Содержание культуры во многом определяется историей страны и социально-экономическим и политическим строем.
Так, к примеру, Россия 17 века была православной монархией, где религиозная жизнь, как низов, так и верхов определялась церковной ортодоксией.
Пустяковый с сегодняшней тчк.зр. вопрос, как крестить лоб – двумя перстами или тремя, перерос в церковный раскол и бегство староверов на окраины государства.
Пётр I сделал благо для развития страны, подчинив церковь государству (Синод вместо Патриарха).
Благодаря этому допетровская средневековая культура утратила своё доминирующее положение в умах правящего класса и началась европеизация страны, давшая свои культурные плоды в 18-19 вв., в так называемом «золотом веке» русской культуры.
Культура Совдепии сформировалась после Октября 1917 г. У советских была особая гордость - их «серпастый, молоткастый советский паспорт».
Ещё бы они ведь были строителями самого передового в мире общества. Шли в авангарде всего прогрессивного человечества и свято верили в дружбу и солидарность трудящихся всех стран.
Даже в 1941 году, уже после нападении Германии на СССР было немало случаев, когда вместо стрельбы по наступающим фашистам предпринимались попытки «братания».
Ведь что «трудягам» делить между собой? Как там говорилось в «Манифесте» вождей-основоположников: «Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей».
Идеи эгалитаризма (равенства) были краеугольными в советской культуре. Отсюда нивелирование всякой индивидуальности, обвинения в «отщепенстве» тем, кто шагал не в ногу или: «кто там шагает правой? Левой! Левой! Левой!»
Чем определяется культурное мировоззрение сегодняшнего россиянина? Наверное признанием того, что мы уже не «исключительные», высокоморальные «руссишо туристо», а такие «как все», пусть и со «своими тараканами в голове».
Может быть новое постсоветское поколение стало более космополитичным, но отнюдь не менее патриотичным…