-- : --
Зарегистрировано — 123 403Зрителей: 66 492
Авторов: 56 911
On-line — 22 208Зрителей: 4408
Авторов: 17800
Загружено работ — 2 122 630
«Неизвестный Гений»
О школе и воспитании ч.2
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
11 сентября ’2013 17:48
Просмотров: 20952
Прежде всего был подхвачен революцией клич о «незыблемом праве каждой народности думать, чувствовать, говорить и учиться на своём родном языке».
Что касается провозглашённаго революцией принципа демократизации школы, то ещё в начале апреля на всероссийском съезде учительскаго союза в Петрограде министром было заявлено, что под демократизацией, которая должна быть основой школьной реформы, он разумеет: 1. преемственность школьных ступеней, 2. общедоступность школы как в территориальном, так и в материальном отношении, 3. реорганизацию школьнаго управления на выборных началах с широким участием учительства, 4. улучшение метериальнаго положения учителя и 5. самое широкое развитие внешкольнаго образования.
За несколько дней до речи министра на петроградском съезде москвичей областной съезд народных учителей принял следующия резолюции, касающияся демократизации школы: 1. уничтожение привилегий образования, связанных с полом, национальностью, вероисповеданием и сословностью, 2. единство и преемственность школ всех типов, 3. всеобщее обязательное начальное обучение, 4. безплатность образования на всех ступенях и обезпечение действительной общедоступности обучения, 5. отмена служебных прав преимуществ, связанных с получением дипломов и свидетельств, 6. широкое развитие дошкольнаго и внешняго образования, 7. поднятие культурнаго уровня, улучшение материальнаго положения и обезпечение правовой свободы личности народнаго учителя. Почти те же резолюции принял и петроградский всероссийский съезд учителей. Многочисленные местные съезды народных учителей большей частью повторяли с разными вариациями те же лозунги и резолюции.
Первый пункт вытекает из общих демократических стремлений революционной эпохи и осуществление его далеко не является делом одной школьной реформы: оно тесно связано с общим переустройством государственной и общественной жизни на новых демократических началах. С другой стороны, где привилегии образования принадлежали не меньшинству, а большинству, т.е. где некоторая часть населения раньше лишена была прав на образование, там это вопиющее первенство по возможности было устранено в первые же месяцы революции, так как эти вопросы в русском обществе давно уже наболевшими и требовали быстраго решения (напр., вопрос об ограничении прав на образование у еврейской части населения.)
Общедоступность образования тоже является принципом, давно уже провозглашённым. Осуществление этого принципа зависит исключительно от ассигнуемых на народное образование средств. Дореволюционное правительство, особенно в министерстве графа Игнатьева, тоже заботилось об этой общедоступности образования, но лишь «по мере возможности». Перед самой революцией министерство внесло в Государственную Думу законопроэкт о введении всеобщего обучения с расчётом, чтобы введение всеобщего обучения закончено было в 10-летний период; одновременно оно разработало законопроэкт и о введении обязательнаго обучения. В каком объёме и направлении пойдут эти работы теперь, после революции, об этом нельзя ничего сказать определённо.
Давно был провозглашён принцип преемственности школьных ступеней. Это и есть тот вопрос об «единой школе», который так давно уже обсуждается в педагогической печати и на всевозможных съездах по народному образованию и специально педагогических. В последний раз перед революцией этот же вопрос горячо обсуждался на всероссийском съезде преподавателей русскаго языка средней школы.
Принцип единой школы состоит в требовании преемственности школьных ступеней, так чтобы дети, окончившия четырёхклассную начальную школу, могли без всяких экзаменов поступить в первый класс младшей ступени средней школы, чтобы окончившие обучение на этой младшей ступени опять безприпятственно могли поступить в третий школьный концентр,-- старшую ступень средней школы, и чтобы окончившие сред. Школу могли без экзамена поступить в высшую школу.
Для проведения этого принципа необходимо, конечно, предварительное и постепенное согласование программ
Учебных заведений всех ступеней, так чтобы школа каждой последующей ступени при построении своей программы опиралась на те знания и навыки, которые учащиеся приносят из школы предыдущей ступени. Осуществление принципа единой школы должно повести к немедленному открытию целой массы новых учебных заведений, особенно относящихся ко второй системе обучения и к третьей, и преобразованию теперешних высших начальных училищ (под. к 1 июля 1916 г. Дело в России 1547), которыя в настоящее время являются для учащихся тупиками, откуда вследствие несоответствия программ нельзя поступить в среднюю школу для продолжения образования.
Необходимым дополнением единой школы должно служить профессиональное и техническое образование, в котором наша страна особенно нуждается. Профессиональныя училища предназначаются для тех детей, которыя не имеют возможности затрачивать многие годы на своё образование, а техническия для тех из прошедших младшую ступень средней школы, кто чувствует призвание и имеет склонности к специальным профессиям и знаниям.
Выдвинутый революцией принцип децентрализации школы является довольно спорным.Съезды народных учителей вынесли по этому поводу крайния резолюции. Московский съезд признал необходимость передать всё дело народнаго образования органам местнаго самоуправления, высказался за полную свободу частной инициативы в деле образования учреждений. Он требовал преобразования высших органов министерства в духе демократических начал, упразднения дерекции и инспекции народных училищ, образования в центральных органах министерства коллегии из представителей учительских и общественных организаций, замены попечителей учебных округов выборными коллегиальными органами и т.д.
Рядом с этими крайними течениями мы встречаем и другие взгляды, отводящие значительную роль и государственному строительству в школьном деле. Так смотрят на дело наиболее влиятельные и серьёзные педагогические журналы. К такому же выводу пришёл и всероссийский съезд деятелей средней школы, собиравшийся в Москве в середине мая.
Съезд этот счёл совершенно недопустимым для настоящего времени отделение школы от государства. По его мнению, только центральная государственная власть, в согласии и сотрудничестве с органами местнаго самоуправления, может создать школу действительно единую и осуществить обязательное и бесплатное всеобщее обучение; только государство в настоящее время в силах материально обеспечить школу, так, чтобы творческая деятельность ея не стеснялась недостатком средств или материальным давлением на ея деятелей. И в то же время съезд это признал, что средняя школа должна быть автономна.
Подводя итоги, мы можем сказать пока одно: теперь, после революции, педагоги, учительския организации и съезды высказали свои мнения и пожелания по поводу школьной реформы; в результате получилась большая разногласица, среди которой однако доминируют три-четыре ноты, составляющия аккорд. За этим потоком мнений наступило каникулярное молчание учителей.
П.Первов.
Что касается провозглашённаго революцией принципа демократизации школы, то ещё в начале апреля на всероссийском съезде учительскаго союза в Петрограде министром было заявлено, что под демократизацией, которая должна быть основой школьной реформы, он разумеет: 1. преемственность школьных ступеней, 2. общедоступность школы как в территориальном, так и в материальном отношении, 3. реорганизацию школьнаго управления на выборных началах с широким участием учительства, 4. улучшение метериальнаго положения учителя и 5. самое широкое развитие внешкольнаго образования.
За несколько дней до речи министра на петроградском съезде москвичей областной съезд народных учителей принял следующия резолюции, касающияся демократизации школы: 1. уничтожение привилегий образования, связанных с полом, национальностью, вероисповеданием и сословностью, 2. единство и преемственность школ всех типов, 3. всеобщее обязательное начальное обучение, 4. безплатность образования на всех ступенях и обезпечение действительной общедоступности обучения, 5. отмена служебных прав преимуществ, связанных с получением дипломов и свидетельств, 6. широкое развитие дошкольнаго и внешняго образования, 7. поднятие культурнаго уровня, улучшение материальнаго положения и обезпечение правовой свободы личности народнаго учителя. Почти те же резолюции принял и петроградский всероссийский съезд учителей. Многочисленные местные съезды народных учителей большей частью повторяли с разными вариациями те же лозунги и резолюции.
Первый пункт вытекает из общих демократических стремлений революционной эпохи и осуществление его далеко не является делом одной школьной реформы: оно тесно связано с общим переустройством государственной и общественной жизни на новых демократических началах. С другой стороны, где привилегии образования принадлежали не меньшинству, а большинству, т.е. где некоторая часть населения раньше лишена была прав на образование, там это вопиющее первенство по возможности было устранено в первые же месяцы революции, так как эти вопросы в русском обществе давно уже наболевшими и требовали быстраго решения (напр., вопрос об ограничении прав на образование у еврейской части населения.)
Общедоступность образования тоже является принципом, давно уже провозглашённым. Осуществление этого принципа зависит исключительно от ассигнуемых на народное образование средств. Дореволюционное правительство, особенно в министерстве графа Игнатьева, тоже заботилось об этой общедоступности образования, но лишь «по мере возможности». Перед самой революцией министерство внесло в Государственную Думу законопроэкт о введении всеобщего обучения с расчётом, чтобы введение всеобщего обучения закончено было в 10-летний период; одновременно оно разработало законопроэкт и о введении обязательнаго обучения. В каком объёме и направлении пойдут эти работы теперь, после революции, об этом нельзя ничего сказать определённо.
Давно был провозглашён принцип преемственности школьных ступеней. Это и есть тот вопрос об «единой школе», который так давно уже обсуждается в педагогической печати и на всевозможных съездах по народному образованию и специально педагогических. В последний раз перед революцией этот же вопрос горячо обсуждался на всероссийском съезде преподавателей русскаго языка средней школы.
Принцип единой школы состоит в требовании преемственности школьных ступеней, так чтобы дети, окончившия четырёхклассную начальную школу, могли без всяких экзаменов поступить в первый класс младшей ступени средней школы, чтобы окончившие обучение на этой младшей ступени опять безприпятственно могли поступить в третий школьный концентр,-- старшую ступень средней школы, и чтобы окончившие сред. Школу могли без экзамена поступить в высшую школу.
Для проведения этого принципа необходимо, конечно, предварительное и постепенное согласование программ
Учебных заведений всех ступеней, так чтобы школа каждой последующей ступени при построении своей программы опиралась на те знания и навыки, которые учащиеся приносят из школы предыдущей ступени. Осуществление принципа единой школы должно повести к немедленному открытию целой массы новых учебных заведений, особенно относящихся ко второй системе обучения и к третьей, и преобразованию теперешних высших начальных училищ (под. к 1 июля 1916 г. Дело в России 1547), которыя в настоящее время являются для учащихся тупиками, откуда вследствие несоответствия программ нельзя поступить в среднюю школу для продолжения образования.
Необходимым дополнением единой школы должно служить профессиональное и техническое образование, в котором наша страна особенно нуждается. Профессиональныя училища предназначаются для тех детей, которыя не имеют возможности затрачивать многие годы на своё образование, а техническия для тех из прошедших младшую ступень средней школы, кто чувствует призвание и имеет склонности к специальным профессиям и знаниям.
Выдвинутый революцией принцип децентрализации школы является довольно спорным.Съезды народных учителей вынесли по этому поводу крайния резолюции. Московский съезд признал необходимость передать всё дело народнаго образования органам местнаго самоуправления, высказался за полную свободу частной инициативы в деле образования учреждений. Он требовал преобразования высших органов министерства в духе демократических начал, упразднения дерекции и инспекции народных училищ, образования в центральных органах министерства коллегии из представителей учительских и общественных организаций, замены попечителей учебных округов выборными коллегиальными органами и т.д.
Рядом с этими крайними течениями мы встречаем и другие взгляды, отводящие значительную роль и государственному строительству в школьном деле. Так смотрят на дело наиболее влиятельные и серьёзные педагогические журналы. К такому же выводу пришёл и всероссийский съезд деятелей средней школы, собиравшийся в Москве в середине мая.
Съезд этот счёл совершенно недопустимым для настоящего времени отделение школы от государства. По его мнению, только центральная государственная власть, в согласии и сотрудничестве с органами местнаго самоуправления, может создать школу действительно единую и осуществить обязательное и бесплатное всеобщее обучение; только государство в настоящее время в силах материально обеспечить школу, так, чтобы творческая деятельность ея не стеснялась недостатком средств или материальным давлением на ея деятелей. И в то же время съезд это признал, что средняя школа должна быть автономна.
Подводя итоги, мы можем сказать пока одно: теперь, после революции, педагоги, учительския организации и съезды высказали свои мнения и пожелания по поводу школьной реформы; в результате получилась большая разногласица, среди которой однако доминируют три-четыре ноты, составляющия аккорд. За этим потоком мнений наступило каникулярное молчание учителей.
П.Первов.
Голосование:
Суммарный балл: 40
Проголосовало пользователей: 4
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 4
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 11 сентября ’2013 18:20
Интересно!!!!
|
averjanov125
|
Оставлен: 11 сентября ’2013 23:26
Такие интересные градации в образовании узнала я из этой статьи. Спасибо, Дима, за информацию, необычную и немного наивную для современного человека. Но ведь есть и рациональное зерно.
|
LNG-4640
|
Оставлен: 12 сентября ’2013 00:43
Да и в сов. время их было немало. А сейчас образование ни в грош не ставят.
|
LNG-4640
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор