16+
Лайт-версия сайта

История индейцев Америки. гл. 13 "Государственное устройство, хозяйство и жизнь в империи Тауантинсуйу"

Литература / История, естествознание / История индейцев Америки. гл. 13 "Государственное устройство, хозяйство и жизнь в империи Тауантинсуйу"
Просмотр работы:
30 декабря ’2013   15:57
Просмотров: 20738
Добавлено в закладки: 1

Структура инкского общества была такова: основная ячейка – айлью (род), территориальная община. В каждом городе и даже в селе было несколько «айлью». Несколько деревень составляли округ под управлением «кураки» - назначенного властью чиновника или местного вождя.. Округа составляли одну из четырёх провинций.

У инков женитьба была обязательным делом. Мужчина получал земельный надел «тупу». На каждого сына он получал ещё один надел, на дочь – половину надела. Рядовой член общины именовался «хатунруна». Женщины в основном ткали и пряли, вели домашнее хозяйство. В Тауантинсуйу 1/3 земли принадлежала жрецам, 1/3 – государству и Инке, 1/3 – земледельцу.
Земледельцы выращивали такие культуры, как: «сара» - маис, «папа» - картофель, «терви» - фасоль, «рекото» - красный перец, томаты, тыкву, какао, ананас, подсолнечник, арахис, ваниль, каучуконосы и прочее. Все полевые работы выполняли сами люди, без помощи тягловых животных. Безгорбый верблюд лама использовался только для перевозки поклажи во вьюках, для получения шерсти, редко ради мяса. В стране имелась сложная система оросительных каналов, было развито террасирование полей. Все общественные работы велись под присмотром чиновников. На случай неурожая для населения открывались гос.хранилища продовольствия. Денег у инков не было. Обязательной была служба в армии и т.н. «мита» - государственные строительные работы. Немощные и вдовы получали от государства полное обеспечение – пищу, одежду. Люди старше 50 лет работали намного меньше молодых, а старше 60 лет совсем освобождались от труда. Но простые хатунруна работали очень много и содержали, кроме своих семей, многочисленных жрецов, чиновников –кураки и знать капак-айлью. Были здесь и бесправные рабы «йанакуна».

У монарха были такие имена: Инка, Сапа – единственный, Интип Кори – сын Солнца.
Будущего преемника Инка выбирал сам из своих сыновей. Принца готовили к правлению учёные страны. Он сдавал государственный экзамен «уаранчикой». Корона императора называлась «льяуту», это был венец из цветных шерстяных нитей. Также у него были и другие регалии, все из золота. На скипетре обязательно имелось три пера редчайшей птицы «коракеке». Император восседал на резном троне из ценного красного дерева. Посетителям он давал аудиенции огороженный плотным занавесом. Инка одевал одежду только один раз, а затем менял на новую. Пищу ему подносили на золотом блюде, а объедки сжигали. Путешествовал правитель на носилках из дерева и золота. Носильщики были только из племени рукана, они носили исключительно синие одежды. У Инки была только одна законная жена «койя» - его родная сестра. Зато было много наложниц (до 3000) и юные девственницы из монастыря «невест Солнца». Тело умершего Великого Инки бальзамировали, а мумию оставляли во дворце сидящим на золотом троне. Рядом ставили золотую статую покойного в натуральную величину. Новый Великий Инка строил себе новый дворец. В Тауантинсуйу это был абсолютный владыка, земной бог, законодатель и судья, верховный военачальник и жрец. Однако при нём обязательно был совет из представителей высшей знати. И ещё император должен был быть милостивым, справедливым и мудрым.

