В старину петриковской росписью украшали камины, печи, окна, позже - кухонные доски, черпаки, миски, инвентарь, сбрую, одежду, используя яркие самодельные краски. Изначально это были цветные глины и всевозможные растительные красители, позже - анилиновые, масляные, акварельные, акриловые краски, а также темпера и гуашь с добавлением яичного желтка и молока.
Что же касается инструментов то, разумеется, в ту пору не было в широком обиходе подходящих профессиональных кистей, поэтому мастера из народа мастерили кисти самодельные. Для этого брали пучки кошачьей шерсти, срезанные у домашних кошек и наматывали на отточенный черенок. Несколько витков нити — и кисточка для сложных узоров готова! Да причем такая, что не уступала фабричной. А еще в ход также шли и камышовые палочки, и рогоза, и пипетки, и даже пальцы (ими удобно изображать ягоды).
Стоит отметить, что петриковская роспись очень разнообразна. Почти у каждого мастера есть свой собственный почерк, манера письма, приемы в стилизации, своя трактовка традиционных элементов росписи и свой излюбленный колорит. Отсюда и роспись на светлом, цветном или чёрном фоне. И поэтому рисунки на одинаковую тематику, выполненные двумя живописцами, могут кардинально отличаться в подаче и по колориту.
Происхождение петриковской росписи связывают с казачеством и заселением Днепровщины выходцами из Полтавщины, Слобожанщины и Подолья в конце XVIII и вначале XIX века. Хотя достоверно неизвестно, где и когда впервые зародились и развились традиции, которые легли в основу этого уникального направления народной живописи.
Историки утверждают, что изначально она получила свое развитие в виде настенной живописи, а позже народные умельцы стали делать бумажные «малёвки» для оформления интерьеров и расписывать домашнюю утварь.
И уже к концу XVIII века жители центральной Украины повсеместно декорировали дома, одежду, изделия ручной работы и предметы повседневного обихода яркими узорами. Особенно развилась декоративная роспись по дереву - подлаковая роспись. По народным поверьям считалось, что такие расписные вещицы привлекают к хозяину удачу, защищают его от несчастий, стихийных бедствий и злых сил, улучшают здоровье. Причем каждый элемент подобных изображений нес в себе скрытое, символическое значение. К примеру, кисть винограда была пожеланием плодовитости, дуб служил олицетворением мужской энергии, храбрости и отваги, красные маки были воплощением семейной памяти и силы рода; молодость, развитие, рост - олицетворял барвинок. А еще, изображая пару птиц, призывали в дом любовь и гармонию, а изображения цветущих деревьев служили оберегами от болезней и дарили крепкое здоровье.
Свое же название этот промысел получил от названия села Петриковка, где роспись носила наиболее культовый характер. Тех, чей дом в селе не украшали стилизованные орнаменты, не уважали, считая ограниченными и морально убогими. Порой с такими даже не здоровались, встретившись на улице. Ну, и как тут было не учиться "малевать" диковинные узоры ?..
Вот так постепенно рисунки и орнаменты превратились в настоящее искусство – так и возникло этническое направление в отечественном искусстве, охватившем многие сферы деятельности человека. Интерес к этому творчеству не угас и сейчас. Художники продолжают...
Современный мастер Петриковской росписи украинский художник Александр Опарий за свою творческую карьеру создал множество работ, который воплощены и на фарфоровых сервизах, и на картинах. Он один из тех выдающихся художников, чье мастерство давно признано не только в Украине, но и далеко за ее пределами.
Именитый художник родился на Сумщине, окончил отделение художественной керамики Миргородского государственного керамического техникума им. Н.В. Гоголя в 2001 году. Позже, в 2008 году, он окончил отделение художественного текстиля Львовской национальной академии искусств.
Получив отличное базовое образование, художник решил обратиться к народным истокам и традициям. и вот на протяжении многих лет Александр занимается художественной росписью фарфора в традициях Петриковской росписи, изготавливает авторские пысанки, вышитые полтавские рушники и сорочки разных регионов Украины конца ХІХ – начала ХХ веков.
Творчество художника отличает особое тонкое чувство цвета и света — его палитра богата полутонами различных цветовых оттенков. Роспись Александра Опария выполнена живо, легко и точно по всем правилам древней Петриковской росписи. Что удивительно, даже выполненные с помощью одного базового цвета работы мастера изобилуют разнообразием цветовых переходов и едва уловимых полутонов. Кроме технической виртуозности, каждое изделие, расписанное рукой Александра, несет в себе гармоничный заряд положительной энергии.
Наиболее красочные и яркие его работы можно увидеть в авторских фарфоровых сервизах, над которыми художник работает в технике "надглазурной росписи", которая заключена в декорировании керамических изделий уже после "утельного" обжига и покрытия их глазурью. Расписав полуфабрикат специальными надглазурными красками, готовое изделие вновь обжигается в муфельной печи при температуре 800 градусов по Цельсию.
В этой технике используется специальная краска по глазури, главным преимуществом надглазурных красок по сравнению с подглазурными является разнообразие цветовой палитры и яркий колорит. Как видите, расписанная Александром посуда отображает многогранный слой многовековой украинской культуры и разнообразие мотивов традиционной Петриковской росписи.
Так, в 2017 году в Киевском национальном музее украинского народного декоративного искусства с большим успехом прошла персональная выставка художника под названием «Художественная феерия Александра Опария», которая прошла с большим успехом. На сегодняшний день работы мастера хранятся в Киевском музее декоративно-прикладного искусства, Лебединском художественном музее, Луцком, Роменском и Миргородском краеведческих музеях.
За последние годы мастера петриковской росписи возродили традиции украинского барокко – яркого, роскошного и нарядного. Чаще всего в их творчестве встречаются растительные и цветочные узоры, в которых переплетаются реалистичные, стилизованные и фантастические растения. Иногда народные умельцы зашифровывают в своих рисунках дополнительный смысл и благие пожелания. Например, астры символизируют красоту и радость, розы – страсть, василёк – верность, георгины – благодарность. Кроме того, на украинских сувенирах все чаще и чаще можно увидеть изображение птиц, зверей, вымышленных животных, различных бытовых сценок.
Сейчас техника петриковской росписи известна во всём мире, благодаря широкой ее популяризации выдающимися мастерами народного промысла. Так, огромной популярностью пользуются работы М. К. Тимченко – народного художника Украины. Не менее известны заслуженные мастера народного творчества Н. А. Белоконь, Ф. С. Панко, Н. М. Шулик, А. А. Пикуш, А. Н. Самарская.
Если когда-то петриковскую роспись можно было увидеть только на стенах сельских домов, на печах, на предметах домашней утвари, то сегодня она стала необычным украшением в интерьере современных квартир, кафе и ресторанов. Многие известные архитекторы, дизайнеры и декораторы используют петриковскую роспись для создания или реконструкции различных бытовых предметов, зданий и даже техники.
И еще один любопытный факт: 5 декабря 2013 года Петриковская роспись наряду с казацкими песнями Днепропетровской области была включена в Репрезентативный список культурного наследия человечества ЮНЕСКО. И вполне заслуженно! Петриковская роспись — это не только ярко, солнечно и красиво, но еще и очень модно. Этнические мотивы ныне чрезвычайно популярны.