Зарегистрировано — 123 413Зрителей: 66 500
Авторов: 56 913
On-line — 17 428Зрителей: 3422
Авторов: 14006
Загружено работ — 2 122 848
«Неизвестный Гений»
Новости
Был ли реальным персонажем главный былинный русский богатырь Илья Муромец
Русский богатырь по имени Илья Муромец известен далеко за пределами славянских стран. Вот только, что скрывает это славное имя известно немногим, а то и вовсе единицам историков, которые до сих пор не могут определиться, кем он был на самом деле. Численные исследования его останков подтвердили мнение о том, что богатырь Илья Муромец был вполне реальным человеком. Остается узнать – каким?
Был ли у Ильи Муромца реальный прототип, и кем был этот человек?
Первые исторические свидетельства о великом воине Илье появляются в 1574 году благодаря литовскому воеводе Кмите Чернобильскому.
Спустя 20 лет немецкий путешественник Эрих Лясота, прибыв в Киев, делает в своих записях заметки о часовне с усыпальницей знаменитого богатыря Ильи Муровлянина, которая находилась за пределами Киево-Печерской лавры. Исследуя монастырь глубже, в Антониевой пещере, Лясота посетил мощи другого Ильи – по прозвищу «Чеботок».
Записи Лясоты, в одно время, дали повод предполагать, что существует два разных Ильи: один – великий руський воин, второй – его боевой товарищ и побратим. А тот, которого сегодня обычно называют Муромцем, на самом деле был Чеботоком. Так, фигуры двух исторически реальных личностей слились в одну. Однако ни господин Лясота, ни сторонники этой теории не могут дать ответ, куда же исчезли останки знаменитого воина Ильи?
Это наводит на мысль, что мощи из капеллы Ильи Муровлянина поместили в Антониевы пещеры, после разрушения его гробницы. Афанасий Калфонийский, с легкой руки которого загадочный Илья был канонизован в 1643 году, дает сведения именно об Илье Муромце, который «почитался в народе как Чеботок». Илья «Чеботок» жил во времена Владимира Мономаха, и, по-видимому, был близок к высокопоставленным лицам.
Анализ мощей, осуществленный в 1988 году, показал, что покойный страдал редкостной болезнью, которая не позволяла ему полноценно передвигаться. На костях и тканях святого были обнаружены следы многочисленных ран.
Мужчина сильно отличался от своих тогдашних соотечественников. Подтвержденное учеными описание героя доказывает, что рост воина был около 180 см, а значит –превышал средний рост среди мужчин на Руси практически на 15 см.
Эксперты, исследовавшие останки монаха в середине 70-х годов прошлого века, определили приблизительный возраст его смерти – около 50 лет (к слову, мало кто мог дожить до такого возраста). Исходя из этих фактов, можно полагать, что святой Илия Печерский был прообразом могучего героя всея Руси.
Пожалуй, это основные данные, которыми могут оперировать историки и фольклористы, исследуя личность этого исторического деятеля. А в том, что он был таковым не остается сомнений. Впрочем, можно добавить, что Илья Русский встречается в германских героических поэмах и норвежских сагах. На старости лет он принял обет и постригся в монахи. До того у Муромца, скорее всего, была семья, ведь он оставил после себя сыновей, от которых пошел знатный род Чеботковых.
Былинный Илья Муромец: почему он стал самым знаменитым фольклорным героем
Богатырь всея Руси известен под многими именами, например Илья Моровлин, Муровец, Муромлян, но его полное имя – Илья Муромец сын Иванович. Он родился приблизительно между 1150 и 1165 годами.
Легенда гласит, что Илья был сыном крестьянина, и до 33 лет был прикован к постели неизличимой болезнью. Однажды он был исцелен мудрецами-странниками («каликами перехожими»), или точнее, – волхвами, которые попросили воды. Сидящий на печи Илья ответил, что не может встать. Когда старцы попросили питья во второй раз, мужчина смог встать. Он принес своим гостям воды из колодца. Волхвы велели Илье выпить воды, которая придала ему нечеловеческую силу. Тогда мудрецы наказали мужчине отправиться в столицу, и стать на защиту Киевской Руси.
В кратком житьесказании святого объясняется его прозвище «Чеботок». Согласно легенде, половцы, ворвавшись в монастырь, застали воина врасплох, когда тот обувался. Илья успел надеть только один сапог, поэтому так и в нем защищался от нападавших. В былинах неоднократно подчеркивается благородство богатыря. Он пользовался своей недюжей силой исключительно в бою с врагами, защищая русичей.
Однажды, когда враг приближался к монастырю, Илья почувствовал, как ноги, впервые, с тех пор как он не мог встать с печи, предали его, и был смертельно ранен в грудь.
Исходя их архивов, защитника Руси проводили в последний путь с большими почестями. Его образ был воплощен в 15 из 53 героических былинах киевского цикла.
Чей Илья: почему ведутся споры на счет национальности богатыря
Носить звание родины великого богатыря претендуют, по крайней мере, три страны – Украина, Россия и Беларусь. Принято считать, что Илья Муромец родился в деревне Карачарово, недалеко от Мурома во Владимирской области (Россия). Более того, в отдельных сказаниях Илья Муромец совершенно не ассоциируется с Киевом или князем Владимиром, а является борцом с разбойниками.
Однако в XIX столетии ряд исследователей выдвинули гипотезу о том, что Илья Муромец является выходцем из городка Моровийск (на сегодняшний день – село Моровск Козелецкого района Черниговской области, Украина). Это предположение основано на том, что впервые этот герой в части южной Руси упоминается под именем Моровлин или Муравленин.
В Беларуси существует версия, что Муромец пришел с их земель. Это можно объяснить тем, что Кмит Чернобильский, который, впервые упоминает о таком богатыре, по одним данным, являлся старостой белорусского города Орша. Кроме того, существует множество вариантов названия деревни, где родился Муромец, один из которых, Карчево, соответствует названию города в Беларуси.
В 2010 году исследователь-любитель Николай Чубрик создал карту различных возможных маршрутов Ильи Муромца. Он считал, что богатырь приехал в Киев через Полесье, так как прошел «грязи великие», упомянутые в легенде. Чубрик пришел к выводу, что Илья Муромец ехал именно с территории нынешней Беларуси, поскольку других мест с обширными болотами на пути в Киев не было. Однако эта теория не получила широкого распространения и признания у фольклористов.
Образ Ильи Муромца по сей день остается загадкой древнерусского фольклора. Как не передавай – через народные былины, картины именитых художников или современный кинематограф, – он хранит тот самый волевой и могучий дух, которым издавна славился русский народ.