она её не видела, семья постоянно плавала по Волге и нигде не жила долго.
Как то в автобусе ехала с бабулей. Она жаловалась на больные ноги. Тоже была старшим ребёнком в семье и родители отвезли её работать на стройку в город в 15 лет. Платили очень мало, а у неё были только туфельки на ногах. Всю зиму она проходила в этих туфельках втискивая туда толстые носки, но понятно, что ноги застудила. Даже спустя столько лет я почувствовала в её голосе обиду на родителей, что так рано увезли её из дома. Но думаю что не от хорошей жизни... у них выбора не было.
Хорошо что вы эти истории записываете. А то время идёт, многое забывается. А потом выдумывают мифы и вертят историю куда удобно.
Не дай бог нам и нашим детям, испытать всё что испытали эти люди.... Тяжелей всего было женщинам, им надо было сделать всё, чтобы сохранить детей. Видеть своего ребёнка голодным или больным и не иметь возможности изменить ситуацию, это может мать свести с ума.
Что бы немного снизить градус печали расскажу ещё историю, смешную, которую тоже слышала от мамы.
Плыли они на барже и везли соль. Ночью напоролись на топляк. Это старое бревно, которое намокло и плавает не на поверхности воды, а полупогружённое. Иногда комлем вниз. Баржа получила пробоину и стала набирать воду.
Бабушка стала кричать, что потонем, и бегать как курица, мешая всем. Тогда дед сказал ей. Пошли... возьми в кладовке тряпки. Дыру затыкать. Она пошла с ним, а дед взял и закрыл её в кладовке. Что бы не мешала. Баржу причалили к берегу, посадив на мель.
Деда вызывали на комиссию и серьёзно допрашивали - ГДЕ СОЛЬ?????? - Уплыла, - отвечал дед. - В Волге.
Слава богу ничего не было. Соль всё же была дешёвая, утеря была признана не по его вине.
Так дед подсолил Волгу....вот рыба то офигела.
Про "обиду на родителей". При моем опросе старожилов об их жизни в войну, оккупацию некоторые из них с горечью и обидой в голосе, рассказывая о послевоенном лихолетье произносили шокирующее даже для постсоветского времени: "Мы при немцах лучше жили". И, действительно, из их рассказов такой вывод напрашивался сам собой. Уж очень был лют налоговой режим на людей выживавших в первобытных условиях в сожженных дотла деревнях и селах и работавших "за палочки" в колхозах. Одного из председателей колхоза вызвали "на ковер" в райком партии по поводу выдачи им в августе колхозникам по пуду (16 кг) зерна на двор до выполнения плана по хлебозаготовкам государству. Реально ему грозила тюрьма. На вопрос: "Что скажешь в свое оправдание - по какому праву ты нарушил указание партии и государства?", он ответил: "Что скажу? Подхожу к бабам - а у них глаза опухли от голода!"
Мой папочка в войну работал в колхозе. ребенком. В татарской деревне. Потом удалось вырваться. Стал всемирно известным ученым. Умер два года назад. Ноги, позвоночник, испорчены были от тяжеленного труда.
А дедушка был председателем колхоза, его за умершую лошадь забрали в Казань. Там родственники по всем инстанциям добивались, чтобы был суд! Иначе люди в предварительном закл. умирали от голода. Оправдали.
Увы, колхозники при Сталине отличались от крепостных крестьян всего лишь тем, что их не продавали оптом и в розницу, но зато за колоски сажали минимум на 10 лет, а то и приговаривали к расстрелу.
Думаю правда о тех временах позволяет нам переживать трудности настоящего. Если тогда люди не пали духом, то нам и подавно нет оснований предаваться унынию и отчаянию.
Самое удивительное, что находятся люди, которые оправдывают такие несуразные жестокости сталинской эпохи. Мол, без них бы и фашистов не одолели. Как будто морить голодом и холодом людей в тылу и даже в послевоенное время, каким-то образом способствовало Победе или ещё чему-то.
Удивительнее всего, что эти люди Сталин, Ленин восстали против Царской власти. Обвиняя её в жестокостях, несправедливости и презрении к простым людям. Но сами далеко превзошли в бесчеловечности времена Ивана Грозного. Вся система жизненного уклада, который они построили, состояла из - отнимать, не давать, подавлять и тд. Всё со знаком минус. Помню Децафинадо здесь на сайте. Который страшно ратовал за Ленина и Сталина, за революцию. Жертвы он даже не рассматривал. Мол великие цели оправдывают всё... Переморили народу ужас сколько!
Мать рассказывала в Поволжье тоже был голод. Одна многодетная мать, вдова, водила своих детей на берег Костромы-реки и они собирали речные мидии. Перловицы. Варили и ели, собирали грибы в лесу. Но что интересно не многие догадывались до перловиц и начали массово их собирать и есть только когда узнали о этом семействе. Ежей тоже не догадывались ловить и готовить, хотя их было очень много. Вспоминала баба Дуся, бобыль деревенский ловил ежей и варил. Мясо сам ел, жирный бульон отдавал деревенским детишкам.
Рассказывала она и такой страшный случай. Корова на лугу скинула недоношенного телёнка. Вся деревня прознав бросилась на луг за телёнком, так что хозяевам пришлось с топором прогонять сельчан от "мяса".