Дорогие мои Друзья я продолжаю публиковать статьи из ЖУРНАЛА ДЛЯ ХОЗЯЕК издания 1917 года.....На сей раз речь пойдёт о кооперативах.....)))))))
Об идеальном кооперативе.
Мы получили очень много писем с вопросами о том, «как устроить кооперацию». Есть вопросы: «какая польза от кооперации и какой вред».
Есть даже и вопросы:
--О кооперативной партии.
Последний вопрос не так забавен, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в царской России, когда всякое политическое движение было задавлено, когда всякий общественный почин подрубался в самом корню,-- кооперации пришлось играть роль несколько более значительную, чем та, которая лежит в самой основе идеи и кооперативах.
У кооперативах появилась довольно сильная политическая окраска. Кооперативы принесли очень много пользы стране; они организовывали ту человеческую пыль, которая получалась от трения охранительных жерновов.
Кооперативы—организация не политическая; их основная задача—помочь людям вошедшим в кооперативы, приобретать по возможно более дешёвой цене возможно более доброкачественные продукты. Но к этой основной задаче прибавилась ещё и побочная цель; продовольственная организация получила довольно яркий политический колорит.
История, для кооперативного движения очень обычная. Кооперативы являлись на выручку общественности не только в России. Английский рабочий класс едва ли до сих пор сумел бы сорганизоваться в огромную политическую величину, если бы он не прошёл школу кооперативной организованности. Германская социал-демократия До сих пор ещё не окончательно освободилась от первоначальной шелухи кооперативного движения.
В свободной России кооперативы должны вернуться к своей основной, настоящей форме. Они должны потерять всякий политический характер. Такие факты, как издание кооперативами,-- вернее сказать, людьми, которым члены кооперации доверяют распоряжение своими взносами,-- политических газет с определённой политической физиономией, в высшей степени не желательны. Газет теперь и без того много, каждый может выбрать по своему вкусу. А кооперативные трудовые гроши вовсе не для того существуют, что бы оплачивать литературныя упражнения «генералов-от-кооперации».
2.
Польза кооперации едва ли нуждается в объяснении. Ясно, что между розничным и оптовым покупателем существует огромная разница. Оптовый покупатель гораздо дешевле; он может покупать необходимые ему продукты из первых рук, минуя посредников. Цель кооператива—дать его участникам, розничным покупателям, такия же «права», кокими пользуются оптовики.
Он может даже развить свою деятельность: построить свои собственные мастерския, целыя фабрики для переработки купленного сырья в надлежащий продукт. В России довольно много крестьянских кооперативов, владеющих мельницами, маслобойками, лесопильными и т.д.
Но у кооперации есть и вредная сторона, которая заключается в том, что свои деньги приходится доверять неведомым людям, зачастую не обладающим ни практическим опытом, ни уменьем их производительно тратить, ни даже простою рачительностью к чужому грошу.
Кооперация обычно бывает хороша только до известнаго предела. До тех пор, пока все ея участники могут более или менее близко наблюдать за работой тех лиц, которым доверена судьба общественных капиталов.
Конечно, богатый кооператив могущественнее беднаго. Но есть предел, за которым он начинает пухнуть от денег, его руководители начинают зарываться. И, хотя бы по приведённому нами примеру, начинают выбрасывать деньги на такую никому, кроме их самих, не нужную страшно дорогую затею, как издание «собственной газеты».
Такими затеями поглощаются почти целиком вся экономия, которая получилась бы для участников кооператива от его превращения в оптоваго потребителя.
Зайдите в какую-нибудь кооперативную лавку, сверьте цены на продукты, установленные в ней, с ценами, существующими в частных магазинах,-- и вы увидите, что разница между этими ценами очень не велика.
Она выражается полукопейках , в копейках.
Неужели же частные лавочники стали бы торговать ради такого жалкого «интереса»? Разница могла бы получиться несравненно выше, но её съедают всякия «побочныя обстоятельства» в роде газет.
3.
В Москве, около Марьиной рощи, «прогорел» булочник.
Булочную свою он вёл очень халатно; очень, кажется, интересовался «горячительными напитками». И, в конце концов, на дверях его лавки появился ржавый широкий болт и такой же ржавый замок.
Охотников купить эту лавку долго не находилось. Пекарня при ней была крохотная, на две печи. А через несколько шагов, на углу, находится булочная Филиппова и немного подальше—ещё какая-то большая булочная.
Но всё-таки ржавый болт с двери был, наконец, снят. Появился некий энергичный человек, который потратил не мало времени и труда на то, чтобы обойти все квартиры на прилегающих улицах и убедить жильцов взять эту булочную в их распоряжение.
Сложились на первоначальные расходы; дали отступного хозяину, заплатили за аренду помещения, наняли пекарей, достали муку. В общем всё это было крайне просто.
И через несколько дней обыватели этих домов пили утренний чай со «своим» хлебом. Этот хлеб был несравненно лучше, чем та отвратительная замазка, которую теперь выдают на хлебныя карточки москвичам.
Наученные примером « большого» кооператива, новые владельцы булочной решили заботиться только о своих нуждах, настоящих нуждах, и отказаться от всяких посторонних затей. Такого рода внушение они сделали и той комиссии, которая была избрана ими для заведывания кооперативной лавкой.
Не мешает отметить, что состояли эти новые кооперативы в большинстве из рабочих, принадлежащих к разным политическим партиям. Но хлеб,-- правильно решили они,-- должен быть безпартийным. Они выработали свой устав, скопированный в общем с устава «большого» кооператива,-- но с исключением целого ряда пунктов, касающихся « издательской» и « просветительной» деятельности. Пожалуй, это было не вполне остроумно; помимо издания никому не нужной газеты, можно было найти очень много истинно-просветительных и необходимых задач, удовлетворение которых нельзя было бы ни в каком случае сравнить с выбрасыванием денег на ветер,-- но маленький кооператив был, видимо, назидательным примером «большого».
4.
У «большого» московскаго кооператива до сих пор нет ни одной своей пекарни. «Маленький» не ограничился одной булочной; теперь ему принадлежит несколько таких лавок в разных концах Марьиной рощи. Всё это было создано чуть ли не менее, чем в полгода.
Затем у него появились и бакалейная лавка, и мясная. Всё делалось со строгой последовательностью; за каждое новое предприятие брались только тогда, когда предыдущее уже совершенно налажено. Это очень деловитый, практический торговый кооператив; кооператив «купеческой складки», акционерное общество, состоящее из большого количества чрезвычайно мелких акционеров.
Учредители его позаботились об очень важной подробности,-- о том, чтобы у членов их кооператива не разыгралась алчность к доходам. Поэтому размер вступительнаго и годичнаго взноса был определён крайне незначительный, а когда выяснилось, что для процветания булочной достаточно и вступительных взносов, что она уже «прочно стоит на ногах»,-- годичные взносы были отменены. Эти «маленькие» кооператоры поняли, что они не должны перегружаться деньгами; только при этом условии капиталы кооператива будут итти на настоящее дело, а не на прихоти.
Марьино-рощинский кооператив нам кажется идеальным. Его мы рекомендуем в качестве образца всем тем, кто хочет знать «как устраиваются кооперативы».
К.Т.
Там есть строка, которая должна учить не только торгашей, но всех, включая детей. Смысл -закончи дело, потом принимайся за другое. Димочка, дельные рекомендации нынешним кооператорам.
Согласен Лариса.....)))))
Жалею что не прочитал этот журнал ещё в 80 х.....))))))
Но тогда у меня голова совсем другим была занята.....))))))
Спасибо тебе Лариса от души......))))))
)))))Только очень любопытный станет такое читать.....)))))
Меня друзья просили выставить статьи из этого журнала после того как я моды 17 го года показал.......))))))))