16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 114Зрителей: 66 223
Авторов: 56 891

On-line12 280Зрителей: 2387
Авторов: 9893

Загружено работ – 2 119 004
Социальная сеть для творческих людей
  

The Battle of Valutino 19 August 1812 by Peter von Hess

Фильмы, клипы, мультфильмы / Музыкальные клипы / The Battle of Valutino 19 August 1812 by Peter von Hess
Просмотр работы:
25 февраля ’2024   03:29
Просмотров: 1405

Бой у Валутиной горы 19 августа 1812 года, художник Петер Фон Гесс, музыка The Internal Expression

Бой у Валутиной горы - оборонительное сражение 7 (19) августа 1812 года русского арьергарда против французов вблизи деревни Лубино (20 км восточнее Смоленска, на правом берегу Днепра) в ходе Отечественной войны 1812 года.

Эту битву называют ещё сражением при Лубино, так как боевые действия развернулись под деревней Лубино по Московской дороге. Перед деревней Лубино русская позиция располагалась на большом холме, которую французы назвали Валутина гора по названию ближайшей известной им деревни Валутино.

Современники также называли эти бои сражением под Заболотьем по названию села между Днепром и Московской дорогой в районе битвы.

После сражения за Смоленск русская армия покинула город, переправившись в ночь на 18 августа на правый (северный) берег Днепра. Русский арьергард не сумел удержать французов, захвативших плацдарм на правом берегу в районе Петербургского предместья Смоленска. В течение того же дня французы починили мост и 19 августа бросились за отступающей русской армией.

2-я армия Багратиона защищала подступы к переправе через Днепр, расположенной в 50 км восточнее Смоленска на Московской дороге. Задача отступления 1-й армии Барклая-де-Толли осложнялась тем, что большая дорога на Москву шла непосредственно по северному берегу Днепра и находилась в зоне действия неприятельской артиллерии. Было решено отступать просёлочными дорогами кружным путём, сначала на север на Поречье, потом на восток с выходом на Московскую дорогу.

Для ускорения движения войска поделили на две колонны. Первая колонна под командованием генерал-лейтенанта Тучкова 1-го поворачивала с пореченской дороги на деревню Горбуново и далее выходила на Московскую дорогу около деревни Лубино. Колонна Тучкова состояла из 2, 3, 4-го пехотных и 1-го кавалерийского корпусов. Вторая колонна в составе 5-го и 6-го пехотных, 2-го и 3-го кавалерийских корпусов, а также всей резервной артиллерии под командованием генерала Дохтурова поворачивала на восток гораздо севернее, около деревни Стабны и выходила на Московскую дорогу лишь около Соловьёвой переправы.

Арьергард под командованием генерал-майора Корфа должен был прикрывать отступление и затем также отступить кружным путём, следуя за 2-м пехотным корпусом. Авангард колонны Тучкова 1-го под командованием генерал-майора Тучкова 3-го, и состоящий из 3 пехотных и гусарского полков, был выслан на большую Московскую дорогу, чтобы сменить заслон из 2-й армии под командованием князя Горчакова, перекрывающий дорогу у села Валутино. Однако Горчаков, узнав о готовящейся переправе французов около Прудищевой, а также о приближении авангарда Тучкова 3-го, ушёл с позиции, оставив лишь отряд казаков Карпова. Тучков 3-й, достигнув большой Московской дороги, обнаружил, что такой важный пункт, как Лубинский перекрёсток, имеет слабое прикрытие. Тучков 3-й занял начальную позицию за рекой Колодней и выслал вперёд небольшой отряд.

Перед рассветом 19 августа выяснилось, что из-за загруженности дороги 2-й корпус генерала Багговута даже не начал отступление. Ввиду нарастающей угрозы атак французов было решено направить его напрямую через лес.

Перед рассветом французы начали преследование. Не зная истинного направления отхода генерала Барклая-де-Толли, корпус французского генерала Груши направился по пореченской дороге, маршал Ней на деревню Гедеоново, маршал Мюрат с двумя кавалерийскими корпусами - на Московскую дорогу, как наиболее вероятное направление.

