Зарегистрировано — 123 605Зрителей: 66 668
Авторов: 56 937
On-line — 9 264Зрителей: 1787
Авторов: 7477
Загружено работ — 2 127 441
«Неизвестный Гений»
Новости
Когда невесты к женихам сватов засылали и другие малоизвестные факты о семейном укладе патриархальной Руси
Сложно представить, что в семье патриархального типа мужчины и женщины менялись ролями. Однако в старой Руси такие случаи бывали, и они не вызывали никакого удивления. Просто причина для такой рокировки должна была быть очень уважительной. Читайте в материале, как невесты женихам навязывались, почему над примаками всей деревней издевались, и в каких случаях смена мужских и женских ролей была оправдана.
Примаки, доможиры и нашлепыши – кому давали такие некрасивые клички
Самый распространенный вариант, при котором происходила смена женских и мужских ролей — примачество. По традиции после сыгранной свадьбы невеста переезжала в дом новоиспеченного мужа. Проводился привычный обряд прощания с домом, и девушка уходила жить в семью своего избранника. Однако бывали и иные случаи: не невесте, а жениху приходилось менять отчий дом на новый. Обычно такая ситуация происходила вследствие финансовой несостоятельности парня. Чаще всего у него не было родителей. Иногда он был беден, потому что не получил никакого имущество от отца, или же не сумел самостоятельно встать на ноги. Какой бы ни была причина, такой мужчина становился в новом доме, то есть в семье жены бесплатным работником. К нему относились как к приживалке и по сути терпели только потому, что он был нужен для продолжения рода. Изредка мужчины, которых «взяли в мужья» не торопились возвращаться в родную деревню, так как боялись кары за какой-то нехороший поступок.
Примаками и в настоящее время называют парней, которые условно поменялись местами с невестой, то есть тех, кого взяли в мужья. И не только такое название существует. Например, в Архангельской области до сих пор ходят старинные слова, применяемые для обозначения мужчин, поселившихся у жены. Называют их доможирами доживалами, налёпышами, придатышами. Видно, что в прозвища вложено отношение, и оно явно неположительное.
Когда муж поселялся у жены, некоторое, достаточно длительное время, у него не было вообще никаких прав. Только по истечении определенного срока примак мог построить собственный дом и стать в нем настоящим хозяином. Порой примак под давлением односельчан брал фамилию жены. В этом случае над ним издевались и высмеивали.
Когда не жених, а невеста сватов присылала
Бывало и так, что родители девушки предпринимали все усилия, чтобы заманить жениха и заставить его переехать. Делаться это могло по серьезным причинам: например, сыновей в семье нет, а отпускать единственную доченьку очень не хочется. Кто будет хозяйством заниматься, в старости поможет? Вот и выбирали жениха, согласного стать примаком. Правда, при таком раскладе его воспринимали как полноправного члена семьи. Если умирал тесть, и у жены не было братьев, мужчина становился главным в семье.
Невеста, вернее уже жена, в подобных случаях не могла рассчитывать на сострадание и поблажки, которые обычно предоставлялись невесте, ушедшей жить к мужу. Мнение женщины просто-напросто не учитывалось, а ее капризы не принимались во внимание.
Традиционно на Руси инициатором сватовства являлись родители жениха и сам жених. Удивительно, но существовал и иной обычай, меняющий представление о сватовстве. В этом случае в дом к выбранному жениху являлись родственники и родители девушки. Их целью было расхваливание невестушки, соблазнение жениха богатым приданым, обещаниями сладкой и безбедной жизни. Такой обряд имел название «навязывание». Две причины могли заставить родителей «навязаться»: во-первых, отсутствие сыновей и желание, чтобы в доме был мужчина-зять, и во-вторых, нежелание расставаться с дочерью. При навязывании жених и невеста менялись ролями два раза — при самом сватовстве, а потом при переезде молодоженов в дом жены, а не мужа.
Как засидевшиеся в девках и вдовы последний шанс ловили
К сожалению, некоторым девушками просто приходилось навязываться жениху. Речь о засидевшихся в девках и вдовах. Они набивались в жены, пытаясь поймать последний шанс. Бывало, что на пороге дома жениха устраивался настоящий торг, который организовывали родные невест. Просто конкурс красоты или шоу «Холостяк». Те, кто пришли первыми, находились в избе, сидели на почетных местах. Тем, кто опоздал, приходилось стоять у раскрытых окон и оттуда расхваливать свою претендентку. Кстати, под Рязанью тем родственникам, которые пытались расхвалить невесту как следует, присваивали прозвища хвастун или хвастушка.
Существовала еще одна традиция, которую смело можно назвать унизительной. Неудачливую невесту или вдову усаживали на санки и начинали возить по селу. При этом родственники кричали: «Кому невесту? Созревшую, поспевшую?! Надо кому?». Бывало, что мужчины клевали на подобное предложение. Тогда родителей девушки звали в дом, где в срочном порядке проходил обряд сговора и рукобития. Иногда на следующий день жених и невеста уже шли под венец. Это делалось для того, чтобы жених не передумал.
Запутанные переезды и навязывание невесты
О навязывании можно прочитать еще в старинных книгах, например, такие упоминания содержат «Записки о московских делах» (1516 год), «Русский закон» Крижанина (1663 год). И сегодня в Архангельском регионе существует эта традиция, хотя она претерпела некоторые трансформации. Например, в деревнях Аргамаково и Исады родные возможной потенциальной невесты занимаются «выбиванием» у семьи жениха согласия. После этого мужчина должен приехать к невесте и забрать ее в свой дом, причем родители тоже едут с дочерью. В жилище мужчины проводится традиционное сватовство — родные жениха выступают в роли сватов. То есть делается все то же самое, что должно было произойти в доме невесты, но по причине навязывания место изменилось.