Своей необычной фамилией Наталья была обязана предкам по линии отца, среди которых были поволжские немцы и английские коннозаводчики. От последних они и получили валлийскую фамилию Варлей. По семейному преданию, еще в XIX в. русский фабрикант пригласил в Россию из Уэльса братьев-жокеев (по другой версии – богатых коннозаводчиков) по фамилии Варлей, которые впоследствии женились на местных девушках и обрусели. А среди предков по материнской линии были французы – мать Наталья, Ариадна Сенявина, была внучкой горного инженера Евгения Барбота де Марни, потомка выходцев из Франции.
Отец Натальи был капитаном дальнего плавания, и семья часто переезжала из города в город. Наталья родилась в румынском городе Констанца, а потом они жили в Ленинграде, Москве, Владивостоке и Мурманске. В школу девочка пошла в Мурманске, а окончила обучение уже в Москве. Однажды вместе с матерю они пошли в цирк на Цветном бульваре, и там Наталье бросилось в глаза объявление о наборе детей в цирковую студию. Хотя у нее не было соответствующей подготовки, Варлей прошла отбор и начала обучаться цирковому искусству.
В 1965 г. Наталья окончила отделение акробатики Государственного училища циркового и эстрадного искусства и на протяжении двух лет после этого выступала в цирке в качестве эквилибристки. На одну арену с ней выходил легендарный клоун Леонид Енгибаров, благодаря которому Варлей попала на съемочную площадку. Он общался с режиссером Юнгвальдом-Хилькевичем и познакомил с ним Наталью Варлей, и тот предложил ей роль в своем фильме «Формула радуги». В павильоне Одесской киностудии ее увидела ассистентка по актерам Леонида Гайдая и пригласила на кинопробы на роль Нины в «Кавказской пленнице».
Вместе с Натальей на роль Нины пробы проходило около 500 претенденток, и непрофессиональная актриса никак не ожидала того, что ей удастся обратить на себя внимание режиссера. Но она покорила его своей раскованностью и непосредственностью перед камерой. Когда ее попросили появиться на площадке в купальнике, Наталья без раздумий выполнила эту просьбу, ведь в цирке это практически была ее «униформа».
Когда ей пришла телеграмма о том, что она утверждена на главную роль, Варлей была на гастролях в Туле. Эта новость ее скорее огорчила, чем обрадовала, – она очень любила свой номер и не хотела даже ненадолго расставаться с цирком. Тогда она и предположить не могла, что вскоре ей придется попрощаться с ареной навсегда, ведь о кинокарьере на тот момент всерьез не задумывалась и не верила в свой успех. Но после «Кавказской пленницы» на нее обрушилась невероятная популярность, она стала всенародной любимицей, тысячи женщин в парикмахерских просили сделать им стрижку «как у Варлей», а режиссеры засыпали ее новыми предложениями.
Во время съемок в «Кавказской пленнице» актрисе пригодилась ее цирковая подготовка. Все трюки она выполняла самостоятельно, но для сцены, в которой ее героиня должна была прыгнуть со скалы в воду, Гайдай пригласил дублершу. Но оказалось, что «каскадерша» на самом деле к этой профессии не имела никакого отношения и обманула съемочную группу, чтобы увидеть знаменитых артистов. В итоге и этот рискованный трюк Варлей выполнила самостоятельно.
Какое-то время Наталья пыталась совмещать съемки с работой в цирке, но вскоре ей пришлось сделать выбор. И хотя он был в пользу кино, актриса признавалась, что цирк ей снился еще долгое время. В 1967 г. Варлей поступила в Щукинское училище и уже на первом курсе исполнила главную роль в фильме «Вий» по одноименной повести Гоголя.
Позже актриса не раз слышала о том, что якобы Панночка сыграла роковую роль в ее жизни, но сама она по этому оводу говорила: «На самом деле это все вымыслы журналистов и зрителей! Конечно, изображать нечистую силу, тем более в храме, – грех. Но, во-первых, храмом был павильон «Мосфильма», во-вторых, грех случился по неведению, я в нем исповедовалась и, надеюсь, Бог мне его простил. Вскоре после «Вия» я окрестилась. С тех пор стараюсь жить по заповедям. Конечно, в моей судьбе было много светлого и хорошего и не менее – болезненного и печального. Но я не думаю, что фильм может разрушить жизнь».
После завершения учебы Наталья пришла в Театр им. К. Станиславского и выступала там на протяжении 7 лет. В 1970-х – первой половине 1980-х гг. она продолжала много сниматься в кино. Самыми заметными стали ее роли в фильмах «Семь невест ефрейтора Збруева», «12 стульев», «Гостья из будущего», «Не хочу быть взрослым» и др., но оглушительного успеха «Кавказской пленницы» не повторила ни одна из ее киноработ. Во второй половине 1980-х гг. новых предложений поступало все меньше, а в 1990-х гг. Варлей, как и многие ее коллеги, осталась без работы. Тогда она занялась озвучиванием иностранных фильмов и телесериалов, ее голосом говорили героини Катрин Денев, Софи Лорен и Мерил Стрип. Всего она озвучила около 2000 зарубежных киногероинь.
Кроме циркового училища и театрального института, Наталья Варлей окончила еще и Литературный институт им. М. Горького, куда поступила в 37 лет. И это был ее третий диплом с отличием. Наталья с самого детства писала стихи. В 2017 г. вышел уже четвертый сборник ее стихотворений. О том, что она – не только талантливая актриса, но и поэт, не знает даже большинство ее поклонников. А ведь ее стихи говорят о ней больше, чем ее киноработы:
По бойко-весеннему скверу
Иду по-весеннему тихо…
Что было со мной?
Только вихрь
Что будет со мной?
Только вера.
Я верю в добро и удачу,
Я верю, что жизнь – не пустыня,
Я верю в любовь, как в святыню
(Иное зовется иначе).
В судьбе моей – счастье и лихо,
И слез в ней довольно, и смеха.
И памяти долгое эхо
Я слышу то громко, то тихо…
И я подошла к осмысленью
Еще до последнего шага,
Что краткое жизни мгновенье –
Великое светлое благо.
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/220621/50218/