Бумага - материал поистине волшебный. Он для некоторых творческих людей является исходником, незаменимым для рукоделия. И по праву также можно сказать, что это искусство одно из древних, и в каждой стане имеет свое название. К примеру, в Белоруссии - выцiнанка (читается как выцинанка), на Украине - витинанка (читается как вытынанка), в Литве – karpiniai (читается как карпиняй) в Польше - wycinanka (выцинанка), в России - вырезка, в Германии - scherenschnitte (резьба по бумаге). Каждому народу присущи свои традиционные мотивы и символы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции.
Вспомните, снежинки, которые мы с самого детства так любим вырезать к новогодним праздникам - это та же резьба по бумаге, лишь в упрощенном виде.
Художественная резьба по бумаге зародилась в Китае почти два тысячелетия тому назад, вместе с изобретением самой бумаги. Это было во времена правления династии Хань, и именовалась она - цзяньчжи. Изначально вырезанные из бумаги узоры применялись для декорирования ворот, окон, фонарей и загородок внутри помещений. Занимались этим искусством преимущественно женщины.
В VIII-IX веках нашей эпохи художество цзяньчжи распространилось по всей Азии, а потом перебралось и в Западную Европу, а оттуда уже и в Восточную. На Западе было распространено силуэтное вырезание. Для него характерным было черное изображение на белом фоне, отсутствие прорезных частей. В основном это были портретные профили, реже - пейзажи и бытовые сценки. В Восточной Европе этому виду творчества была присуща как силуэтная техника, так и прорезные узоры.
Современные же работы, выполненные в технике художественного вырезания из бумаги, не содержащие традиционной народной символики и симметрии, называют прорезными изображениями, бумажной графикой, ажурным (филигранным) вырезанием. Сейчас это искусство широко распространено во всем мире.
Ножницы, канцелярский нож и бумага – вот и все, что нужно мастерам, чтобы создавать фантастические работы. Фигурки птиц и животных, утонченные узоры и целые стихотворения, «написанные» курсивом, цветочные сюжеты... Порой кажется, что они плетут тончайшие кружева из нитей. Но нет... Это кропотливый труд, требующий невероятной сосредоточенности и большого опыта.
Нужно также сказать, что эта работа требует иногда колоссальных затрат времени, иногда мастер на создание своего творения тратит от нескольких дней до месяца.
Художница Пиппа Дюрлага (Pippa Dyrlaga) из английского городка Мирфилд, (западный Йоркшир) вырезает из бумаги невероятно сложные и хрупкие произведения искусства. Она работает в необычной манере. Вырезание различных фигурок из бумажного листа, она подняла на уровень настоящего искусства. Для нее один простой лист бумаги — это уже миллион идей и возможностей.
Каждая ее композиция вырезана из единого листа и насыщенна мельчайшими деталями, имитирующими фактуру растений, оперение птиц, чешую змей или мех животных. А начинается работа с того, что сначала девушка наносит рисунок на оборотной стороне, а затем кропотливо удаляет острым ножом все лишнее.
За десять лет практики Пиппа достигла потрясающего мастерства. Ее резьба с тщательной деталировкой стала настолько изящна, что глядя на нее, просто невозможно поверить, что это филигранное белое кружево было создано лишь с помощью острого ножа для бумаги. К слову сказать, в ранних работах Pippa Dyrlaga использовала только белую бумагу, но не так давно мастерица начала добавлять в свои творения новые цвета и формы.
Вдохновляется талантливая художница природой, животным миром, архитектурой и поп-культурой. В свое время окончила факультет искусства и дизайна в Лидском Университете (Leeds Metropolitan University), в настоящее время занимается оформительскими и печатными проектами для своего интернет-магазина.
В Японии существует особая техника вырезания из бумаги – кирие (кirie), отсюда - киригами. В этой технике работает замечательный японский художник-самоучка Акира Нагая (Akira Nagaya), создающий невероятно воздушные произведения, будто сотканные из тончайших нитей. Также его работы многие сравнивают с графическими эскизами, нарисованными гелиевой ручкой.
Впервые Акира Нагая об этом ремесле узнал в двадцатилетнем возрасте, когда работал в японском суши-ресторане, где постигал науку резьбы по листьям бамбука, украшая затем своими произведениями блюда. Для усовершенствования профессиональных навыков Акира долгое время упражнялся дома на бумаге, вырезая тончайшие рисунки и орнаменты.
Позже Акира Нагая открыл уже собственный ресторан, где были выставлены виртуозные работы мастера. Спустя время художнику предложили показать свои работы и в местной галерее, чтобы о них узнали не только посетители ресторана. Успех был ошеломляющим и, как признается сам Акира, вот только тогда он почувствовал и понял, что занимается не просто поделками для развлечения, а настоящим искусством.
Для создания таких воздушных работ помимо художественного мастерства, требуется немало терпения, усидчивости, твердость руки и остроты зрения – ведь только одно неловкое движение и вся работа может быть безвозвратно утеряна.
На YouТube можно найти короткое видео, где художник, находясь в Джаз-клубе, вырезает на небольшом кусочке бумаги цветок. Никакого предварительного рисунка, только точно выверенные движения... Акира Нагая, словно скульптор, убирает все лишнее и рождается маленькое произведение искусства.
Оказывается, действительно, чтобы художнику выразить себя не всегда нужны какие-то дорогостоящие материалы. Взять что-то простое за основу и довести до совершенства – это так по-японски. Бумажные картины Акира Нагая поражают точной проработкой мельчайших деталей – это шедевры, достойные самых лучших художественных галерей.
Сегодня Акира Нагая — один из немногих мастеров в мире, способных создавать настолько тонкие узоры из бумаги. Не так давно в Японии прошла первая персональная выставка работ мастера, который сегодня считается лучшим резчиком по бумаге в стране восходящего Солнца.
Еще одна художница из Японии Хина Аоямы (Hina Aoyama), родилась в японском городе Иокогама, однако, сейчас живет и работает в Париже.
Маленькие ножнички, бумага, талант и упорный кропотливый труд – вот главные инструменты Хины Аоямы. Хрупкие произведения искусства в виде нежных бабочек или витиеватых кружев тексты писем поражают своей филигранностью.
Используя ножницы, она вырезает из бумаги тексты или рисунки, приклеивает их к ткани или стеклу, и получается такая красота. Поверить невозможно, сколько времени и нервов ей это стоит, однако, она, похоже, любит это дело.
Работы этой художницы выглядят воздушными и легкими, а также невероятно хрупкими. Это просто невероятный пример ювелирного мастерства.
По словам самой художницы, на создание одной работы может уходить от нескольких часов до целых недель кропотливой работы. Хина старается смешивать разные техники, чтобы подчеркнуть свой собственный стиль в жанре paper art. И, похоже, у нее он уже есть. Сложная комбинация вырезов по тонкой бумажной текстуре в руках Хины превращаются в самые настоящие шедевры современного искусства и делают их невероятно сложными и неповторимыми, а значит и уникальными.
Канако Абе – художница из Сан-Франциско, Калифорния, родом из Сендая, Япония. Её тонкие работы полностью вырезаны из одного листа бумаги с помощью высокоточного ножа. Разумеется, для создания такого произведения требуется большая концентрация и много часов работы.
После окончания Государственного университета Сан-Франциско со степенью бакалавра театрального искусства и нескольких лет работы дизайнером костюмов, Канако решила пойти иным путем и рассказывать истории через вырезанную из бумаги визуальную поэзию.
Для Канако создание вырезанного из бумаги искусства – это способ медитации на повседневные мысли, эмоции и взаимосвязь природы и вселенной.
Абе занимается тонким искусством вырезания из бумаги с 2012 года, с каждой работой мастерица усовершенствовала свое мастерство. Искусно вырезанные из бумаги силуэты птиц, животных, морских обитателей и ажурные листья разных пород деревьев в конечном итоге создают задуманный художницей образ.
Фотографии взяты из открытых источников интернета.