"Новелла - отмычка от вашей души"
Список разделов / Для писателей / "Новелла - отмычка от вашей души"
Что является НОВЕЛЛОЙ?
Давайте посмотрим в словари.
Новелла
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich.
“Новелла. Краткое эпическое произведение с компактной фабулярной конструкцией, сближенной с драматической, с преобладанием динамических мотивов, однонаправленным действием, обычно ясно обозначенной позицией рассказчика и сильным акцентом на окончании, содержащем пуант (тематические и композиционные разновидности новелл такие же, как и в романе, и называются аналогично)” (S. 170).
2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur.
“Новелла <...> более короткое, стихотворное или чаще прозаическое повествование о новом, неслыханном, однако в противоп. сказке фактич. или возм. отдельном происшествии с единственным конфликтом в сжатой, прямолинейно ведущей к цели и замкнутой в себе форме и почти объективном сообщающем стиле без вмешательства рассказчика, без эпической широты и обрисовки характеров, присущих роману; напротив, часто в виде обрамленного или хроникального повествования, которые делают возможным для поэта высказывание собственного мнения или отражение рассказанного через посредство воспринимающего и подчеркивают строго тектоническое строение Н., общее у нее с драмой.
3) Deloffre F. La nouvelle // Littérature et genre littéraires / Par J. Bessière et al.
“В то время как к литературным жанрам, возникшим еще в эпоху античности, относительно легко применим исторический подход, существуют жанры совсем недавнего происхождения, которые еще нуждаются в четком и ясном определении. Такова новелла.
В эпоху романтизма термин «новелла» под влиянием Гофмана, Новалиса и Эдгара По приобрел значение «фантастическая сказка». Немного позже в произведениях Мериме и Мопассана этот термин стал употребляться в более узком смысле, обозначая короткие реалистические рассказы, как правило, драматического содержания, заканчивающиеся каким-либо неожиданным событием. В конечном счете, можно даже сказать, что вся новелла задумана как развязка” (p. 77).
4) Словарь литературных терминов: B 2 т. Т. 1.
“Новелла — см. повесть” (Стлб. 516).
5) Кожинов В.В. Новелла // Словарь литературоведческих терминов. С. 239 - 240.
“Н. (от итал. novella — новость) — повествовательный прозаический (гораздо реже — стихотворный) жанр лит-ры, представляющий малую повествовательную форму. Нередко термин «Н.» употребляется как синоним русского термина «рассказ», но во многих работах в термине «Н. « отмечается специфическое содержание. <...> В Н. обычно изображаются «частные» поступки и переживания людей, их личные, интимные отношения. <...> для Н. характерен прозаический, нейтральный стиль, воссоздающий многогранность, многоцветность стихии частной жизни. <...> Действие Н. развертывается в обычной, повседневной жизни, но сюжет тяготеет к необычности, резко нарушает размеренное течение будней”.
6) Михайлов А.В. Новелла // Клэ. Т. 5. Стлб. 306 - 308.
“Н. <...> — лит. жанр, форма небольшого по объему эпического повествования, сопоставимая с рассказом. <...> Н. по своему объему сопоставляется с рассказом, а по своей структуре противопоставляется ему. Возможность такого противопоставления возникла при переходе к критическому реализму. <...> Н. понималась как небольшое, очень насыщенное событиями, экономно о них рассказывающее повествование с четкой фабулой; ей чужда экстенсивность в изображении действительности и описательность; она крайне скупо изображает душу героя («подробности чувства»). В Н. должен быть отчетливый и неожиданный поворот, от к-рого действие сразу приходит к развязке. Н. понимали как строгий жанр, где не должно быть ни одного случайного компонента. В основе Н. попросту мог лежать анекдот, но именно искусной строгостью своего построения Н. преобразовывала анекдотически мелкое содержание и придавала ему особую значительность и типичность в формах самой нетипичности, необыкновенности. <...> Как бы ни пользовались термином «Н.» в 19 в., теперь уже возникли основания для противопоставления Н. просто рассказу, т. е. любому короткому повествованию без строгого построения”.
7) Эпштейн М.Н. Новелла // Лэс. С. 248.
“Н. <...> малый прозаич. жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает повод для их отождествления <...>), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, Н. предельно обнажает ядро сюжета — центр. перипетию, сводит жизненный материал в фокус одного события. В отличие от рассказа — жанра новой лит-ры, выдвигающего на первый план изобразительно-словесную фактуру повествования и тяготеющего к развернутым характеристикам, Н. есть искусство сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности <...> Н. в своей эволюции отталкивается от смежных жанров (рассказа, повести и др.), изображая экстраординарные, порой парадоксальные и сверхестеств. происшествия, разрывы в цепи социально-историч. и психологич. детерминизма”.
Даже словари дают не всегда точные определения, даже они спорят. Что же мы можем сделать? Мы можем пробовать найти свою новеллу… или попытаться написать ее.