16+
Лайт-версия сайта

Новости

Как разбитая керамика стала украшением Барселоны и принесла автору мировую славу: Великий каталонец Антонио Гауди



Все архитектурные объекты и сооружения в виде зданий, мостов, парков и памятников формируют лица и огромных мегаполисов, и маленьких городов. И, разумеется, во все времена в этом была огромная заслуга зодчих и архитекторов. Имена некоторых из них остались жить в веках. Одним из таковых является Антонио Гауди - самый необычный архитектор из когда-либо живших на земле, который создал яркое и незабываемое лицо испанского города Барселоны, благодаря изобретенной им мозаичной техники - «тренкадис». Он также является автором одного из самых известных «долгостроев» мира, строительство которого продолжается и по сей день.



Барселона – это солнечный, веселый и яркий город, гуляя по улицам которого, не покидает ощущение, что ты попал в сказку. Особая роль в создании этой удивительной атмосферы отводится мозаичной технике, которую разработали и внедрили каталонские архитекторы–модернисты во главе с великим Гауди. «Хрупкая» керамика обрела вторую жизнь и на долгие столетия украсила собой архитектуру города.

 

 

 Барселона - мегаполис на берегу Средиземного моря с населением более полутора миллионов человек  и второй по величине в стране.

 

Барселона - мегаполис на берегу Средиземного моря с населением более полутора миллионов человек и второй по величине в стране.



Антонио Гауди (1852—1926) - великий испанский архитектор, перевернувший представление об европейской архитектуре конца XIX - начала XX века, создавший каталонский модерн и определивший облик современной Барселоны - активной, яркой и динамичной, той, которую все любят и знают. Его сооружения еще век тому назад коренным образом изменили лицо барселонской архитектуры, его удивительные и оригинальные работы и сейчас можно увидеть в центральной части крупнейшего мегаполиса на берегу Средиземного моря.

К слову сказать, в каком-то смысле Антонио Гауди установил настоящий рекорд. Он построил 17 строений в уникальном, только ему свойственном стиле, и целых 7 из них официально внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Также в католической епархии уже более десятка лет идёт кампания о причислении Гауди к лику святых в качестве покровителя всех архитекторов.

Семь из семнадцати сооружений Антонио Гауди официально внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Семь из семнадцати сооружений Антонио Гауди официально внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Все, кто бывают в Барселоне искренне восхищаются работами этого мастера, как примером одного из самых уникальных архитектурных стилей. А еще здесь можно увидеть удивительные сооружения, спроектированные и построенные «в духе великого каталонского архитектора», не только более века тому назад, а и Храм, строительство которого будет окончено к средине, а то и к концу нашего века. Да-да, и никак не ранее... Но об этом чуть позже.

Немного из биографии знаменитого каталонца


Антонио Гауди родился в 1852 году в небольшом городке Реус в Каталонии. Он был пятым, младшим, ребёнком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди. Мальчик с детства страдал ревматизмом. И это не давало ему возможности играть с другими детьми. Зато он полюбил длительные одиночные прогулки, к которым будет питать пристрастие всю свою последующую жизнь. Также, еще в детстве, по признанию самого Антонио, а мастерской отца в нём пробудилось ощущение пространства и тяга к творчеству.

Антонио Гауди (1852—1926) - великий испанский архитектор, основатель каталонского модерна.

 

Антонио Гауди (1852—1926) - великий испанский архитектор, основатель каталонского модерна.



В 17-летнем возрасте Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил в 1878 году и получил диплом архитектора. К тому времени из большого семейства Гауди они с отцом остались вдвоем - все члены семьи, в том числе и мать будущего архитектора, отошли в мир иной.

К слову, Гауди никогда не был женат. Он полностью посвятил себя архитектуре и всю жизнь был один. Лишь однажды он был влюблен, но предмет его обожания не ответила взаимностью, и он с головой ушел в религию и в работу. Из воспоминаний его современников, Гауди в молодости выглядел очень респектабельно - носил дорогие костюмы, добротную обувь, его стрижка и борода всегда были безупречны. Он был гурманом, постоянно посещал театр и оперу, а строительные участки объезжал на собственном экипаже.

Входные железные ворота в Palau Gell работы Антонио Гауди. (Гауди был мастером художественного литья. Многие металлические элементы изготовлены его собственными руками.

 

Входные железные ворота в Palau Gell работы Антонио Гауди. (Гауди был мастером художественного литья. Многие металлические элементы изготовлены его собственными руками.



Но уже в зрелом возрасте архитектор перестал следить за своей внешностью, неопрятно одевался и питался очень скромно. На улице его иногда принимали за нищего. А смерть архитектора и вовсе оказалась нелепой. Однажды июньским днем 73-летний Гауди, выйдя из дома, отправился в церковь. А по дороге из-за его рассеянности был сбит трамваем. Извозчики наотрез отказывались везти в больницу потерявшего сознание неопрятного, неизвестного старика без денег и документов.

А когда, наконец, Гауди доставили в больницу для нищих, ему оказали лишь примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день архитектор был опознан, но его состояние к тому времени уже ухудшилось настолько, что уже ничего ему не могло помочь. Гауди скончался 10 июня 1926 года и через два дня был похоронен в крипте недостроенного им храма.

Проекты каталонского модерниста


Архитектурный шедевр Антонио Гауди – Каса-Мила.

 

Архитектурный шедевр Антонио Гауди – Каса-Мила.



Уже с самого начала творческой карьеры проекты Антонио Гауди отличались от работ его коллег-архитекторов креативностью и оригинальностью. Его творчество разделяют на два периода: ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900 года). Именно на рубеже столетий Антонио выходит за пределы доминирующих исторических стилей, навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный узнаваемый архитектурный стиль.

Архитектурный шедевр Антонио Гауди – Каса-Мила.

 

Архитектурный шедевр Антонио Гауди – Каса-Мила.



И хотя авторские технические приемы Гауди и относят к классическому модерну, однако фактически в своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, подвергая их творческой переработке. И поскольку Антонио безудержно влекли натуральные природные формы и стиль модерна, который всецело охватил все сферы искусства того времени, его архитектурные проекты стали включать в себя сложные естественные, органичные формы и пространственные конструкции: гиперболоиды, коноиды и геликоиды.

Зал Сто колонн в парке Гуэля. Антонио Гауди. Техника тренкадис.

 

Зал Сто колонн в парке Гуэля. Антонио Гауди. Техника тренкадис.



Это и являлось одной из отличительных особенностей неповторимого стиля Антонио Гауди. Он практически отказался от прямых и ровных линий. Зодчий нередко любил говорить о том, что в природе невозможно найти ни одной прямой линии, а это по его мнению значило, что в архитектуре их тоже быть не должно.

Такая теория Антонио Гауди и нашла свое отражение в кривых каменных конструкциях и сооружениях, скрученных железных скульптурах и архитектурных объектах различного назначения. А еще архитектор украсил многие из своих строений мозаикой из цветной плитки. Этим он добавил еще одну яркую грань в свои работы и лишний раз подтвердил свое высказывание о том, что "природа не терпит монохромности".

Техника керамической мозаики - "тренкадис"


В конце XIX века керамика уже достаточно широко использовалась для оформления интерьеров и экстерьеров, но применить отделку осколками керамической плитки в виде мозаики на изогнутых поверхностях принадлежит именно Гауди.

 

"Скульптурная



Эта идея пришла ему на ум во время работы над проектом и строительством Парка Гуэля. Так как архитектурные проекты каталонского зодчего принципиально избегали прямых линий, архитектору необходимо было решить непростую задачу: отдекорировать керамической плиткой огромное количество изогнутых и волнистых поверхностей.

И поскольку при использовании керамической плитки на неровных участках она ломалась, архитектором было решено пустить ее осколки также в дело. Так в усадьбе Гуэль появились башенки, оформленные битыми керамическими кусочками. Этот способ так вдохновил Антонио Гауди, что он стал использовать его и в дальнейших своих проектах.

Парк Гуэль. Барселона.

 

Парк Гуэль. Барселона.



Архитектор практически повсюду стал задействовать керамическую плитку самых разных цветов, размеров и рельефности, комбинируя в определенной тональности. Наносились битая плитка в виде мозаичных рисунков на конструкции при помощи цементного раствора из извести, песка и воды. И нужно сказать, что итог всегда превосходил все ожидания - колоритные сочетания осколков керамики, покрытой глянцем, производил потрясающий эффект на ярком солнце Средиземноморья.

Парк Гуэль. Барселона.

 

Парк Гуэль. Барселона.



Гауди свои шедевры в технике тренкадис создавал по сути, из керамического лома, который раньше просто выбрасывали. У него была договоренность с фабриками по производству плитки и посудными мануфактурами на поставку некондиционного товара, которому архитектор тут же находил применение. Если сломанной плитки и битой посуды не хватало, его помощники отправлялись на барселонские свалки и находили материал там.

Со временем техника «ломаной» мозаики Гауди получила название «тренкадис», что в переводе с каталонского переводится как «хрупкий, ломкий». Столь необычная техника давала полную свободу фантазии и позволяла создавать яркие и неповторимые композиции.

Ящерица работы Гауди в парке Gell. (Любопытный факт из истории создания этой скульптуры: чтобы закончить ее, пришлось пожертвовать дорогим сервизом семьи Гуэль, так как нужные оттенки цвета нашлись только там.)

 

Ящерица работы Гауди в парке Gell. (Любопытный факт из истории создания этой скульптуры: чтобы закончить ее, пришлось пожертвовать дорогим сервизом семьи Гуэль, так как нужные оттенки цвета нашлись только там.)



И если Гауди изобрел саму технику - то воплощением ее в жизнь в проектах архитектора занимался один из его ближайших помощников - Жозеп Мария Жужоль, благодаря таланту которого многие работы Гауди приняли свой окончательный и неповторимый облик. Вот так в Каталонии появился новый тип мозаики.

Техника керамической мозаики тренкадис на фасадах сооружений Антонио Гауди. Мозаика: Жозепе Марии Жужоля.

 

Техника керамической мозаики тренкадис на фасадах сооружений Антонио Гауди. Мозаика: Жозепе Марии Жужоля.



Оформление фасадов и интерьеров в технике тренкадис стало одной из «визитных карточек» Гауди. Эта необычная техника давала ему полную свободу и позволяла воплотить в жизнь самые смелые фантазии, превращая в настоящее произведение искусства все свои творения.

Sagrada Familia (Храм Святого Семейства)


Храм Святого Семейства. Барселона. Автор проекта: Антонио Гауди.

 

Храм Святого Семейства. Барселона. Автор проекта: Антонио Гауди.



Именно об этом Храме, первый камень которого был заложен с 1882 году, и шла речь вначале нашей публикации. La Sagrada Famlia (Храм Святого Семейства) — одна из самых знаменитых работ Гауди в Барселоне. Эта огромная базилика, строительство которой начали еще при жизни самого Гауди, почти 150 лет тому назад, а закончить планируют через 30–80 лет (по данным разных источников).

Строительство Храма Святого Семейства ведется на пожертвования прихожан и по сей день.

 

Строительство Храма Святого Семейства ведется на пожертвования прихожан и по сей день.



Спросите, почему так долго? Ответ весьма прост - по решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан. Именно это и является одной из причин столь длительного строительства. Вторая же причина задержки строительства заключена в сложности изготовления каменных блоков, согласно проекту Гауди. Ведь каждый из них требует индивидуальной обработки и подгонки.

Необычный внешний вид храма сделал его одной из главных достопримечательностей Барселоны. По сведениям газеты El Periоdico de Catalunya в 2006 году строительство посетило 2,26 миллиона человек, что ставит объект в один ряд по популярности с музеем Прадо и дворцом Альгамбра.

 

Casa Batll (дом Бальо)


А это еще одно творение мастера, заслуживающее особого внимания. Балконы на фасаде этого здания похожи на черепа, а опоры на окнах похожи на кости. Разноцветные мозаики, которые используются для украшения стен постройки, были взяты из цветов природных кораллов.

Casa Batll (дом Бальо). Архитектор: Антонио Гауди.

 

Casa Batll (дом Бальо). Архитектор: Антонио Гауди.



Согласитесь, сочетание оригинального дизайна, интересных форм и ярких цветов в работах испанского архитектора придают им воистину бесподобный вид.

А свойства «тренкадиса» со временем заслуженно были оценены многими художниками мира, которые не смогли обойти стороной столь универсальную и декоративную технику. Вдохновленные работами Гауди, они создавали новые шедевры, трансформируя и развивая «тренкадис», используя дополнительные возможности керамических технологий.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/010821/50628/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

очень рада, что сюда попала! Вы все супер!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft