Зачастую, бывает крайне сложно определить временные рамки художественных эпох, а также провести точную границу между одной эпохой и другой. Тем не менее, можно сказать, что современное искусство — это искусство, которое было создано примерно в конце XIX и до середины ХХ века. Примерно в этот момент постмодернизм сменил модернизм.
В переводе на произведения искусства модернизм можно рассматривать как от реализма Гюстава Курбе до экшн-живописи Джексона Поллока. Постмодернизм возник в середине ХХ века, примерно в 1950 году, и породил таких художников, как Жан-Мишель Баския.
Современное искусство и искусство постмодерна имеют много общего: обе эпохи не могут быть сведены ни к одной художественной форме или стилю, ни к одной теории. Скорее, эти две эпохи знамениты тем, что породили разные стили и представления об искусстве. Типичными художественными формами модернизма являются импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, но также и фовизм.
В эпоху постмодерна появились новые формы искусства, такие как лэнд-арт, боди-арт, концептуальное искусство, поп-арт и многие другие. Этот диапазон искусства может быть продемонстрирован, например, картиной импрессиониста Клода Моне и картиной художника поп-арта Энди Уорхола. Оба в чём-то схожи по своему мотиву, технике, а также цветам, представлены совершенно по-разному.
Пережив Просвещение в недавнем прошлом, видя прогрессирующую индустриализацию и растущий отрыв от художественных институтов, традиций и норм, модернизм особенно отличался бесспорной верой в прогресс. Художественно эта воля к дальнейшему развитию проявилась в графических экспериментах, а также в форме редукции, как, например, проявил её художник Эль Лисицкий.
Именно книга Жан-Франсуа Лиотара «Состояние постмодерна» (1979) должна была положить конец этой вере в прогресс в постмодернизме. В своих работах Лиотар заменил универсально действительный и абсолютный объяснительный принцип (Бог, субъект и т. д.) множеством языковых игр, которые предлагали различные объяснительные модели. Жан-Франсуа выступил против определённой исторической формы рациональности, основанной на исключении гетерогенного. В результате возросла толерантная чувствительность к различиям, гетерогенности и множественности, а вместе с ней и способность переносить несовместимость. Неоднородное понимание мира также принесло с собой множество критических произведений искусства, в том числе работу Барбары Крюгер «Критика капитализма». На другие работы повлияла, например, борьба за гражданские права в США или вторая волна феминизма.
Эта неоднородность первоначально довольно формально проявилась в постмодернизме: классические средства искусства, такие как холст или бумага, были заменены новыми средствами. Художники всё больше и больше работали с повседневными материалами и смешивали их с классическими формами искусства. Коллажи, например, были очень популярны в 1950-х и 1960-х годах. Но и боди-арт, который использует тело в качестве холста, был такой новой формой искусства. Всё больше и больше художники отходили от любого объекта как средства искусства. Так, например, возникло исполнительское искусство.
Художник Марина Абрамович до сих пор остаётся одной из самых известных исполнительниц всех времён. Она начала свою работу в области перформанса с посвящением постмодернизма. Марина также представляла несколько нигилистический образ искусства, который можно рассматривать как типичный для искусства постмодерна и периода второй половины ХХ века. В своем спектакле «Энергия покоя» она выступала вместе со своим партнёром, исполнителем Улаем.
Позже художница объяснила свою работу следующим образом: «Я не была главной. В «Энергии покоя» мы на самом деле держали стрелу на весу наших тел, и стрела была направлена прямо в моё сердце. У нас было два маленьких микрофона рядом с нашими сердцами, так что мы могли слышать биение наших сердец. По мере того, как наше выступление прогрессировало, сердцебиение становилось всё более и более интенсивным, и, хотя оно длилось всего четыре минуты и десять секунд, я говорю вам, для меня это была вечность. Это был спектакль о полном и тотальном доверии».
Концептуальное искусство, по определению американского художника Сола Левитта, обеспечивало особенно радикальный подход к современному искусству. В то время как в начале ХХ века художественные движения, такие как Баухауз в Европе, ставили функцию искусства выше его формы, Сол выдвинул теорию, в которой идея важнее самого искусства. В тексте «Параграфы о концептуальном искусстве» он пишет: «Когда художник использует концептуальность самого искусства, значит, что всё то, что он планировал и решал, было сделано задолго до этого. Это делает исполнение поверхностным занятием. Идея – вот основная движущая сила, которая позволяет творить и создавать нечто новое».
В этом ключе художник Джозеф Кошут уже размышлял о различных кодах одного стула в своём концептуальном произведении «Один и три стула». Само произведение искусства не является уникальным в творчестве Кошута, а именно размышление художника над аллегорией Платона о пещере играет здесь ключевую роль, выступая в качестве финального штриха в произведении искусства.
Постмодернисты, такие как Лиотар, Хайдеггер, Деррида, а также феноменологи, такие как Лакан или Мерло-Понти, критически исследовали концепцию объективно воспринимаемой реальности. От теоретиков, подобных вышеупомянутым, исходят идеи, которые предполагают, что объективной истины и идентичности не существует. Новые теории восприятия также рассматривались и обрабатывались в искусстве постмодернизма.
Интересная работа в этом контексте исходит от нью-йоркского концепта и видеохудожника Дэна Грэма. В своей сложной работе «Две комнаты задержки», сделанной из зеркал и экранов, Дэн ставит посетителей своей работы перед функцией и пределами их собственного восприятия. В своих двух комнатах, каждая из которых оснащена двумя экранами и камерами, художник играет с техническим и человеческим наблюдением за своим собственным существованием. Временная задержка в передаче изображений с камеры на экраны имитирует человеческое восприятие.
Во-первых, ясно, что движение, которое модернизм и постмодернизм создают в искусстве в целом, является движением в смысле развития. Однако в эти две эпохи это движение происходит по-разному. Изменение формы также является наиболее очевидным. В то время как в начале модернизма художники всё ещё писали на холсте, постмодернизм создал произведения искусства, которые абсолютно заполняют пространство, как показывает последняя работа Дэна Грэма.
Модернизм против постмодернизма — это вера в прогресс против критики прогресса и поворот к плюрализму и гетерогенности. Проще говоря, это предположение о том, что существует более одной объективно воспринимаемой реальности. В прочем, каждый зритель по-своему понимает и воспринимает любое из направлений, ведь искусство настолько многогранно и непредсказуемо, что порой сложно понять его истинные мотивы и изначально заложенный смысл.