16+
Лайт-версия сайта

Новости

Почему неоднозначные картины Паулы Рего и по сей день считаются возмутительными



Современное искусство Паулы Рего (Регу) пронизывает до костей, шокируя зрителей возмутительно конфронтационными сюжетами, отражающими тёмные глубины человеческих страданий и выносливости. Она сочетает всё это с эстетикой, вдохновлённой мрачными детскими историями и фольклором своей родной Португалии, создавая завораживающе жуткие образы с видом недомогания, которое иногда переходит в полный ужас.



Предисловие


Амбициозная и масштабная новая выставка Tate Britain с работами Паулы Рего. Фотограф: Tim P. Whitby.  Фото: news.fr-24.com.

 

Амбициозная и масштабная новая выставка Tate Britain с работами Паулы Рего. Фотограф: Tim P. Whitby. Фото: news.fr-24.com.

 

Большая часть новейшего искусства Паулы сегодня широко признана за её непоколебимые, жгучие комментарии к феминистским проблемам, исследующие женские тела как символы угнетения и насилия, а также невероятной силы и неповиновения. За свою впечатляющую семидесятилетнюю карьеру она создала удивительно обширный архив произведений искусства, который сейчас хранится в музеях по всему миру.

Краткая биография


Портрет Паулы Рего.  Фото: m.thepaper.cn.

 

Портрет Паулы Рего. Фото: m.thepaper.cn.



Она родилась в Лиссабоне в 1935 году и была частично воспитана своими португальскими бабушкой и дедушкой, которые впервые познакомили её с готическими сказками, мифами и фольклором. Наполненные злобно жуткими кровавыми деталями, они зажгли её юное воображение и позже выльются в её искусство.

Большая часть её детства была омрачена фашистским руководством Антониу де Оливейры Салазара, и она остро осознавала тревожный социально-политический климат вокруг неё. Искусство стало мощным средством выражения её глубоко переживаемых тревог и травм, вынося их на всеобщее обозрение, чтобы облегчить их эмоциональное воздействие. «Если вы помещаете пугающие вещи в картину, то они не могут причинить вам вреда», - размышляла она.

Допрос, Паула Рего, 1950 год.  Фото: lifo.gr.

 

Допрос, Паула Рего, 1950 год. Фото: lifo.gr.



Картина «Допрос» 1950 года была создана, когда ей было всего пятнадцать лет, предсказав характер её последующих, более поздних работ с помощью подробного анализа пыток и тюремного заключения, происходящих в фашистской Португалии. Стремясь избавить свою дочь от фашистского режима, родители Паулы отправили её в школу для выпускников в Кенте, Англия, когда ей было шестнадцать лет. Оттуда она перешла к изучению искусства в Школе искусств Слейда в Лондоне, и в последующие годы она подружилась с различными ведущими художниками.

Паула была единственной женщиной, связанной со Школой лондонских художников наряду с Дэвидом Хокни, Люсьеном Фрейдом и Франком Ауэрбахом. Она также встретила своего мужа, художника Виктора Уиллинга, от которого родила троих детей.

Кадет и его сестра, Паула Рего, 1988 год.  Фото: wordpress.com.

 

Кадет и его сестра, Паула Рего, 1988 год. Фото: wordpress.com.



В 1960-х годах она вернулась в Португалию со своей семьёй, и её современное искусство продолжало размышлять о тревожных аспектах португальской политики. Её язык становился всё более фрагментарным и неуловимым, отражая нестабильность и неопределённость общества в условиях политических потрясений. Она создавала эти изображения, рисуя различные фигуры, животных и другие формы на листах бумаги, прежде чем яростно разрезать их на части и расположить в виде коллажированных элементов на холсте. В «Пожарных из Алихо» странные, чудовищные существа смешиваются с животными и людьми, образуя запутанную сеть взаимосвязанных фигур, которые, кажется, парят в пространстве, повторяя ранние сюрреалистические работы Марселя Дюшана. Её любопытная сюрреалистическая картина была написана в знак уважения к волшебной храбрости этих людей, которые неустанно работали в качестве неоплачиваемых добровольцев, спасая жизни.

