Зарегистрировано — 123 420Зрителей: 66 507
Авторов: 56 913
On-line — 23 322Зрителей: 4609
Авторов: 18713
Загружено работ — 2 122 915
«Неизвестный Гений»
Новости
Как подруга великого Моне стёрла границы между мужским и женским: Недооценённый основатель импрессионизма Берта Моризо
Менее известная, чем коллеги-мужчины, такие как Клод Моне, Эдгар Дега или Огюст Ренуар, Берта Моризо является одним из основателей импрессионизма. Близкая подруга Эдуарда Мане, она была одним из самых новаторских импрессионистов. Берте, несомненно, не суждено было стать художницей. Как и любая другая молодая леди из высшего общества, она должна была заключить выгодный брак. Вместо этого она выбрала другой путь и стала известной фигурой импрессионизма.
Берта родилась в 1841 году в Бурже, в ста пятидесяти милях к югу от Парижа. Её отец, Эдме Тибюрс Моризо, работал префектом департамента Шер в регионе Центр-Валь-де-Луара. Её мать, Мари Жозефина Корнелия Томас, была племянницей Жана-Оноре Фрагонара, известного художника в стиле рококо. У Берты был брат и две сестры, Тибюрс, Ив и Эдма. Последняя разделяла ту же страсть к живописи, что и её сестра. В то время как Берта преследовала свою страсть, Эдма отказалась от неё, выйдя замуж за Адольфа Понтийона, лейтенанта военно-морского флота.
В 1850-х годах отец Берты начал работать во французской национальной счётной палате. Семья переехала в Париж, столицу Франции. Сёстры Моризо получили полное образование, подходящее для женщин из высшей буржуазии, и обучались у лучших учителей. В XIX веке от женщин их происхождения ожидали выгодных свадеб, а не карьеры. Образование, которое они получили, состояло, в частности, в уроках фортепиано и живописи. Мать девочек записала Берту и Эдму на уроки живописи у Жоффруа-Альфонса Шокарна. Сёстры быстро проявили вкус к авангардной живописи, из-за чего им не понравился неоклассический стиль их учителя. Поскольку Академия изящных искусств не принимала женщин до 1897 года, они нашли другого учителя, Джозефа Гишара. Обе молодые леди обладали большим художественным талантом: Гишар был убеждён, что они станут великими художниками, что совсем нехарактерно для дам с их богатством и положением.
Эдма и Берта продолжили своё обучение у французского художника Жан-Батиста Камиля Коро, который был одним из основателей барбизонской школы и пропагандировал пленэрную живопись. Вот почему сёстры Моризо хотели учиться у него. В летние месяцы их отец снимал загородный дом в Виль-д'Авре, к западу от Парижа, чтобы его дочери могли практиковаться с Коро, который стал другом семьи. В 1864 Эдма и Берта выставили несколько своих картин на Парижском салоне. Тем не менее, их ранние работы не демонстрировали никаких реальных инноваций и изображали пейзажи в манере Коро, так и оставшись незамеченными на тот момент.
Как и несколько художников XIX века, сёстры Моризо регулярно ходили в Лувр, чтобы скопировать работы старых мастеров. В музее они познакомились с другими художниками, такими как Эдуард Мане или Эдгар Дега. Их родители также общались с высшей буржуазией, вовлечённой в художественный авангард. Моризо часто обедали с семьями Мане и Дега и другими выдающимися личностями, такими как Жюль Ферри, журналист, активно занимающийся политикой, который позже стал премьер-министром Франции.
Берта подружилась с Эдуардом Мане и поскольку она часто работали вместе, Берта считалась его ученицей. Несмотря на то, что девушку это подбешивало, её дружба с художником оставалась неизменной и она несколько раз позировала для него. Леди, которая всегда одевалась в чёрное, за исключением пары розовых туфель, считалась настоящей красавицей. Эдуард сделал одиннадцать картин с Бертой в качестве модели. Были ли они любовниками? Никто не знает, и это часть тайны, окружающей их дружбу и одержимость Мане фигурой Берты.
В конце концов Берта в возрасте тридцати трёх лет вышла замуж за его брата, Эжена. Эдуард сделал свой последний портрет Берты с обручальным кольцом. После свадьбы Эдуард перестал изображать свою невестку. В отличие от своей сестры Эдмы, которая стала домохозяйкой и бросила живопись после замужества, Берта продолжала рисовать. Эжен был беззаветно предан своей жене и поощрял её к этой страсти. У Эжена и Берты была дочь Жюли, которая появилась на многих более поздних картинах Берты.
Хотя некоторые критики утверждали, что Эдуард оказал большое влияние на творчество Берты, их художественные отношения, вероятно, шли в обоих направлениях. Живопись Моризо оказала заметное влияние на Мане. Тем не менее, Эдуард никогда не представлял Берту как художника, только как женщину. Портреты Мане в то время пользовались дурной репутацией, но Берта, настоящий современный художник, понимала его искусство, а он в свою очередь использовал её в качестве модели, чтобы выразить свой авангардный талант.
Берта совершенствовала свою технику, рисуя пейзажи. С конца 1860-х годов её заинтересовала портретная живопись. Она часто рисовала буржуазные интерьерные сцены с окнами. Некоторые эксперты рассматривали этот вид репрезентации как метафору состояния женщин из высшего класса XIX века, запертых в своих красивых домах.
Конец XIX века был временем кодифицированных пространств. Женщины правили в своих домах, в то время как они не могли выходить на улицу без сопровождения.
Вместо этого Берта использовала окна, чтобы открыть сцены. Таким образом, она могла принести свет в комнаты и размыть границу между внутренним и внешним. В 1875 году, во время медового месяца на острове Уайт, она написала портрет своего мужа. На этой картине Берта перевернула традиционную сцену: она изобразила мужчину в помещении, смотрящего в окно на гавань, в то время как женщина и её ребёнок прогуливались снаружи. Она стёрла границы, установленные между женским и мужским пространствами, демонстрируя большую современность.
В отличие от коллег-мужчин, Берта не имела доступа к парижской жизни с её захватывающими улицами и современными кафе. И всё же, как и они, она рисовала сцены современной жизни. Сцены, нарисованные в богатых домах, также были частью современной жизни. Берта хотела изобразить современную жизнь, резко контрастируя с академической живописью, сосредоточенной на античных или воображаемых предметах. Женщины играли решающую роль в её работе. Она изображала их как устойчивые и сильные фигуры, проиллюстрировав их надёжность и важность, а не их роль в XIX веке в качестве простых компаньонов их мужей.
В конце 1873 года группа художников, уставшая от отказа от официального Парижского салона, подписала устав «Анонимного общества художников, скульпторов и гравёров». Среди подписантов были Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей и Эдгар Дега.
Год спустя, в 1874 году, группа художников провела свою первую выставку - решающую веху, давшую начало импрессионизму. Эдгар Дега пригласил Берту принять участие в первой выставке, демонстрируя своё уважение к женщине-художнице. Моризо играла ключевую роль в импрессионистском движении. Она работала на равных с Моне, Ренуаром и Дега. Художники ценили её работы и считали её художницей и другом, а её талант и сила вдохновляли их.
Берта не только выбирала современные предметы, но и относилась к ним по-современному. Как и другие импрессионисты, эта тема не была для неё столь существенной. Берта попыталась уловить меняющийся свет мимолетного момента, а не изобразить чьё-то истинное сходство. Начиная с 1870-х годов, она разработала свою собственную цветовую палитру, используя более светлые цвета, чем на своих предыдущих картинах. Белые и серебряные с несколькими более тёмными вкраплениями стали её фирменным знаком. Как и другие импрессионисты, она путешествовала по югу Франции в 1880-х годах.Средиземноморская солнечная погода и красочные пейзажи произвели неизгладимое впечатление на её технику живописи.
