Зарегистрировано — 123 590Зрителей: 66 655
Авторов: 56 935
On-line — 23 301Зрителей: 4601
Авторов: 18700
Загружено работ — 2 126 736
«Неизвестный Гений»
Новости
Превратности судьбы самого дорогого художника Дании, который писал картины слепым: Педер Северин Крёйер
XIX век дал миру немало талантливых датских живописцев, внесших свой бесценный вклад в европейское искусство. Сегодня наша публикация о Педере Северине Крёйере - одном из самых известных, дорогих художников-реалистов Дании, творивших на рубеже 19-20 столетий в стиле импрессионизма. Именно он был неофициальным лидером и знаменосцем сообщества художников Скагена. Но, увы, злодейка-судьба жестоко посмеялась над художником, и заканчивал он свой жизненный путь одиноким, неизлечимо больным и практически ослепшим.
Несколько слов о знаменитом сообществе Скаген
Скаген – это сообщество скандинавских мастеров кисти, образовавшееся в конце 19 века, и названное в честь рыбацкого городка на самом севере Ютландии. Благодаря красивой природе его окрестностей он был излюбленным местом для творчества и отдыха датской интеллектуальной элиты. Именно там и была создана колония художников, неофициальным лидером которой и являлся Педер Северин Крёйер (Peder Severin Krоyer).
Здесь, в небольшом северном городишке и сформировалась особая специфическая школа живописи, вдохновленная уникальным атмосферным явлением и солнечным освещением, присущим живописной местности Скагена. Один из художников, живущих в Скагене, так описывал его: "Этот городок умеренный, улыбчивый, фантастичный, могущественный, дикий и внушающий страх... нет другого такого места на лице земли". Сам же Крёйер, очарованный жизнью, бытом и атмосферой местности, говорил: "В Скагене есть такое настроение, которому я не могу сопротивляться".
Именно поэтому все работы Педера, пропитанные импрессионистическими нотками, просто дышат настроением северной природы, и психо-эмоциональным настроением самих персонажей. Из-под кисти живописца вышло немало портретов художников, которые проживали на то время в Скагене и были хорошими приятелями датского живописца. Практически все их портреты собраны в местной художественной галерее Скагенс и являются главным ее достоянием.
К слову, галерея Скагенс была создана в 1875 году тем же самым объединением скагенских художников. А после смерти Педера Северина Крёйера в 1909 году, она была перемещена в особняк, в котором тот доживал в одиночестве свои последние дни.
В запасниках этой галереи хранится около 2000 картин, значительный отпечаток на стиле которых оставил французский импрессионизм. Стоит также отметить, что в галерее Скагена хранится самая большая коллекция произведений Крёйера, в том числе многие из его самых известных картин.
О художнике
Педер Северин Крёйер родился в Норвегии в 1851 году. Мать будущего художника Эллен Сесиль Гьесдаль, поскольку была признана психически неуравновешенной и неспособной воспитывать ребенка, передала своего сына под опеку родной сестре. Его приёмным отцом стал датский зоолог Хенрик Крёйер. Вскоре после рождения, Педер вместе с приёмными родителями переезжает в Копенгаген, где уже в 9 лет начал брать частные уроки живописи, а в 10 - был зачислен в Копенгагенский Технический Институт. В 13 лет талантливый подросток уже был студентом Королевской Датской Академии Искусств.
А все началось с того, что однажды Северин, будучи ребенком, нарисовал на полях журнала иллюстрацию к статье своего приёмного отца, причем такую, что стало очевидно: у мальчугана - немалый талант. С этого рисунка и началась творческая жизнь мальчика-вундеркинда. Он с юных лет был настолько талантлив, что пользовался большой популярностью как портретист. К слову, на то время этот жанр был очень престижным.
Официальный же дебют 20-летнего художника состоялся в 1871 году в замке Шарлоттенбург, расположенного в западной части Берлина, где он представил на суд зрителей портрет друга - живописца Франса Шварца. Позже художник регулярно, в течение всей творческой карьеры, активно участвовал в выставках в Шарлоттенбурге, Копенгагене, а также в Парижском Салоне.
В 1873 году, по окончании академии, Крёйеру была присуждена золотая медаль за большие достижения в живописи и стипендия, благодаря которой молодой художник на несколько лет отправился в путешествие по Европе. Именно в это время он знакомится со многими знаменитыми живописцами, изучает их творчество и развивает свою художественную технику. На некоторое время Крёйер задержался в Париже, где учится в мастерской у известного французского живописца Леона Бонната.
Из Европы домой он вернулся под сильнейшим впечатлением от современных импрессионистов: Клода Моне, Альфреда Сислея, Эдгара Дега, Пьера Огюста Ренуара и Эдуарда Мане. И это оставило неизгладимо яркий отпечаток на творчестве датского мастера.
В дальнейшем путешествия по Европе на протяжении всей жизни Крёйера стали неотъемлемой частью его жизни, в них он черпал свое вдохновение, учился у иностранных художников и знакомился с европейской культурой. А когда возвращался в Данию, с воодушевлением писал местные пейзажи, а также портреты художников, литераторов и других знаменитых людей, живущих в Скагене. Именно там ежегодно он проводил лето и часть осени, создавая свои уникальные полотна. На зиму Сиверин перебирался в столицу Дании или проводил время в путешествиях по европейским странам.
О личном
В одном из таких путешествий в 1888 году в Париже Крёйер встретился со своей знакомой по Копенгагену Мари Трипке. После неожиданно вспыхнувшего бурного романа пара сыграла свадьбу. Хотя о таком повороте событий 37-летний Северин даже не помышлял, так как слыл пылким женолюбцем и вследствие многочисленных любовных связей подхватил неизлечимый в то время сифилис.
Однако, встретив 21-летнюю очаровательную Мари в Париже, сердцеед женских сердец был настолько ослеплен её красотой, что не опомнился как женился и обрел «вторую молодость». Талант Крёйера еще больше расцвел, Мари придала ему неведомые прежде силы и вдохновение. Художник создал более сорока портретов любимой жены, прославив её как «самую красивую женщину Копенгагена».
К слову, Мария также была художницей, но в замужестве писала очень мало. Известным стал совместный портрет супругов, на котором Мари изобразила Педера, а тот свою любимую жену.
Но счастливая жизнь на картинах на деле оказалась не безоблачной, их семейная жизнь складывалась крайне тяжело. Педер Северин Крёйер страдал от наследственного психического расстройства, не раз госпитализировался, к тому же был болен сифилисом. Отношения не наладились и после рождения дочери Вибеки. А вначале 1900-х его болезнь стала прогрессировать, и художник надолго был помещен в психиатрическую клинику.
Уставшая от приступов бешенства мужа Мари с Вибеке поехала на отдых в Италию, на Сицилию, где познакомилась со шведским композитором Хуго Альвеном. Вспыхнувший роман, вскружил голову молодой женщине, и она попросила у мужа развод, но Северин, страдающий резкими перепадами настроения, категорично отказал.
Но во время ремиссии, Северин, видя угнетенное состояние жены и сочувствуя ей, предложил пригласить Хуго к ним в Скаген. Композитор приехал, поселился отдельно, Мари, разумеется, поддерживала отношения с ним, чем вызывала и сплетни, и неприязнь жителей ютландского городка. Вскоре Крёйер сам дал развод жене, когда узнал, что та носит ребенка от музыканта. Мари переехала в Швейцарию к новому мужу, а их маленькая дочь Вибеке Крёйер осталась на попечении отца, в Скагене. Она так и не простила свою мать до конца своих дней.
За последних десять лет жизни художник постепенно терял зрение, но не переставал работать. Писал он почти до самого конца своих дней. Наполовину зрячий, он умудрился создать несколько потрясающих шедевров. А по поводу своего зрения он шутил, что рабочий глаз у него стал видеть гораздо лучше, чем раньше. Однако и зрячий глаз с каждым годом стал видеть все хуже и хуже... Последние из своих картин Крёйер написал, уже практически ничего не видя. Художник умер в 1909 году в возрасте 58 лет в полном одиночестве, страдая от тяжелой формы сифилиса. Захоронен на кладбище Скагена.
О творчестве
Удивительно, что, несмотря на душевный недуг художника и терзающую его манию преследования, художественные его работы исполнены безмятежности, света, трепетной нежности.
А все это потому, что Крёйер практически во всех своих работах, прежде всего, стремился к передаче движения световоздушной среды и её воздействия на форму предметов с помощью импрессионистических приемов. Многие его картины посвящены сценкам из жизни датских крестьян, рыбаков Скагена, представителей высшего света, которых любил изображать на фоне северной природы при естественном освещении.
Он также написал множество сцен на побережье, изображающих как отдыхающих, так и местных рыбаков. В Скагене Крёйер также изображал жизнь коллег-художников. Он всегда выбрал такие сцены, где ярко можно было отразить прогулки по пляжу, совместный ужин и великолепную атмосферу вечеров при лунном свете. Тематика береговых сцен была одной из любимых у художника.
Одной из известнейших картин Крёйера является «Летний вечер на южном пляже Скагена с Анной Анкер и Марией Крёйер», написанная в 1893 году. Еще одной известной картиной является — «Костёр Святого Иоанна на пляже Скагена» (1903). Это масштабное полотно изображает множество знаменитых людей искусства и политиков, собравшихся вокруг гигантского костра в ночь на Ивана Купалу. Обе эти работы находятся в постоянной коллекции музея Скагена.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/100821/50693/
Комментарии:
12 сентября ’2021 21:21
ЗДОРОВО!СПАСИБО ЗА ИНФОРМАЦИЮ О ТАКОМ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОМ ХУДОЖНИКЕ.
|
evgaomela66101
|