 

Творчество


Танец, Паула Рего, 1988 год.  Фото: telegraph.co.uk.

 

Танец, Паула Рего, 1988 год. Фото: telegraph.co.uk.



Начиная с 1970-х годов её стиль перешёл к более реалистичному изображению людей и мест, нарисованных прямо на холсте. Однако в её искусство было вложено то же самое навязчивое искажённое качество, достигнутое за счёт искажённых тел и жутких, резких световых эффектов. На знаменитой и амбициозно большой картине «Танец» люди, кажется, беззаботно танцуют на залитом лунным светом пляже, но веселье их тел подорвано холодным голубым светом и чёткими тенями вокруг них.

Художница в своей студии, Паула Рего, 1993 год.  Фото: hoxtonradio.com.

 

Художница в своей студии, Паула Рего, 1993 год. Фото: hoxtonradio.com.



Несмотря на то, что Паула зачастую оставляет неясным какой-либо прямой смысл в своих работах, некоторые критики предположили, что каждая танцевальная группа связана с различными ролями, которые может взять на себя женщина, от независимой сольной фигуры слева до двух пар, в которых одна женщина беременна. Справа изображена троица женщин, состоящая из ребёнка, матери и бабушки, что наводит на мысль о традиционной роли женщин как рожениц, передаваемой из поколения в поколение. Таким образом, картину можно сравнить с призрачной символикой Эдварда Мунка.

Наволочка, Паула Рего, 2004 год.  Фото: wbhnews.com.

 

Наволочка, Паула Рего, 2004 год. Фото: wbhnews.com.



Мария Мануэль Лисбоа, специалист по португальской культуре, считает, что здание, изображённое на этой картине, основано на военном форте на побережье Эшторила в Кашиасе, недалеко от того места, где родилась Паула. Используемое в качестве тюрьмы и места пыток на протяжении всего правления Салазара, его мрачное, угрожающее присутствие добавляет дополнительный слой гнетущего дискомфорта к изображению, возможно, критикуя ограничительный характер социальных ролей, навязываемых молодым женщинам на протяжении всей фашистской диктатуры.

Страдание, сила и непокорность


Ангел, Паула Рего, 1998 год.  Фото: wordpress.com.

 

Ангел, Паула Рего, 1998 год. Фото: wordpress.com.



С 1990-х годов Паула исследовала множество мощных феминистских тем, которые отражают сложности современной женской идентичности. Отойдя от краски, она вместо этого начала работать с пастелью, средством, которое позволяло ей манипулировать материалом голыми руками, процесс, который она сравнивает со скульптурой, а не с живописью. Её женщины сильны, мускулисты и иногда откровенно агрессивны даже перед лицом страданий, подрывая скромные и покорные идеализации прошлого.

Служанки, Паула Рего.  Фото: wordpress.com.

 

Служанки, Паула Рего. Фото: wordpress.com.



Это качество можно увидеть в героическом «Ангеле», на котором изображена альтернативная святая, несущая меч в одной руке и чистящую губку в другой, смотрящая на нас с непоколебимой уверенностью. В серии Паулы «Женщина Собака» той же эпохи она исследует, как женщин можно сравнить с собаками - не в покорном, уничижительном смысле, а как символ первобытного инстинкта и внутренней силы. «Быть женщиной-собакой не обязательно значит быть забитой. Это имеет очень мало общего с этим. На этих изображениях каждая женщина - женщина-собака, не забитая, а могущественная. Быть животным это хорошо. Представить женщину в виде собаки совершенно правдоподобно», - говорит Паула.

Невеста (из серии Женщина-собака), Паула Рего, 1994 год.  Фото: lifo.gr.

 

Невеста (из серии Женщина-собака), Паула Рего, 1994 год. Фото: lifo.gr.



