Люблю я Матильду, когда амазонкой
Она воцарится над дамским седлом,
И дергает повод упрямой рученкой,
И действует буйно визгливым хлыстом.
Гордяся усестом красивым и плотным,
Из резвых очей рассыпая огонь,
Она - властелинка над статным животным,
И деве покорен неистовый конь, -
Скрежещет об сталь сокрушительным зубом,
И млечная пена свивается клубом,
И шея крутится упорным кольцом.
Красавец! - под девой он топчетс пляшет,
И мордой мотает, гривою машет,
И ноги, как нехотя, мечет потом,
И скупо идет прихотливою рысью,
И в резвых подскоках на мягком седле,
Сердечно довольная тряскою высью,
Наездница в пыльной рисуется мгле...
Автор стих. Владимир Бенедиктов, 1836
Дамское седло, как правило, ассоциируется у нас с элегантными всадницами в длинных платьях, неспешно совершающими прогулку по парку. Современный мир диктует другие правила: женщин уравняли в правах с мужчинами – изменилась и верховая езда. Конный спорт стал быстрее, жестче, динамичнее, и дамское седло потеряло свою актуальность. Так ли это? Попробуем ответить на этот вопрос.
Идея создания самого раннего «функционального» дамского седла принадлежит Анне Богемской (1366–1394): сначала оно напоминало стульчик, на котором женщина сидела боком, поставив ноги на небольшую подножку. В XVI веке более практичный дизайн предложила Екатерина Медичи: всадница располагалась лицом вперед, перекинув правую ногу через верхнюю луку седла, а подножка была заменена скользящим стременем, куда вставляли левую ногу. Это седло позволило женщинам как держаться в седле, так и управлять лошадью, по крайней мере, на небольшой скорости. Однако несмотря на культурное давление, не все представительницы прекрасного пола охотно пользовались дамским седлом: известно, что Диана де Пуатье (любовница Генриха II) и Мария-Антуанетта чаще имели обыкновение ездить верхом по-мужски, а Екатерина Великая и вовсе его игнорировала. Любимым занятием императрицы было проснуться рано утром, оседлать своего любимого коня по кличке Бриллиант и нестись во весь опор куда глаза глядят. Екатерина даже заказала портрет, где она сидит верхом в обычном седле в мужском офицерском мундире.
В начале ХХ века верховая езда по-мужски, сидя лицом по ходу лошади, стала социально приемлемой: женщины постепенно избавились от длинных юбок и переоделись в бриджи. В течение нескольких десятилетий дамское седло перестало быть предметом общего пользования, однако и сегодня у него осталось немало поклонников, которые до сих пор бережно хранят традиции прошлого.