Примерно через час части корпуса Багговута вышли к деревне Гедеоново и выбили оттуда передовой отряд Нея. Далее было решено оставить для защиты деревни дивизию Евгения Вюртембергского, чтобы прикрыть отход арьергарда Корфа. Евгений Вюртембергский, сдерживая французов, прикрыл отступление Багговута и арьергарда Корфа, а затем, соединившись с Корфом, отступил сам. Из-за этих боёв сражение под Валутиной горой некоторые историки начинают с раннего утра, хотя большое сражение произошло восточнее под Лубино после 5 часов вечера.

Тучков 3-й встретил на большой Московской дороге, в нескольких километрах на запад от пересечения дорог, кавалерийские передовые подразделения французов, которые не спешили атаковать русский заслон. Дело ограничивалось перестрелкой, под её шум русские дивизии выходили на Московскую дорогу и отправлялись к назначенной стоянке.

Другие корпуса 1-й армии, 3-й и 4-й, успели утром 19 августа выйти на Московскую дорогу и расположились недалеко, прикрывая левый фланг русских позиций со стороны Днепра, где переправились части французского корпуса Жюно с намерением перерезать Московскую дорогу. Переправа и блуждание в болотистой местности заняли у Жюно много времени, так что он опоздал к основному сражению. Остальные корпуса 1-й армии, двигавшиеся в составе другой колонны по хорошей дороге, ещё раньше ушли к переправе через Днепр.

Арьергард генерала Тучкова 3-го, усиленный 6 орудиями и пехотой из 3-го корпуса (3-м корпусом командовал брат Тучкова 3-го, генерал-лейтенант Тучков 1-й), занял выгодную позицию, закрывая пересечение дорог. Французский авангард маршала Нея не предпринимал никаких действий с 10 утра и до 5 часов вечера (согласно мемуарам Ермолова), ожидая подхода пехоты, артиллерии и переправы генерала Жюно у Прудищевой. Командующий войсками в том месте генерал Ермолов воспользовался передышкой, чтобы подтянуть к месту 3-й и 4-й корпуса, которые расположились было для отдыха после ночного марша. Правый фланг русской позиции размещался на холме (Валутина гора), центр проходил по болотистому месту, а левый фланг был прикрыт лесом со стороны Днепра. В районе сражения за спиной русских войск на левом фланге протекал ручей Страгань (в настоящее время Строгинка).

Современные авторы приписывают героический отход арьергарду Тучкова 3-го от Валутино, который боем задержал продвижение французов к пересечению дорог и спас отставший 2-й корпус и арьергард Корфа. На деле 3-тысячный отряд Тучкова 3-го с раннего утра стоял почти на месте и перестреливался с французами, он ввязался в сражение уже ближе к вечеру 19 августа в составе сил 3-го и 4-го корпусов.

После 5 часов вечера маршал Ней произвёл первую атаку по Московской дороге, но был отбит. К русским войскам прибыл командующий 1-й армией генерал Барклай-де-Толли и взял руководство на себя. Затем французы попытались прорваться кавалерией маршала Мюрата с левого фланга, но стеснённые лесом и болотистыми берегами ручья Строгань, отошли назад под огнём русских батарей. Французская атака в центре привела к временному успеху неприятеля, части русских оказались разрезаны. Штыковая атака трёх русских полков восстановила позицию.

Французы перенесли атаку на русский правый фланг, который к тому времени усилился за счёт подходящих частей 2-го корпуса. Французы наступали силами корпусов маршалов Даву, Нея и вице-короля Италии Евгения Богарне.

В сражение было вовлечено примерно по 30 тысяч солдат с каждой стороны.

В результате французских атак и русских контратак правый фланг устоял и даже сдвинулся немного в сторону противника. Уже в темноте генерал Тучков 3-й был ранен в контратаке и взят в плен. Как передаёт граф Сегюр, русский генерал слишком увлёкся и оказался среди французов. Он попытался вырваться, подавая команды на французском, однако солдаты заметили его золотые эполеты в отблесках ружейных выстрелов и атаковали. Тучков получил удар штыком в бок, но его спас французский офицер, который будто бы позднее получил за это орден Почётного легиона из рук Наполеона.

Сражение прекратилось в 10 часов вечера, после чего русские, выполнив задачу прикрытия флангового марша отставших частей, продолжили отступление в полном порядке на восток к переправе через Днепр. Утром 20 августа русские корпуса переправились через реку.

Поле битвы глазами очевидца. Из мемуаров французского офицера из 5-го польского корпуса:

С одного возвышения вдруг открылся вид на равнину, ограниченную резко обозначившимися высотами. Насколько видел глаз, всё пространство было завалено трупами, также, большею частью, уже раздетыми… Число убитых и изувеченных, русских и французов вместе, было так велико, что некоторые места, заваленные ими, надлежало объезжать, и нигде ни одного трофея - ни одной пушки, ни одного зарядного ящика! Мы владели только полем, в одинаковом количестве покрытым и нашими трупами…
В течение дня распространилось известие о сражении при Валутиной горе. Это известие произвело чрезвычайно дурное впечатление. Никто не думал, чтобы русские, тотчас после потери Смоленска, решились сопротивляться.

Граф Сегюр признал, что маршал Ней первым приказал прекратить огонь. Только после того русские перестали отстреливаться. По мнению Сегюра, французы понесли больше потерь, чем русские. У французов погиб один из лучших дивизионных генералов - Гюден. Пушечное ядро перебило ему обе ноги. У русских 3 генерала были ранены, из них Тучков 3-й захвачен в плен.

Согласно надписи на 9-й стене храма Христа Спасителя, русские в боях при деревнях Гедеоново и Лубино потеряли 5 тысяч солдат. Потери французской стороны приводят обычно в 8-9 тысяч. Историк Керсновский приводит данные в 8768 выбывших в сражении французов, однако не сообщает, из каких источников взята эта цифра. Керсновский работал в Париже и имел доступ к французским архивам.

После сражения русские в полном порядке снялись с позиций и последовали на восток, маршал Ней со своим обескровленным авангардом не смог преследовать их. Граф Сегюр передаёт настроения во французском штабе, сражение у Валутиной горы не рассматривали как успех. Хотя формально русские оставили позицию, но сделали это таким образом, что Сегюр пишет: «В их поражении было столько же славы, сколько в нашей победе».

Чтобы поднять дух измотанных войск, Наполеон устроил показательное представление прямо на поле боя, щедро раздавая солдатам награды и отличия полкам. Однако без излишнего шума французский император послал царю Александру I замаскированное предложение о мире, попросив пленного генерала Тучкова 3-го написать письмо брату, Тучкову 1-му. Письмо достигло царя, но ответа не последовало. С потерей Смоленска ожесточённое сопротивление нашествию усилилось.
25 августа Наполеон покинул Смоленск, преследуя отступающую русскую армию. Источник. Бой у Валутиной горы из Википедии - свободной энциклопедии

Петер фон Гесс

Петер фон Гесс (нем. Peter von Hess; 29 июля 1792, Дюссельдорф - 4 апреля 1871, Мюнхен) - баварский придворный художник-баталист, мастер исторической живописи.

В 1939 году по приглашению императора Николая I посетил Россию, получил заказ написать для Зимнего дворца цикл картин о важнейших сражениях 1812 года. Вместе со знатоком униформы генералом Л.И. Килем совершил поездку по местам сражений 1812 года, сделал множество зарисовок (хранятся в Мюнхене). Был свидетелем юбилейных торжеств 1839 г. на Бородинском поле.

Старший сын Карла Эрнста Хесса, баварского гравёра по меди, от которого получил первые уроки художественного мастерства, которое совершенствовал затем в Мюнхенской академии художеств.

Он участвовал в кампании 1813-1814 годов против Наполеона I; совершил после того путешествие в Вену, Швейцарию и Италию и наконец устроил себе мастерскую в Мюнхене. Вначале писал небольшие сцены из солдатского и простонародного быта и лишь впоследствии принялся исполнять большие и многофигурные баталические картины.

В 1831 году сопровождал короля Оттона в Грецию, после чего изобразил его приезд в Навплион и торжественный въезд в Афины (в двух картинах, находящихся в Мюнхенском новой пинакотеке); результатом его поездки в Грецию были, кроме того, 39 картин, представляющих главные эпизоды борьбы греков за независимость и исполненных им, в сотрудничестве с Нильсоном, в аркадах дворцового сада, в Мюнхене.

