Нужно отметить, что созданием скульптур из самых разных материалов человечество занималось еще с глубочайшей древности. До нас дошли изделия из камня, сделанные еще в те времена, когда люди жили в пещерах и поклонялись силам природы. Бумага же, являясь материалом относительно новым, доступной стала широким слоям населения совсем недавно. А настоящие скульптуры из этого материала появились только лишь во второй половине XX века.
В наши дни мастеров, увлекающихся бумажной скульптурой, предостаточно. Этот вид творчества, еще называемый бумагопластикой, очень привлекателен для художников. Он стал полноправной частью современного изобразительного искусства. Когда впервые видишь скульптуры из бумаги потрясающего качества, то невольно приходишь в восхищение. Причем в первую очередь поражают не столько сами формы совершенных скульптур, сколько уровень нестандартного мастерства авторов, их невероятное терпение, скрупулезность и трудолюбие.
Талантливые американские художники, супруги Аллен и Пэтти Экман (Allen and Patty Eckman), творят чудеса из простой бумаги, превращая ее в необыкновенно реалистичные образы. Их тандем и в жизни, и в творчестве сложился еще во время их обучения в колледже искусств по направлению художественного дизайна (Art Center College of Design). Правда, вначале пара в течении 12 лет владела рекламным бизнесом в Лос-Анджелесе. Но, устав от такой рутинной работы, они переехали в Рапид-сити в Южной Дакоте, где и начали свою творческую карьеру скульпторов.
С тех пор чета художников ваяет необыкновенно точные и детализированные скульптуры, которые до них никому не удавалось создать. Они буквально отливают свои произведения искусства, используя авторский оригинальный художественный прием, в основе которого лежит бумага и метод чем-то схожий с процессом изготовления скульптур из бронзы.
Создание скульптурных композиций начинается с приготовления 2-х компонентной бумажной массы, которую заливают в силиконовые формы, собственноручного изготовления. Затем в формах бумажная масса прессуется с помощью вакуумного пресса или же вручную. После высыхания затвердевшие «слепки» представляют собой грубые заготовки, не имеющие сходства с готовыми скульптурами. Лишь умелые руки мастеров превращают их в замечательные, настоящие произведения искусства. По внешнему виду работы Аллена и Пэтти очень похожи на статуэтки, вырезанные из слоновой кости. Именно поэтому их работы очень высоко ценятся на арт-рынке.
Нужно также отметить, что художники, работая в одном направлении, создают композиции и образы, исходя из своих личных интересов и увлечений. Так, Аллен предпочитает работать над темой коренных жителей Америки – индейцев, потому как его прабабушка была родом из племени индейцев чероки. Его искренне привлекает самобытность, физическая и духовная культура этого племени. Супруга же Аллена, Пэтти, свое творчество посвящает таким темам, как дети, женщины, природа, чем органично дополняет скульптурные композиции своего мужа.
Все многофигурные композиции Аллена и Пэтти поражают своей экспрессией и невероятным реализмом.
В совершенно особой технике работает современный китайский дизайнер и скульптор из Пекина Ли Хунбо (Li Hongbo). Он создает скульптурные изображения из бумаги, которые можно растягивать и деформировать, как пружину. Такой необычный эффект создается путем склеивания особым образом тысячи слоев бумаги. Эти уникальные произведения искусства кажутся выполненными будто из гипса или мрамора. Но стоит к ним прикоснуться, как вся конструкция приходит в движение.
Каждый наверняка уже задался вопросом: в чем же секрет этих удивительных творений. Все гениальное - просто. Идею для своего творчества Ли Хунбо позаимствовал у обыкновенного бумажного китайского фонарика. Материалом для его работ служит бумага, тысячи слоев которой склеены друг с другом путем плотного наложения друг их на друга в определенном порядке.
Так, сначала формируется блок из 500 листов. Образовавшиеся бумажные блоки далее также соединяются между собой до образования нужной толщины. Обычно на скульптурный бюст уходит не менее десяти таких блоков.
А получившийся бумажный «монолит» Хунбо обрабатывает обычными приспособлениями и электроинструментами, которые применяют скульпторы при изготовлении своих работ из других материалов. И, как говорит сам автор, в обработке бумажная заготовка походит на мягкий камень.
https://
В итоге бумажные копии классических бюстов и скульптур от Ли Хунбо «растягиваются», «расплываются» в пространстве и кажутся жутковато-живыми. Не правда ли, потрясающее зрелище...
Стоит также отметить, что оригинальные бумажные бюсты китайского художника очень дорогие. Их цена - в несколько десятков тысяч долларов каждая. Как правило это отличные копии узнаваемых классических скульптур, что вызывает особый интерес к творчеству мастера. К слову сказать, китайский скульптор с его уникальными работами покорил уже не одну мировую столицу, где проходили выставки его работ.
Еще один из известных мастеров, создающих свои невероятно реалистичные произведения из обычной бумаги – канадский скульптор Кэлвин Николлс (Calvin Nicholls). Он выполняет 3-D композиции, изображая птиц, животных и растения, используя помимо бумаги клей и прочный каркас в виде рамы для придания своим произведениям жесткости и 3-D эффекта.
Мастер создаёт многослойные бумажные барельефы, которые будто вырываются с плоской поверхности. Он словно волшебник превращает бумагу в реалистичные перья и мех, которые так и хочется погладить рукой.
Именно поэтому уникальные скульптурные картины Николлса выглядят невероятно живыми и реалистичными. И сложно даже представить себе насколько это кропотливая работа, ведь по словам скульптора на создание одной картины у него уходит от 2 месяцев до 2 лет. Специалисты в один голос заявляют, что объёмные произведения мастера - это настоящее современное искусство.
Для создания такого чуда Кэльвин изначально работает над созданием рисунка, который используется в качестве «каркаса». Затем, пуская в ход скальпель и ножницы различных размеров, он нарезает тонкие полоски бумаги и наклеивает их слоями, что создает эффект рельефа. К слову, некоторые работы художника достигают двух метров в длину и 10 сантиметров в толщину.
Любопытно, что экспериментировать над бумажными скульптурами художник начал ещё в середине 1980-х годов. Успех на выставках и растущий спрос на его работы в дальнейшем превратили его хобби в карьеру. «Сложная работа редко приносит свои плоды мгновенно, но моя настойчивость сыграла мне на руку. Уверенность в своей работе и скромность по отношению к личному творчеству тоже были хорошей формулой. Также я всегда наблюдаю за другими успешными художниками, отслеживая тенденции в конкурентном мире искусства. Это не легко, но мне очень нравится то, чем я занимаюсь», - говорит мастер.
На сегодняшний день у Кэлвина Николлса немало поклонников его творчества. Он широко известен в кругу коллекционеров, которые пополняют его авторскими работами свои коллекции, покупая их за довольно солидные деньги. Также бумажные скульптуры мастера выставляются в художественных галереях по всему миру.