Кровными родственниками императора назывались «капак айлью» и все были из одного инкского рода «пакайоку», что значит Большие Уши. Мочки ушей у детей этого рода искусственно сильно удлинняли. Они занимали все высшие посты в государстве, в т.ч. оба Верховных жреца, все четыре «апу» - Правителя провинций и т.д.
Чиновники «курака» были разных рангов, в зависимости от того, сколько людей было у них в подчинении. Высший чин именовался «хоно курака» - господин 10000, а низший «пакака курака» - господин 100 людей.
Местные старейшины управляли 10 и 5 семьями.
Административной единицей была долина или провинция, ограниченная природными рубежами и населённая одним этносом. Из провинций ежегодно посылали в г. Куско статистические данные в виде узелковых писем. Провинциальная знать и «курака» повсеместно состояли из племенных вождей. Инки только собирали дань у покорённых народов и не вмешивались в дела местных правителей. Однако они сурово карали личную месть и самосуд. Наказанием за это часто была смерть виновного.

При 10 Инке в Куско произвели перестройку и перепланировку. Старый город практически исчез. При помощи обязательной повинности «миты» собрали на строительство нового города 20 000 человек. 6000 из них ежедневно доставляли волоком из каменоломни 100-тонные плиты. Однажды такая плита сорвалась и убила 400 человек. Остальные взбунтовались и убили руководителя работ (архитектора). Несмотря на все трудности, работы были закончены. Новый Куско отстроили в виде силуэта пумы: голова – крепость Саксауаман, хвост – река Вилькамайо. Тело составляли другие части города: Ханан Куско (Верхний город), Хурин Куско (Нижний город). В нач. XVI века здесь проживало около 200 000 человек. Центр был в Верхнем Куско вокруг площади Уакапата (Священная терраса). От этой площади расходились дороги в 4 главные провинции. Здесь же находились три дворца: 8 Инки – Виракоча, размером 30 на 160 метров; 10 Инки – Тупак Инка Юпанки, с комплексом святилищ; 12 Инки – Уаскара, где позже поселился последний Инка Атауальпа.

В Верхнем Куско находился «Кориканча» (Золотой Двор) – ансамбль храмов на том месте, где 1-й Великий Инка построил первую хижину для себя. Главный храм города и страны – в честь бога солнца Инти. Туда мог входить только сам великий Инка, как сын Солнца. Там находилось изображение Инти – многометровый литой диск из чистого золота, украшенный изумрудами. Стены изнутри были обшиты листовым золотом, потолок из резного позолоченного дерева. На полу лежали ковры с золотыми нитями, окна и двери украшены драгоценными камнями. Вся посуда и утварь в храме была золотая. В ларях лежала кукуруза, выращенная самим императором на его личном поле. Это было самое большое здание в стране Тауантинсуйу. Второй по значению храм был посвящён Луне «Мама Кильи», женский «койя». Здесь всё было из серебра, а также хранились мумии умерших «койя». Другие храмы посвящены богам грома и молнии, радуги и прочим. Эти храмы обрамляли площадь Интипампа (солнечное поле), где на золотой траве стояли золотые же деревья, звери, птицы, стебли маиса, 20 лам и их пастухи. Кроме храмов были построены: обсерватория Интиуатана, школа для детей знати Йачауаси.

Ежегодно особый чиновник «апопанака» объезжал все города и деревни и отбирал 10-летних девственниц в невесты Солнца «аклья куна». Их увозили в монастыри 4-х главных городов провинций, и там они 4 года жили и учились за государственный счёт. Затем некоторых из них отдавали в жёны или в наложницы чиновникам и военным. Прочие становились «мама куна» (прислужницами бога Инти), весталками, непорочными девами, недоступные ни для одного мужчины, кроме Инки. Ими руководила верховная жрица «койя паска», жившая в главном храме в Куско.

В Тауантинсуйу была постоянная армия, ведущая захватнические войны. К боевым походам тщательно готовились, снабжение войска было организовано из складов, расставленных на пути и попутных караванов. Мародёрство солдат каралось смертью. Все захваченные у врагов богатства передавались в госказну. В мирное время воины занимались хозработами на пользу государства. Боевое вооружение составляли пращи, лук со стрелами, копьеметалки, копья, бронзовые топоры, деревянные булавы с бронзовыми навершиями. Для защиты имелись шлемы и щиты из дерева, хлопковые стяженные панцири. После войны пленных врагов освобождали, и они становились гражданами Тауантинсуйу на своей земле или селились в других провинциях. Рабов было мало. Случались массовые переселения народов за бунты или ради освоения новых, стратегически важных, земель. Торговля в империи была запрещена, за исключением прибрежных областей. Распределение продуктов и сырья осуществлялось государством (средневековый коммунизм!).

