Николай родился в 1874 году в Санкт-Петербурге в семье немца и русской. Будучи ребёнком знатного происхождения, он был окружён книгами и интеллектуальными друзьями своих родителей. В возрасте восьми лет он поступил в одну из самых престижных частных школ города. Изначально предполагалось, что его образование поставит его на путь юриста. Однако у Николая были гораздо более грандиозные планы. Проводя каникулы в поместье Извара, он открыл для себя страсть, которая определит его дальнейшую жизнь: народные легенды. Окутанная тайной и наполненная обнаруженным древним наследием, Извара стала местом, где Николай впервые попробовал себя в качестве археолога.
Создавая подробные карты региона и описывая свои находки, молодой Рерих привлёк внимание одного из самых выдающихся российских археологов того времени – Льва Ивановского, которому он помогал в раскопках загадочных местных курганов. Тайна этих захоронений и языческие традиции впоследствии подтолкнули Николая к созданию нескольких своих шедевров, вдохновлённых славянскими легендами. Тогда в его голове промелькнула мысль: а что, если в сказках есть доля правды. И, возможно, то, что не может быть открыто археологией, можно представить с помощью искусства.
Одержимый прошлым, он начал рисовать. Вскоре его талант заметил друг семьи, скульптор по имени Михаил Микешин. Поскольку отец Николая хотел, чтобы его сын стал успешным юристом, как и он сам, и никогда не одобрял его занятия, тем не менее, молодой художник поступил и в Санкт-Петербургский университет, и в Российскую академию художеств. С ростом русского символизма и его поиском скрытых истин и гармонии Николаю было суждено попасть под чары молодых художников, которые позже создали группу, известную как «Мир искусства». В 1897 году он окончил академию, представив свою заключительную работу «Вестник». Через год он окончил университет, но отказался от всех идей об адвокатской практике.
Очарованный средневековыми традициями России, Николай путешествовал по империи, восстанавливая памятники и собирая фольклор. Прежде чем отважиться открыть для себя Шангри-Ла, он обратился к русским мифам, в надежде найти легендарный город Китеж.
Якобы расположенный на озере Светлояр и возведённый русским князем в конце XII века, Китеж занимал пространство между мечтами и реальностью. Как и Шангри-Ла, Китеж должен был быть местом художественной красоты и утонченности. Подобно Шангри-Ла, он был скрыт от посторонних глаз. Город был поглощён водами озера, которое когда-то защищало его от татарского нашествия. Сам Николай позже считал, что Китеж и Шамбала вполне могут быть одним и тем же местом. Его местоположение не связано с настоящей реальностью, а вход в него скрыт где-то в Гималаях.
Самая известная работа художника, посвящённая Китежу – «Сеча при Керженце», была создана для фестиваля «Русские сезоны» в Париже. Это был великолепный занавес, который заставлял зрителя, как и художника, искать затерянный город. Рериховское изображение Китежа светится красным и оранжевым, воды озера отражают неминуемое кровопролитие предстоящей битвы. На переднем плане появляется сам Китеж, отражение его луковичных куполов и богато украшенных крылец видно в оранжевом озере. Играя с перспективой, Николай создал мечту о русской Шангри-Ла, которая открывалась только самым наблюдательным зрителям.
Интерес Николая к ранней славянской истории разделяли и его современники, в том числе композитор Игорь Стравинский, чей балет «Обряд весны» принес славу и успех как композитору, так и художнику. Эти славянские темы вновь появились во многих произведениях Рериха. Начало Руси, славяне отражают представления Николая о мистических силах и знаниях его предков. Идолы изображают торжественный языческий обряд, возвещающий о присутствии давно ушедших богов. Погрузившись в славянские мифы, художник начал искать подобные легенды в фольклоре других стран от Китежа до более абстрактного понятия Шангри-Ла. Работая с самыми выдающимися русскими художниками своего времени, он создавал эскизы мозаик и фресок, воскрешая технику средневековых русских и византийских мастеров.
Стремление художника к универсальности привело его к восточному искусству. По мере того, как он собирал восточноазиатское искусство, особенно японское, и писал статьи о японских и индийских шедеврах, его внимание сместилось со славянского эпоса на индийские легенды. Будучи любителем красок, Николай отказался от масел и обратился к темпере, которая позволила ему создавать эти искомые тёплые оттенки и насыщенные цвета. Его изображение Гималаев не слишком отличается от его изображения русских полей, где природа всегда доминирует над человеком, а искусственно уменьшенный горизонт подавляет зрителя.
С 1907 по 1918 год в России и Европе появилось десять монографий, посвящённых творчеству Рериха. Что касается самого художника, то его судьба сделала неожиданный поворот, который приблизил его к тайне Шангри-Ла. В 1916 году Николай заболел и вместе с семьёй переехал в Финляндию. После Октябрьской революции он был изгнан из СССР. Художник не вернулся домой, а вместо этого переехал в Лондон и присоединился к Оккультному теософскому обществу, которое преследовало те же принципы мировой гармонии, которые руководили жизнью Николая. Идея раскрыть свой внутренний потенциал и найти связь с космосом через искусство подтолкнула Рериха и его жену Елену к созданию нового философского учения – «Живой этики».