Своей картиной «Порт Ниццы» 1882 года она привнесла новшества в живопись на открытом воздухе. Берта села на маленькую рыбацкую лодку, чтобы нарисовать гавань. Вода заполняла нижнюю часть полотна, в то время как порт занимал верхнюю часть. В итоге, она повторила эту технику кадрирования несколько раз. Своим подходом она внесла большую новизну в композицию картины. Кроме того, Моризо изобразила пейзаж почти абстрактно, продемонстрировав весь свой авангардный талант. Берта была не просто последовательницей импрессионизма, она действительно была одним из его лидеров.
Художница обычно оставляла части холста или бумаги без цвета. Она рассматривала это как неотъемлемый элемент своей работы. В картине «Молодая девушка и борзая» она использовала цвета традиционным способом, чтобы изобразить портрет своей дочери. Но в остальной части сцены цветные мазки кисти смешиваются с пустыми поверхностями на холсте.
В отличие от Моне или Ренуара, которые несколько раз пытались добиться того, чтобы их работы были приняты в официальном салоне, Берта всегда шла независимым путём. Она считала себя художницей, принадлежащей к маргинальной художественной группе: импрессионистам, как их сначала иронически прозвали. В 1867 году, когда Берта начала работать в качестве независимого художника, женщинам было трудно сделать карьеру, особенно в качестве художника.
Как женщина из высшего общества, Берта не считалась художницей. Как и другие женщины её времени, она не могла сделать настоящую карьеру, ведь живопись была просто ещё одним женским досугом. Искусствовед и коллекционер Теодор Дюре сказал, что жизненная ситуация Моризо затмила её художественный талант. Она была хорошо осведомлена о своих навыках и молча страдала, потому что, как женщину, её считали дилетанткой.
Французский поэт и критик Стефан Малларме, ещё один друг Моризо, продвигал её творчество. В 1894 году он предложил правительственным чиновникам приобрести одну из картин Берты. Благодаря Стефану она выставила свои работы в Люксембургском музее. В начале XIX века Люксембургский музей в Париже стал музеем, в котором выставлялись работы живых художников. До 1880 года академики выбирали художников, которые могли выставлять своё искусство в музее. Политические изменения, произошедшие с присоединением Французской Третьей Республики, и постоянные усилия искусствоведов, коллекционеров и художников позволили приобрести произведения авангардного искусства. В музее были выставлены работы импрессионистов, в том числе Берты, что стало важной вехой в признании её таланта, сделав Моризо настоящим художником в глазах публики.
Вместе с Альфредом Сислеем, Клодом Моне и Огюстом Ренуаром Берта была единственной из ныне живущих художниц, которая продала одну из своих картин французским национальным властям. Однако французское государство купило только две её картины, чтобы сохранить их в своей коллекции.
Берта умерла в 1895 году в возрасте пятидесяти четырёх лет. А год спустя в парижской галерее Поля Дюран-Рюэля, влиятельного арт-дилера и популяризатора импрессионизма, была организована выставка посвящённая памяти Берты Моризо. Коллеги-художники Ренуар и Дега наблюдали за презентацией её работ, способствуя её посмертной славе.
Из-за того, что Берта была женщиной, она быстро впала в забытьё. Всего за несколько лет она прошла путь от славы до безразличия. На протяжении почти столетия публика совсем забыла о художнице. Даже выдающиеся историки искусства Лионелло Вентури и Джон Ревалд едва упоминали Берту в своих бестселлерах об импрессионизме. Лишь горстка проницательных коллекционеров, критиков и художников отмечали её талант. Только в конце ХХ века и в начале XXI-го интерес к творчеству Берты Моризо возродился. Кураторы наконец посвятили выставки художнику, а учёные начали исследовать жизнь и творчество одного из величайших импрессионистов.