Основной ячейкой общества в инкском государстве была соседская община «айлью», объединявшая примерно 100 семей и имевшая свое имя (животное, гора, небесное тело и т.п.). пашня делилась на общинную, местных вождей, государственную (поля Инки), храмовую (поля Солнца). Существовала трудовая повинность «мита» - работы на пользу государства: строительство мостов, каналов, дорог, крепостей, храмов и т.п. Для женщин «митой» было прядение и ткачество. На этих работах трудились крестьяне-общинники. Кроме них, существовал ещё слой людей «янакуна» - слуги во дворцах, храмах, носильщики в войске, ремесленники у знати. Женщины – «акльякуна»: служанки, ткачихи у господ, младшие жрицы, наложницы.

У инков довольно развитыми видами искусства были музыка, танцы, стихосложение, ювелирное дело, изготовление статуэток, производство художественной керамики.

Мужчины и женщины обязательно должны были создавать семьи. Парни после 25 лет и девушки после 18 лет в один назначенный день должны были явиться в окружной центр, и там особый чиновник составлял из них семейные пары.

В стране Тауантинсуйу землю обрабатывали деревянными лопатами, заострёнными палками, каменными мотыгами, сельхозорудиями с бронзовыми наконечниками. Поля орошали и удобряли. Основной сельхоз культурой был маис (кукуруза). Его зёрна мололи на муку и выпекали хлеб, ели варёные и жареные початки. В горных местностях, где маис не рос, сажали «киноа» (перуанский рис) – на зерно, а также картофель. Другие популярные культуры: фасоль, томаты, тыква, какао, ананас, арахис, ваниль, подсолнечник, каучуконосы, маниок, перец. Выращивали также различные фруктовые деревья, листья коки и табак – для медицинских целей. В пищу употребляли собак, уток и прочих мелких животных и птиц. Ламы использовались как вьючные животные, от альпаки получали ценную шерсть. Их мясо ели очень редко. Популярными были охота и рыболовство.

У инков хорошо развиты были горное дело, добыча руд, выплавка металлов. Они умели выплавлять несколько видов бронзы
Свои жилища они строили из камня, глиняных сырцовых кирпичей, из переплетенных веток. Обычно у их домов была двускатная растительная кровля, узкий дверной проём, стены без окон.

Ткани инки изготавливали из шерсти и хлопка, украшали их вышивкой, раскрашивали, вплетали золотые нити, перья. Одежда мужчин состояла из набедренной повязки, туники без рукавов, узкого плаща с завязкой на груди. Женщины обёртывались в длинное полотно, носили плащ с застёжкой и широким поясом. На ногах простых индейцев были сандалии из невыделанной кожи или из агавы вида «магуэй».

Дороги в Тауантинсйу постоянно строили и ремонтировали. Главная магистраль тянулась от г. Кито у экватора, до столицы г. Куско и далее до р. Мауле у 35 град.ю.ш. Длина этой дороги была 5250 км., а средняя ширина почти 7,5 метра. Вторая по значению дорога, также шириной 7,5 м., прибрежная, шла от города Тумбес до района г. Копьяпо в Чили. Здесь обе дороги соединялись. На всём протяжении обе они связывались системой поперечных дорог. Максимальная высота преодолеваемых перевалов достигала 5160 м. над уровнем моря. Дороги обрамлялись каменными бортиками, за их состоянием постоянно следили. Для охраны путей сообщения в империи была устроена система крепостей.
На государственных дорогах на расстоянии дневного перехода существовали постоялые дворы и склады продовольствия «тамбо» (тампу) для снабжения чиновников, путников, воинов и прочих странников. Была и гос.почта из бегунов - «часки». Они передавали устное сообщение или узелковую запись «кипу» на расстояние не более 3 км. другому гонцу и так по-цепочке до адресата. Средняя скорость такой почты составляла 240 км. в день, максимальная 400 км. в сутки! По дорогам все ходили пешком и только Великий Инка, Большие Уши и высшие чиновники преодолевали путь на носилках. Мосты через реки и ущелья устраивались на натянутых толстых канатах из волокон агавы. Таким был и 45-метровый мост через реку Апуримак. Построенный ещё в XIII веке при Инке Рока.

Из всех цитаделей своей мощностью выделялись крепость Ольянтайтамбо в долине Йукай и крепость Сенка в долине Куско. А в 120 км. восточнее г. Куско, возле р. Урубамба, находился город-крепость Мачу-Пикчу, основанный ещё при Инке Пачакути. Именно здесь, после завоевания страны испанцами, был центр государства последних инков. Колонизаторы его не смогли захватить, но сам народ вымер в конце XVI века. Развалины города нашли только в 1912 году. В последних обитаемых жилищах города нашли лишь несколько десятков скелетов, преимущественно женских.

В Тауантинсуйу большое развитие получила астрономия. Однако, лунно-солнечный календарь здесь был хуже, чем в Центральной Америке. Год длился 12 месяцев, 365 дней. Первый месяц года – декабрь, 12-й – ноябрь. 1-й месяц назывался «капак райми» (великолепный праздник) и начинался с трёхдневного всенародного торжества в честь созревания кукурузы (в южном полушарии). Месяц май назвался «айморай». В нём был праздник матери-кукурузы Мама Сари. Июнь «инти райми» ознаменовался праздником в честь Божественного Солнца. Ему приносили и человеческие жертвы. В месяц июль «чауауарки» был праздник воды.

Вообще, число приносимых жертв у инков было гораздо меньше, чем у ацтеков. Это связано с тем, что сила империи Тауантинсуйу была основана на правильно организованном земледелии, хорошем государственном управлении и эксплуатации своего народа. А вот империя ацтеков существовала за счёт непрерывных войн, захватов и ограбления покорённых племён.
В Древнем Перу развивались и другие науки: математика, медицина, и прочие. Появились и мудрецы-учёные и литераторы-«амауту». Детей столичной и провинциальной знати обучали в школах. Очень развита была устная словесность: легенды, мифы, гимны, стихи, драмы. Письменности у инков не было, все знания передавались устно. Возможно, некая письменность была прежде, но затем запрещена. Только в качестве династической тайны у правителей существовало пиктографическое письмо. Между собой Большие Уши говорили тоже на каком-то языке, но не на кечуа, а, вероятнее всего, на древне-аймарском. Существовавшее узелковое письмо «кипу» использовалось для числовых сообщений. «Кипу» имело вид связки цветных шнурков и расположенных на них в особом порядке узелков. Они обозначали: число жителей, их трудовые занятия, собранный урожай и т.д. Красный цвет имели воины, жёлтый – золото, белый – серебро, чёрный – время (ночь) и т.п. Послания составляли специальные писари - «кипу-камайоки».

Но гораздо больше, чем учёных, было жрецов многочисленных богов. Верховный жрец, первосвященник именовался «вильяк-уму».
В религии поклонялись тотемам духов-покровителей, «уака» - местным божествам гор, пещер и т.п. От родового строя сохранились культ сил природы, культ предков. С течением времени сложился классический инкский пантеон богов. Инки не уничтожали богов покорённых народов а, подобно римлянам, присоединяли их к своим богам.







Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 05 декабря ’2014   18:44
Прекрасно изложено.

Оставлен: 06 декабря ’2014   13:59
Меня поразила история древних инков. Очень жаль, что ни в школе, ни в институте нам такого не рассказывали. Интереснейший мир!



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

За твоим окном. Осенний дождь. Полюби меня..

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft