Крылатое выражение «мальчик для битья» подразумевает, что человека делают виноватым без вины. Афоризм достаточно популярен. Его «отцом» стал американский писатель, Марк Твен. Данную фразу он использовал в своем произведении «Принц и нищий». Со временем первоисточник афоризмов обычно забывается, но его удачные выражения живут в устной речи людей.
Вверх тормашками — значит делать все наоборот. Фраза возникла еще в старину, когда в отдельных губерниях России вместо слова «ходить» говорили «тормашить». Потому вверх тормашками — ходить вверх ногами. Слово давно забыто, а крылатая фраза плотно засела в сознании россиян.
Выражение «Не ко двору» своими корнями уходит в народные приметы. В наши дни так говорят о человеке, который отличается от других и потому не может прижиться в семье или в коллективе.
Раньше бытовало поверье, что во дворе удастся найти свое место только тому животному, которое придется по нраву домовому. Тех, кто «хозяину» угодья не нравился, он прогнать или довести до гибели. Теперь фраза имеет более широкое значение и распространяется на людей.
Чаще всего выражение «заруби себе на носу» произносят учителя и родители. Так взрослые призывают детей запомнить вышесказанное навсегда. Если вдуматься, то звучит фраза достаточно странно и даже жестоко. Зарубить — сделать отметину на своем лице, а точнее самой «выдающейся» его части.
Афоризм пришел к нам из глубины веков, тех времен. Когда еще не была изобретена бумага. Тогда люди делали зарубки на «носу», но не на своем. Словом «нос» называли дощечку. Ее носили везде с собой и когда появлялась необходимость что-то нотировать, чтобы не забыть, делали на ней отметины. В нужный момент смотрели на зарубку и в памяти всплывали нужные мысли.
Когда произносят вслух: «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе», подразумевают следующее. Один человек отказывается искать общий язык или обращаться за помощью к другому, потому тот, в чьих услугах нуждаются, сам делает первый шаг. Одна из гипотез происхождения выражения гласит, что фраза взята из Корана. В священной книге мусульман Магомет — основатель религии.
Чтобы продемонстрировать свое могущество, пророк однажды решил приказать горе приблизиться к нему. Но ничего подобного не произошло. Потому Магомет был вынужден сам подойти к скале. В этот момент он произнес ту самую фразу: «Если гора не хочет идти к Магомету, Магомет пойдет к горе».
«Стоит, понимаете ли, моя молодица среди господских лошадей и с головой ушла в еду: жуёт овес на чём свет стоит, аж за ушами трещит!». Так написал Шолом Алейхем в своем произведении «Тевье-молочник». Когда человек ест быстро и с аппетитом, то его челюсти издают характерный хруст. Потому тот, кто уплетает за обе щеки еду, часто слышит в свой адрес шуточное замечание, что у него за ушами трещит.
Во времена правления Ивана Грозного правосудие имело свою особенность. Некоторые судебные тяжбы заканчивались не выносом вердикта, а жребием. Представитель закона вытаскивал из шляпы решение, которое потом и было реализовано по отношению к подсудимому. Так судьбу человеке решала удача: какой жребий выпадал, такой он вынужден был принять.
«Играть в бирюльки» — значит заниматься пустяковыми или бесполезными делами. В старину, чтобы развить у человека терпение и настойчивость, предлагали перебирать руками мелкие вещи. Мелочевку сбрасывали на стол на одну кучу, что внешне выглядело не слишком привлекательно. Задача игрока — доставать предметы один за другим так, чтобы не падали остальные.
Такое занятие отнимало много времени, потому укоренился стереотип, что играть в бирюльки — прерогатива бездельников. Кто занят чем-то бесполезным или несущественным, того упрекают, произнося, что он «играет в бирюльки».