Следующие годы своей жизни он провёл в США и Париже, где участвовал в успешных выставках и искал новые легенды, которые пленили его не меньше, чем славянский фольклор. В то время как русская тематика оставалась заметной в жизни Николая, его страсть к Центральной Азии и Индии вскоре затмила другие его устремления. В 1923 году он организовал грандиозную археологическую экспедицию в Центральную Азию, надеясь найти таинственную Шангри-Ла. В последующие годы своих исследований в Азии Рерих написал две этнографические книги о Гималаях и Индии. Он также создал более полутысячи картин, которые запечатлели красоту пейзажей, с которыми он столкнулся.
Шангри-Ла Рериха, как и Китеж, была мечтой, видением нетронутой и волшебной красоты, к которой имели доступ лишь избранные. Невозможно выяснить, где находится Шангри-Ла, так как художник полагал, что нашёл её, бродя по горам. Его захватывающие дух пейзажи доказывают, что он прав. Опираясь на легенды о Китеже и Шамбале, он наметил свои маршруты и записал свои впечатления в нескольких книгах.
После экспедиции семья Николая основала Гималайский научно-исследовательский институт в Нью-Йорке и Институт Урусвати в Гималаях. Он написал Хартию, которая позже будет известна как Пакт Рериха – первый в мире договор, защищающий памятники искусства и культуры от войн и вооружённых конфликтов. Как историк искусства, художник и археолог, он был идеальным кандидатом по защите памятников.
В 1935 году художник переехал в Индию, погрузившись в индийский фольклор и создав свои самые известные картины. Он ни разу не отказался от своей любви к неровным линиям и контрастам, а также к протяженным горизонтам, которые отмечают многие из его картин. Николай считал Индию колыбелью человеческой цивилизации и стремился найти связи между русской и индийской культурой, ища сходные закономерности в легендах, искусстве и народных традициях. Это включало его любимую тему затерянного города Шангри-Ла, из которого была вдохновлена Шамбала.
Он писал, что путь в Шамбалу — это путь сознания в его Сердце Азии. Простая физическая карта не приведёт вас в Шангри-Ла, но открытый разум, сопровождаемый картой, может выполнить эту задачу. Картины Николая были картами, которые давали зрителю возможность быстро увидеть Шангри-Ла: место безмятежной мудрости, выполненное в ярких цветах и искажённых формах. Он погрузился в индийскую культурную жизнь, подружился с Индирой Ганди и Джавахарлалом Неру и продолжал рисовать свои любимые горы и легенды.
В своих более поздних работах он отмечал, что две темы всегда захватывали его воображение: Древняя Россия и Гималаи. Работая над своей Гималайской сюитой, он создал ещё три картины – «Пробуждение богатырей», «Настасья Микулишна» и «Святогор».
В это время Советский Союз был опустошён Второй мировой войной. Николай хотел выразить тяжёлое положение русского народа в своих картинах, сочетая в них как индийскую, так и русскую тематику. Рисуя Гималаи, он верил, что действительно открыл Шангри-Ла. Часть его рассказа может даже оказаться правдой. Все более поздние картины художника имеют одно общее качество – их растянутый вид с высоты птичьего полета на зубчатые очертания гор и сгруппированную архитектуру.
Стилистически его картины, изображающие русские былины, похожи на его индийские картины. Его любовь к контрастам и преувеличенным формам доминирует в композиции. Захватывающий характер его работ увлекает зрителя, перенося в мистическое место: Китеж или Шамбала, или, возможно, Шангри-Ла, термин, который стал прозвищем для любого затерянного города.
В отличие от других художников своего времени, Николай избежал ловушки ориентализма. Он никогда не изображал Восток другим. Для него и Восток, и Запад были просто двумя сторонами одной медали, его увлечение русскими богатырями равнялось его интересу к индийским героям и гуру. Он отказывался различать их и вместо этого искал связи, теософские взгляды подталкивали исследовать пределы духовного в своих картинах.
Будучи международной фигурой, он никогда не переставал искать эти связи, его особый стиль живописи приспосабливался к изображению русских, индийских и даже мексиканских тем. Возможно, именно желание разобраться во всех легендах мира побудило его написать Шангри-Ла в первую очередь.
За двадцать лет он написал около двух тысяч гималайских картин, часть потрясающей коллекции из семи тысяч картин. Долина Кулу, расположенная среди величественных заснеженных вершин, стала его домом и рабочим местом. Именно здесь в 1947 году умер Николай. Согласно его желанию, его тело было кремировано. Ему был дарован титул святого или махариши. Между двумя странами, которые он очень любил, он умер в Индии, недалеко от входа в мистическую Шамбалу. Для человека, который нашёл свою Шангри-Ла, его последнее желание остаться рядом с ней вполне уместно.