Другой столь же подрывной серией того же периода является душераздирающая «Серия абортов», созданная в 1998 году, когда референдум по легализации абортов в Португалии провалился. Рисунки Паулы посвящены тяжёлому положению женщин, вынужденных делать незаконные аборты в грязных, опасных условиях. Она изображает их скорчившимися, как животные, над старыми вёдрами, скрюченными с поднятыми в агонии коленями или лежащими на спине с грубо раздвинутыми металлическими стульями ногами, подчёркивая жестокость их отчаянного положения.

Мусорщики, Паула Рего, 1994 год.  Фото: pinterest.ru.

 

Мусорщики, Паула Рего, 1994 год. Фото: pinterest.ru.



Она утверждает, что её серия рисунков на эту тему «...подчёркивает страх, боль и опасность незаконного аборта, к которому всегда прибегали отчаявшиеся женщины. Очень неправильно криминализировать женщин вдобавок ко всему прочему. Сделать аборты незаконными — значит принудить женщин к решению проблемы на задворках». Такова была сила послания художницы. И совсем неудивительно, что её творчеству частично приписывают влияние на общественное мнение на втором референдуме в 2007 году.

 

Сказки и фольклор


Война, Паула Рего, 2003 год.  Фото: revuedesdeuxmondes.fr.

 

Война, Паула Рего, 2003 год. Фото: revuedesdeuxmondes.fr.



Начиная с нулевых, Паула исследовала мрачный материал, который часто вдохновляется сказками, мифологией и религией. Её богато сложный рисунок «Война» сочетает в себе животных, маленьких девочек и игрушки, напоминая мрачные детские истории её собственного детства, которые часто имели ужасный или зловещий подтекст. Она создала эту работу в ответ на душераздирающую фотографию, сделанную на ранних этапах войны в Ираке, на которой девушка в белом платье была замечена убегающей от взрыва. Её интерпретация детей, страдающих на войне, состоит в том, чтобы представить ужас, увиденный глазами ребёнка, с жуткими окровавленными масками кроликов, которые беспорядочно колышутся на детских головах.

Девочка-козочка, Паула Рего, 2010-2012 гг.  Фото: christies.com.

 

Девочка-козочка, Паула Рего, 2010-2012 гг. Фото: christies.com.



Сюрреалистичный принт «Девочка-козочка» имитирует стиль традиционных викторианских детских книг с бледными цветами и схематичной штриховкой. Её рисунок слабо связан с греческой сказкой о девочке-козе, которая родилась козой, но могла снять кожу, чтобы стать красивой женщиной. Паула наслаждается природой наполовину рассказанной истории в своей работе, усиливая непростые визуальные эффекты жуткими угловатыми телами, гибридом человека и животного и резким готическим освещением, которое придаёт сцене атмосферу зловещей угрозы.

Влияние на современное искусство


Дженни Сэвилл.  Фото: englishtenses.pro.

 

Дженни Сэвилл. Фото: englishtenses.pro.



Учитывая, что международная карьера Паулы насчитывает почти семь десятилетий, неудивительно, что её влияние на развитие современного искусства было весьма значительным. Она вдохновила художников со всего мира исследовать, как фигуративная живопись и графика могут отражать самые насущные социально-политические проблемы современности. Художники, которые продолжили её наследие, включают британскую художницу Дженни Сэвилл, чьё непоколебимое изучение сладострастных женских тел настолько прямолинейно, насколько это возможно, прижато к холсту и увеличено до чудовищно огромных масштабов.

Сесили Браун.  Фото: ar.pinterest.com.

 

Сесили Браун. Фото: ar.pinterest.com.



Как и Паула, американская художница Сесили Браун передаёт неидеализированные тела, созданные выразительными мазками краски. Картины современного искусства южноафриканского художника Майкла Армитажа также обязаны Пауле, разделяя то же фрагментарное, смещённое повествование и подводные течения политических волнений, созданные путём объединения личных и политических ссылок в богато сложный комок идей.

Стоит ли говорить о том, что практически каждый художник в своих работах, так или иначе изображает то, что его больше всего беспокоит и тревожит? Для кого-то – это душевные переживания и любовная драма, а для кого-то – мир под новым углом.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170821/50586/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Ну, целую меня, целуй -стихи Сергея Есенина

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft