Зарегистрировано — 123 411Зрителей: 66 498
Авторов: 56 913
On-line — 17 430Зрителей: 3420
Авторов: 14010
Загружено работ — 2 122 846
«Неизвестный Гений»
Новости
Феминизм, гендер и другие провокационные темы на картинах в стиле безумного дадаизма: Ханна Хёх
Ханна Хёх - легендарная немецкая художница, которая является единственной женщиной, ставшей пионером в искусстве фотомонтажа в берлинском Дада. В своих провокационных работах она исследует множество различных тем, связанных с жизнью, а также затрагивает представления веймарской эпохи о гендерных и этнических различиях. Акцентируя на этом внимание и «сея хаос», её творчество вызывает неподдельный интерес как у зрителей, так и у критиков.
Дадаизм начался в 1916 году в кабаре Вольтер в Цюрихе, Швейцария. Однако дадаисты были активны и в таких городах, как Берлин и Нью-Йорк. Ханна была единственной женщиной-художницей берлинского дада. Во время своей карьеры она увлекалась феминистскими произведениями и всегда исследовала идеи, связанные с гендерными ролями. Тот факт, что она работала в издательстве, означал, что у неё был большой опыт работы с патриархальной медиакультурой Веймарской республики.
Краткая биография
Она родилась в 1889 году в маленьком городке в Германии под названием Гота, в богатой семье, в которой её мать, в соответствии со своим социальным статусом, проявляла интерес к искусству. Когда ей было двадцать три года, Ханна переехала в Берлин, чтобы изучать графический дизайн в Школе прикладного искусства. Когда началась Первая мировая война, школа была закрыта, и девушка вернулась в свой родной город, где работала в Красном Кресте.
После окончания войны немецкая художница вернулась в Берлин, где познакомилась с Раулем Хаусманом, коллегой-дадаистом и её будущим любовным увлечением. Ханна была независимой женщиной, которая сама себя содержала. Она работала в издательстве Ульштейна, где разрабатывала модели для вязания, печатавшиеся в женских журналах. Ульштайн Пресс была известной компанией, которая издавала популярные немецкие журналы, такие как Berliner Illustrirte Zeitung и Die Dame. Ханна также получала дополнительные деньги за разработки дизайна обложек для книг.
Дадаизм в Берлине
Немецкое отделение движения было образовано в 1917 году, через год после официального начала Dada в Цюрихе. Группа действовала до 1923 года. Берлинский дада был очень политическим движением, члены которого были либо близки к анархизму, либо к коммунистическим идеалам. Работы немецких дадаистов были вдохновлены их разочарованием в Первой мировой войне, новым политическим хаосом, вызванным ноябрьской революцией, и средствами массовой информации новообретённой Веймарской республики. Художники, участвующие в движении, включают Джорджа Гроша, Джона Хартфилда, Ханну Хёх, Рауля Хаусмана и Йоганнеса Баадера.
Ханна была впервые представлена берлинским художникам Дада Раулем Хаусманом. Он в то время был женат и имел ребёнка, но это никоем образом не помешало ему и Ханне завести роман, который продлился до 1922 года. Как и многие другие женщины-художники, занимающиеся дадаизмом, Ханна создавала кукол из разных тканей, называемых «Dada Puppets». Её интерес к текстилю также проявляется в её эскизе коллажа 1922 года для Important Lace Shirt, выполненной из узоров вышивки. Художники Dada всегда демонстрировали критический подход к политическим и социальным темам, но Ханна пошла другим путём. В своей работе она часто уделяла особое внимание гендерным вопросам. Будучи единственной женщиной в берлинской группе художников Dada, она имела другой опыт, чем её коллеги-мужчины.
Самым важным событием Берлинского Дада стала Первая Международная ярмарка Дада в Берлине в 1920 году. Одной из самых известных работ, созданных для этой выставки, был «Прусский Архангел». Работа состояла из куклы-человека со свиным лицом, одетой в военную форму, подвешенной к потолку. Произведение было создано Джоном Хартфилдом и Рудольфом Шлихтером.
Хартфилд и Гросс сначала отказались позволить Ханне участвовать в выставке, пока Хаусман не пригрозил убрать все их работы с выставки. Наконец, Ханна выставила восемь своих работ на Первой международной выставке Dada. В своей пьесе «Да-Денди» она с юмором обратилась к мужской идентичности своих коллег-дадаистов, смешав слова «Дада» и «Денди» в одно целое.
Фотомонтаж
Несмотря на возражения Гросса и Хартфилда, у Ханны всё ещё было много друзей в кругах Дада. Она была близка с художниками Куртом Швиттерсом, Жаном Арпом и Софи Тойбер-Арп. По словам Хёх, Швиттерс и Арп были одними из немногих коллег-мужчин, которые серьёзно относились к женщинам-художникам.
Дадаисты в Берлине часто создавали фотомонтажи. Техника была похожа на коллажи. В фотомонтажах фотографии и вырезки из газет использовались для создания новых произведений искусства, которые в случае дадаистов несли политический посыл. Во время Веймарской республики, которая длилась с 1918 по 1933 год, росло количество печатной прессы, которая вдохновляла художников использовать этот материал в своих работах.
Ханна и Рауль начали делать фотомонтажи, когда они отдыхали на Балтийском море в 1918 году. И Ханна, и Рауль рассматривали фотомонтаж как разновидность статической плёнки.
Она описывает фотомонтаж как новую волшебную территорию, где свобода является первой предпосылкой. Ханна продолжала практиковать метод фотомонтажа в течение пяти десятилетий, даже после окончания дадаизма. Однако её самые известные фотомонтажи сделаны в период берлинского Дада.
Одна из самых известных её работ — это фотомонтаж «Cut with the Kitchen Knife Dada» 1919 года. Феминистские взгляды немецкой художницы видны при взгляде на юмористическое название работы. Ножницы, которые использовала Ханна, названы в честь кухонного ножа, указывающего на пространство, обычно связанное с женщинами. В этом фотомонтаже технология склеивает изображения кинозвёзд, танцоров, художников и таких деятелей, как Карл Маркс и Альберт Эйнштейн. Она также продемонстрировала своё чёткое феминистское послание, добавив в правом нижнем углу карту, на которой были изображены европейские страны, где женщины имели право голоса.
Серия фотомонтажей Этнографический музей
В серии фотомонтажей, названных по имени Этнографического музея, немецкий художник смешал медийные изображения с изображениями племенного искусства. Серия состоит из семнадцати фотомонтажей, созданных в период с 1924 по 1930 год. Ханна была вдохновлена своим посещением этнографического музея в Нидерландах. В работе из этой серии под названием «Индийская танцовщица» она объединила фотографию актрисы Рене Фальконетти и изображения деревянных масок из Камеруна.
На другом фотомонтаже из этой серии под названием «Мать» изображена беременная женщина, чьё лицо было заменено маской, принадлежащей племени квакиутль. В этой серии Ханна объединила старое с новым, знакомым и чужим. Она также задала вопрос о том, кто создаёт стандарты красоты, и кто решает, что мы считаем красивым. Немецкая художница также использовала изображения из средств массовой информации для своего проекта 1934 года под названием «Альбом», состоящий из сотен страниц, многие из которых взяты из различных журналов.
Новая женщина Веймара
В своих работах она также рассматривала идею Новой женщины, или Новой свободы, которая появилась в 1920-х годах. Новые женщины были независимыми, предприимчивыми, одевались по андрогинной моде и вели нетрадиционный образ жизни. Новые женщины также должны были быть равны мужчинам, хотя на практике это оказалось не совсем так. Так называемые Новые женщины Веймара были символами современности. Они были уверенными в себе, модными, курили сигареты и ходили в ночные клубы.
В прессе Новую Женщину часто представляли как мужчину или андрогина. Ханна исследовала идеи о том, что именно делает женщин – женщинами, а мужчин – мужчинами. Было ли дело в том, как они одевались и вели себя, или это были их права или отсутствие прав? В своей работе она смешивала женские и мужские фигуры вместе, стирая границы между ними.
Её фотомонтажи были сделаны из изображений, взятых из средств массовой информации. Поскольку она работала в издательстве Ульштайн и создавала контент для читательниц, немецкая художница хорошо понимала, как СМИ относятся к женщинам. В её фотомонтаже 1920 года «Красивая девушка» изображено женское тело, представленное как объект или товар. Таким образом, она показала Новую Женщину в виде машины, размещённой рядом с другими потребительскими товарами, такими как знаки BMW. Многие дадаисты, как в Берлине, так и в Нью-Йорке, были очарованы идеей человека как машины, поэтому выбор Ханны показать человека как киборга не так уж удивителен.
Пол также рассматривается в её фотомонтаже 1920 года «Отец». В этой работе голова, которую мы видим, мужская, но тело состоит из вырезанных женских частей. Женское тело отца также держит на руках ребёнка. В ее пьесе «Марлен» женские ноги приклеены к основанию колонны. В некотором смысле Марлен представлена как памятник раскрепощённости, на который пристально смотрят двое мужчин в правом нижнем углу.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Почему приспешник Гитлера и «великий коллекционер» Герман Геринг стал бедой для мирового искусства >>
Жизнь после дада
После разрыва с Хаусманом и окончания Dada её следующими важными отношениями были с голландской поэтессой Тиль Бругманом, которые длились девять лет. Она познакомилась с ней во время отпуска с Куртом Швиттерсом и его женой в 1926 году. Фотомонтаж Хеха «Вагабунден» того же года может относиться к её отношениям с Тилем. В этом фрагменте мы видим двух женщин, держащихся за руки и путешествующих вместе.
Когда Гитлер пришёл к власти в 1933 году, многие художники-авангардисты, в том числе Хёх, были названы культурными большевиками. Выставки их работ также были запрещены. Предстоящая выставка Ханны в Баухаусе в Дессау была отменена. Новый политический климат повлиял на решение многих художников покинуть Германию. Однако, она осталась и переехал в дом в пригороде Берлина. Ханна вышла замуж за бизнесмена Курта Маттиса, который был на двадцать лет моложе её. Эта разница в возрасте между двумя партнерами была довольно необычной для того времени, но таковыми были и большинство интимных отношений Ханны.
Можно с уверенностью сказать, что она создала целый комплекс работ, которые очень важны для понимания медиакультуры Веймарской Республики, немецкой гендерной идентичности и гендерных отношений внутри берлинского движения Дада.