В 1869 году случилось событие, которое можно назвать началом новой эры торговых отношений между континентами – открытие Суэцкого канала. Водный коридор, который соединил Средиземное и Красное моря, вдвое сократил один из главных торговых маршрутов того времени. Теперь путь из индийского Бомбея в британский Лондон можно было проделать на пароходе всего за две недели.
Владельцы парусных грузовых кораблей несли огромные убытки. Теперь, когда на новом маршруте расположилась целая сеть портов, в которых пароходы могли ремонтироваться и догружаться своим топливом – углем, парусники не могли продолжать вести с ними конкуренцию в скорости доставки грузов.
Однако еще один козырь у кораблей под парусами все же оставался. Вдалеке от берегов, на трансатлантических океанских торговых маршрутах по-прежнему властвовали огромные парусники – винджаммеры.
Винджаммеры были настоящими грузовыми океанскими титанами. Прочный корпус длинной до полутора сотни метров из металлических клепаных листов венчали от 4 до 7 стальных мачт. Вес каждой реи винджаммера колебался от 3,5 до 5 тонн, а стальные такелажные канаты крутились с помощью паровых машин. Для того, чтобы развернуть по ветру паруса, каждый из которых весил почти полтонны, на винджаммерах применялись ручные лебедки.
Самые большие из этих монстров могли разместить в своих трюмах до 4 тысяч тонн груза. При этом на океанских просторах такой парусник легко разгонялся до 14-17 узлов (27-32 километра в час). Эти показатели делали винджаммеры самыми рентабельными грузовыми кораблями того времени. Особенно если дело касалось трансокеанских грузоперевозок.
Выгода порождала спрос, а спрос, в свою очередь, заставлял мировую судостроительную промышленность ударными темпами строить крупногабаритные грузовые корабли. Всего за чуть более, чем полвека в мире было спущено на воду более 3,5 тысяч «выжимателей ветра». Крупнейшими верфями, строившими парусные титаны, были немецкие Teklenborg в Гестемюнде (Бремен) и Blom und Foss в Гамбурге.
Больше всего винджаммеров ходили под американскими, британскими, германскими, итальянскими, норвежскими и французскими флагами. Если же говорить о частных флотах, состоящих из этих парусных монстров, то тут бесспорным мировым лидером был шведский предприниматель Густав Эриксон. Штаб-квартира его флотилии, которая насчитывала более 40 винджаммеров, была размещена в Мариехамне – главном городе Аландских островов.
В гонке рентабельности между грузовыми парусниками и пароходами владельцы «выжимателей ветра» готовы были на любые методы экономии. Иногда это касалось даже количества и качества самого экипажа парусного судна. В сокращенные до минимума команды брали практически всех: от молодых матросов за будущий опыт и рекомендации, до простых попутчиков и романтиков за еду и бесплатный трансокеанский вояж.
Естественно, такие меры экономии приводили к тому, что на каждого матроса приходилось в 2 раза больше парусов, чем на обычном корабле. Кроме того, члены команды без опыта неумело работали с такелажными приспособлениями и очень часто погибали прямо на палубе. Однако для владельцев винджаммеров это было ничто по сравнению с прибылями, которые просто зашкаливали.
Что касается грузов, то они были самыми разнообразными. Из Индии и Китая везли пряности и чай, рис и экзотические фрукты, цветные и драгоценные металлы. Из Австралии в Европу в трюмах винджаммеров ехали пшеница и шерсть. Довольно часто «выжиматели ветра» перевозили предметы человеческой роскоши – старинную мебель и музыкальные инструменты. Их владельцы считали, что вибрация машин и механизмов парохода может повредить столь ценный груз.
Одним из главных маршрутов для винджаммеров был океанический путь к берегам Чили. Здесь трюмы парусников доверху забивали селитрой и птичьим гуано – компонентами для производства пороха и взрывчатых веществ. Практически постоянно воюющая Европа остро нуждалась в подобном азотном сырье. Не даром одно время винджаммерам в народе придумали довольно точное саркастическое прозвище – Nitrate Fleet («нитратный флот»).
Постепенно селитровые рудники в Чили истощились, что весьма болезненно ударило по флотилиям винджаммеров. Но далее для «выжимателей ветра» все становилось еще хуже. Началась I Мировая война и многие гигантские парусники были захвачены в качестве трофеев. Более 80 винджаммеров потопили немецкие субмарины. Для подводников гора парусов на горизонте была уж очень привлекательной мишенью.
Рекордсменом по потоплению «парусных колоссов» стала подводная лодка «Кайзерлихмарине» – германских ВМС, №11-51. Эта субмарина отправила на дно 12 британских и французских грузовых парусников. За такую «результативность» подлодка получила негласный титул Windjammer-Killer, или «убийца винджаммеров».
Те же немцы использовали «выжиматели ветра» в качестве боевых кораблей. В 1917 году парусный рейдер «Кайзерлихмарине» Seeadler был замаскирован под лесовоз и отправлен в секретный боевой рейд. Пройдя почти 27 тысяч морских миль (около 50 тыс. км), немецкий «лесовоз», обогнув британские патрульные корабли, приблизился к торговому каравану Антанты.
Немецкие моряки тут же сбросили груз леса в воду и оперативно разместили на палубе скрывавшиеся в трюмах орудия. Открыв огонь, немцы до подхода к месту события британского военного конвоя успели потопить 12 торговых суден союзников и благополучно удрать от преследователей.
Правда, спустя несколько часов Seeadler наткнулся на рифы и затонул. Однако сама идея подобной военной операции с участием парусника в то время, когда воевали уже на стальных крейсерах и линкорах, поражает своей креативностью и дерзостью.
Техническая революция, а также две Мировые войны, нанесли колоссальный удар по некогда незаменимых грузовых «парусных титанах». Хотя стоит отметить, что попытки возобновить регулярные рейсы «винджаммеров» предпринимались вплоть до 1957 года. Итоговую черту под всеми этими планами подвела гибель немецкого учебного парусника Pamir, попавшего в ураган «Карри» возле Азорских островов. Из 86 членов экипажа и курсантов спасти удалось всего 6 человек.
В настоящее время практически все оставшиеся винджаммеры находятся на вечных якорных стоянках. Однако они по-прежнему служат людям в том или ином качестве. Так, парусник Viking, пришвартованный в Гетеборге, выступает практическим учебным пособием для шведских морских курсантов, барк Passat в германском Травемюнде является музеем, а самый большой из сохранившихся до нашего времени 4-мачтовый винджаммер Moshulu служит в бухте Филадельфии плавучим 5-звездочным рестораном.
И только 2 «выжимателя ветра» до сих пор регулярно выходят в открытое море. Оба эти парусника – «Крузинштерн» и «Седов», принадлежат Российской Федерации. На борту последних винджаммеров совершают учебные плавания курсанты торгового флота. Также парусники принимают участие в разных регатах и даже кругосветных плаваниях.