Обе цивилизации украшали свои дворцы и другие сооружения фресками, используя известковую штукатурку и яркие цвета. Единственными отличиями являются их иконографические элементы. Минойцы в значительной степени полагались на религиозную иконографию, изображая своих богов и особенно богинь. Общими мотивами также являются процессии и священные ритуалы, такие как прыжки с быком. Минойская иконография сильно отражает их социальную матриархальную структуру – образы женщин доминируют в их изобразительном искусстве, и женская символика присутствует почти в каждом изображении.
Эксперты по греческому бронзовому веку часто утверждают, что микенские настенные росписи, хотя и рассматриваются как продолжение минойских, имеют всё-таки отличие. Влияние минойцев отчётливо прослеживается в женских образах и общем стиле. Однако микенцы были несколько более упрощёнными в своих изображениях. Они предпочитали симметрию и геометрические мотивы, в отличие от минойцев, которые не любили оставлять пустые, ничем не украшенные пространства. Человеческие фигуры стилистичны в микенских настенных росписях, и мужчины встречаются чаще.
Ещё одним важным отличием являются сцены охоты и войны, которые часто присутствуют в микенском искусстве. В отличие от минойцев, известных своей мирной талассократией, микенское общество было ориентировано на войну и экспансию, и это проявилось в их искусстве.
Обе цивилизации славятся строительством сложных дворцов, и археологические данные подтверждают, что они были административными, жилыми и религиозными центрами.
Опять же, микенцы позаимствовали многие архитектурные особенности у минойцев, но приспособили их к верованиям и требованиям своего общества. Самым известным и крупнейшим минойским произведением архитектуры является дворец в Кноссе, мифологическое жилище царя Миноса. Центральное место во дворце занимает большой внутренний двор, из которого во всех направлениях расходятся комнаты, залы и небольшие покои. Историки считают, что лабиринтоподобная структурная сложность дворца, вероятно, вдохновила миф о Минотавре и лабиринте.
Минойцы украшали свои дворцы настенными росписями и использовали яркие цвета для раскрашивания колонн, балюстрад и фронтонов, которые занимали несколько этажей дворца. Фрески в основном имеют религиозную тематику, хотя многие из них изображают природные сцены, такие как морская жизнь, мифологические животные и цветы.
Микенские дворцы, как и их изобразительное искусство, отражают милитаристский характер их цивилизации, который Гомер так чудесно описал в «Илиаде». Лучше всего сохранились дворцы в Пилосе и Тиринфе. Отличие от минойского стиля очень ясно. Микенские дворцы на самом деле являются цитаделями, построенными на холме и укрепленными. Минойцы, поселившиеся на острове и ориентированные на торговлю, а не на экспансию, не нуждались в оборонительных сооружениях.
Воинственные микенцы должны были окружить свои дворцы массивными стенами, также известными как циклопические. Они получили своё название в честь мифологических циклопов, одноглазых гигантов, которые, согласно мифам, были единственными существами, достаточно сильными, чтобы построить такие колоссальные стены. Наиболее узнаваемым примером циклопического строительства являются Львиные ворота в Микенах.
Центром микенского дворца был не внутренний двор, как у минойцев, а мегарон, большой прямоугольный зал, используемый для придворных церемоний и общественных или религиозных мероприятий. Дополнительные комнаты в основном квадратные, а планировка очень геометрическая, что указывает на планируемое строительство.
Планировка минойских дворцов показывает множество пристроек, поэтому кажется, что они построили дополнительные комнаты, когда возникла необходимость в них. Микенцы также украшали свои дворцы, но их фрески изображают сцены войны и охоты, сильных воинов на колесницах и сражения. Они также любили геометрические узоры и яркие цвета.
И минойцы, и микенцы хоронили своих умерших в круглых сооружениях, известных как толос. Историки до сих пор спорят, переняли ли микенцы стиль толос у минойцев или нет, но сходство указывает на то, что существовала какая-то преемственность. Тем не менее, между ними есть много различий.
Минойцы строили свои толосы над землёй, с маленькими дверями и круглыми гробницами. Археологические раскопки подтвердили, что минойцы хоронили в этих гробницах всех жителей своих поселений. Общинный статус минойских толос объясняет простоту архитектурного стиля и отсутствие украшений.
Микенские толосы, с другой стороны, были намного больше и находились под землёй. Обычно они были построены в холмах, с входным проходом, называемым дромосом, и монументальным дверным проёмом. Некоторые из их толосов состояли из пары комнат с центральной погребальной камерой, которая была круглой или прямоугольной.
Основное различие между двумя типами теологии заключается в её цели. Микенцы сохранили монументальные гробницы для правителей и выдающихся личностей. Это объясняет их монументальность, в отличие от более упрощенного стиля минойских толосов, предназначенных для всех.
Самый известный микенский толос — это Сокровищница Атрея в Микенах, богато украшенная рельефами, колоннами и декоративными камнями, такими как зелёный алебастр. Эти богатые украшения, наряду с драгоценными дарами для погребения, подтолкнули Генриха Шлимана, главного археолога Микен, объявить эту гробницу Гробницей Агамемнона. Однако современные исследования подтвердили, что человек, похороненный в этой гробнице, на несколько сотен лет опередил и Агамемнона, и Атрея.
Обе цивилизации богато украшали свои керамические и металлические сосуды, но иконография, опять же, весьма своеобразна. Как и их настенные росписи, минойские сосуды немного более декоративны. Им особенно нравилась керамика со светлым фоном, на котором они рисовали живые фигуры людей или животных (часто морских существ) в каком-то ярком или контрастном цвете.
Микенцы предпочитали тёмные цвета в своей керамике, и их мотивы были намного проще, иногда почти абстрактными. Сходство с геометрическими узорами снова проявляется на их керамике, которую они часто украшали треугольниками, кругами и извилинами. Однако, несмотря на их более упрощённый подход к декору, микенская керамика имеет гораздо более высокое качество. Они использовали более чистую глину и обжигали сосуды при более высоких температурах.
Единственной областью, где мастерство микенцев превзошло мастерство минойцев, является металлообработка. Тем не менее, минойцы были искусными производителями металла, особенно когда дело касалось ювелирных изделий. Их высокоразвитая торговля позволила им импортировать золото, и они усовершенствовали фаянсовую технику добавления крошечных бусин золота на поверхность предмета.
Микенцы славятся изготовлением золотых масок смерти и овладением техникой чернила, в которой они смешивали два типа металла, чтобы создать контраст на объекте. Знаменитая маска Агамемнона - отличный пример использования тонких золотых листов и чеканки или тиснения мотива.
Минойцы славятся своими статуэтками женских богинь, из которых Богиня Змей, вероятно, самая узнаваемая. Статуэтки их богинь подчёркивали женские атрибуты, и они обычно создавали их из фаянса, окрашивая в яркие цвета.
Микенские глиняные фигурки – напротив, очень стилизованы. Похоже, они унаследовали минойское сходство к женским фигурам, поэтому изображения богинь плодородия являются наиболее частой археологической находкой, когда дело доходит до скульптурных работ. Несмотря на их несколько плохое исполнение, эти статуэтки сыграли значительную роль в микенской религии, поскольку археологи раскопали более пятисот статуэток из различных мест.
Так что обе цивилизации так или иначе сыграли свою роль, оставив после себя неизгладимый след в истории искусства и не только.
05 августа ’2021 21:46
Как хорошо !!!Получила массу впечатлений!!!БЛАГОДАРЮ!!!
|