В 1839 году посетил Россию с целью собрать на месте материалы для заказанных ему императором Николаем I двенадцати больших картин, изображающих главные битвы 1812 года (сражения при Смоленске, Бородине, Валутине, Клястицах, Красном, Тарутине, Малоярославце, Полоцке, Лосьмине, Вязьме, Красномь и Березине).

Произведения этого художника отличаются оживленностью композиции, прекрасной характеристикой отдельных фигур и сложных групп, нередко большим драматизмом, исполнением добросовестным в малейших подробностях.

Среди лучших его работ, сверх упомянутых: «Битва при Аустерлице», «Ловля лошадей в Валахии», «Разбойник Барбоне, отбивающийся от карабинеров» (все три в Мюнхенской новой пинакотеке), «Сражение при Арси-сюр-Обе», «Защита Кинцигского моста близ Ганау» (1820), «Бивуак австрийцев» (1823), «Сражение при Вёргле» и другие. Источник. Петер фон Гесс из Википедии - свободной энциклопедии

The Battle of Valutino

The Battle of Valutino (also called the battle of Lubino) took place on (7) 19 August 1812, between a corps of French and allied troops led by Marshal Ney, about 35,000 strong, and a strong rear-guard of General Barclay de Tolly's Russian army of about 25,000, commanded by the general himself. The Russians were strongly posted in marshy ground, protected by a small stream, about 20 kilometers east of Smolensk. The French, attacking resolutely, captured the Russian position in the face of considerable physical obstacles.

Napoleon's hopes of trapping General Barclay's army were dashed when he discovered that the Russian force awaiting the French was a rearguard under General Tuchkov. Barclay's main force of three infantry and one cavalry corps was strung out near Smolensk, trying to get away from the French after the Battle of Smolensk. The rearguard then turned around to fight the French on the Stragan river.

After a heavy bombardment, Ney launched an assault against the Russians, crossing the Stragan but failing to capture the crest. Murat's cavalry attacks were bogged down in marshy ground and accomplished nothing. General Junot's force was close to the battlefield and was urged to attack the Russians by Murat. Junot did not engage, and the opportunity for a decisive victory passed. A few hours later, Ney launched the last French attack. General Gudin led the assault and was hit by a cannonball, which removed one leg. He died three days later from infection. The French managed to capture the crest after hard fighting. By that point the majority of Barclay's army had escaped and was heading towards Lubino.

The French suffered around 7,000-8,800 casualties. The Russians lost about 6,000. Napoleon was furious after the battle, realizing that another good chance to trap and destroy the Russian army had been lost.
Sources. French invasion of Russia, The Battle of Valutino, from Wikipedia, the free encyclopedia

Peter von Hess

The German artist Peter von Hess performed in the forties of last century by the special order of Tsar Nikolay I of Russia twelve canvases describing different episodes of the Patriotic war. All these canvases are in the Winter Palace in St.Petersburg.

Peter Heinrich Lambert von Hess (29 July 1792 – 4 April 1871) was a German painter, known for historic paintings, especially of the Napoleonic Wars and the Greek War of Independence.

Peter von Hess initially received training from his father Carl Ernst Christoph Hess. He accompanied his younger brother Heinrich Maria to Munich in 1806, and enrolled at the Munich Academy at the age of sixteen. He also trained under Wilhelm von Kobell.

During the Napoleonic Wars, he was allowed to join the staff of General Wrede, who commanded the Bavarians in the military operations which led to the abdication of Napoleon. There he gained novel experiences of war and a taste for extensive travel. During this time, von Hess painted his first battle pieces. In 1818, he spent some time in Italy where he painted landscapes and various Italian scenes and travelled to Naples with Joseph Petzl and a group of other Bavarian artists.

In 1833, at King Ludwig I of Bavaria's request, he accompanied Otto of Greece to the newly formed Kingdom of Greece, where at Athens he gathered materials for pictures of the war of liberation. The sketches which he then made were placed, forty in number, in the Pinakothek, after being copied in wax on a large scale by Nilsen, in the northern arcades of the Hofgarten at Munich. King Otho's entrance into Nauplia was the subject of a large and crowded canvas now in the Pinakothek, which Hess executed in person.
Sources. Peter von Hess, from Wikipedia, the free encyclopedia
Свидетельство о публикации №457633 от 25 февраля 2024 года





Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
29
НЕ ОБМАНУТЬ СВОЕЙ СУДЬБЫ

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft