16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 590Зрителей: 66 655
Авторов: 56 935

On-line23 315Зрителей: 4604
Авторов: 18711

Загружено работ – 2 126 734
Социальная сеть для творческих людей
  

Новости

Замок в долине Луары и фабрика-кухня: Как творили первые женщины-архитекторы




Все мы прекрасно знаем, что в наши дни утверждение «женщин-архитекторов не бывает» - полная ложь. Заха Хадид, Одиль Декк, Кадзуе Седзима… Но оно было ложным и в эпоху Ренессанса, и Англии XVII века. Официально женщины добились права проектировать постройки наравне с мужчинами лишь в двадцатом веке, однако в действительности эта борьба началась много веков назад...



Кэтрин Брисонне - первая среди первых

 

 

Замок Шенонсо.

 

Замок Шенонсо.



В эпоху Возрождения жизнь дамы благородного происхождения не ограничивалась вышивкой, музицированием и молитвами. В это прекрасное, но неспокойное время женщины могли руководить и обороной замка, как итальянка Катарина Сфорца, и… его возведением – как француженка Кэтрин Брисонне. В 1512 году ее супруг, Томас Бойе, приобрел старинный замок Шенонсо в долине Луары и решил перестроить его в соответствии с новомодными веяниями. Однако должность генерального казначея королевской армии не позволяла ему заниматься строительством замка, и все заботы легли на Кэтрин.
Ей удалось придумать и внешний вид замка, сочетающий мотивы французской готики и итальянского ренессанса, и впечатляющую лестницу, ведущую на второй этаж, и ряд других архитектурных решений. Бойе так и не вернулся домой до завершения строительства – он скончался в Италии в 1924 году, а спустя три года не стало и Кэтрин, так и не успевшей насладиться семейным счастьем в созданном ею доме.

Плаутилла Бриччи – женщина эпохи Возрождения



Вилла Бенедетти.

 

Вилла Бенедетти.



Римлянка Плаутилла Бриччи родилась в 1616 году. Она прожила почти девяносто лет – и пусть о ее творческом пути известно мало, сохранившиеся работы показывают, как велик талант этой женщины. Ее отец, по-видимому, был художником или успешным ремесленником, а брат также занимался архитектурой. Некоторое время считалось, что она лишь помогала мужчинам – занималась декором, «украшательством», как и положено женщине. Однако благодаря обнаруженным контрактам и эскизам, подписанным именем Плаутиллы, стало понятно, что ею самостоятельно была спроектирована вилла Бенедетти (сейчас она носит другое название – Вилла дель Вашелло). Архитектурное решение этой виллы, созданной для аббата Эльпидио Бенедетти, столь своеобразно, что исследователи сравнивают ее с гораздо более поздними постройками стиля ар нуво, а творческую манеру самой Бриччи – с излюбленными приемами Эктора Гимара.

Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези.

 

Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези.



Капелла святого Людовика.

 

Капелла святого Людовика.



Прогрессивный аббат, похоже, желал скрыть, что отдал такой ответственный заказ женщине, но вскоре уже открыто доверил ей работе над капеллой святого Людовика в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Алтарную картину с изображением святого Бриччи выполнила также самостоятельно. Ей приписывается, кроме того, часовня святого Бенедикта в Риме.

Элизабет Вилбрахам – загадка для историков



Рисунок, приписываемый леди Вилбрахам.

 

Рисунок, приписываемый леди Вилбрахам.



С именем леди Элизабет Вилбрахам связана история, достойная пера Дэна Брауна. Официально она, пользуясь своим статусом и богатством, покровительствовала многим архитекторам – и сама активно изучала архитектуру. Однако исследователь Джон Миллар посвятил полвека поискам доказательств того, что леди Вилбрахам в действительности была создательницей многих сооружений, которые приписывают архитекторам-мужчинам. В Англии семнадцатого века женщина ее происхождения не могла заниматься строительством – это было просто немыслимо, и авторами признавались люди, которым она передавала ведение авторского надзора за строительством.

Уоттон-хаус.

 

Уоттон-хаус.



Существует версия, что именно эта женщина давала уроки архитектору Кристоферу Рену. Миллар считает, что леди Вилбрахам участвовала в создании двенадцати частных домов и восемнадцати церквей, но в первую очередь его исследования связаны с ее участием в строительстве Уоттон-Хауса в Бакингемшире.

Марион Махони Гриффин – в тени гения

Рисунок Марион Махони.

 

Рисунок Марион Махони.



Фрэнк Ллойд-Райт – безусловно, один из самых значимых архитекторов двадцатого столетия, родоначальник органического стиля в архитектуре и «школы прерий». В равной мере заслуги по созданию нового направления в архитектуре принадлежат и Марион Махони Гриффин – его коллеге и одной из первых лицензированных женщин-архитекторов в мире.

Рисунок Марион Махони. Слева - подпись.

 

Рисунок Марион Махони. Слева - подпись.



Пятнадцать лет в студии Райта Марион занималась проектированием зданий, мебели, витражей и декоративных панелей. Великолепные акварельные рисунки, ставшие неотъемлемой частью стиля «школы прерий», созданы ее рукой. В дальнейшем она руководила архитектурными проектами, от которых отказался Райт. Примерно в 1910-м году архитектор Уолтер Гриффин предложил ей разработать проект благоустройства территории возле одной из его построек.

Рисунок Марион Махони.

 

Рисунок Марион Махони.



Рисунок Марион Махони.

 

Рисунок Марион Махони.



Спустя год они поженились и работали совместно более четверти века. Супруги активно продвигали идеи органической архитектуры в Индии и Австралии. Крупнейший их проект – градостроительный план Канберры. В Австралии Махони и Гриффин познакомились с антропософией и идеями Рудольфа Штайнера, которые они с энтузиазмом восприняли, а в Сиднее они присоединились к Обществу антропософии и иногда читали публичные лекции, посвященные этим идеям. После смерти супруга Марион создала многостраничный труд, описывающий весь их творческий путь – работала была оцифрована в 2007 году. Австралийский институт архитекторов учредил премию для женщин-архитекторов имени Марион Махони Гриффин.

Екатерина Максимова против кухонного рабства



Проект фабрики-кухни.

 

Проект фабрики-кухни.



Екатерина Максимова – первая известная женщина-архитектор в СССР, представительница конструктивизма, участвовала в работе по проектированию Казанского вокзала в Москве.

Здание Казанского вокзала.

 

Здание Казанского вокзала.



За свою недолгую – чуть больше сорока лет – жизнь она создала множество остроактуальных работ, к сожалению, не воплощенных или не сохранившихся. Большую часть ее наследия составляют проекты фабрик-кухонь, самая интересная из которых была возведена в Самаре. Ее фабрики-кухни должны были обеспечить рабочих питанием и в то же время снять с женщин тяжкий груз ведения быта.

Фабрика-кухня в Самаре.

 

Фабрика-кухня в Самаре.



В плане фабрика-кухня в Самаре представляла собой стилизованный серп и молот, однако эта форма была продиктована чистым рационализмом и конвеерным характером работы поваров, были идеально продуманы передвижения посетителей и сотрудников, зонированы пространства для приема пищи, а фасад снабжен ленточными окнами от пола до потолка.

Текст: Софья Егорова.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/060721/50367/




Комментарии:

Нет комментариев
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи


Трибуна сайта
Ну, целую меня, целуй -стихи Сергея Есенина

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft